ООО «Инфоурок»
Реферат по дисциплине
«Астрономия»
На тему:
«Требования к современному урокуастрономии с позиций системно-деятельностного подхода»
Выполнила:
Степанова Юлия Алексеевна
Питерка 2023 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. «Современный урок в условиях введения ФГОСтретьего поколения»…………………………………………………………………….6
2. Требования к современному уроку астрономиив рамках системно-деятельностного подхода………..…………………………………………10
Заключение………………………………………………………………….…..14 Список использованных источников…………………………….………….15
Введение
Системно-деятельностный подход — этоорганизация учебного процесса, в котором главное место отводится активной иразносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательнойдеятельности школьника.[1]. Данный подход позволяетвыделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач иуниверсальных учебных действий (УУД), которыми должны владеть учащиеся.
Системно-деятельностный подходнацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности.Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собойразвитие.
В связи с введением Федеральногогосударственного образовательного стандарта (ФГОС) третьегопоколения системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителейстраны. В основе ФГОС лежитсистемно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результатыобразования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личностиобучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания иосвоения мира составляет цель и основной результат образования. [2]
Цель системно-деятельностного подхода: научитьне столько знаниям, а работе, т. е. умению самостоятельно добывать знания [1].
Деятельность — процесс (процессы) активноговзаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяеткакие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любуюактивность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельностьхарактеризует сознательную сторону личности человека.
Система — множество элементов, находящихся вотношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность,единство.
Педагогическая система — совокупность такихвзаимосвязанных компонентов, как цели образования, субъекты педагогическогопроцессы (педагог и учащиеся), содержание образования (общая, базовая ипрофессиональная культура), методы и формы педагогического процесса иматериальная база (средства). [2]
Системный подход — Системный подход —направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрениеобъекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В.Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов(Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (А. Д. Холл, Р. И.Фейджин, поздний Л. фон Берталанфи). [3]
Деятельностныйподход –это процесс деятельности человека, направленный на становление егосознания и его личности в целом. [4]
Цельюдеятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъектажизнедеятельности. В общем смысле быть субъектом –значит быть носителем идеи Я,а это, в свою очередь, означает, что человек мыслит, воспринимает, переживает иосуществляет себя в качестве причины себя самого. Потребность человекавыступить перед собой, испытать себя в своей первопричинности по отношению кмиру, в конечном счете, обосновать перед собой тождество Я = Мир[2].
Главное средство субъекта –умение учиться, т.е. учить себя. Именно поэтому учебная деятельность являетсяуниверсальным инструментом развития. Основные характеристики деятельности: целеустремленнаясистема; наличие обратной связи; всегда имеет генетически развивающийся плананализа.
Развитие личности в системеобразования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальныхучебных действий.
Системно-деятельностныйподход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контекстеключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владетьучащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоенияновых знаний, умений и компетентность, включая организацию усвоения, то естьумения учиться.
Поэтому исследования темы «Требования ксовременному уроку с позиций системно-деятельностного подхода» так актуальны ипрактически значимы в наше время.
Цель реферата:
Выявить основные требования требований ксовременному уроку астрономии с позиций системно-деятельностного подхода.
1. «Современныйурок в условиях введения ФГОС третьего поколения»
Всовременной общественной жизни происходит множество изменений, которые требуютразвития новых педагогических технологий, способов образования, имеющих дело синдивидуальным развитием личности, формирования у обучающегося универсальногоумения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем всамоопределения, профессиональной деятельности повседневной жизни.Важнейшейзадачей современной системы образования является формирование совокупности УУД,обеспечивающих «умение учиться в образовательном процессе. В основесовременных ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационногообщества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования всистеме образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования; признание решающей роли содержанияобразования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействияучастников образовательного процесса; разнообразие организационных форм и учетиндивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческогопотенциала, познавательных мотивов; гарантированность достижения планируемыхрезультатов освоения основной образовательной программы начального общегообразования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоенияобучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности. [5]
Урокпо прежнему остается основной формой организации современных учебных занятий.Основные положения при проектировании и проведении современного урока:
· целостность урока;
· единство обучения, воспитания и развития,их взаимосвязь;
· личностный подход, деятельностный подход;
· внутриурочная дифференциация ииндивидуализация обучения;
· создание и поддержание высокого уровняпознавательного интереса, ситуация успеха, самостоятельная умственнаяактивность учащегося;
· применение разнообразных методов, средстви методических приемов. Выбор наиболее рациональных методов, приемов, средствобучения, стимулирования и контроля, сочетание различных форм коллективной ииндивидуальной работы, обеспечение самостоятельности;
· формирование способов умственных действийучащихся; гибкая неформальная система контроля; целесообразное и оптимальноэкономное расходование времени урока; сочетание трудности и доступности вобучении. [5]
Основныетребования к современному уроку:
· четкое формулирование целей в целом и ихсоставных элементов;
· определение места урока в системе урокови его содержания в соответствии с требованиями УП и целями урока, с учетомуровня подготовки учащихся;
· прогнозирование уровня усвоения учащимисяЗУН как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах;
· реализация на уроке всех дидактическихпринципов; создание условий для успешного учения учащихся, связь теории спрактикой; системность уроков. [6]
Ксовременному уроку в образовательном учреждении предъявляются воспитательные,дидактические, психологические и гигиенические требования.
Воспитательныетребования:
· формировать у учащихся в процессе обучениячерты личности необходимые для безопасного поведения;
· формировать чувство ответственности заличную безопасность и ценностное отношение к здоровью и жизни;
· осуществлять патриотическое инравственное воспитание.
Дидактическиетребования:
· содержание обучения должно быть научным,доступным, тесно связанным с социальной практикой, систематическим ипоследовательным;
· обеспечить активность и сознательноеусвоение учебного материала;
· сочетание словесных, наглядных,практических, репродуктивных, поисковых методов обучения;
· планомерность реализации цели,образовательных, воспитательных и развивающих задач, учебно-воспитательнаяработа должна быть дифференцирована с учетом коллективных и индивидуальныхособенностей учащихся;
· результаты урока должны быть доведены доучащихся и осознаны ими;
· учебная деятельность должна бытьразнообразной по содержанию и по форме проявления; использование разнообразныхприемов организации и методов обучения и воспитания в рамках цели и задачкаждого урока.
Психологическиетребования:
· учитывать психологические особенностикаждого ребенка: мышления, памяти, внимания, воли, эмоций.
Гигиеническиетребования:
· избегать однообразия в учебной работе,чередовать виды учебной деятельности;
· контролировать обеспечение оптимальноготемпературного режима, влажности, качество освещения, своевременное иэффективное проведение физкультминуток, обеспечение правильной рабочей позыучащегося, соответствие мебели росту учащихся. [5]
Планированиеурока – наиболее сложный этап, так как от него зависит ход урока и егорезультаты. На этапе планирования преподаватель формулирует цель, задачиурока, определяет структуру урока, выстраивает логическую последовательностьосновных видов деятельности преподавателя и учащихся на уроке. При постановкецели урока педагогу важно понимать и представлять обобщенную цель (чему ученикдолжен научиться) и конкретная цель (что ученик будет знать, уметь делать,завершив этап работы и как узнать, что он умеет это делать).
Преподавателюважно четко сформулировать, задачи урока: обучающие (дидактические);воспитательные; развивающие. Далее в зависимости от целей и задачпреподаватель определяет тип и структуру урока.
Дляпостроения урока в рамках ФГОС ООО важно понять и определить критериирезультативности урока. В конце урока учащиеся отвечают на вопросы, подводятитоги, что позволяет каждому учащемуся в случае необходимости восполнитьпробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал.
2. Требования к современному уроку астрономиив рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностныйподход определяет требования к современному уроку:
1.Целеполагание.
2.Мотивация.
3.Практическая значимость знаний и умений..
4. Отбор содержания, обязательного для усвоениякаждым обучающимся.
5.Отработка общеучебных умений и навыков.
6. Построение каждого этапа урока по схеме:задача – деятельность обучающихся по выполнению задачи – итогдеятельности – контроль уровня выполнения. Использование разнообразныхприемов организации учебной деятельности обучающихся с учетом их возрастных ииндивидуальных особенностей.
7. Подведение итогов каждого этапа урока,наличие обратной связи на каждом его этапе. Выполнение любой учебной задачидолжно контролироваться учителем с целью обеспечения усвоения запланированногообъема материала каждым обучающимся и преодоления возникших трудностей.
8. Наличие блока самостоятельного получениязнаний учащимися в процессе работы с различными источниками информации.
9.Организация групповой работы.
10. Использование системы самоконтроля ивзаимоконтроля.
11. Качественная положительная оценкадеятельности обучающихся.
12.Рефлексия.
13.Минимализация и вариативность домашнегозадания.
14. Создание психологически комфортной атмосферы.
Особенностьюуроков по астрономии в образовательных организациях, является наглядностьпредставления учебной.
На основе анализатребований к современному уроку с рамках системно-деятельностногоподхода можно предложить следующую общую структуру современного урокаастрономии:
Уроки астрономии можноразделить на несколько видов:
1.Уроки исследования иосвоения новых знаний.
Цель урока:
§ сформировать умениепользоваться новыми способами действия.
§ расширить понятийную базуновыми элементами.
Мотивирование ученика. Формулировкацели и темы.
Формулирование гипотезы иплана действий.
Проверка гипотезы черезнаблюдение, эксперимент, лабораторную работу.
Первичное закрепление знанийчерез контекстное чтение, диалог, анализ фрагмента фильма.
2.Уроки рефлексии.
Цель урока:
§ сформировать способность крефлексии контрольно-коррекционного типа.
§ закрепить и скорректироватьизученные действия.
Подготовка ккоррекционной работе.
Формулированиетемы и цели. Основано на том, что ученики усвоили на предыдущем уроке.
Формулированиегипотезы.
Обобщение иотработка способов действия.
3.Урокобщеметодологической направленности.
Цель урока:
· научить формулировать выводы,структурировать и обобщать информацию.
· построить обобщающие нормыдействий и определить теоретические основы содержательных и метапредметныхлиний урока.
Мотивирование ученика.
Формулировка темы и целина основе последующих задач. Закрепление информации через размышление, диалог,решение различных типов задач.
Включение новых действийв систему знаний через обобщение.
4.Урок развивающегоконтроля.
Цель урока:
§ сформировать способность косуществлению контроля.
§ построить механизм контроля исамоконтроля.
Формулировка заданий надом (контрольные, зачетные, лабораторные работы).
Предоставление ученикамобоснованного эталона.
Сопоставление домашнейработы с содержанием учебника.
бсуждение критериевконтроля и оценки результатов.
Для мотивации обучающихсяи лучшего восприятия ими информации следует представлять интересные факты,значимые для современного подростка. Учебник следует использовать только какисточник первоначальных сведений и опору для выполнения домашних заданий. Привозможности, следует организовывать наблюдение за небесными телами и обсуждениеувиденного.
Изучение астрономиистановится более интересным и запоминающимся для учеников, когда в процессе ониприобретают жизненный опыт – например, в ходе мыслительной деятельностипутешествуют, оказываясь в разных уголках Вселенной. 6
Заключение
В ходе выполненияреферата были выявлены основные требования к современному уроку астрономии спозиций системно-деятельностного подхода. Даны определения таким понятиям, как:
§ Системно-деятельностныйподход
§ Деятельность
§ Система
§ Педагогическая система
§ Системный подход
§ Деятельностный подход
Во введении былаобусловлена актуальность выбранной мною темы для реферата.
А также:
· рассмотрена современнаяструктура урока;
· проведенанализ содержания основных требований к современномууроку в рамках системно-деятельностногоподхода;
· рассмотрена общая структурасовременного урока астрономии с приведенным описанием основных типов уроков.
Реализация рассмотренных требованийпредполагает наличие у преподавателей определенных компетенций:
· Компетентность педагога в областипостановки цели и задач урока.
· Компетентность педагога в областимотивирования обучающихся.
· Компетентность педагога в содержаниидеятельности (уровень владения учебным материалом по предмету).
· Компетентность педагога в областипрофессионально-педагогической позиции и личностных качеств.
· Компетентность в области организацииучебной деятельности.
Списокиспользованных источников
1. ФГОС третьего поколения: изменениястандартов // [Электронный ресурс]
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/fgos
2. Системно-деятельностный подход какметодологическая основа ФГОС. // [Электронный ресурс]
3. Википедии «Системный подход»// [Электронный ресурс]
https://ru.wikipedia.org/wiki
4. Деятельностный подход в образовании //[Электронный ресурс]
https://www.informio.ru/publications/id3555/Dejatelnostnyi-podhod-v-obrazovanii
5.Современный урок в условиях реализации ФГОС // [Электронный ресурс]
https://www.pedmasterstvo.ru/categories/31/articles/2207
6. Требования к современному уроку астрономии в рамкахсистемно-деятельностного подхода // [Электронный ресурс]
https://infourok.ru/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-s-pozicij-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda