Требованияк современному уроку
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять,обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.
К. Д. Ушинский
Цели обучения всовременном обществе определяются содержанием образования и диктуютсяпотребностями общества, которое нуждается в специалистах, умеющих применятьсвои знания для решения творческих и познавательных задач, самостоятельно, апорой и нестандартно, мыслящих, не боящихся принимать грамотные и хорошообдуманные оперативные решения.
В настоящее времяпроцесс обучения уже не ограничивается простым сообщением определенных знаний,которые учащиеся должны запоминать и воспроизводить. Нужно не только передаватьнакопленные знания, но и на основе этих знаний учить практической деятельности,мышлению, логическим рассуждениям.
Техническийпрогресс ставит перед людьми все более сложные задачи, и для решения этих задачустаревшие способы преподавания могут оказаться недостаточными или абсолютнонеприемлемыми. Нужно вырабатывать такие методы работы, чтобы развивать у студентовспособность самостоятельно находить способы познания и получения практических навыков.Идя к этой цели, преподаватель должен совершенствовать свое мастерство путем грамотной организации урока. В случае возникновениязатруднений провести самоанализ, который поможет выявить причины недостаточнойэффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач. Для преподавателя самоанализ урока, рефлексивнаядеятельность должныиметь особенноважное значениедля осмысления своих действий.
Современный урок— это ограниченный во времени период регулярного общения преподавателя и студента,который наполнен напряженным трудом обеих сторон, творческими поисками,ежедневной работой и размышлениями.
Любой урок (теоретическоезанятие, практическая или лабораторная работа, факультатив) необходиморассматривать как составляющий элемент хорошо продуманной и правильновыстроенной системы работы преподавателя. На уроке решаются задачи обучения,воспитания и развития учащихся, которые определяются ясно и определеннопоставленными целями. Достижение этих целей и есть задача педагогическойдеятельности преподавателя.
Основными характеристикамиурока являются:
— четкостьпостроения – умение преподавателя строго соблюдать план занятий и, одновременнос этим, отвечать на какие-либо дополнительные и разнонаправленные вопросы, нетеряя нить своего повествования;
— направленностьна формирование у студентов желания и умения учиться – воспринимать подаваемыйматериал, усваивать его, размышлять, запоминать, и уметь преподносить со своейстороны;
— завершенность –доведение преподавателем своего замысла до логического завершения. Так каквремя урока ограничено во времени, оно должно экономно использоваться. Этодостигается подготовленностью преподавателя и учащихся, наличием дисциплины инеобходимого оборудования.
Система уроков полюбой дисциплине обладает периодичностью и имеет циклический характер. Обычноцикл поделен на следующие дидактические части:
— повторение изученного ранее материала;
— изучение новогоматериала;
— закрепление новогоматериала;
— применениезнаний к решению практических задач;
— контрользнаний.
В соответствии сэтим тематический цикл уроков содержит различные их виды:
— уроки изучениянового материала;
— комбинированныеуроки;
— урокиприменения знаний, формирования практических умений и навыков;
— уроки контроля.
В связи сособенностями дисциплины в системе уроков могут быть некоторые виды занятий, ккоторым могут предъявляться специфические требования, но существуют общиекритерии, которым должен удовлетворять любой урок.
Кроме того, каждыйурок, каким бы он ни был по своей направленности и содержанию, должен нести всебе воспитательные функции – формирование социально-активной гражданскойпозиции, здорового и активного образа жизни. (например, развитие отрицательногоотношения к употреблению и распространению психоактивных веществ, к неприятиюалкоголя и табакокурения).
Развитиетворческих способностей и творческой активности, воспитание нравственно-эстетическое,патриотическое также являются задачами любого урока и должны идти параллельно сразвитием общеобразовательным.
К основнымкритериям современного урока можно отнести:
1. Структуруурока.
Нахождениеоптимального, в условиях лимитированного времени, изложения содержания и выбора методовобучения является актуальной задачей. Этого можно достичь, во-первых, выделениемглавного и наиболее трудного к восприятию материала в содержании урока.Во-вторых, выбором наиболее рациональных методов и средств обучения.В-третьих, определением целесообразной последовательности подачи материала. И,в-четвертых, созданием необходимых учебно-материальных условий обучения.
2. Творчество и познавательнуюдеятельность учащихся.
Основное отличиетворческой познавательной деятельности от воспроизводящей состоит в активизациитворческих сил и познавательных способностей учащихся, в более глубокомпроникновении в сущность изучаемых вопросов. Без осознания цели поиска, безинтереса к пополнению недостающих знаний, без воображения невозможна никакаяпознавательная деятельность, и задача преподавателя – развивать такиеспособности у учащихся в рамках современного урока.
3. Самостоятельнуюдеятельность учащихся.
Развитьсамостоятельную деятельность помогает решение несколько взаимосвязанных задач:
— такоепостроение урока, при котором учащиеся не только воспринимали бы подаваемыйпреподавателем материал, но и по необходимости занимались самостоятельнойработой под контролем педагога;
— обучение учащихсяприемам и разновидностям такой деятельности;
— обучение самостоятельномуприменению полученных знаний и навыков в учебной и практической деятельности.
Тщательнопродуманная система самостоятельных работ учащихся с четко поставленнымизадачами, связь этой системы с другими методами обучения успешно решает эти задачи.
Современный урокподразумевает применение следующих видов самостоятельной деятельности учащихся:
— работа сучебной и справочной литературой;
— разнообразныеформы практических занятий с элементами расчетов, построения изображений,составления схем и пр.;
— экспериментально-исследовательскиеработы;
— работа сраздаточным материалом;
— наблюдения за практическимидействиями преподавателя и построение выводов из них и др.
4. Учебно – методическийкомплекс.
Современный урок— это совместная работа преподавателя и учащихся с применением техническихсредств обучения, наглядных пособий, методических материалов, учебногооборудования, составляющих единую дидактическую систему. Специализированнаяучебная аудитория должна содержать следующие компоненты, необходимые дляполноценного проведения занятий: учебное оборудование, методическое оснащение исредства управления ими. Главная цель этих составляющих – создать атмосферу изучаемогопредмета, вызвать интерес у учащихся, активизировать их мыслительнуюспособность, призвать к самостоятельной деятельности.
5. Результативность.
Очень труднооценить результативность одного урока, так как только в прямом контакте слабораторно-практическими работами проявляется наибольший эффект от егопроведения.
Результативность современногоурока достигается экономным и рациональным расходованием времени урока,применением разнообразных методов и средств обучения, а главное – плодотворнымвзаимодействием в процессе обучения педагога и учащегося.
Определивсущность современных уроков с описанием основных критериев, необходимоперечислить требования к ним.
1. Дидактическиетребования:
— созданиеусловий для успешного обучения учащихся;
— определениенаиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования иконтроля;
— сочетаниеразличных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальнаясамостоятельная деятельность учащихся;
— четкоеформулирование образовательных задач и их связь с развивающими ивоспитательными задачами;
— определениеоптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы ицелями урока;
— прогнозированиеуровня усвоения учащимися знаний, умений и навыков как на уроке в целом, так ина отдельных его этапах.
2. Психологическиетребования.
Психическоесостояние учителя и учащихся, оптимальный темп и ритм достаточно ощутимо влияетна результаты урока. Комфортное начало и окончание урока обеспечиваетположительный эмоциональный настрой учащихся. Чтобы достичь большего прогрессав обучении, в усвоении учащимися знаний, необходимы полный контакт вовзаимодействии преподавателя и учащихся, соблюдение педагогического такта, спокойноеи естественное психологическое состояние учащихся в процессе урока. Должнадоминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда срегулярной сменой (по возможности) видов деятельности учащихся и оптимальнымсочетанием различных методов и приемов обучения.
Преподавательдолжен изучать и учитывать на уроке психические особенности учащихся: мышление,память, внимание, эмоции, умение слушать.
Требования,предъявляемые к учащимся, должны соответствовать уровню их развития, но непревышать и не занижать их возможности.
Психологическимицелями урока можно считать:
— разностороннееразвитие учащихся в рамках изучения учебного предмета и каждого конкретногоурока;
— определениесредств психологического воздействия, обеспечивающих развитие учащихся.
Проведя психологическийанализ деятельности учащихся на уроке, можно определить:
— позициюучащихся: активную или пассивную;
— уровеньвладения основными компонентами учебной деятельности – умением поставить цель,выбрать средства решения задач, провести самоанализ;
— наличиеинициативы у учащихся в процессе обучения;
— отношение к своими чужим ошибкам;
— склонность к самостоятельностиили кооперации;
— отношениеучащихся к преподавателю;
— преобладающеена уроке настроение учащихся.
3. Гигиеническиетребования к уроку:
— температурныйрежим в помещении;
— физико-химическиесвойства воздуха и, при необходимости, проветривание;
— уровеньосвещения;
— предупреждениеутомления и переутомления;
— чередованиевидов деятельности: пересказ пройденного материала – слушание нового материала– выполнения вычислительных, графических или практических работ и пр.;
— соблюдениеправильной рабочей позы учащегося, особенно при проведении практических работ сиспользованием специфического оборудования и приспособлений.
Кроме этихтребований при подготовке современного урока необходимо учитывать:
1. Возрастныеособенности учащихся.
2. Уровниобучаемости (присутствие в группе «сильных» и «слабых» учащихся).
3. Уровень самоорганизацииучащихся.
Это даёт возможность осуществлятьдифференцированный подход к обучению, правильно сочетать индивидуальную,групповую и фронтальную формы работы.
По отношению кпроцессу всего обучения урок необходимо рассматривать как самостоятельнуюцелостную систему, но учитывая, что он, в первую очередь, закономерный,ограниченный определёнными рамками времени отрезок учебно – воспитательногопроцесса с представленными в нем основными элементами: целью, содержанием,методами и организацией. Качественный уровень современного урока зависит отправильного определения каждого из этих элементов и их рационального сочетания.Основной из главных задач преподавателя является такая организация учебной деятельности, чтобы у студентов сформировались потребности в овладенииновыми знаниями и навыками. А для того, чтобы знания учащихся были результатомих собственных поисков, необходимо правильно организовать эти поиски, управлятьучащимися, развивая их познавательную деятельность.
Библиографическийсписок:
1. Дубровина И.В.Психологическое здоровье детей. М., 2001.
2. Зотов Ю.Б.«Организация современного урока». Книга для учителя. – М.: Просвещение,1984.
3. Ингекамп К . Педагогическаядиагностика / Пер. с нем. М., 1991
4. Кириллова Г.Д.«Теория и практика уроков в условиях развивающего обучения». – М.: Просвещение,1980.
5. Логвинов И.Дидактика. История и современные проблемы. –М.: «Бином», 2007
6. Новыепедагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособиедля студ. пед. вузов и системы повышения квалификации. Пед.кадров/ Под ред.Е.С. Полат.- М.: Академия, 2001, 2002.
7. Сластенин В.А.и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центрАкадемия, 2002.