X-PDF

Требования к современному уроку

Поделиться статьей

Требованияк современному уроку

 

 

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять,обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.

 К. Д. Ушинский

 

 

 

Цели обучения всовременном обществе определяются содержанием образования и диктуютсяпотребностями общества, которое нуждается в специалистах, умеющих применятьсвои знания для решения творческих и познавательных задач, самостоятельно, апорой и нестандартно, мыслящих, не боящихся принимать грамотные и хорошообдуманные оперативные решения.

В настоящее времяпроцесс обучения уже не ограничивается простым сообщением определенных знаний,которые учащиеся должны запоминать и воспроизводить. Нужно не только передаватьнакопленные знания, но и на основе этих знаний учить практической деятельности,мышлению, логическим рассуждениям.

Техническийпрогресс ставит перед людьми все более сложные задачи, и для решения этих задачустаревшие способы преподавания могут оказаться недостаточными или абсолютнонеприемлемыми. Нужно вырабатывать такие методы работы, чтобы развивать у студентовспособность самостоятельно находить способы познания и получения практических навыков.Идя к этой цели, преподаватель должен совершенствовать свое мастерство путем грамотной организации урока.  В случае возникновениязатруднений провести самоанализ, который поможет выявить причины недостаточнойэффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач.   Для преподавателя самоанализ урока, рефлексивнаядеятельность должныиметь особенноважное значениедля  осмысления своих действий.

Современный урок— это ограниченный во времени период регулярного общения преподавателя и студента,который наполнен напряжен­ным трудом обеих сторон, творческими поисками,ежедневной работой и размышлениями.

Любой урок (теоретическоезанятие, практическая или лабораторная работа, факультатив) необходиморассматривать как составляющий элемент хорошо продуманной и правильновыстроенной системы работы преподавателя. На уроке решаются задачи обучения,вос­питания и развития учащихся, которые определяются ясно и определеннопоставленными целями. Достижение этих целей и есть задача педагогическойдеятельности преподавателя.

Основными характеристикамиурока являются:

— четкостьпостроения – умение преподавателя строго соблюдать план занятий и, одновременнос этим, отвечать на какие-либо дополнительные и разнонаправленные вопросы, нетеряя нить своего повествования;

— направленностьна формирование у студентов желания и умения учиться – воспринимать подаваемыйматериал, усваивать его, размышлять, запоминать, и уметь преподносить со своейстороны;

— завершенность –доведение преподавателем своего замысла до логического завершения. Так каквремя урока ограничено во времени, оно должно экономно исполь­зоваться. Этодостигается подготовленностью преподавателя и учащихся, наличием дисциплины инеобходимого обору­дования.

Система уроков полюбой дисциплине обладает периодичностью и имеет цикли­ческий характер. Обычноцикл поделен на следующие дидактические части:

— повторение изученного ранее материала;

— изучение новогоматериала;

— закрепление новогоматериала;

— применениезнаний к решению практических задач;

— контрользнаний.

В соответствии сэтим тематический цикл уроков содержит раз­личные их виды:

— уроки изучениянового материала;

— комбинированныеуроки;

— урокиприменения знаний, формирования практических уме­ний и навыков;

— уроки контроля.

В связи сособенностями дисциплины в системе уроков могут быть некоторые виды занятий, ккоторым могут предъявляться специфические требова­ния, но существуют общиекритерии, которым дол­жен удовлетворять любой урок.

Кроме того, каждыйурок, каким бы он ни был по своей направленности и содержанию,  должен нести всебе воспитательные функции – формирование социально-активной гражданскойпозиции, здорового и активного образа жизни. (например, развитие отрицательногоотношения к употреблению и распространению психоактивных веществ, к неприятиюалкоголя и табакокурения).

 Развитиетворческих способностей и творческой активности, воспитание нравственно-эстетическое,патриотическое также являются задачами любого урока и должны идти параллельно сразвитием общеобразовательным.

К основнымкритериям современного урока можно отнести:

1. Структуруурока.

Нахождениеоптимального, в условиях лимитированного времени, изложения содержания и выбора ме­тодовобучения является актуальной задачей. Этого можно достичь, во-первых, выделениемглавного и наиболее трудного к восприятию материала в содержании урока.Во-вторых, выбором наиболее рациональных методов и средств обу­чения.В-третьих, определением целесообразной последовательности подачи материала. И,в-четвертых, созданием необходимых учебно-материальных условий обучения.

2. Творчество и познавательнуюдеятельность учащихся.

Основное отличиетворческой познавательной деятельности от воспроизводящей состоит в активизациитворческих сил и познавательных способностей учащихся,  в более глубокомпроникновении в сущность изучаемых вопросов. Без осознания цели поиска, безинтереса к пополнению недостающих знаний, без воображения невозможна никакаяпознавательная деятельность, и задача преподавателя – развивать такиеспособности у учащихся в рамках современного урока.

3. Самостоятельнуюдеятельность учащихся.

Развитьсамостоятельную деятельность помогает решение несколько взаимосвязан­ных задач:

— такоепостроение урока, при котором учащиеся не только воспринимали бы  подаваемыйпреподавателем материал, но и по необходимости занимались самостоятельнойработой под контролем педагога;

— обучение учащихсяприемам и разновидностям такой деятельности;

— обучение самостоятельномуприменению полученных знаний и навыков в учебной и практической деятельности.

Тщатель­нопродуманная система самостоятельных работ учащихся с четко поставленнымизадачами, связь этой системы с другими методами обучения успешно решает эти задачи.

Современный урокподразумевает применение следующих видов самостоятельной деятельности учащихся:

— работа сучебной и справочной литературой;

— разнообразныеформы практических занятий с элементами расчетов, построения изображений,составления схем и пр.;

— экспериментально-исследовательскиеработы;

— работа сраздаточным материалом;

— наблюдения за практическимидействиями преподавателя и построение выводов из них и др.

4. Учебно – методическийкомплекс.

Современный урок— это совместная работа преподавателя и учащихся с применением техничес­кихсредств обучения, наглядных пособий, методических материалов, учебногооборудования, составляющих еди­ную дидактическую систему. Специализированнаяучебная аудитория должна содержать следующие компоненты, необходимые дляполноценного проведения занятий: учебное оборудование, методическое оснащение исредства управле­ния ими. Главная цель этих составляющих – создать атмосфе­ру изучаемогопредмета, вызвать интерес у учащихся, активизировать их мыслительнуюспособность, призвать к самостоятельной деятельности.

5. Результативность.

Очень труднооценить результативность одного урока, так как только в прямом контакте слабораторно-практическими работами проявляется наибольший эффект от егопроведения.  

Результативность современногоурока достигается экономным и рациональным расходованием времени урока,применением разнообразных методов и средств обучения, а главное – плодотворнымвзаимодействием в процессе обучения педагога и учащегося.

Определивсущность современных уроков с описанием основных критериев, необходимоперечислить требования к ним.

1. Дидактическиетребования:              

— созданиеусловий для успешного обучения учащихся;

— определениенаиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования иконтроля;

— сочетаниеразличных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальнаясамостоятельная деятельность учащихся; 

— четкоеформулирование образовательных задач и их связь с развивающими ивоспитательными задачами; 

— определениеоптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы ицелями урока; 

— прогнозированиеуровня усвоения учащимися знаний, умений и навыков как на уроке в целом, так ина отдельных его этапах.

2. Психологическиетребования. 

 

Психическоесостояние учителя и учащихся, оптимальный темп и ритм достаточно ощутимо влияетна результаты урока. Комфортное начало и окончание урока обеспечиваетположительный эмоциональный настрой учащихся. Чтобы достичь большего прогрессав обучении, в усвоении учащимися знаний, необходимы полный контакт вовзаимодействии преподавателя и учащихся, соблюдение педагогического такта, спокойноеи естественное психологическое состояние учащихся в процессе урока. Должнадоминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда срегулярной сменой (по возможности) видов деятельности учащихся и оптимальнымсочетанием различных методов и приемов обучения. 

Преподавательдолжен изучать и учитывать на уроке психические особенности учащихся: мышление,память, внимание, эмоции, умение слушать.

Требования,предъявляемые к учащимся, должны соответствовать уровню их развития, но непревышать и не занижать их возможности.

Психологическимицелями урока можно считать: 

— разностороннееразвитие учащихся в рамках изучения учебного предмета и каждого конкретногоурока; 

— определениесредств психологического воздействия, обеспечивающих развитие учащихся. 

 Проведя психологическийанализ деятельности учащихся на уроке, можно определить:

— позициюучащихся: активную или пассивную;

— уровеньвладения основными компонентами учебной дея­тельности – умением поставить цель,выбрать средства решения задач, провести самоанализ;

— наличиеинициативы у учащихся в процессе обучения;

— отношение к своими чужим ошибкам;                           

— склонность к самостоятельностиили кооперации;

— отношениеучащихся к преподавателю;

— преобладающеена уроке настроение учащихся.

 3. Гигиеническиетребования к уроку: 

— температурныйрежим в помещении; 

— физико-химическиесвойства воздуха и, при необходимости, проветривание; 

— уровеньосвещения; 

— предупреждениеутомления и переутомления; 

— чередованиевидов деятельности: пересказ пройденного материала – слушание нового материала– выполнения вычислительных, графических или практических работ и пр.; 

— соблюдениеправильной рабочей позы учащегося, особенно при проведении практических работ сиспользованием специфического оборудования и приспособлений. 

Кроме этихтребований при подготовке современного урока необходимо учитывать:

1.      Возрастныеособенности учащихся.

2.      Уровниобучаемости (присутствие в группе «сильных» и «слабых» учащихся).

3.      Уровень самоорганизацииучащихся.

Это даёт возможность осуществлятьдифференцированный подход к обучению, правильно сочетать индивидуальную,групповую и фронтальную формы работы.

 

По отношению кпроцессу всего обучения урок необходимо рассматривать как самостоятельнуюцелостную систему, но учитывая, что он, в первую очередь,  закономерный,ограниченный определёнными рамками времени отрезок учебно – воспитательногопроцесса с представленными в нем основными элементами: целью, содержанием,методами и организацией. Качественный уровень современного урока зависит отправильного определения каждого из этих элементов и их рационального сочетания.Основной из главных задач преподавателя является  такая организация учебной  деятельности, чтобы у студентов сформировались потребности в овладенииновыми знаниями и навыками. А для того, чтобы знания учащихся были результатомих собственных поисков, необходимо правильно организовать эти поиски, управлятьучащимися, развивая их познавательную  деятельность.

 

 

Библиографическийсписок:

1. Дубровина И.В.Психологическое здоровье детей. М., 2001.

2. Зотов Ю.Б.«Организация современного урока». Книга для учителя. – М.: Просвещение,1984.

3. Ингекамп К . Педагогическаядиагностика / Пер. с нем. М., 1991

4. Кириллова Г.Д.«Теория и практика уроков в условиях развивающего обучения». – М.: Просвещение,1980.

5. Логвинов И.Дидактика. История и современные проблемы. –М.: «Бином», 2007

6. Новыепедагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособиедля студ. пед. вузов и системы повышения квалификации. Пед.кадров/ Под ред.Е.С. Полат.- М.: Академия, 2001, 2002.

7. Сластенин В.А.и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центрАкадемия, 2002.

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей