Занятиес элементами тренинга «Стоп-конфликт»
Цель занятия: созданиеусловий для профилактики конфликтных взаимоотношений в детском коллективе.
Задачи:
— снижение эмоционального напряжения, положительныйнастрой на работу;
— принятие индивидуальности каждого;
— выработка умения контролировать свое эмоциональноесостояние в конфликтных ситуациях;
— обучение конструктивным способам выражениенегативных эмоций.
Ход занятия:
1. Вводное слово ведущего. Приветствие.
Ритуал-приветствие.
– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вассегодня.
Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошеенастроение, желание высказаться, позитивный настрой. Приложите ладошки к груди,туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте,как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперьподелитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки.Закройте глаза, я буду посылать импульс, он должен ко мне вернуться. А теперьулыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении начнем наше занятие.
На нашем занятии у нас есть правила.
Правила поведения:
· Активноеучастие в происходящем.
· Уважениеговорящего.
· Нельзягрубить, кричать, перебивать.
— Ну а сейчас давайте с вами поприветствуем друг друганеобычным способом.
Вам предлагается поздороваться друг с другом,используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах. Создайте два круга– внутренний и внешний так, чтобы образовались друг к другу пары. По моемусигналу – хлопку нужно «поздороваться» друг с другом таким способом, которыйбуду вам называть. Затем пары меняются: участники внешнего круга делают шагвправо, внутреннего – не перемещаются. Продолжается поочередное приветствиевсех участников группы. Каждый раз дети здороваются новым жестом.
Варианты приветствия:
- легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
- объятие (Россия);
- легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
- рукопожатие (Франция);
- легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
- простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
- мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
- потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).
2.Введение в тематику занятия
— Сегодня мы с вамисобрались для важного разговора.
В любом коллективе, даже самом дружном могут возникать споры между людьми. Каквы думаете, из-за чего люди могут поссориться? Что будет причинойконфликта? (ответы детей).
— Все вы правы, мы можем поссориться из-за мелочей, ноосадок в душе останется надолго, и мы будем иногда возвращаться к воспоминаниямоб неприятных событиях, связанных с нами.
— Что вы чувствуете, когда кого-то обижаете?
— А что чувствуете, когда Вас обижают?
— Как вы думаете, можно ли избежать возникновения унас данных отрицательных эмоций? (ответы детей). Только от васзависит — количество ваших друзей, насколько хорошо о васдумают окружающие. Поэтому все в ваших руках.
— Предлагаю всем посмотреть на слайд, что вы тамвидите? (знак «стоп»). Что это за знак, что он обозначает? (ответыдетей). Как можно информацию о данном знаке связать с темой нашегоразговора? (ответы детей).
— Для того чтобы испытывать как можно большеположительных эмоций от общения с детьми, взрослыми, вам нужно научитьсявовремя говорить себе «стоп», не давать мыслям и желаниям перерасти в действия,именно этому мы сегодня с вами постараемся научиться.
Итак, ребята, тема нашего занятия «Стоп-конфликт».
Часто ли вы с кем-нибудь ссоритесь? А можно лиразрешить конфликт мирным путём? Какие варианты решения конфликтов вы знаете?
3. Упражнение Разбор рассказаН.Артюховой «Саша-дразнилка».
Саша очень любил дразнить свою сестренку. Ляляобижалась и плакала.
— О чем ты плачешь, Лялечка? – спрашивает папа.
— Меня Саша дразнит!
— Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.
Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляляпопробовала, и вот что из этого вышло.
Ребята сидели за столом и завтракали.
— Вот я сейчас поем, — начал Саша, — и твою куклу клюстре за ноги подвешу.
— Ну, что ж, — засмеялась Ляля, — это будет оченьвесело!
Саша поперхнулся от удивления.
— У тебя насморк, — сказал он, подумав. — Тебя завтрав кино не возьмут.
— А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.
-Все вы, девчонки,- дрожащим голосом проговорил Саша,- все вы ужасные трусихи и плаксы.
— Мне самой мальчики больше нравятся, — спокойноответила Ляля.
Саша посмотрел кругом и крикнул:
— У меня апельсин больше, чем у тебя!
— Ешь на здоровье, — сказала Ляля, — поправляйся.
Тут Саша уже не нашел что сказать, встал и убежал.
— Какой совет дал папа Ляле?
— Помог ли папин совет девочке?
— Как вышла Ляля из конфликтной ситуации? (Спомощью юмора)
ПРИМЕРЫ детей выхода из конфликтныхситуаций.
4. Упражнение «Подними монету».
— Иногда, чтобы конфликт решить можно простодоговориться. Вот сейчас мы с вами и попробуем это сделать.
Каждый из детей ищет партнера(для этого психолог раздает разрезанные карточки картинки, дети должны найтивторую половинку и объединиться в пару). Участники встают на газету, а ведущий кладётна свободные края газеты две монеты. Каждый из них должен поднять одну монету.При этом запрещается наступать на пол или держаться за что-нибудь. Дети могутподдерживать друг друга, им разрешается разговаривать. У каждой пары есть 3минуты на подготовку. При желании можно потренироваться, естественно, безкниги. Пары приступают к выполнению задания по очереди. Остальные наблюдают иготовятся. Нельзя громко разговаривать, давать советы или критиковать. В концевсе аплодируют.
Обсуждение игры: удалось ли сразудоговориться?
5. Упражнение«Контролируй себя»
— Возможно,кто-то из вас уже пробовал какие-то способы, чтобы избежать конфликтов сдругими, и они вам помогли. У вас есть возможность поделить своим опытом.
Дети по кругу рассказывают, как они себяуспокаивают, сдерживают.
Вывод: вашимиверными помощниками в конфликтных ситуациях станут умения:
— вовремя сосчитать до 10 и обратно;
— отвлечься и послушать на перемене любуюмузыку;
— почитать книгу;
— вспомнить о семье, близких людях, о предстоящихважных событиях;
— подумать о последствиях продолженияссоры.
6. Игра «Земля, вода, огонь,воздух»
— А сейчас давайте немного разомнёмся и поиграем.
Дети встают в круг. Ведущий договариваетсяс ними, что если он скажет слово «земля», все опускают руки вниз, слово «вода»- вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, а слово огонь -произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
Дети повторяют слова за ведущим ивыполняют соответствующие движения. Сначала можно говорить медленно, потомбыстрее и быстрее.
7.Упражнение «Способы борьбы с негативными эмоциями»
Есть много эффективных способов, которые вам помогутуспокоиться и избавиться от мыслей кого-то ударить или обозвать.
1. Перед вами лежит белый лист бумаги, как вы думаете,как он вам поможет справиться с вашей злостью (ответы детей).
— Предлагаювспомнить недавно случившуюся ситуацию, когда вы сильно злились на кого-либо изсвоего класса и нарисовать на листочке всю свою злость. Затем вы можетевыбрать:
— либо порвать лист на мелкие кусочки;
— либо порезать с помощью ножниц;
— либо изменить рисунок так, чтобы он стал красивым.
2. Белый лист бумаги можно использовать не только длярисования, его можно скомкать. Как вы думаете, как это поможет вамуспокоиться? (ответы детей). Всю свою злость вы оставите вкомке бумаги, сильно сжав его. Затем психолог предлагает выбросить комок вмусорное ведро, используя ведро, как баскетбольное кольцо.
8. Подведение итогов.
— Давайте выведемнесколько законов (правил), которыми необходимо пользоваться, если попал внеприятную ситуацию.
· Уступать друг другу
· Уважать друг друга
· Уметь ставить себя на место другого
· Сочувствовать
· Договариваться
· Не драться
· Не кричать друг на друга
· Как вы думаете помогут вам новые знания избегать конфликтов?
9. Рефлексия «Букет»
Детям нужно выбрать цветочек –«желтый»-если всё понравилось, «зеленый» — если занятие понравилось, но что-тобыло неинтересно, «синий»- если занятие не понравилось, было скучно. Все цветыприклеиваются на листок с вазой.
«Букет»
