Тренинг для педагогов «Психологическаяразгрузка».
Педагог-психолог:
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада всех видеть. Сегоднямы собрались здесь на тренинг, направленный на снятие психоэмоциональнойнагрузки, стресса и усталости. Надеюсь на ваше активное участие исотрудничество. Каждый тренинг имеет свои правила и наш не исключение. Вот 3основных правила, которых мы сегодня будем придерживаться:
1. «Говорю за себя». Говорим от своего лица. «Я считаю…».
2. «Безоценочность суждений». Не даём оценок друг другу, т.е.высказываем отношение к поступку и словам человека, а не к его личности.
3. «Здесь и сейчас» Во время тренинга мы говорим только о том, чтоволнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именноздесь.
Педагог-психолог: Вы согласныс этими правилами? (ответ педагогов). Отлично! Так как я еще не всех знаю,предлагаю нам с вами познакомиться поближе.
Упражнение«Давайте познакомимся»
Педагог -психолог: На столах лежат визитки – бейджики (или клейкие листочки). Вам надонаписать на них свое имя, а именно — как бы вы хотели, чтобы вас называлисегодня на тренинге. И на первую букву вашего имени нужно придуматьслово, которые, как вы считаете, вас характеризует. Это может существительное илиприлагательное (например, Лена — ласковая, Татьяна — трудолюбивая).Заданиепонятно? А теперь предлагаю по кругу каждому назвать свое имя, озвучить слово,которое вы придумали, и объяснить, почему именно это слово вам подходит.
Беседа о стрессе.
Педагог-психолог: (Вопрос: что такоестресс?) Итак, стресс –от английского «напор». Это совокупность защитных физиологических реакцийорганизма, которые возникают в ответ на воздействие неблагоприятныхфакторов. Другими словами, стресс – это то, как меняется наше внутреннеесостояние, нарушается внутреннее равновесие, но в целом это нормальнаяреакция организма на угрозу (Вопрос: Любой ли стресс губителен длячеловека?).
Обратите внимание на то, что не всегдаи не все стрессы бывают отрицательными. Эустресс – этостресс, который вызывают у нас положительные стрЕссоры, например, победав соревновании, олимпиаде или конкурсе. Такой стресс активизируети мобилизует внутренние резервы человека, добавляет интерес к жизни,заставляет действовать более интенсивно.
Дистресс – стресс,который вызывают негативные стрЕссоры, например, когда человек опаздываетна важное мероприятие, проигрывает в соревновании, случаетмежличностный конфликт.
Большевсего опасен для организма хронический стресс, при котором внутреннееравновесие нарушается постоянно. (Задать вопрос: симптомы хроническогостресса?) Среди симптомов хронического стресса – проблемы памятии концентрации внимания, бессонница, чувство вины, раздражительность,головная боль, выпадение волос, повышенное артериальное давление, сердечныеболезни. Особо длительный стресс может перерасти в невроз или психоз. Учитываяспецифику нашей работы, мы часто испытываем эмоциональное напряжение, котороеможет привести к стрессу. Поэтому сейчас предлагаю вам немного расслабиться, снять эмоциональное напряжение и зарядиться бодростью и энергией.
Бостонский тест на стрессоустойчивость.
Педагог-психолог: каждому человеку нужны ресурсы — источники запасов сил,благодаря которым можно противостоять неприятностям, сохранить своюжизнестойкость. Важное условие сохранения и укрепления психического здоровьяпедагога — умение «сбрасывать» напряжение, усталость и расслабляться.Если мы не будем этого делать, то рано или поздно, наш образ жизни можетпривести к стрессу. Для того, чтобы оценить уровень своей стрессоустойчивости,предлагаю вам пройти следующий тест.
Результатытеста:
Сложитерезультаты ваших ответов, и из полученного числа отнимите 20 баллов.
ЕслиВы набрали меньше 10 баллов, то у Васпрекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям, вашему здоровью ничто неугрожает.
Есливаша сумма составляет от 11 до 30 баллов— у вас нормальный уровень стресса, который соответствует в меру напряженнойжизни активного человека.
Есливаше итоговое число превысило 30 баллов,то задумайтесь о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на вашужизнь, и вы им не очень сильно сопротивляетесь.
Есливы набрали более 50 баллов, то вы оченьуязвимы для стресса. В этом случае следует серьезно задуматься о своей жизни –не пора ли ее изменить, и подумать о своем здоровье.
Взглянитееще раз на утверждения теста. Если ваш ответ на какое-либо утверждение получил3 балла и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данномупункту и ваша уязвимость к стрессу снизится.
Упражнение «Рисунокстресса» (в технике «Нейрографика»)
Педагог-психолог:Очень давно психологи выяснили, что изобразительноеискусство благотворно влияет на эмоциональное состояние человека. В периоддепрессии, усталости, психологического перенапряжения рисование помогаетрасслабиться и справиться с негативным внутренним ощущением. К сожалению,взрослые люди редко прибегают к этому методу. А ведь изобразительное искусствоявляется полезной альтернативой успокаивающим средствам и сильнымантидепрессантам. Поэтому сейчас предлагаю Вам немного порисовать в технике«Нейрографика».
Нейрографика– это специальный метод графического характера, благодарякоторому можно раскрывать внутренний потенциал, изменить глубоко засевшие вподсознании неэффективные шаблоны поведения, создать новые поведенческиепрограммы. Суть разработанной психологом и графическим Павлом Пискаревымметодики заключается в том, что каждый человек подсознательно стремитьсявизуализировать свои проблемы, чтобы просто посмотреть на них и попытатьсянайти правильное решение. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многиелюди в момент сильных эмоциональных переживаний начинают интуитивно рисоватьразные фигуры на бумаге. Методика дает возможность нашему подсознанию отыскатьответы на вопросы, которые мы переносим на бумагу в виде рисунка.
Алгоритм:
1.«Выброс»
Возьмите черный фломастери лист бумаги. Вспомните, какие чувства у вас вызывает стресс, сосредоточьтесьна них. А теперь, не задумываясь, начните быстро и резко выплескивать всеэмоции на лист в течении 2-3 секунд. Рисуйте линии по всему листу бумаги,идите за своей рукой, не думайте красиво или нет. Рисуйте все, что хотите, ведьне существует никаких ограничений. Линии могут пересекать себя и пересекатьсямежду собой.
2.«Скругление»
Внимательно посмотритена рисунок. Скорее всего линия выброса пересекает себя и получаются углы.Каждый угол символизирует собой конфликт, а каждый круг – целое и неделимое.Чтобы решить конфликтную ситуацию и разобраться с проблемой, вам необходимосгладить все нарисованные вами углы. Начните искать на своем рисунке углы, азатем сглаживайте их. 80-85% всей работы над сглаживанием углов проходит врежиме сопротивления, так как вы будете проживать целый спектр различныхчувств. Не отчаивайтесь и не позволяйте себе останавливаться на полпути, иначедобиться ощутимых результатов не получится. Испытывая недовольство,раздражение, злость и другие негативные эмоции во время работы над сглаживаниемуглов, вы встречаетесь с самим собой. Ваша задача на данном этапе заключается втом, чтобы снять все ограничения психологического характера, вернуть себецелостность, привести мысли в порядок и обрести внутреннюю гармонию.Внимательно наблюдайте за своим состоянием в этот момент.
3. «Рисование нейролиний»
Если у вас есть острыеуглы, то продолжите их нейролиниям. Нейролиния –это природная линия, которая на каждом участке своем уникальная, она неповторяется. Нейролинии есть в природе – вспомните фотографию молнии, очертаниегор, ветки деревьев. На этом этапе нужно сделать так, чтобы вашнегативный выброс потерялся среди нейролиний. Для этого начинаем ихпрорисовывать от одного края листа к другому. Слушаем свою руку, идем за ней.Во время этого занятия вы можете переживать разные эмоции и испытывать самыеразнообразные чувства.
4.«Интеграция»
На данном этапе вам нужно займемся объединением внутреннихполостей (областей, сигментов) вашего рисунка. Те зоны рисунка, которыевызывают у вас положительные эмоции, следует закрасить. Можно делать это однимцветом или использовать несколько цветов. Все зависит от вашего желания. Единственноеправило – нужно использовать не меньше 3 цветов. Закрашивайте понравившиесяобласти спонтанно и не задумывайтесь о том, чем именно вы занимаетесь.Закрашивать можно не все области. Цель закрашивания — сделать так, чтобыобразовавшаяся из закрашенных вами областей рисунка фигура выброса полностьюслилась с фоном. Так мы на подсознательном уровне выравниваем уровеньнапряжения, переписываем не приносящий никаких положительных результатов шаблонповедения и возможно найдем решение волнующей вас проблемы. Поэтому фигура нетолько должна сливаться с фоном, но и обязана потеряться в нем. Если вы вседелаете правильно, то после сливания фигуры с фоном должны почувствовать приливдополнительного заряда энергии.
Педагог-психолог:Кто желает познакомить нас со своей работой? Расскажите, чтовы изобразили? Как выглядит ваш стресс? Как вы к немуотноситесь? Какие у вас были ощущения, когда вы сглаживали углы? А когдазакрашивали сегменты? (Желающие отвечают на вопросы.)
Упражнение «Копилка радости»
Педагог-психолог: А теперьпредлагаю вам написать в копилку радости хотя бы 5 (можно больше) повседневныхдел, которые вам доставляют радость (например, длительный сон, общение сживотными, прогулка по лесу и т. п.). В правой колонке расставьте цифры от1 до 5, где 1 — самое приятное для вас занятие и так по возрастанию до 5. (Желающиемогут поделиться своей копилкой радости).
Одним из распространенных стереотипов является представление отом, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения,любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людейесть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий,времени или состояния самого человека. Однако существует много другихвозможностей отдохнуть и восстановить свои силы. То, что вы написали усебя на листочке, это и есть ресурс, который можно использовать как «скоруюпомощь» для восстановления сил. Оставьте эти листочки у себя, вы ихможете еще дополнить.
Упражнение «Ресурсыметафорических карт»
Педагог-психолог: Сейчас япредлагаю вам поработать с колодой метафорических ассоциативных карт. (Вопрос:кто-нибудь знаком с этими картами?). В этой колоде есть различныесюжетные картинки с достаточно позитивными изображениями. Метафорические картымогут нам подсказать выход из какой то ситуации. В частности, сейчас картымогут нам подсказать идею для снижения стресса и эмоционального напряжения.Ваша задача – в закрытую взять любую карту из колоды, посмотреть на нее иподумать над вопросом: какой способ снятия стресса подсказывает мне эта карта?То есть озвучиваем свою ассоциацию, которая родилась глядя на эту карту.
Упражнение «Почта пожеланий»
Педагог-психолог: Хочетсязакончить наш тренинг на позитивной ноте. На прошлой неделе мы с вамиотправляли друг другу письма пожеланий. И сейчас я хочу вам их раздать. Еслиесть желающие, можете зачитать свое письмо.
Рефлексия
Педагог-психолог: Предлагаю вам продолжить несколько фраз: «Этот тренинг для меня…»,«Во время тренинга я поняла, что…», «С этой минуты я буду…».
В конце заполните, пожалуйста, анкеты обратной связи. Это нужнодля того, чтобы наша совместная работа была еще эффективнее.
Спасибо вам за участие в тренинге!