Тренинг «Базовые духовные ценностиздоровой личности»
Цель: Создание условий дляразделения материальных и духовных ценностей, осознание приоритета духовногонад материальным.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с понятием«Ценность».
2. Сформировать у обучающихся отношения кценностям как к очень важной составляющей личности.
3. Обучить простым способам и приемампояснения ценностей.
Целевая аудитория: подростки13-15 лет.
Материалы и оборудования:Компьютер с проектором, запись спокойной музыки, шаблоны к упражнению 1 «(квадрат-«Здоровье»;круг «Семья»; треугольник-«Любовь»; зигзаг- «Общение в социуме»), шаблонысердечек, цветные карандаши, фломастеры, магнитная доска, магниты, маленькиелисты.
Продолжительность:1 час 30 минут.
Ход тренинга:
1. Вводная часть
Приветствие. Встреча участников занятия (заранее готовится помещение дляпроведения тренинга: стулья участников выстраиваются в круг, готовятсятехнические и вспомогательные средства).
Психолог:Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Не секрет, что поведениемчеловека руководит та система ценностей, которая живет в его нравственномсознании. Духовные ценности могут превалировать над материальными, илинаоборот. Вы, ребята, находитесь на пороге ценностного самоопределения. Одуховных ценностях много говорим и на уроках, и на классных часах, и в семьях.Поколения сменяются поколением, и время от времени поднимается эта тема.Сегодня мы собрались еще раз затронуть этот вопрос, чтобы услышать ваше мнение,ваши аргументы, ваши обоснования, ваши взгляды, ваше отношение к духовнымценностям. Для нас это важно!
Упражнениедля зала «Желаем всем хорошего настроения».
Задание1 (13 минут) Выбрать те ценности, которыеподходят выбранной теме соответствующего стола и по каждой ценности подготовитьобоснование, почему именно эта ценность имеет место быть важной, привестипримеры из произведений, кино, из жизни (не переходя на личности)
Обсуждение.
Дополнительныевопросы:
—какиемодели развития по каждой теме могут быть при отклонении от этих ценностей;
—какможно предотвратить негативное формирование не тех ценностей, которыесоответствуют духовным.
Упражнение«Лучшее приветствие»
Психолог: Предлагаю поприветствовать друг друга. Для этоговам необходимо разбиться на пары. Теперь один участник из пары образуетвнутренний круг, а другие участники внешний, становясь лицом к лицу. В такомположении вы будете приветствовать своего соседа в соответствии с ситуацией,которую я вам озвучу. По сигналу, внешний круг по часовой стрелке переходит кследующему участнику.
Примерные ситуации: вы неожиданно встретили давнего друга; выприходите к директору; вы встретились с одноклассником; вы встретились сребенком; попадаете в деревню; встретились с грибником; просто с первым встречным.
Обсуждение: чье приветствие вам понравилось больше всего?Почему? (Ответы детей).
2. Основная часть
Психолог: Ребята, япредлагаю вам посмотреть ряд фотографий и отгадать, какая тема сегодняшнейвстречи. (Приложение 1)
На слайде показывается ряд фотографий, где изображенычеловеческие ценности.
Психолог: Да, сегодня мыпоговорим о жизненных ценностях, узнаем, какие ценности существуют, попытаемсяопределить, что для каждого из вас ценно. А для начала давайте подумаем, чтотакое ценность? (Ответы детей).
Психолог: Ценность — важность, значимость, польза, полезностьчего-либо. А что такое жизненные ценности? (Ответы детей).
Жизненные ценности — этопредставления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор егосуществованию.
Психолог: Какие жизненные ценности вам известны? Давайтебудем передавать друг другу мяч и называть ценность.
Психолог: а как вы думаете, зачем человеку нужны ценности?Можно ли прожить без них? (Дети отвечают).
Психолог: Жизненныеценности помогают человеку определиться с приоритетами в жизни, всегда ставитьперед собой цель и двигаться к ее достижению. Ценности определяют, во что намстоит вкладывать энергию, ресурсы и время. Если человек не реализует своиценности, то он будет чувствовать себя несчастным, с подавленным настроением иупадком сил.
Человек, не имеющий жизненных ценностей, испытываетскуку, он сам является неинтересным для окружающих. Поэтому очень важноопределиться со своими ценностями, чтобы они стали вашим компасом на пути к счастливойжизни.
Упражнение «Поменяйтесьместами те, кто ценит…»
Психолог: Ребята, давайте с вами немного подвигаемся и узнаем, что каждыйиз нас ценит. Поиграем в игру «Поменяйтесь местами те, кто ценит…». Мне нуженодин доброволец, который будет ведущим. Он должен стать в центр круга ипроизнести фразу «Поменяйтесь местами те, кто ценит… (дружбу, родителей, учёбу,деньги и т.д.). Если вы считаете, что эта фраза относится к вам, то меняетесьместами с другими ребятами, а задача ведущего занять освободившееся место. Оставшийсябез стула становится новым водящим.
Обсуждение:
— легко ли было выполнятьупражнение?
— что вы узнали благодаряэтому упражнению?
Упражнение «Дерево ценностей»
Психолог: Мы узнали с вами,какие ценности существуют. Теперь давайте узнаем, что ценно для вашего класса.Перед вами дерево. Чего здесь не хватает? (Ответы детей).
Правильно, не хватает листочков. Предлагаю вам налисточках написать ваши ценности и приклеить к дереву. На одном листике можнонаписать только одну ценность.
После выполнения упражнения психолог зачитываетнаписанные обучающимися ценности.
Обсуждение:
— какие ценности встречаются несколько раз? Как выдумаете, почему?
— какова была бы жизнь человека без этих ценностей?
— какие ценности вообще не написали? Почему?
Психолог: У каждогочеловека есть свои ценности. По ценностям можно судить о человеке, о егоповедении, мотивах поступков, склонностях и интересах.
Упражнение «Один миллион долларов»
Психолог: Давайте немногопомечтаем. Я вам раздам по маленькому листочку. Ваша задача написать на нихответ на вопрос: «Что бы я сделал, если бы у меня был один миллион долларов?»
Все листочки собираются в корзинку. Затем, психолог поочереди достает листок и зачитывает то, что написано на каждом из них.Участники должны по тексту определить автора строк.
Обсуждение: Что вам помоглоотгадать автора?
Дискуссия-обсуждениеистории «Богатство». Притча.
За дверьюстояли два ребенка, оба в рваных пальто, из которых давно выросли.
— Купите газету, леди! Она была занятаи уже собиралась сказать нет, но случайно опустила глазаи увидела их сандалии. Маленькие, потрепанные сандалии, промокшие поддождем. Проходите, я приготовлю вам горячее какао.
Они оба, не сказав ни слова,последовали за ней. Мокрые сандалии оставляли на полу следы. Онаприготовила какао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухнюи занялась прерванным делом —разбирала счета.
Ее удивила тишина в соседней комнате.Она заглянула туда. Девочка держала в руках пустую чашку и смотрелана нее. Мальчик смущенно спросил:
— Леди, вы богаты? Богата лия? Нет!- она взглянула на свой потертый коврик.
Девочка очень аккуратно поставила чашкуна блюдце и сказала: Ваши чашки подходятк блюдцам, —и в ее голосе звучали нотки голода,но не того, от которого болит живот, а какого-то другого.
Вскоре дети ушли. Незамысловатые дешевенькиеголубые чашки и блюдца… Но они подходят друг к другу. Онапочистила картофель и приготовила грибной соус. Картофель и грибнойсоус, крыша над головой, хороший муж с надежной работой, здоровыедети — все это тоже подходило друг другу.
Она убралась в гостиной, но отпечаткималеньких сандалий остались в сердце. Она захотела оставитьих там — на тот случай, если когда-нибудь забудет, как онабогата на самом деле.
Обсуждение:
-какое впечатление на вас произвела притча?
-какой смысл притчи?
3. Заключительнаячасть
Психолог: Наш тренингзавершается. Остались ли у кого-нибудь вопросы?
Предлагаю каждомупо кругу, передавая игрушку, ответить на вопрос: «Что я получил на тренинге?»
Психолог:Ребята, у каждого из вас в руках сердечко, напишите нанём благодарности, пожелания группе и прикрепите на доску. В заключении:Понимание, что за любым поступком стоят ценности, которые исповедует человек. Укаждого человека они свои. Именно ценности многое говорят о человеке, егоинтересах и склонностях. Именно ценности лежат в основе нашего поведения,побуждают нас к совершению тех или иных поступков. Истинные ценности связаны сдуховной ориентацией человека.
Поблагодаритьребят за участие, сотрудничество и пожелать им доброго здравия в полном смыслеэтого слова. До свидания!
Литература:
1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., ЛобановаЛ.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь./Под ред. Е.Г.Трошихиной. — СПб.: Речь, 2001 — 216 стр.
2. Горбушина О.П. Психологический тренинг.Секреты проведения. — СПб.: Питер, 2008. — 176 с.
Приложение 1