Тренинг личностного роста
для педагогов
«Моепсихологическое благополучие»
Подготовила
Птащенко Е.В.
педагог-психолог
Тренингличностного роста для педагогов
«Моепсихологическое благополучие»
Цель: Осознаниепедагогами своей индивидуальности. Коррекция эмоционального отношения педагоговк себе. Помощь педагогам в налаживании эффективного взаимодействия сокружающими.
Задачи:
1. Накопление эмоционально-положительного опыта, развитие интереса ксебе.
2. Развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах;навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей(эмпатии); коммуникативных умений.
3. Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительныеэмоциональные состояния.
4. Ознакомление с техниками саморегуляции эмоциональногосостояния.
Материалы и оборудование: Музыкальныйцентр, флешка с музыкой, фломастеры, карандаши, бумага.
Организация тренинга: группапедагогов от 12 до 15 человек.
Форма проведения тренинга –круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положениятела во время релаксации.
Продолжительность –60 минут – 80 минут
Основная часть.
Ведущий: «Здравствуйте. Сегодня мывстретились, чтобы обсудить весьма интересную и важную тему, но сначала я предлагаюпоздороваться».
Упражнение«Здравствуйте».
Цель: снятие мышечногонапряжения, переключения внимания.
Материалы: мячик.
Инструкция: Сейчас я предлагаюпоздороваться, но так, чтобы приветствие не повторилось ни разу в нашем кругу.Я начинаю, а затем передаю мячик по кругу и так, пока он не вернется ко мне(Например: здравствуйте, доброго дня, привет и т. д.)
«Правила группы»:основные принципы работы в группе.
После приветствия ведущий объясняетучастникам основные принципы социально-психологического тренинга и особенностиэтой формы работы. Затем члены группы приступают к выработке правил работыименно своей группы. В каждой тренинговой группе могут быть свои правила, ноприведенные ниже должны лежать в основе ее работы.
1. Мы – одна команда.
2. Можно говорить все, что тыдумаешь.
3. Каждый имеет право на свое мнение(никто никого не перебивает, не смеется, не оценивает других).
4. При обсуждении происходящего вгруппе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзяиспользовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мнене нравится твоя манера общения» и т.п.
5. На все возникающие вопросы даютсяисчерпывающие ответы, обсуждаются поступающие предложения об изменении правилили добавлении новых. Окончательно согласованные и принятые правила являютсяоснованием для работы группы.
Ход тренинга.
Упражнение «Вашенастроение»
Цель: установитьконтакт с педагогами, снять напряжение.
Материалы:цветные карточки (по нескольку штук одного цвета).
Инструкция: чтобыначать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Васпреобладает. Для этого вам нужно выбрать карточку того цвета, какой большенравится в этот момент.
Далее ведущий трактует значение цвета(Приложение 1).
Рефлексия: предлагаюподумать, чем вызвано такое настроение. Желающим можно высказаться.
1. Упражнение «Улыбки» (под песню «Улыбка» из м/ф «Крошка енот»)
Давайте поприветствуем друг друга улыбками. Посмотритенаправо- улыбнитесь, посмотрите налево — улыбнитесь. Посмотрите на себя — итоже улыбнитесь. Я надеюсь, что этот положительный настрой сохранится напротяжении всего занятия.
2. Правилагруппы:
· Выслушивать каждоговыступающего, не перебивая;
· Быть активным напротяжении всего занятия;
· Не отказывать ни от чего,что будет предложено;
· Быть веселым, позитивным,всех заражая своими улыбками;
· Высказываться, когда этоготребует ход тренинга;
· Отмечать толькоположительные качества участников тренинга;
· Соблюдатьконфедициальность.
«Я ознакомлен исоглашаюсь с правилами». Поднимите руку, кто согласен с правилами.
Упражнение «Общее время»
Перед вами обычный лист бумаги. Представьте, что этоваше общее время, это ВСЕ ваше время. Оторвите от вашего общего временивремя, затраченное на:
1. Работу;
2. Общение с семьей, родными,близкими;
3. Любимое занятие, хобби;
4. Мечту, фантазии;
5. Здоровье;
6. Остаток времени – себе.
Поднимите вверх те кусочки времени, которые выуделяете себе любимому или любимой. На ваш взгляд — это правильно? Этонормально?
Один из основных принципов общей психологии гласит -«сначала я, сначала – себе, потом – остальные, потом -остальным».
Обсуждение: Помним ли мы о себе, придерживаемся ли этого принципа в жизни, вработе? Все ли и всегда ли по достоинству оценивают ваше самопожертвование(работе, семье, друзьям, родным и т.д.). Любите ли вы себя любимого, любимую!?
Разобраться во всем этом поможет наш тренинг «Моепсихическое благополучие».
6. Упражнение «Брачное объявление».
А в продолжение предыдущего упражнения, мы теперь — великиеписатели и пишем поэму о своей жизни.
Вспомним, что все люди разные, но каждый по — своемууникален. Ваша задача, написать под портретом краткое брачное объявление(или приглашение к знакомству).
Описывать можно внешность, черты характера, поведение,похвалить себя, рассказать о привлекательных чертах внешности и характера.Постарайтесь в своем объявлении доказать, что именно с вами нужнопознакомиться. (3мин)
(Пояснениек упражнению:данный прием формирует адекватную самооценку. Называя свои привлекательныечерты, самооценка повышается, а публичное озвучивание «объявления» не позволитзавысить свои характеристики).
Обсуждение:заслушивают каждого участника, задают вопросы.
Затем участникипишут пожелания на понравившимся им портретах. При этом хотя бы по одномупожеланию должно быть на каждом портрете.
7. Упражнение «Хочу – могу — надо»
Каждый педагог пишет на листочке слова в столбик «Яхочу…», «Я могу…», « Мне надо…» и дописывает предложения. Затем первыйучитель говорит «Я хочу…» и продолжает свое предложение. Второй продолжает «Ямогу…», ну а третий «Мне надо…».
Обсуждение: Давайте посмотрим – какое из трех предложений было высказано наиболееубедительно.
Кто наиболее убедительно говорил о своих желаниях и счем эти желания были связаны?
Этим упражнением мне хотелось вам показать, что каждомучеловеку, особенно учителю, необходимо какое — то время посвящать «для себя»,на исполнение своих желаний, чтобы сохранить оптимизм и душевное здоровье.
Важно не отказаться от самого себя, от своейиндивидуальности, играя роль учителя, а находить возможности реализовать себякак можно полнее в рамках заданных профессией ограничений. Будьте самимсобой!
8. Методика «Колесо жизненного баланса»
Колесо жизненного баланса – это замечательнаяметодика, которую следует проделывать несколько раз в год, чтобы трезво оценитьсвою ситуацию. Оно четко показывает, где вы находитесь в данный момент, чего выдобились в прошлом и какие цели у вас в будущем. Колесо демонстрирует, кудаутекает ваша энергия, и почему вам не хватает сил на совершенствование в другойсфере.
***
Нашу жизнь в целом можно разделить на 8 основных сфер.Все сферы нужно поделить на 10 делений. Начиная от центра круга, надо оценитькаждую сферу в вашей жизни по своим личным ощущениям и закрасить шкалу.
Не стоит долго думать над пунктами. Первая цифра,которая пришла на ум, и будет верной.
В идеале колесо должно быть ровным, чтобы оно смоглокрутится вперед и продвигать человека по жизни. Но более 90% людей находятся всильном жизненном дисбалансе, если рассматривать их по этому колесу.
1.Сфера Здоровье и спорт является основополагающей.Именно от нее зависят все остальные сферы колеса жизненного баланса. Если учеловека проблемы со здоровьем, и он испытывает какой-то дискомфорт, тоостальные дела в остальных сферах начинают замедляться или проседать. Человекне сможет уделить должное время своей работе или семье, потому что будетобеспокоен своим здоровьем (самочувствие; внешний вид; подвижность; настроение;прогулки на свежем воздухе; бодрость; режим дня; режим питания; тренировки;фигура; правильное питание; правильное время для сна).
2. Отношения Колесожизненного баланса не сможет крутиться без сферы Отношения.Сюда входят любой вид общения и отношений: семейные, близкие дружеские,любовные. Эта сфера напоминает, что не нужно забывать про своих родителей,бабушек, про сестер, братьев и про друзей. Оценивая ее, задавайте себе вопросы:
· Давно ли вы были наромантическом свидании?
· Как давно вы говорили сродителями/братьями/сестрами по душам?
· Уделяете вы должноевнимание своим детям?
3. Друзья и окружение Колесо баланса жизнидолжно поддерживаться Друзьями. В эту сферу входят все коллеги, знакомые иприятели, соседи и не очень приближенные друзья. Если вы хотите выйти на новыйуровень и привлекать в свою жизнь качественных людей, то нужно проработать этусферу.
Находясь в окружении успешных людей, вытоже будете становиться успешным. Здесь срабатывает проекция зеркала: ты то,что ты видишь.
Оценивая эту сферу,задайте себе такие вопросы:
· Как давно вы ходили с друзьями в кино?
· После того как вы вышли замуж/женились, общаетесь ли до сих пор сосвоими друзьями или уделяете всё внимание только мужу и детям?
· Можете ли вы легко найти общий язык с незнакомцами?
· Поддерживаете/подбадриваете ли вы своих знакомых в трудных ситуациях?
· Оставляете ли вы положительные комментарии под фотографиями вашихприятелей?
4. Карьера и бизнес Колесо жизненногобаланса невозможно представить без карьеры и бизнеса. Эта сфера оченьпоказательная и значимая. Это индикатор того, на какой карьерной ступени высейчас находитесь или показатель, насколько успешен ваш бизнес. Важно понимать,что для вас именно значимо в этом центре.
Подсферы: социальныйстатус; занятость; работа; карьерный рост.
5. Деньги
В этой сферерассматривается любой вид навыков и все ваши доходы. Финансы нужно учитывать извсех источников, из которых вы их получаете. Обычно, но не всегда, сфера Денег тесносвязана со сферой Карьеры и бизнеса. Постарайтесь честнооценить уровень ваших доходов.
Если вы довольны своейработой, но не довольны заработной платой, то стоит задуматься о дополнительныхисточниках своего дохода или улучшать уже существующие.
6. Духовный рост и творчество
Эту сферу каждый понимаетпо-своему. Сюда может входить: любое творчество; любое искусство; вера/религия;практики;медитации; эзотерическая литература; хобби.
Колесо жизненного баланса
7. Саморазвитие
Колесо жизненного балансавключает в себя сферу Саморазвития. Сюда относитсявсё то, что направлено на ваше личное развитие и рост: учеба, курсы, обучающиевидео. Человек развивается или деградирует. И это дело каждого, что выбрать.
8. Яркость жизни
К данной сфере относятсяте моменты, которые без труда запоминаются. Яркость жизни —это события, которые всегда хочется вспоминать. Сюда можно отнести всё, чтотолько придет вам в голову: путешествия; катание на байках; поход в лес спалатками; спуск на байдарках по воде; катание на горнолыжных склонах; рождениеребенка; интересное кино; да просто вчера солнце ярко светило.
Итог: Какое колесо жизненногобаланса получилось у вас? Если оно ровное и может крутиться, тогда вы – сверхчеловек!
А вот если оно получилосьнедостаточно ровным, то вам нужно поработать над своей жизнью.
Как улучшить колесобаланса?
1. Для начала нужно выявить причинудисбаланса .
2. Подумать над своими проблемами.
3. Далее необходимоставить перед собой цели. Это очень важный критерий для достижениядальнейших успехов. При правильной постановке целей в жизни человека многоеначнет меняться и налаживаться.
4. Проработайте каждую сферу, поставив себе по2-3 цели на 3 ближайших месяца.
***
Сейчас вашемувниманию предлагается методика КЖБ. Перед вами круг, который ровно разделен на8 частей. Отметьте точками свое положение
1. Я в социуме (друзья,коллеги)
2. Карьера (работа, учеба)
3. Финансовое положение
4. Мое здоровье
5. Семья
6. Любовь к родным и близким
7. Личностное развитие(самообразование)
8. Развлечение, хобби
Теперь схематично соедините те точки, которые у васполучились внутри круга — линиями. В идеале — у нас должен получиться круг вкруге, если нет- то стоит задуматься, как ваше колесо сможет ехать дальше, икак сделать, чтобы это колесо все — таки смогло крутиться без преград.
Обсуждение. Вывод:Эта методика показала вам наглядно, на что в вашей жизни нужно обратитьвнимание, какую провести переоценку жизненных ценностей, что нужно исправить,что начать заново.
Упражнение «Разрядка»
Проведем с вами небольшой тест. Главное правило:ответы на него — это только ваш выбор. Правильных и неправильных ответов нет.
1. Какой цвет тебе большевсего нравится?
Красный…черный…зеленый….голубой….желтый.
2. Первая буква твоего имени.
3. Месяц рождения.
4. Белый или черный?
5. Назови человека одногопола с тобой.
6. Любимое число.
7. Больше нравится летать илиездить?
8. Океан или озеро.
9. Загадай желание.
Итак, ответы:
1. Если ты выбрал:
Красный- у тебя много энергии и твоя жизнь полна любви
Черный- ты консервативен и агрессивен
Зеленый- ты спокойный на все реагируешь с миром
Голубой- ты внезапен, любишь внимание от людей
Желтый- ты очень счастливый человек и дашь хороший совет тем, кому плохо.
2. Если первая буква твоегоимени:
А-К у тебя многолюбви и дружбы в жизни,
Л-Р ты стараешьсянаслаждаться жизнью по максимуму,
С-Я тебе нравитсяпомогать другим,
3. Если ты родился в:
Январь-март годпройдет хорошо, без препятствий.
Апрель-Июнь случитсячто — то хорошее, что оставит воспоминание на всю жизнь.
Июль-Сентябрь впередиждут важные глобальные изменения.
Октябрь-Декабрьпоначалу жизнь будет не так сладка, но итог будет хорошим.
4. Если ты выбрал:
Черный — твоя жизньизменится. Сначала это будет казаться сложным, но со временем ты будешьблагодарен судьбе
Белый — у тебя естьдруг, который полностью верит в тебя и сделает для тебя все, что угодно, но тыможешь этого и не знать.
5. Этот человек твой хорошийдруг.
6. Столько близких друзей утебя есть и будет в жизни.
7. Если ты выбрал:
Летать — ты любишьприключения.
Ездить — ты не любишьизменений
8. Озеро— ты предан друзьям и своей любви.
Океан— тынепредсказуем и любишь радовать людей.
9. Ваше желание исполнится,если мы сейчас друг другу похлопаем. На наших ладошках много- много рецепторов,которые, соприкасаясь друг с другом дают колоссальный волшебный эффект.
Упражнение «Плюс-минус»
Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогическойдеятельности, вербализация негативных и позитивных моментов своейпедагогической деятельности; сплочение группы.
Материалы: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску;самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы,а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.
Участникипишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами кдереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал.
Рефлексия. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсовпедагогической деятельности или минусов — и почему. Педагоги должны увидеть,что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагогатяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности,осознать, что затруднения у педагогов похожи.
Упражнение «Муха»
Цель: снятиенапряжения с лицевой мускулатуры.
Инструкция:Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глазазакрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Онасадится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открываяглаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.
Наштренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля и улучшениянастроения вы будете вспоминать и дома, и на работе и не забывать, что вдомашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно так жеиспользовать: дыхательную гимнастику, ароматерапию,кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, а снятиюстресса помогают как смех, так и слёзы.
11. Рефлексия
«Я»для вас самих должна быть выше всего. Любите себя! Берегите себя! Цените себя!…
Всем спасибоза участие.
Не забывайте: работа — всего лишь часть жизни, которуюнужно провести в радости и гармонии с самим собой.
Литература:
2. 5psy.ru
3. http://festival.1september.ru/
Приложение 1.
Карточки «Значение цвета»
Синийцвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать,доверие, преданность.
Фиолетовый– тревожность, страх, огорчения.
Зелёный– уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный– агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать идействовать, добиваясь успеха.
Коричневый –цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый –активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый –тревожность и негативное состояние.
Чёрный –защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
Приложение2.
Карточкис неоконченными предложениями к упражнению «Откровенно говоря»
o Откровенноговоря, когда я думаю о предстоящем рабочем дне…
o Откровенноговоря, когда я готовлюсь к открытым занятиям…
o Откровенноговоря, когда я прихожу домой после работы…
o Откровенноговоря, когда я волнуюсь…
o Откровенноговоря, когда я прихожу на работу…
o Откровенноговоря, когда я разговариваю с родителями…
o Откровенноговоря, когда ко мне на занятия приходят студенты…
o Откровенноговоря, когда ко мне на занятие приходят педагоги или методисты…
o Откровенноговоря, когда я провожу родительское собрание…
o Откровенноговоря, когда мой рабочий день…
o Откровенноговоря, когда я провожу свое открытое занятие…
o Откровенноговоря, моя работа…
o Откровенноговоря, когда я думаю о работе…
o Откровенноговоря, мое здоровье…
o Откровенноговоря, когда я разговариваю с заведующим…
o Откровенноговоря, когда я вижу ребенка…
o Откровенноговоря, после рабочего дня…
o Откровенноговоря, когда наступает пора отпуска…
o Откровенноговоря, люди, с которыми я работаю…
o Откровенноговоря, когда я собираюсь на работу…
o Откровенноговоря, неприятности на работе…
o Откровенноговоря, успехи на работе…
Приложение 3.
Анкета «Обратная связь»
Что вам понравилось, было интересно?
________________________________________________________
________________________________________________________
Что вам не понравилось, не вызвало интереса?
________________________________________________________
________________________________________________________
Ваши пожелания
________________________________________________________
________________________________________________________