Тренинговоезанятие для учащихся 10 «б» класса
на тему:
«Подросток иконфликты»
Цель:
-помочьдетям научиться избегать конфликтных ситуаций.
Задачи:
-показатьвозможность разрешения большинства разногласий при стремлений находить конструктивныеспособы их преодоления;
-обработатьстратегии решения повседневных конфликтов;
-научитьпреодолевать трудности, возникающие в процессе общения с родителями.
Оборудование:
-компьютерныеслайды.( Конфликт- это противоречия и разногласия, возникающие между людьмииз-за несовпадения их взглядов, интересов, установок, стремлений;Компромисс-это соглашение на основе взаимных уступок.)
Ребята,в повседневной жизни люди часто сталкиваются с ситуацией конфликта, и сейчасдля начала проведем «Аукцион идей по теме «Конфликт». Итак, как по-Вашему, чтотакое конфликт? (рассуждения детей)
«Конфликтомобычно считают противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-занесовпадения их взглядов, интересов, установок, стремлений.»
Атеперь проверим, конфликтная ли Вы личность? (проведение анкеты, подведениеитогов)
Анкета
1.В классе начался спор на повышенных тонах. Вашареакция:
1.не принимаю участия.
2.кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной.
3.активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».
2. Часто ли Вы спорите с друзьями?
1. только в шутку и то, если это люди не обидчивые.
2. лишь по принципиальным вопросам.
3. споры – моя стихия.
3. Вы стоите в очереди. Как Вы реагируете, если кто-толезет вперед?
1. возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже.
2. делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону.
3. прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
4. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция?
1. не буду поднимать бучу из-за пустяка.
2. молча возьму солонку.
3. не удержусь от едких замечаний и, может быть, демонстративно откажусь от еды.
5. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…
1. с возмущением посмотрю на обидчика.
2. сухо, без эмоций, сделаю замечание.
3. выскажусь, не стесняясь в выражениях.
6. Кто-то купил в семье вещь, которая вам не нравится…
1. промолчу.
2. ограничусь коротким, но тактичным комментарием.
3. выскажу всё, что я об этом думаю.
7. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучуденег. Как вы к этому отнесетесь?
1. постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше неучаствовать в этом безобразии.
2. не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш.
3. проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить обидчикам.
КЛЮЧ:1 – 4 очка
2 – 2 очка
3 – 0 очков
18-28 очков.
Вытактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критическихситуаций в школе и дома. Вас иногда называют приспособленцами. Наберитесьсмелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально,невзирая на лица.
9-17 очков.
Выслывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, толькоесли нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердоотстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вамтоварищей. При этом Вы «не выходите за «рамки», не унижаетесь до оскорблений.Все это вызывает к Вам уважение.
До 8 очков.
Спорыи конфликты- это Ваша стихия. Ведь Вы любите критиковать других, если жеуслышите замечания в свой адрес- можете «съесть» человека живьем. Это критикаради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом сВами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у Вас нет настоящихдрузей? Постарайтесь обуздать свой характер.
Возможноли в жизни полностью избежать конфликтов? (рассуждения детей)
Классделится на 2 группы. Каждой группе дается по 4 карточки с различнымиситуациями.
1)Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между Вамивозникла конфликтная ситуация.
2)На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть твоймобильник, и без разрешения начал звонить, из-за чего возник конфликт.
3)Ты любишь слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, поэтому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.
4)Одноклассник принес тебе интересный диск, ты засмотрелся до поздней ночи и неможешь оторваться и лечь спать. Из-за этого у тебя с мамой возник конфликт.
5)После 22:00 ты с друзьями гулял во дворе, тебя за это забрали в полицию. Тыпозвонил оттуда родителям, дома скандал.
6)Учитель химии тебе поставил «2» за контрольную, потому что ты списал работу.Ты с этим не согласен. У Вас с учителем произошел конфликт.
7)Учительница удалила тебя с урока за плохое поведение, но виноват был твой соседпо парте. В итоге ты оказался в кабинете директора.
8)Ты катался на велосипеде около дома. Соседский мальчик попросил у тебявелосипед покататься. Ты согласился. В итоге велосипед сломался. У Васпроизошла ссора.
Наэто задание Вам дается 5 минут. И один человек с каждой группы долженпредоставить нам варианты решения конфликтов на Ваших карточках.
Вывод-большинствожитейских конфликтов можно решить на основе компромисса. Компромисс- этосоглашение на основе взаимных уступок.
Следующаяигра «Знаете ли Вы своих родителей».(педагог каждому по очереди задает вопросыо родителях, при этом кидая мяч):
-в каком году вышла замуж твоя мама?
-в каком году женился твой папа?
-любимое блюдо папы?
-любимый цвет мамы?
-девичьяфамилия мамы?
-месторождения мамы;
-месторождения папы;
-сколькодетей было в семье мамы?
-сколькодетей было в семье папы?
-любимый вид спорта папы?
-хобби мамы?
-вкакой школе училась мама?
-вкакой школе учился папа?
-какродители учились в школе?
-чтоогорчает твоих родителей?
-каковыбыли взаимоотношения взрослых и детей в их семьях?
-окаких интересных случаях из жизни они рассказывали?
-какиекачества характера своих родителей ты считаешь самыми важными?
-какаяглавная цель жизни твоих родителей?
Вывод:чем лучше мы знаем близких нам людей, чем больше вникаем в их судьбу, чемглубже понимаем их взгляды, тем сильнее становится наша любовь к ним и крепнет признательностьза то, что они для нас сделали.
Чтонадо сделать, чтоб не было конфликтов с родителями?
-проявитьпослушание;
-бытьих сторонниками;
-неогорчать их;
-ободрятьих в период трудностей;
-оказыватьнеобходимую помощь по дому;
-проявлятьпонимание в принятии родителями определенных решений;
-проявлятьчеловечность и участие ко всем членам семьи;
-родителей надо всегда любить, ценить, уважать и не огорчать их по пустякам,радовать их своими успехами.
Адавайте сейчас поиграем в интересную игру «Глаза ребенка-глаза взрослого».(ставятся 2 стула-большой-для взрослого и маленький-для ребенка). Нужно будетрассмотреть ситуации с двух позиций.
1)Таня очень торопилась на занятия и совсем забыла, что мама попросила её убратьв комнате, т. к придут гости. После занятий она радостная спешила домой, чтобысообщить, что по контрольной работе у нее «5». Дверь открыла расстроенная мама,в доме гости и беспорядок. Мама накричала на дочь. Таня расплакалась.
2)Сашу пригласили на День Рождения, но он отказался, т. к они с папой собиралисьна футбол. Вечером папу срочно вызвали на работу. На День Рождения идти былоуже поздно. После прихода папы у них произошла ссора.
3)Маша по графику дежурства в классе в зимние каникулы должна была поливатьцветы, но она просто забыла об этом. В итоге цветы погибли. Класснаяруководительница наругала ее.
4)Артем играл в футбол за сборную школы и их команда должна была играть с другойшколой, а он с друзьями уехал на рыбалку. Команда проиграла, так как Артем быллучшим игроком своей команды. Тренер и другие игроки команды сильно огорчились.
Вывод:разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость- конфликтразрешается мирно, когда стороны готовы пойти на уступки-конфликт междублизкими людьми не приведет к серьёзной ссоре, если будет решаться на основекомпромисса.
Ребята,Вам понравилось занятие?Что именно Вам запомнилось?
Янадеюсь, что в будущем Вы постараетесь быть лучше и жить без конфликтов.
