Работа школьного психолога(тренинговые игры) по кибербезопасности в образовательном учреждении.
Такое явление, какинтернет-зависимость, прочно вошло в нашу жизнь и стало одной их характеристикповедения школьников. Особую тревогу вызывает тот факт, что зависимости чащевсего подвергаются дети в подростковом возрасте. То, что дети проводят в Интернетеслишком много времени, огорчает большинство родителей. Сначала взрослыеприветствовали появление Сети, полагая, что она безграничный источник новыхзнаний. Вскоре выяснилось, что подростки не столько пользуются Интернетом длявыполнения домашних заданий или поиска полезной информации, сколько проводятвремя в социальных сетях и онлайн играх. Интернет-зависимость – эторасстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческихпроблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из Сети,а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.
Дети находятся в большей опасности, так как их психиканестабильна, а собственное мировоззрение не сформировано. Дети больше склонныверить данным из средств массовой информации, нежели полученной от сверстников,взрослых или путем личного опыта. Притом им не свойственен критический анализполучаемой информации, они верят безусловно. В силу недостаточного личногоопыта дети не видят всех угроз виртуального пространства.
Главной задачей педагога вобеспечении информационной безопасности является научить школьников правильнооценивать степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают вусловиях медиапространства.
Основное содержание профилактическойработы с несовершеннолетними составляет развитие у них ресурсов устойчивости кразличного рода рискам и угрозам. В качестве таких ресурсов выступаютличностные качества и социальные умения, обеспечивающие возможностипротиводействия угрозам. Профилактическая работа предполагает:
— формирование основ осведомленностишкольников об особенностях распространения информации в сети, включаяневозможность контролировать ее достоверность
— формирование установок набезопасное поведение и навыков безопасного поведения при работе в сети;
— формирование личностных качествшкольников, связанных со способностью брать на себя ответственность,готовностью к сознательному выбору социальных ориентиров и организации всоответствии с ними своей деятельности.
— развитие социальной умелости:навыков безопасной самопрезентации и взаимодействия с другими людьми в сетиИнтернет, умений вступать в контакт и выходить из контакта, адекватно выражатьсвои чувства, переживания; твердо и без агрессии реагировать на мнение и оценкидругого; критически анализировать информацию и содержание сообщений.
Формы работы покибербезопасности педагога-психолога должны учитывать возрастные особенностишкольников.
Детям младшего школьного возраставажно ознакомиться с общими правилами безопасного поведения в Интернете, узнатьо существовании опасностей при работе в Интернете и способах защиты от них. Дляних может быть проведена игра-путешествие в Интернет-пространство. Игра можетбыть проведена в отдельном классе или с участием всех классов начальной школы.
Цель игры: расширить поведенческийрепертуар детей в трудных и опасных ситуациях столкновения с возможнымирисками.
Содержание и алгоритмпроведения:
Дети разбиваются на команды иотправляются в воображаемое путешествие по ту сторону монитора компьютера,полное опасностей. Они как бы выходят в сеть. С ними отправляются учащиесястарших классов (например, 6 или 7) или родители детей, исполняющие роли добрыхгероев сказки и взрослые – психолог или учитель, исполняющий роль сказочника, укоторого всегда можно спросить совета. В ходе такого путешествия дети из устдобрых сказочных персонажей узнают правила безопасного поведения в Интернете.На пути путешественники встречаются со злыми персонажами, которые имитируют дляних различные опасности, с которыми дети могут столкнуться, если нарушаютправила пользования Интернетом: например, Баба Яга пытается вовлечь в игру наденьги; Волк, надев маску Бабушки, приглашает на встречу; Кощей Бессмертный,представившись добрым волшебником, исполняющим желания, выведывает домашнийадрес и информацию о времени отсутствия родителей дома; Кикиморы, создав группув социальной сети, заманивают в свое болото. Дети совместно со взрослымипытаются найти выход из ситуации и противостоять негативному влиянию сказочныхгероев, предлагая варианты поведения, обсуждая плюсы и минусы каждого вариантаи фиксируют, что (какое правило безопасного поведения в Интернете, какие уменияи личностные качества) поможет избежать такой ситуации. В конце путешествиядети совместно с сопровождающими составляют и оформляют в виде «верительнойграмоты» или «указа» свод правил безопасного поведения при использованииИнтернета. Такие правила могут быть размещены в каждом классе.
Для подростков актуальнытренинговые занятия, позволяющие выделить наиболее опасные угрозы и осознатьимеющиеся ресурсы и способы защиты от них.
Тренинговое занятие по выделениюспособов защиты от интернет-рисков. Цель занятия: развитие навыков безопасногоповедения подростков при использовании Интернета, расширение репертуараспособов защиты от интернет-угроз.
Содержание и алгоритмпроведения занятия:
Занятие начинается с упражнения –активатора, позволяющего создать позитивный эмоциональный настрой, снятьнапряжение и сплотить группу. Примером такого упражнения является упражнение«Чужие коленки»: Группа садится в тесный круг, сдвинув стулья ближе друг кдругу. Каждый участник кладет свои руки на колени соседям: правая рука на левоеколено соседа справа, левая рука на правое колено соседа слева. По командеведущего руки участников по очереди хлопают по коленям (порядок определяетсяпоследовательностью рук, следить нужно за тем, когда очередь дойдет до вашейруки, а не до вашей коленки). «Ошибающаяся рука» выходит из игры (участникубирает ту руку, которая нарушила очередность). В упражнении значение имееттемп выполнения. Возможно изменение направления движения хлопков по кругу поспециальной команде ведущего. Подросткам предлагается индивидуально на листах встолбик перечислить все известные им угрозы и риски, с которыми пользователимогут столкнуться в Интернете.Выбрать из списка, по их мнению, 3 наиболееопасных и проранжировать их (на первое место наиболее опасный). Затем, напротивкаждого риска участнику необходимо записать средства и способы, используемые имдля защиты от действия этого риска. Листочки временно откладываются. Затемкаждому необходимо найти участников, выделивших такие же, как у него риски напервом месте, либо на втором месте, либо на третьем 6 месте и объединиться сними в микрогруппу. Для этого участники воспроизводят свой список наиболееопасных рисков по рангам на отдельном листочке и в хаотичном порядкеперемещаются по аудитории, показывая свой список другим, и знакомясь сосписками друг друга. Может быть создано любое количество микрогрупп, и онимогут быть неравномерны по количеству участников. Далее в микрогруппахорганизуется обсуждение ресурсов и способов защиты от действия выделенныхрисков и угроз. Участники микрогрупп методом мозгового штурма предлагаютсредства и способы защиты. Они отвечают на вопросы «В чем причиныподверженности людей действию данных рисков?», «Что нужно, чтобы преодолеть этипричины?», «Где это взять?». Ответы на эти вопросы записываются в форметаблицы. На следующем этапе работы каждая микрогруппа представляет свою таблицувсемучастникам. Проводится сопоставление причин подверженности рискам испособам их преодоления. Среди предлагаемых средств и способов защитывыделяются наиболее востребованные (чаще других встречающиеся в списках групп),составляется их общий список. Затем, снова организуется индивидуальная работа:участники возвращаются к отложенным индивидуальным спискам рисков ииспользуемых ими способов защиты и анализируют их. Сверяют индивидуальныесписки с общим: ищут сходства и различия, оценивают степень использованиякаждого из выделенных в общем списке средств и способов защиты отинтернет-рисков и угроз (отмечает: знаю и использую; знаю, но не использую; незнаю и т.п., можно использовать любую балльную шкалу). В итоге, происходитрефлексия степени опасности различных угроз и рисков и способов защиты от них.
Для старших школьников наиболеезначимы тренинговые занятия, направленные на осознание ими личностных ресурсовустойчивости к интернет-рискам и угрозам, способов и условий для их развития.
Цель занятия: содействие осознаниюи развитию личностных ресурсов устойчивости к интернет-рискам устаршеклассников.
Содержание и алгоритмпроведения:
В начале занятия ведущий организуетобсуждение какого-либо широко освещаемого в СМИ случая подверженности человекаинтернет-рискам. Например, вербовку студентки с помощью социальных сетей взапрещенную в России группировку ИГИЛ, или случай вовлечения несовершеннолетнихв распространение наркотических средств. Обсуждаются вопросы: почему этопроисходит, с каждым ли человеком это может произойти. Затем каждый участникиндивидуально на листе заканчивает выбранное им предложение «Такое могло быпроизойти со мной потому, что…» или «Такого никогда не могло бы произойти сомной, потому что…». На следующем этапе организуется работа в микрогруппах.Каждая микрогруппа получает задание составить психологический портрет (выделитькачества личности) человека, устойчивого к воздействию интернет-рисков и угрози записать их на одной стороне листа. Затем происходит обмен портретами междумикрогруппами. Участники одной микрогруппы, получив портрет от другоймикрогруппы, должны предложить условия и способы развития выделенных качеств,способствующих устойчивости к интернет-рискам и угрозам и записать их на другойстороне листа. Затем листы снова передаются в другую микрогруппу, где спискиусловий и способов развития личностных качеств дополняются. Так происходит дотех пор, пока микрогруппы не получат обратно свои портреты. Выделяются наиболеечасто встречающиеся в портретах качества, способствующие устойчивости кинтернет-рискам, составляется и оформляется наглядно общий портрет. Выделяютсянаиболее удачные (по мнению участников) условия, средства и способы ихразвития, составляется и наглядно оформляется общий список. Оба спискавывешиваются для общего обзора. На последнем этапе участники возвращаются киндивидуально к выполненным заданиям, в которых они заканчивали предложения.Предлагается внести изменения илидополнения в завершения предложений, а такжевыделить качества своей личности, необходимые для устойчивости к рискам,наметить перспективы для саморазвития.
Таким образом компьютернуюзависимость легче предотвратить, чем лечить. Поэтому деятельностьпедагога-психолога, прежде всего, связана с профилактикой компьютернойзависимости детей и подростков и одной из наиболее эффективных форм работыявляются тренинговые игры.
