СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Синтаксис (от греч. sýntaxis —построение, порядок) — раздел языкознания, изучающий правила соединения слов и форм слов, а также те единства, в составе которых эти правила реализуются (словосочетания и предложения).
Синтаксические нормы русского литературного языкарусского литературного языка — это правила построения словосочетаний и предложений.
Правильно ли говорить и писать: согласно договор а, скучаем по вас, разъяснение о проводимой политике? На эти и подобные вопросы ответ дают синтаксические нормы русского литературного языка.
Современными языковыми нормами на синтаксическом уровне допускается немало вариантных форм: ждать отпуск / отпуска, не читал книгу / книги, двое пришло / пришли и т.д. Хотя все они с достаточной полнотой и последовательностью описаны в справочной литературе, тем не менее в речевой практике возникает ряд трудностей при выборе нужной синтаксической конструкции. Распространены отступления, в частности, от норм согласования и управления, размещения слов в предложении, построения предложений с однородными членами, с причастными и деепричастными оборотами . от некоторых норм построения сложных предложений. Особые трудности вызывает выбор формы сказуемого при подлежащем, форма и значение которого вступают в противоречие.
Варианты координации главных членов предложения
Современные нормы координации главных членов предложения, как известно, часто допускают вариантные формы рода и числа сказуемого: пять (большинство, несколько) студентов уехало / уехали . трое проголосовало / проголосовали . инженер выступил /выступила и т.д.
Выбор той или иной формы сказуемого зависит от ряда факторов, которые должны учитываться в каждом конкретном акте коммуникации.
1. Подлежащее выражено собирательным числительным, обозначающим группу лиц: трое писало / писали . уехало /уехали пятеро.
Сказуемое в единственном числе употребляется обычно в нераспространенном предложении, особенно если сказуемое предшествует подлежащему:
Присутствовал о пятеро, а выступил о двое.
При сочетании собирательного числительного с местоимением нас, вас или их сказуемое употребляется только в форме единственного числа:
Нас было двое .
Вас осталось четверо .
Их пришло семеро.
Если при подлежащем есть согласованное определение к форме множественного числа, сказуемое употребляется только во множественном числе:
Вскоре вернул и сь задержанные двое .
Остальные пятеро прид ут завтра .
Эти трое спал и непробудным сном.
2. Подлежащее выражено сочетанием количественного или собирательного числительного с существительным в родительном падеже, а также сочетанием слов большинство, множество, несколько с существительным в родительном падеже: пять спортсменов выступило / выступили . двое бойцов погибло / погибли . большинство артистов уехало /уехали.
Форма единственного числа сказуемого предпочитается, если:
а) сказуемое предшествует подлежащему, особенно при нераспространенности предложения:
На столе леж ит несколько тетрадей .
Выросл о пять кленов .
б) подлежащее имеет значение приблизительности:
На собрании присутствовал о около 50 человек .
В стране выпуска ет ся свыше 380 миллионов экземпляров газет и журналов, ежедневно загора ет ся более 75 миллионов телевизионных экранов .
в) в составе подлежащего употреблено отвлеченное существительное, особенно со значением времени:
Прошл о несколько минут .
Сыну исполнил о сь пять лет .
г) компоненты количественно-именного сочетания разделены:
Детей у матери было пятеро .
Рабочих выступило трое .
д) в составе подлежащего имеются слова со значением ограничения:
В живых остал о сь всего несколько человек .
В секции занимал о сь только десять учащихся .
Всего лишь несколько дней прошл о с тех пор.
Сказуемое во множественном числе обычно употребляется при подлежащем, называющем количество со значением одушевленности, если:
а) подлежащее и сказуемое разделены в предложении другими словами:
Большинство участников совещания в ходе обсуждения стоящих на повестке дня вопросов поддержали точку зрения докладчика .
б) при количественном слове есть определение во множественном числе:
Первые шесть дней прошл и незаметно .
Завтра приед ут остальные двадцать человек .
в) есть однородные члены в составе подлежащего:
Большинство старшеклассников, учащихся ПТУ, студентов участвовал и в беге на короткой дистанции .
! В некоторых случаях форма множественного или единственного числа сказуемого выполняет смыслоразличительную функцию. Сравните:
Несколько учеников быстро выполн и ли задание и
Несколько учеников быстро выполнил о задание.
Форма множественного числа сказуемого указывает на то, что действие приписывается каждому лицу в отдельности, т.е. имеется в виду, что каждый ученик выполнил задание самостоятельно. Форма единственного числа сказуемого указывает на то, что действие выполнялось совместно, группой, состоящей из нескольких учеников.
На выбор формы числа сказуемого влияет и такой фактор, как активность или пассивность действия. Сказуемое, выраженное глаголом бытия, наличия, состояния или краткой формой страдательного причастия, особенно при подлежащем, выраженным неодушевленным существительным, обычно употребляется в единственном числе:
В деревне остал о сь несколько домов и та же форма координации при подлежащем, выраженным одушевлённым существительным:
Большинство однокурсников был о возмущен о его поведением.
Форма единственного числа сказуемого в таких случаях выражает пассивность действия. Для выражения активности действия используется сказуемое глагол во множественном числе.
P.S. В составном именном сказуемом связка согласуется с именной частью. Например, в предложении
Большинство участников соревнования был и учащ ими ся
связка были употребляется во множественном числе, так как именная часть сказуемого учащимися имеет форму множественного числа.
3. При подлежащем, выраженном сочетанием часть + неодушевленное существительное в родительном падеже , а также сочетанием слов много, немного, мало, немало, столько, сколько с существительным в родительном падеже, сказуемое всегда употребляется в единственном числе: Часть аудиторий отремонтирована . Столько людей погибло в тюрьмах!
Если подлежащее выражено словосочетанием часть + одушевленное существительное в родительном падеже, сказуемое может иметь форму единственного и множественного числа:
Часть артистов выступил а / выступил и.
На выбор формы числа сказуемого в данном случае влияют факторы, указанные выше (см. п. 2).
4. При подлежащем, выраженном сложным существительным с первой частью пол- (пол-яблока, полкомнаты, полведра и т.д.) или сочетанием числительного полтора (полторы) с существительным, сказуемое предпочитается в форме единственного числа, а в прошедшем времени в форме среднего рода единственного числа:
В субботнике участву ет полгруппы .
Сэкономлен о полтора миллиона рублей.
Но если при подлежащем есть определение во множественном числе, сказуемое употребляется во множественном числе:
Кончил и сь эти мучительные полторы недели неизвестности .
Первые полчаса прошл и быстро.
Трудные случаи синтаксического управления
1. Сочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки и др.
Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, например:
благодаря Вашему совет у,
согласно договор у,
вопреки предсказани ям.
Написание согласно договор а является синтаксической ошибкой.
Значение предлога благодаря обусловливает сочетание его с существительными, имеющими «положительное» значение:
благодаря матери,
благодаря солнечной погоде.
Поэтому предложения типа Самолёт потерпел крушение благодаря неисправности двигателя неправильны. Нужно:… по причине неисправности …Однако такое употребление слова благодаря будет являться нарушением лексических норм (а не синтаксических!), а именно: употребление слова без учёта его лексического значения (благ о дар я = благо + дарить).
2. Употребление предлога ПО с глаголами чувства и разрушения
С глаголами чувства и разрушения: горевать, плакать, скучать, соскучиться, тосковать, тужить, стрелять, ударять и др., — предлог ПО употребляется с дательным падежом, например:
тужить по сыну,
горевать по мужу,
скучать по нему (по ней, по ним).
Но личные местоимения 1-го и 2-го лица при названных глаголах ставятся в предложном падеже, например: скучаем по вас, плачет по нас.
3. Употребление предлога ПО в предложных сочетаниях с временным значением «после чего-нибудь»
В предложных сочетания с временным значением «после чего-нибудь» существительные на –ие пишутся на конце с буквой И, например:
по окончани и школы,
по истечени и срока договора,
по прибыти и делегации,
по возвращени и из командировки и др.
4. Расширительное употребление дательного падежа с предлогом ПО
Очень часто в деловых бумагах при передаче отношений принадлежности необоснованно употребляется предлог ПО, нарушающий грамматическую структуру словосочетаний, например:
Неправильно | Правильно |
Дательный падеж | Родительный падеж |
1.Департамент по транспорту | 1.Департамент транспорта |
2.Налоговая инспекция поЛенинскомурайону | 2.Налоговая инспекция Ленинскогорайона |
3.Главное управление Центрального банка РФ по Самарской области | 3.Главное управление Центрального банка РФ Самарскойобласти |
При составлении тех или иных грамматических форм предлог ПО традиционно используется в словосочетаниях со значением:
а) названия лица по профессии, роду деятельности: менеджер по продажам, мастер по резьбе, специалист по радиотехнике .
б) названия разного рода бумаг, документов, учреждений, предприятий: агентство по продаже недвижимости, комиссия по ликвидации последствий землетрясения .
в) названия какого-либо вида деятельности: действия по недопущению срыва графика работ, работа по укреплению производственной дисциплины.
Как видим, в названиях учреждений, предприятий предлог ПО в одних случаях нормативен (например, агентство по продаже недвижимости), в других — избыточен (например, департамент (по) транспорт(у) – нарушение нормы . верно: департамент транспорта). Следует помнить, что употребление конструкций с предлогом ПО оправдано, если необходимо ввести конкретизирующее слово, уточняющее сферу деятельности учреждения, сравните: управление по пуску и наладке водопроводно-канализационных сооружений и более широкое название – управление водопроводно-канализационных сооружений.
5. Сочетания с наименованиями руководящих работников
Субстантивированные существительные заведующий, командующий, управляющий, называющие руководящих работников, требуют постановки зависимых слов в творительном падеже, например: заведующий кафедр ой, командующий арми ей, управляющий дел ами.
Перечень трудных случаев синтаксического управления:
Аннотация(на что и чего?). Аннотация на вышедшие сборники. Аннотация опубликованных статей. Дисгармонировать (с чем?). Его поведение явно дисгармонирует с его внешним видом. Заплатить и уплатить (за что?). Заплатить за проезд. Надеть (на кого?). Надеть на себя. Надеть (что и на что/кого?). Надеть кольцо на палец . надеть пальто на ребёнка. Одеть (кого/что?). Одеть ребёнка. Одеть манекен. Оплатить (что?). Оплатить проезд. Отзыв (о чём и на что?). Отзыв о диссертации. Отзыв на автореферат диссертации. Рецензия (на что?). Рецензия на книгу. |