Трудовое самовоспитание школьника — основа! будущейпрофессиональной карьеры
УВ.А.Сухомлинского есть мудрое высказывание: и сто воспиателей1 не сделают того,что может сделать сам ученик, если он начнет работать над совершенствованиемсвоей личности. Активное участие самого ребенка в учении, труде, а также впреобразовании своей личности — один из важнейших резервов будущейпрофессиональной карьеры.
На закономерную связь воспитаниемпостоянно указывали известные советские психологи С.Л.Рубинштейн и Б.Г.Ананьев.В статье «Психологическая наука и дело воспитания» Л.С.Рубинштейн писал:«Педагогический процесс как деятельность учителявоспитателя формируетразвивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог руководит деятельностьребенка, а не подменяет ее. Всякая попытка воспитателя-учителя «внести» вребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенкапо овладению ими, подрывает «самые основы здорового умственного и нравственногоразвития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств» Воспитанность иразвитие ребенка невозможны без Возрастающего вовлечения самого ребейка впроцесс воспитания.
Переход воспитанияв самовоспитание необходим не только потому, что последнее более эффективно.Как и учение (усвоение понятий, умений и навыков), формирование личностипроисходит главным образом в процессе собственной деятельности ребенка, егособственных действий и поступков. Роль самого ребенка, подростка, юношиискшочительно важна в формировании его личности еще и потому, что у него естьсвои потребности, интересы, стремления, мотивы, которые определяют егоповедение и деятельность. Есть и свои планы и цели насчет того, кем и какимбыть. Ясно, что развитие ребенка будет наиболее успешньш в;том случае, когдапланы и цејш воспитателя совпадают с планами и целями ребенка, если самомуребенку будет доверена работа над собой. Несовпадением планов и целей взрослыхи детей, по-видимому, и объясншотся многие трудности в воспитании, в частностипсихологический барьер между учителями и некоторыми учащимися.
Каждомуподростку, юноше необходщмо понимать, что роль самовоспитания в формированииличности должна быть возможно большей и чтобы переход к нему произошел возможнораньше. Но самовоспитание предполагает определенный уровень развитиясамосознания, которое связано с выделейием себя из объективного мира.Проявляется оно в начале самочувствия, затем, благодаря самопознанию, — в видеотношения к самому себе и наконец, — в самоконтроле и саморегуляции своегоповедения. Чтобы самосознание человека стало самообъектом познания, требуетсябольшой опыт осознания себя как причины отдельных действий; поступков, ихрезультатов и т.д.
оптимальньм периодом длясамовоспитания является старший школьный возраст, когда у детей возникаетсвоего рода «расположенность к самовоспитанию». В связи с тем, что в этомвозрасте приходится определять свой жизненный путь, решать вопросы «Кудапойти?», «Кем быть?», «Каим быть?» и другие, школьник внутренне готов к работенад собой с целью совершенствования своей воли, характера, способностей идругих качеств личности, повышения своего образовательного уровня. Эта работанад собой и называется самовоспитанием.
Одним из видовсамовоспитания является профессиональное самовоспитание. Так, некоторые юноши идевушки не ограничиваются той общеобразовательной и общетрудовой подготовкой,которун::) дает им школа, и стремятся сами усовершенствовать свою пригодность ктой профессии, которой они думают заняться в будущем: читают специальнуюлитературу, присматриваются к работе мастеров своего дела, тренируют себя дажев процессе иных занятий. Работа над собой становится возможной благодаря тому,что человек в состоянии отражать в своем сознании самого себя, отдавать себеотчет в своих действиях. Такая обращенность познания а самого себя, на свойвнутренний мир называется рефлексией.
Школа в наших условияхявляется всей образовательной воспитательной работы с подрастающим поколением.Идёт разрушение естественных связей человека и природы. На этом фоне образжизни людей ранее органично сливающийся с природой, представляется бесценньплопытом. Сегодня напји•оленеводы переживают трудные времена. Любой человекдуховно связан со своим народом и с природой, среди которой он родился и вырос.Это незримая связь сегодня подвергается постепенному разрушению., не занимаютсятрадиционньпии видами хозяйства — оленеводством, охотой и рыболовством. Этопривело к забвению многи обычаев и обрядов, связанных с их традиционными видамихозяйства. В настоящее время общество осознало необходимость осуществленияразвития системы детского отдыха, оздоровления и занятости, создание условий дляразвития личности ребёнка в каникулярный период. Летние каниКулы составлшотзначительнуто часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко невсе родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильноорганизованный отдых, который будет способствовать сокращению детскоготравматизма. Кроме того, находясь в лагере, ребёнок помимо оздоровления изанятости, будет находиться под присмотром квалифицированных педагогов ивоспитателей, что способствует профилактике правонарушений и предотвращениедетской безнадзорностй. Социально-
экономические преобразования в нашем обществевьвывают потребность в шодях творческих, активных, неординарно мыслящих,способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критическогоанализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. В законе РФ «Обобразовании» указывается на необходщмость развития творческих возможностейдетей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественногопрогресса. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за годнапряженности, восстановление израсходованных сил, здоровы, развитиетворческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с
пребыванием детей.За несколько месяцев до начака работы лагеря проводится большаяподготовительная работа.
Разработкаданной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления итрудовой занятости детей была вызвана:
— повышением спроса родителей и детей на организованныйотдых школьников; — необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективногопланирования;
— обеспечением преемственности вработе лагеря предыдущих лет;
— модернизацией старых форм работыи введением новых;
— необходимостью использованиябогатого творческого потенциала обучающихся и педагогов в реализайии цели и задачпрограммы.
Даннаяпрограмма по своей направленности является комплексной, т. е. включбет в себяразноплановую деятельность, объединяет различнже направления рздоровления,отдыха и трудового воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительностипрограмма является краткосрокшой, т. е. реализуется в течение лагерной смены. Влагере отдыхают 10 обучающихся.
Основной состав лагеря — это учащиеся ввозрасте 7—12 лет. Прџ комплектовании в лагерь принимаются дети из многодетных,неблагополучных и малообеспеченных семей, детей-инвалидов.
Программа разработана с учетомследующих законодательных нормативноправовых документов:
• Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией РФ;
• Законом РФ «Об образовании»;
• Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка вРоссийской Федерации» от 24.07.98 г. N2 124-ФЗ•,
• Трудовьш кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. 197-ФЗ;
Актуальность программы:
Этот проект формирует у ребятгражданско-патриотическун::) позицию, учит уважительно относиться к окружающемумиру. Позволяет воспитывать молодое поколение в духе патриотизма, раститьздоровых, сильных, смелых, мужественных сынов и дочерей, сможет помочь каждомуребенку осознать мир. Ввести здоровый образ живни.
Цели программы:
Воспитание бережного и уважительногоотношения к истории родного края, к богатствам края, приобщение к трудуоленеводов, приобщение детей к жвненньпи кочевьш условиям оленеводов, изучениеисторических мест нашего края. Задачи программы:
• Изучение окружающей действительности на основе непосредственногонаблюдения;
Помощь в профессиональной ориентации обучающихся;
• Приобретение навыков общественно-полезной деятельности;
• Использование полученных теоретических знаний в практическойдеятельности;
• Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдыхдетей;
• Способствовать укреплению навыков к здоровому образу эювни•,
• Организовать систему оздоровительных мероприятий, связанных спрофилактикой распространенных заболеваний у детей;
• Активизация гражданской позиции детей и подростков;
Основные принципы работы программы:
• Принцип уважения личности ребёнка;
• . Принцип сотрудничества, содружества, сотворчества;
• Принцип поддержки детских инициатив и творчества;
Принцип индивидуального похода и коллективноготворчества;
• Принцип позитивного решения конфликтных ситуаций;
• Принцип сочетания общечеловеческих и национальных ценностей ворганизации жизнедеятельности детей.
Методы работы:
• Индивидуальные и коллективные работы;
• Организация совместной творческой деятельности;
• Наблюдение;
• Поощрение; Беседы;
Сравнения;
Изучение.
Формы реализации программы:
• Конкурсы;
• Викторины;
• Игры на свежем воздухе;
• Экскурсии;
• Беседы;
Спортивные мероприятия;
Полезные дела для детей и сообщества.
«Сонгайаан» .
• Палаткабрезентовая.— 1 тт, палатки турист Ческие S шт; коврик —10 «ШЕ, спальный мешбк— 10 шт, казан 2 :.1шт, ве о— 2шт, бак32•uri,:• бочка пластмабсовая.— 2 шт., набор: Фурис± — 2хомплект.
Традиции „лагеря «Сонгачан»
Ежедневные угрейние и вечерние линейки. |
|
Привитие навыков самообслуживания. |
|
Ежедневная:зарядка:, |
|
Проведение.КТД. Помощь детей к загойу о еней. |
|
Сотрудничество„с МУП «Приморский». |
|
Организация дежурства по лагерю отр е. |
|
Награждение.активистов смен». . |
|
Конкурё «По трфпам предков»- |
|
Режим работы лаг.еря |
|
9:00 — сбор и: перекличка в отрядах. |
|
9: 10 — зарядка. |
|
9:30 — завтрак. |
|
1-0:00- опер5цйй залогздоровья»; трудо ойдесант. |
|
10:30 12:45 2- Помощь детей:К загону оленей, об елагерные мероприйтйя, „отрядцые„: |
|
дела, прогулка. |
|
13:00 — обед. |
|
:i4.30-16.30 прогу Ка и.Т:.Д: |
|
УКин й кполдћик.. 16:50 — вечерняя. линейка (подведенџе,итогов) Л 7:00 — уход детей по домам. Основное направления программы: |
|
За основу деятельности в лагере взяты следующи 1. Оздоровительная работа. 2. Экологическое воспитание 3. Патриотическое „воспитание. 4. Трудовое воспитание. 5. ”Язык есть исповедь народа”. Механизм реализации программы 1. Подготовительный этап включает: подбор кадров; комплектование отряда; разработку документации. II. Организационный этап вюпочает: |
направления: |
выявление и постановку целей развития колле тива и личности; |
|
сплочение отряда; |
|
формирование законов и условий совместной аботы; |
подготовку к дальнейшейдеятельности по пр грамме.
III. Основной этап включаетреализацию основны положений программы.
Родители, дети, педагоги,общественные организ ии — участники программы:
Оздоровление и развитие детей взначительной ст пени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе техвзрослых, которые организуют жвнедеятельность лагеря. В реализации программыучаствуют опытные пед гоги образовательного учреждения, работники организации,медицинский работник.
Сведения об участниках (социальныйсостав восп танников)
Сроки и условия пребывания
Программа реализуется в течение одной лагерной смены.Финансирование лагеря осуществляется из фонда Министерства образова ия РС (Я),администрации Булунского улуса (района).
Ожидаемые результаты
1. Внедрение эффективных форм организаци отдыха, оздоровление изанятости детей.
2. Укрепление здоровья воспитанников.
3. Привлечение детей к традиционному занят ю наших предков, к работеоленевода. Повышение престижа традиционных занят й эвенов: професеии оленевода,хозяйки чума.
4.
Дети должны знать экологические пробле ы своего края, целесообразно вести себяв природе и требовать этого от других.
5. Поитогам поисково-исследовательской ра оты участие в научно-практичеслихконференциях.
6. Составлятьтематический словарь эвенско о языка используемые оленеводами в ходе трудовойдеятельности.
Сотрудничество с другимиорганизациями:
— МБОУ «Хара-/Улахская СОШ»
— МУП «Приморский»
— участковая больница
«Характер детей, — писал С.Л.Рубинтште Ы н,- складывается и формируется в реальных действиях и поступках и в той внутренейработе, которая завязывается вокруг них и в них вплетается».
Таким образом, трудовое самовоспитиешкольника поможет сформировать качества личности, необходимые для достиженякарьеры в выбранной профессии, так оно предполагает осмысленный выбор вариан овповедения, взвешивание, реальную оценку собственных возможностей и условий среы.
