Технические нормативные правовые акты (ТНПА) в области технического нормирования и стандартизации (ТНиС)
Организация работ по техническому нормированию и стандартизации в Республике Беларусь
Рисунок 2 — Классификация промышленной продукции
В Республике Беларусь
И СТАНДАРТИЗАЦИИ
РАЗДЕЛ 1 ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ
Тема 1.1 Составные элементы технического нормирования и стандартизации
С целью гармонизации национального законодательства в области стандартизации с принципами международной практики введен новый единый термин — «техническое нормирование и стандартизация».
Стандартизация – деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач. Она направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.
Техническое нормирование – деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.
Техническое нормирование призвано решать социальную цель – защита жизни, здоровья людей и окружающей среды от неблагоприятного воздействия продукции, что обуславливает актуальность и глобальность данного направления деятельности.
Сущность технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь отражена на рисунке 1.
НАДСТРОЙКА: правовые и организационные основы – законы, постановления Совета Министров, постановления Госстандарта РБ |
ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ предусматривает обоснованность нормирования требований безопасности к объекту и обязательность этих требований в таком техническом нормативном правовом акте (ТНПА), как технический регламент |
СТАНДАРТИЗАЦИЯ предусматривает разработку государственных стандартов на основе консенсуса и применение их требований по принципу добровольности |
БАЗИС: Принципы международных организаций по стандартизации (ИСО, МЭК и др.) |
Рисунок 1 – Сущность технического нормирования и стандартизации
Важным результатом деятельности в области технического нормирования и стандартизации (ТНиС) должно стать улучшение качества потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения.
Упорядочение свойств любых объектов происходит в соответствии с определенными правилами и нормами. Оно призвано контролировать параметры объекта, оценивать уровень качества объекта, выявлять зависимости между свойствами объекта в целом и функциональными параметрами, характеристиками его элементов. В связи с этим техническое нормирование и стандартизацию следует рассматривать в трех ключевых направлениях: как науку, как практическую деятельность, как элемент управления качеством.
Как наука техническое нормирование и стандартизация имеет свои научно обоснованные термины, определения, принципы, методы исследований, рассматривает вопросы государственного регулирования и управления в данной области, способствует совершенствованию ее практической деятельности.
Как практическая деятельность техническое нормирование и стандартизация связаны с разработкой, внедрением и применением ТНПА, надзором за выполнением требований, правил и норм, изложенных в них, планированием и финансированием в данной области деятельности.
Как элемент управления качеством техническое нормирование и стандартизацию следует рассматривать как фактор ускорения научно-технического прогресса, интенсификации производства и повышения его эффективности.
Целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение:
— защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды .
— повышение качества и конкурентоспособности продукции (услуг) .
-технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции (взаимозаменяемость – пригодность одного изделия, процесса или услуги для использования вместо другого изделия, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований) .
— устранения технических барьеров в торговле .
— единства измерений .
— национальной безопасности .
— рационального использования ресурсов.
Задачи технического нормирования и стандартизация:
— установление оптимальных (в том числе обязательных) требований к качеству и номенклатуре продукции (услуг) в интересах потребителя и государства .
— развитие унификации продукции (унификация продукции – это деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения) .
— нормативное обеспечение межгосударственных и государственных
социально-экономических, научно-технических программ, инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды и др.)
Принципы технического нормирования и стандартизации:
— обязательность применения технических регламентов .
— доступность технических регламентов, технических кодексов практики и государственных стандартов, а также информации о порядке их разработки, утверждения, опубликования для пользователей и иных заинтересованных лиц .
— применение международных и межгосударственных стандартов .
— использование современных достижений науки и техники .
-обеспечение права участия юридических и физических лиц, а также технических комитетов по стандартизации в разработке технических кодексов практики, государственных стандартов .
— добровольное применение стандартов.
Объектами технического нормирования и стандартизации являются продукция, услуги, процессы, информация.
Продукция – продукт труда, произведенный для последующей реализации или производственного потребления.
Под промышленной продукцией понимается материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и индивидуального характера.
Классификация промышленной продукции представлена на рис. 2.
Услуги – это блага, полезные результаты производственной деятельности, удовлетворяющие определенные потребности, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме. Они являются объектом купли-продажи и реализуются по ценам, целиком или в значительной мере покрывающим издержки производителя (за счет выручки от реализации) и обеспечивающим ему прибыль. Для услуг характерна неосязаемость, неразрывность производства и потребления, непостоянство качества, неспособность к хранению.
Процессы, работы — деятельность, направленная на производство и реализацию продукции или услуг.
Информация — условные обозначения, термины, определения, единицы физических величин, пиктограммы и пр.
Субъектами технического нормирования и стандартизации являются:
— Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов. К государственным органам относятся Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь и другие государственные органы в соответствии с законодательством .
— Юридические и физические лица, включая иностранные .
— Иные субъекты гражданских правоотношений (в том числе иностранные), которые в установленном порядке приобрели права и обязанности в области технического нормирования и стандартизации.
Тема 1.2 Государственная система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь
В Республике Беларусь государственная система стандартизации (ГСС) начала формироваться в 1991-1992 гг. на основе принципов, выработанных Межгосударственной системой стандартизации (МГСС) стран СНГ. В 1995 году в Республике Беларусь был разработан и принят Закон «О стандартизации».
В соответствии с этим Законом государственные стандарты содержали требования, обеспечивающие:
1) безопасность продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды (ОС) .
2) совместимость и взаимозаменяемость продукции .
3) маркировку продукции .
4) единство методов контроля. Все эти требования были обязательны дляисполнения.
Требования государственных стандартов, касающиеся потребительских характеристик продукции, её эксплуатационных свойств, гарантийных сроков были добровольными.
До 2004 г. обязательные требования стандартов использовались в качестве меры государственного регулирования требований к продукции и услугам. В тоже время многие требования к продукции и услугам, в том числе и обязательные, были установлены в подзаконных актах, носящих в основном ведомственный характер, что создавало определённые трудности как для отечественных, так и для иностранных производителей. В этой части положения ГСС не отвечали требованиям международной практики и положениям ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ), санитарным и фитосанитарным мерам (СФС).
Соглашениями ВТО предусмотрено, что обязательные требования устанавливаются в технических регламентах (ТР), принимаемыми органами власти, а также то, что стандарты применяются в добровольном порядке.
Таким образом, наиболее существенным различием между отечественной и международной практикой стандартизации являлся статус стандартов.
Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь предусматривала создание системы ТНиС на базе соглашений ВТО по ТБТ и СФС.
Изучение зарубежного опыта позволило установить, что наиболее эффективным является подход к ТНиС Европейского Союза (ЕС), позволяющий устранить технические барьеры в торговле, препятствующие свободному обращению продукции.
Концепции данного подхода были положены в основу Закона Республики Беларусь «О ТНиС» от 05.01.2004 г.
В Законе «О ТНиС» отражены принципиальные отличия от ранее действующего закона «О стандартизации».
К ним относятся:
1) введение в закон новой государственной функции «техническое нормирование», в процессе реализации которой создаётся и утверждается технический регламент .
2) утверждение технических регламентов правительством, что придаёт им соответствующий статус .
3) введение новых субъектов ТНиС – органов государственного регулирования и управления (Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь) .
4) унификация терминологии в области ТНиС .
5) определение основных видов технических нормативных правовых актов (ТНПА): технических регламентов (ТР), технических кодексов установившейся практики (ТКП), технических условий (ТУ), государственных стандартов и стандартов организаций .
6) установление порядка применения государственных, международных и межгосударственных (региональных) стандартов .
7) применение на принципах добровольности знака соответствия продукции государственным стандартам .
8) разработка государственных стандартов техническими комитетами (ТК), что соответствует международной практике .
9) определение случаев, когда применение государственных стандартов является обязательным.
Основными предпосылками для изменения законодательства Республики Беларусь в области стандартизации явились:
1) условия присоединения к соглашениям ВТО .
2) основные положения соглашений ВТО по ТБТ и СФС в части ТНиС .
3) мероприятия Республики Беларусь по присоединению к ВТО .
4) участие Республики Беларусь в работе международных организаций по стандартизации (ИСО, МЭС) .
5) принципы международной стандартизации .
6) принципы технического регулирования в ЕС .
7) Закон Республики Беларусь «О стандартизации» — 1995 г. .
8) развитие Государственной системы ТНиС в Республике Беларусь.
Система технического нормирования и стандартизации (ТНиС) — это совокупность ТНПА в области ТНиС, субъектов ТНиС, а также правил и процедур функционирования системы в целом.
|
Рисунок 3 – Система государственного регулирования в области ТНиС
Функции системы:
1) государственное регулирование и управление в области ТНиС .
2) планирование, государственный надзор и финансирование работ в области ТНиС.
Государственное регулирование и управление осуществляется Президентом, Советом Министров Республики Беларусь, Госстандартом, Минстройархитектуры.
Управление осуществляет Госстандарт Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства Минстройархитектуры.
Государственный комитет по стандартизации (Госстандарт) при Совете Министров Республики Беларусь возглавляет Председатель, назначаемый Президентом Республики Беларусь.
Он включает следующие структурные подразделения:
— Центральный аппарат, в состав которого входят отделы стандартизации, сертификации, метрологии и радиометрического контроля, государственного контроля за соблюдением требований ТНПА и вспомогательные отделы (отдел экономики и финансов, отдел бухгалтерского учёта, организационно-правовой и кадровый отдел, канцелярия) .
— Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС) .
— Белорусский государственный институт метрологии (БелГИМ) .
— Белорусский государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров по стандартизации, метрологии и управлению качеством (БГИПК) .
— территориальные центры стандартизации, метрологии и сертификации в каждой области с аккредитованными испытательными лабораториями .
— Испытательный центр легкой промышленности .
— Национальный информационный центр по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам (НИЦ по ТБТ и СФС).
Коллегиальными органами Комитетаявляются:
— коллегия .
— научно-техническая комиссия по стандартизации и сертификации .
— научно-техническая комиссия по метрологии.
Важнейшим рабочим органом в системе ТНиС являются технические комитеты, которые непосредственно занимаются разработкой проектов ТНПА. Они, как правило, создаются при БелНИИ (БелГИСС, БелГИМ, др. органах).
Планированием занимается Госстандарт совместно с Минстройархитектуры. В основу планирования закладываются государственные приоритеты и предложения заинтересованных субъектов. Проекты планируемых документов представляются в Совет Министров на утверждение.
Государственный надзор за соблюдением ТНПА осуществляют Госстандарт и Минстройархитектуры.
Финансирование осуществляется из средств республики и местных бюджетов и средств заинтересованных лиц, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Виды ТНПА определены в Законе Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации». К ним относятся: технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты (в том числе государственные стандарты, стандарты организаций), технические условия (рис. 4).
Технический регламент (ТР) — технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования. Он устанавливает обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь. Технический регламент разрабатывается республиканскими органы государственного управления (РОГУ), утверждается Советом Министров и является обязательным для исполнения всеми субъектами ТНиС.
Рисунок 4 – Виды технических нормативных правовых актов (ТНПА)
Технические регламенты имеют следующее обозначение: ТР/2004/001/BY
ТР – индекс документа
2004 – год утверждения
001 – порядковый №, присваиваемый Госстандартом
BY – принадлежность к стране.
Технический кодекс установившейся практики (ТКП) — технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах практики технические требования к процессам ЖЦП или оказанию услуг. Разрабатывается и утверждается – уполномоченным РОГУ.
Обозначение: ТКП 43. 2004 (09170)
ТКП – индекс документа .
43 – порядковый номер .
2004 – год утверждения
09170 – код РОГУ, который разработал и утвердил ТКП (на основании общегосударственного классификатора ОК РБ).
Стандарт – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам её разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или к оказанию услуг. Разрабатывается техническими комитетами, создаваемыми заинтересованными субъектами ТНиС, утверждается Госстандартом РБ или Министерством архитектуры и строительства.
Обозначение: СТБ 1160-2003
СТБ – индекс документа .
1160 – регистрационный номер .
2003 – год утверждения.
Стандарт организации (СТО) – стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В качестве СТО, как правило, разрабатываются документы на системы менеджмента качества (СМК), полуфабрикаты своего производства. Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов.
Технические условия (ТУ) – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретному типу, марке, модели, виду реализуемой продукции или оказываемой услуг, включая правила приёмки и методы контроля.
Обозначение присваивается разработчиком.
ТУ – индекс документа .
BY – международный буквенный код РБ .
100195 – шестизначный код держателя подлинника ТУ по Единому государственному регистру юридических лиц и ИП (ЕГР)
точка – разделительный знак .
015 – трёхзначный порядковый регистрационный номер
2004 – год утверждения.
ТУ разрабатываются при отсутствии государственных стандартов на данную продукцию или в случае необходимости их уточнения.
Требования, устанавливаемые в ТУ, не должны нарушать обязательные требования действующих технических регламентов, стандартов, распространяющихся на данную продукцию.
Тема 1.3 Порядок разработки, принятия и применения нормативных документов по техническому нормированию и стандартизации
Технические регламенты разрабатываются и вводятся в действие в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества и безопасности.
Введение технических регламентов преследует еще одну цель – концентрацию в одном документе всех требований, касающихся безопасности продукции и услуг, которые содержатся в различных документах, в том числе принятых разными органами государственного управления.
Разработка технических регламентов базируется на международных требованиях (директивы Европейского союза, международные стандарты, международные соглашения), региональных (унификация с техническими регламентами стран СНГ). Осуществляется на основании его структуры (рисунок 5) и предусматривает пять этапов с определенным комплексом работ и мероприятий:
— подготовка к разработке
— разработка рабочего проекта
— разработка окончательной редакции
— утверждение
-государственная регистрация, опубликование и издание.
Рисунок 5 – Структура технического регламента
Рисунок 6 — Механизм разработки технических регламентов
Технические регламенты вводятся республиканскими органами государственного управления в пределах предоставленных им полномочий Советом Министров Республики Беларусь в рамках соответствующей Программы.
Опубликование и издание ТР осуществляют в виде официальных печатных изданий. ТР применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения.
Требования утвержденного ТР являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.
При изготовлении продукции на экспорт, если условиями договора иные требования, применяются условия договора, за исключением условий, противоречащих техническому регламенту.
ТР пересматриваются каждые пять лет. По результатам пересмотра (проверки) составляется акт и выносится одно из решений:
— сохранить, оставить без пересмотра и изменений .
— внести изменения и переиздать .
— подлежит пересмотру .
— подлежит отмене.
Для осуществления технического нормирования на отраслевом уровне предусмотрен такой документ, как технический кодекс установившейся практики (далее технический кодекс практики (ТКП)).
Технический кодекс практики разрабатывается с целью реализации требований ТР, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.
Порядок разработки ТКП аналогичен ТР. Разработка, планирование и утверждение ТКП осуществляются республиканскими органами государственного управления в установленном порядке.
Обязательность соблюдения требований этих документов определяется органом государственного управления, который их утверждает.
В течение 15 дней кодекс должен быть утвержден. Срок введения в действие – не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации о его государственной регистрации.
Право официального издания технического кодекса принадлежит утвердившему его республиканскому органу государственного управления.
Срок действия технического кодекса 5 лет. Один раз в 5 лет технический кодекс пересматривается. По результатам проверки, как и у технических регламентов, могут быть вынесены следующие решения:
— сохранить .
— оставить без пересмотра и изменений .
— внести изменения и переиздать .
— подлежит пересмотру .
— подлежит отмене.
Государственные стандарты разрабатываются, в соответствии с требованиями к ним (рис. 7), техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии – любыми заинтересованными лицами.