Дополнительнаяобщеобразовательная
общеразвивающаяпрограмма
«По днуХвалынского моря»
(Туристко-краеведческоенаправление)
Возраст 11 — 14 лет
Срок реализации: один год обучения.
Автор-составитель:
Елисеев Владимир Вячеславович
педагог дополнительногообразования
2021 год.
1. Комплексосновных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Подну Хвалынского моря» туристско-краеведческая.
Актуальностьпрограммы:
Всебольше детей всех возрастов зависимы от гаджетов, компьютеров, теряя желаниедвигаться вперед и развиваться духовно и физически. Забывается культура иценность простого общения, теряется интерес к открытиям, что влечет за собойпотерю значимости оригинальности личности, нехватки желания к развитию исамосовершенствованию.
Даннаяпрограмма создана для приобщения детей к природе, изучению навыков туризма.Содержание программы дает возможность самостоятельно делать выводы и приниматьрешения, сплачивать обучающихся в дружный коллектив и быть в ответе за природуродного края. Изучение туризма является важным фактором физического и эмоционального развития иммунитета детей.
Отличительныеособенностью данной программы состоитв ее практическом значении: изучение программного материала происходит черезвовлечение обучающегося в игровую и экскурсионную деятельность. В процессеобучения обучающиеся знакомятся с памятниками культурными и природными,историей своей малой Родины, разнообразием флоры и фауны родного края. Детивовлекаются во взаимосвязь человека и природы, приобретая навыки здоровогообраза жизни. Данная программа является оригинальной, быласоздана в 2020 году. Для реализации в 2022-2023 учебном году в программу быливведены новые разделы для изучения «Я вглубь веков сволнением гляжу…», «Край, в котором я живу», тем самым уделяя большее вниманиюизучению своего родного края, своей малой родины.
Адресатпрограммы: рассчитанана детей без ОВЗ, рассчитана на среднее звено, уровень программы стартовый. Возрастот 11 до 14 лет, принимаются все желающие(не имеющие медицинских противопоказаний).
Возрастныеособенности обучающихся. Вэтом возрасте дети приобретают уверенность в себе, обладают энтузиазмом,начинают мыслить абстрактно, приобретают навыки общения. Подростки подвергаюткритики систему ценностей взрослых, знают что такое хорошо и плохо, но нехватает воли делать то что хорошо. Исследованиявнутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральныхпроблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений,нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Системаоценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненногоплана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности вразвитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена наформирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочныхсуждений.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенностьданного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаютсяна необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемостьвнимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле,однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребятазанимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Сроки реализации программы:программарассчитана на 1 (один) год обучения.
Объеми режим занятий: 9месяцев – 144 часа. Занятия группы обученияпроводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Наполняемость групп «Подну Хвалынского моря» зависит от площади кабинета и
составляет -10-12 человек.
ДООП «По дну Хвалынского моря» разработана на основе следующихдокументов:
1. Федеральныйзакон от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Федеральныйзакон от 31.07.2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
3. закон «Обобразовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся».
4. Концепцияразвития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена
распоряжением Правительства РоссийскойФедерации от 31 марта 2022 г. N 678-р.
5. ПриказМинистерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации иосуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательнымпрограммам».
6. ПриказМинистерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О
внесении изменений в порядок организации иосуществления образовательной
деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам, утверждённый
приказом Министерства ПросвещенияРоссийской Федерации от 9 ноября 2018 г. №
196»
7. ПисьмоМинистерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных программ(включая разноуровневые)».
8. Федеральныйпроект «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование».
9. ПостановлениеГлавного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждениисанитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования корганизациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
10. Приказ министерстваобразования Саратовской области «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детейв Саратовской области на 2022-2030 годы»
от 08.02.2022 г. №141.
Педагогическая целесообразность программы: программызаключается в том,
что туристскийпоход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, ив первую очередь своей Малой Родины. Занятия туризмом способствуют укреплениюне только физического здоровья, но и условия для формирования личностныхкачеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам,умение работать в команде, проявление лидерских качеств. Отмечено, чтообучающиеся, входящие в состав туристкой группы, стараются вести здоровый образжизни, реже совершают поступки асоциального характера. Пешеходный туризмпозволяет решить и проблему профориентации. Занятия туризмом дают возможностьтрудиться в промышленном альпинизме, быть инструктором и экскурсоводом, служитьв МЧС, работать учителем физкультуры и тренером в спортивных школах.
Цель программы черезосновы краеведения и туризма привить любовь к природе родного края.
Задачи программы:
Обучающие:
- Познакомить с историей родного края, флорой и фауной, методами защиты природы;
- Научить основам туризма, техники безопасности, оказания первой помощи; формировать умение воссоздавать природные дары в поделки.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, эстетические чувства, творческие и физические способности каждого ребёнка.
Воспитательные:
- Воспитывать дружелюбное отношение к окружающим, умение заботиться о природе родного края и быть ответственным за нее, желание быть патриотом, потребность в здоровом образе жизни.
Планируемые результаты.
Предметные:
- знакомство с историей родного края, флорой и фауной, методами защиты природы;
- формирование навыков туризма, техники безопасности, оказания первой помощи; создания поделок из природного материала.
Метапредметные:
- развитие познавательного интереса, эстетических чувств, творческих и физических способностей каждого ребёнка.
Личностные:
- воспитание дружелюбного отношения к окружающим, умения заботиться о природе родного края и быть ответственным за нее, желания быть патриотом, потребности в здоровом образе жизни.
Содержаниепрограммы:
Учебный план.
№ п/п |
Название раздела, темы
|
Количество часов |
Форма аттестации/ контроля |
||
|
|
Всего |
Теория |
Практика |
|
1. |
Вводное занятие. Техника безопасности. |
2 |
2 |
|
|
2. |
Заметки юного туриста. |
28 |
16 |
12 |
Аттестация. |
3 |
Я вглубь веков с волнением гляжу… |
16 |
8 |
8 |
Педагогическое наблюдение. |
4 |
Край, в котором я живу |
28 |
4 |
24 |
Педагогическое наблюдение. |
5 |
Значение природы в жизни каждого человека |
20 |
8 |
12 |
Опрос. |
5 |
44 |
|
44 |
Педагогическое наблюдение. |
|
9 |
Презентация и защита творческих работ. |
4 |
2 |
2 |
Выставка и оценка работ. |
10 |
Итоговое занятие. |
2 |
2 |
|
|
|
ИТОГО |
144 |
46 |
98 |
|
Содержаниеучебного плана.
1) Вводное занятие2 часа.
Знакомство с программой,целью и задачами. Вводный инструктаж по техники безопасности. Игры на знаниеместности юного туриста.
2) Заметкиюного туриста 28 часов.
Теория16 часов.
Кодексюного туриста. Заметки юного туриста (ведение личного дневника). Дидактическаяигра на знание местности. Вводный контроль.
Основныепонятия туризма. Перспективы развития туризма. Оздоровительная роль туризма.Основы безопасности в природной среде.
Рольтуристско — краеведческой деятельности в формировании общей культуры,правильного поведения в природе и обществе. Закона, правила, нормы и традициитуризма.
Организацияпривалов, бивуаков. Развертывание лагеря. Места для привала. Виды костров.
Личныйрюкзак. Гигиена. Сигналы бедствия. Первая помощь.
Топографияи ориентирование на местности. Приемы и способы ориентирования. Чтение карты.Измерения расстояния на карте. Ориентирование по горизонту. Азимут.
Разработкамаршрута, подготовка снаряжения. Организация питания в походе. Организацияпохода (обязанности участников, строй и порядок движения, направляющий,замыкающий).
Правилаповедения в общественном транспорте. Значение дисциплины в походе.
Правилаобращения с огнем. Составление отчета о походе, паспорта маршрута.
Практика12 часов.
Ориентированиена местности. В черте города.
Оказаниепервой помощи. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмыили постановка диагноза, практическое оказание помощи). Разучивание различныхспособов транспортировки пострадавшего Применение бинтов, жгутов, первая помощьпострадавшему. Проверка аптечки перед выходом.
Прогулкапо составленному маршруту.
3) Явглубь веков с волнением гляжу… 16 часов.
Теория8 часов.
Археологическоенаследие Хвалынска. Значение Хвалынска и Каспийского (Хвалынского) моря дляисследователей. Ледниковый период. История появления Хвалынского моря.Палеонтология появления потопа. Хронология потопа. Библейский потоп.
Хвалынскиепоселения из далекого прошлого. Его быт. Погребальные обряды Хвалынских племен.Под курганные погребения. Общественная культура. Домашняя утварь.
ВозникновениеХвалынска с 1556 года. Культура быт. Промыслы. Рыболовство.
Сосновыйостров и его значение. Корабли и судоремонт. История его утраты.
Практика 8 часов.
Экскурсияв Хвалынский краеведческий музей.
ЗарисовкаХвалынска древних лет.
4) Край,в котором я живу 28 часов.
Теория4 часа.
Туристические возможности родного края, обзорэкскурсионных объектов, музеи Методы сбора краеведческого материала: наблюдение,фотографирование, ведение дневника и путевых записей, описание экскурсионныхобъектов. Простейшие приборы для краеведческой и туристической работы
Описание материала, его происхождение, свойства в личныйдневник. Обсуждение интересных наблюдений и открытий. Оценка полученных знаний.Ведение личных заметок.
Практика 24 часа.
«Моя малая родина». Экскурсия по городу. Знакомство спамятниками и достопримечательностями города.
Экскурсия по«экологической тропе Святой родник». Краткое повествование о историивозникновения, о «старце» иеросхимонахе Дорофее, ведение дневникапутешественника.
«Подну Хвалынского моря»-Экскурсия по природному заповеднику, горе «Беленькой».Сбор природного материала для поделок, ведение дневника путешественник.
Экскурсия по маршруту «В царстве птиц». Сбор материаладля поделок. Изучение птиц. Ведение личных заметок.
«Образовательный квест»-«Птицы родного края»
«Здесь жил святой человек» экскурсия по тропе «пещераМонаха»
Практические занятия по техники безопасности наприроде и первой помощи. Игры «Оказания первой помощи пострадавшему.» «Действияв чрезвычайной ситуации.»
5) Значение природы в жизни каждого человека 20 часов.
Теория 8 часов.
Взаимосвязь окружающего мира с человечеством, рольприроды в жизни каждого.
Проведениенаблюдений за климатом, погодой, сезонными изменениями в природе в своейместности.
«Нам ничего не надо, нам никого не жаль» — Пагубноевлияние человечества на природу, загрязнение атмосферы, воды, почвы.Уничтожение реликтовых растений, животных
«Спасение утопающих, дело рук самих утопающих»-программы защиты природы. Особо охраняемые территории. История НП «Хвалынский».Флора и фауна родного края.
Значение леса в масштабах планеты, реликтовые деревьяи растительность, полезные свойства хвои. Редкие и охраняемые растения. «ЖителиКрасной книги»
Практика12 часов.
Конкурс рисунков на тему «Сохрани природу»
Экскурсияв «Национальный парк Хвалынский».
«Подарижизнь»-высадка культурных насаждений..
Интеллектуально-познавательныеигры.-«Животный мир родного края», Эти удивительные растения»,«Юный турист».Квест-игра «Дары природы» Текущий контроль.
6) Волшебное превращение даров природы44 часа.
Практика 44 часа.
Поискматериала в парке «Сад Храмов». Игры и викторины на тему флоры и фауны.
Подготовка,организация и выполнение краеведческих заданий (сбор листьев различных видовдеревьев, поиск и зарисовка отпечатков следов животных и птиц, сбор растенийдля гербариев и т. д.).
Изготовлениеподелки, описание материала в собственный дневник. Наглядный пример(мастер-класс). Поэтапная последовательность изготовления, выбор способаизготовления поделки, подготовка инструментов и материала.
7) Презентацияи защита работ 4 часа.
Теория 2 часа.
Защита творческой работы. Итоговая аттестация. Индивидуальнаяоценка каждого ребенка.
Практика 2 часа.
Презентация творческих работ, оформление выставки
8) Заключительноезанятие 2 часа.
Развлекательнаяпрограмма для укрепления познаний обучающихся.
Игры«На дне древнего моря», «Кто в лесочке живет?», «Съедобное не съедобное»Совместное создание фото коллажа для истории ЦДО «СтартУМ». Практика 2 часа.
Формы аттестации и их периодичность.
Для полноценной реализации данной программы используются следующиевиды контроля:
вводный— осуществляется посредством наблюдения за деятельностьюобучающегося в процессе занятий и собеседования с ним;
текущий— контрольные задания на местности, тестирование, учебныетренировки, выполнение обучающимися краеведческих заданий;
итоговый— выставка и оценка работ.
2.«Комплекс организационно-педагогических условий»
Методическоеобеспечение
Взависимости от возрастных особенностей ребенка используются разные формыорганизации занятий и методы обучения. Групповая и индивидуальная работапроводится под руководством педагога, в котором обучаемые должны общаться другс другом и с педагогом.
Практическаячасть занятий предполагает учебно – деятельностную игру обучающегося,выполнение практических упражнений по изучаемой теме, оформление материаловкраеведческой работы. В то же время активно используются информационные икоммуникационные технологии.
При проведении занятий применяются технологии проблемного идиалогового обучения, развивающие игры, интерактивные методики. Полевые мероприятиявключают в себя практическую работу детей по выполнению заданий, физическойподготовке, пешеходным и туристическим экскурсиям, местным наблюдениям заприродой, сбору материалов с местными знаниями и природоохранным мероприятиям.
Условия реализации программы
Материально — техническое обеспечение. Для проведениятеоретических занятий требуется учебный кабинет, соответствующий санитарно -гигиеническим нормам и требованиям. Кабинет должен быть оснащен персональнымкомпьютерам с доступом в интернет, мультимедийным проектором с экраном.Проведение практических занятий на местности должно происходить на стадионе, впарке или в лесу. Методика анализа результатов образовательной деятельности.Наглядные пособия. Гербарии, образцы природных материалов, образцы свыставок, фотоматериалы, видеозаписи и иллюстрации, карты-трафареты,технологические карты изготовления работ, учебные пособия по работе сприродными материалами. Отдельное,хорошо проветриваемое, светлое помещение;
Инструментыи материалы: ножницы,канцелярский нож; разные виды клеев; гуаши и акриловые краски;термопистолеты; картон гофрированный различной цветовой гаммы; пенопластовые шары различного диаметра; фломастеры; фольга пищевая в рулонах; вата медицинская;скотч цветной различная цветовая гамма; кусачки –бокорезы; иглы швейные дляручных работ №7 «Золотое ушко»; секатор; шило универсальное; пинцет; контейнерпластиковый; наждачная бумага; лак масляный прозрачный; проволока; кистихудожественные плоские; пластилин.
Информационное обеспечение: учебные фильмы,презентации, интернет ресурсы.
Дидактические материалы: фотографии Хвалынскогорайона, карта местности, карточки флоры и фауны.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Оценочные материалы
Для реализации образовательной программы, исполняетсяпереводческий мониторинг. Диагностический материал собирается и копитсянепрерывно на всех стадиях реализации программы. Психологическая диагностикавоспитанников проводится в виде тестов, тренингов, игр, анкет. В течение года впрограмму включены упражнения на развитие памяти, мышления и внимания, наразвитие глазомера и ориентирование в пространстве. Отслеживаетсярезультативность в достижениях воспитанников объединения. Результативностьвыполнения обучающимся образовательной программы оформляется в таблицы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дляпедагога:
1. Арефьев В. Е. Введение втуризм. Барнаул, 2002
2. Даньшин Н. К. Организацияи технология туризма. Донецк, 2006.
3. Квартальнов В. А. Теорияи практика туризма. М., 2003.
4. Костюкова О. И. Основытуризма. Владивосток, 1998.
5. Окишев П. А. Основытуризмоведения. Томск, 2005.
6. Н. И.Кабушкина.Организация туризма.//Под ред.
7. Ю.А.Штюрмер «Краткийсправочник туриста», методическая разработка «Узлы, применяемые в туристскоммногоборье», методическая разработка «Технические приемы, применяемые насоревнованиях по туризму», «Руководство для судей и участников соревнований потехнике пешеходного и лыжного туризма», , методическая разработка «Советыорганизатору туристско-краеведческого кружка», методическая разработка «Какправильно оформить отчет о походе».
8. Гулиев Н. А., Кулагина Е.В. Введение в специальность: Туризм. Омск, 2002.
9. Гуляев В. Г. Организация туристскихперевозок. М., 200
10. Долженко Г. П.Экскурсионное дело. М.-Ростов-на-Дону, 2005.
11. Долматов Г. М.Международный туристический бизнес: история, реальность, перспективы. Ростов-на-Дону, 2001.
12. Дроздов А. В. Основыэкологического туризма. М., 2005.
13. Егоренков Л. И. Экологиятуризма и сервиса. М., 2003.
14. Емельянов Б. В.Экскурсоведение. М., 2004.
15. Жарков Г. Н. Правовоеобеспечение международного туризма. М., 2004 г.
16. Ильина Е. Н. Организацияводных путешествий. М., 2002 г.
17. Ильина Е. Н. Организация железнодорожных путешествий. М.,2003 г.
18. Косолапов А. Б. Теория ипрактика экологического туризма. М., 2005.
19. Крачило Н. П. Основытуризмоведения. Киев, 1980.
20. Курило Л. В. Краеведениеи туризм. М., 1999.
21. С. Р. Ахмеров, Н. Ю.Репина и др. Сборник законодательства Российской Федерации в области туризма.Саратов, 2002.
22. Ю.С.Самохин «Туризм вдетском оздоровительном лагере», Н.Б.Садикова «1000 + 1 совет туристу: школавыживания16. Седова Н. А. Культурно-просветительный туризм. М., 2004.
- С.Ю. Махов «Безопасность в туризме: учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов», 2020.
24. Губа, Д. В. Лечебно-оздоровительный туризм:курорты и сервис 2020.
25. Котанс, А. Я. Технология социально-культурногосервиса и туризма: учебное пособие, 2019 г.
26. Багдасарян, В. Э. История туризма : учебноепособие 2021.
Дляобучающихся:
- Биржаков М.Б. Введение в туризм. – Спб.: Герда, 2009.
2. Ю.С. Константинова, А.Г.Маслова; Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения. – М.:Советский спорт, 2005.
3. Сибиряков Е.Н., Отдых,закалка, познание. (1999 г.)
4. Большой энциклопедическийсловарь. – 2-е изд./под ред. А. М. Прохорова.
5. Гуляев В.Г. Научноеиздательство «Большая Российская энциклопедия», СПб.: «Норинт», 1998.
6. Карпов С.О. Особенностисемейного туризма в России: Справочная информация. — М., Наука, 1999.
7. Балабин М.А. Туристскаясекция коллектива физкультуры. М., Профиздат, 1988.
8. Богданова С. Подаримдетям каникулы// Туризм: практика, проблемы, перспективы, 2003.
9. Долженко Г.П.Экскурсионное дело. – М.: Март, 2006.
- Изд. Саратов СГТПП Национальный парк «Хвалынский»2010г
11. Р. Валент. Тропа в гармонии с природой: сборник российского изарубежного опыта по созданию экологических троп. – Москва 2010 г.
12. Губа,Д. В. Лечебно-оздоровительный туризм: курорты и сервис, 2020.
13. Багдасарян,В. Э. История туризма: учебное пособие, 2021.
Приложение №1
Результативность выполнения образовательной программы
8-30 баллов Низкий уровень
Объединение «По дну Хвалынского моря»
№ |
Фамилия Имя обучащегося |
11. Теория |
2. Практика |
3. Общеучебные умения и навыки ребенка |
Итого |
Уровень результативности |
||||
|
|
|
2.1 |
2.2 |
2.3 |
3.1 |
3.2 |
3.3 |
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
44 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
55 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
66 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
77 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
88 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
99 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
110 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
111 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
112 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №2
Мониторинг результатов обучения
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Возможное число баллов |
Методы диагностики |
1.Теоретическая подготовка |
||||
1.1 Теоретические знания по основным разделам учебно- тематического плана программы |
Способность ответить на простые вопросы по всем темам за год. |
Минимальный уровень – ребенок овладел менее чем 0,5 объема знаний. |
1 |
Тестирование, контрольный опрос и др. |
|
|
Средний уровень – ребенок способен ответить на более половины вопросов. |
5 |
|
|
|
Максимальный уровень – освоил практически весь объем знаний. |
10 |
|
2. Практическая подготовка |
||||
2.1.Туристская подготовка |
Составлять план и график маршрута. Укладывать костры. Оказывать первую помощь. |
Минимальный уровень |
1 |
Наблюдение Игры. Соревнования. |
|
|
Средний уровень |
5 |
|
|
|
Максимальный уровень |
10 |
|
2.2.Краеведческие навыки |
Умение проводить наблюдения, исследования и оформлять результаты. Высаживать и ухаживать за растениями. Оформлять полученный материал в поделку. |
Минимальный уровень |
1 |
Наблюдение Выставка. Оценка. Игры. |
|
|
Средний уровень |
5 |
|
|
|
Максимальный уровень |
10 |
|
2.3.Физическая подготовка. |
Умение преодолевать препятствия |
Минимальный уровень |
1 |
Наблюдение |
|
|
Средний уровень |
5 |
|
|
|
Максимальный уровень |
10 |
|
3. Общеучебные умения и навыки ребенка |
||||
3.1 Умение слушать и слышать педагога |
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога |
Минимальный уровень – ребенок испытывает серьезные затруднения в работе, нуждается в помощи педагога |
1 |
Наблюдение |
|
|
Средний уровень – работает с помощью педагога |
5 |
|
|
|
Максимальный уровень — работает самостоятельно, не испытывает затруднения. |
10 |
|
3.2 Учебно- организационные навыки и умения |
Способность самостоятельно подготовиться к занятию и убрать за собой. |
Минимальный уровень – ребенок овладел менее чем ½ объема навыков |
1 |
Наблюдение |
|
|
Средний уровень– объем усвоенных навыков более 1/2; |
5 |
|
|
|
Максимальный уровень – освоил практически весь объем навыков за данный период |
10 |
|
3.3 Умение соблюдать правила безопасности во время занятий |
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям. |
Минимальный уровень– ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности |
1 |
Наблюдение |
|
|
Средний уровень– объем усвоенных навыков более 1/2; |
5 |
|
|
|
Максимальный уровень – освоил практически весь объем навыков за данный период |
10 |
|
Мониторинг личностногоразвития ребенка
Показатели оцениваемые параметры |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Возмож -ное число баллов |
Методы диагностики |
1.Морально — волевые качества |
||||
1. Честность и дисциплинированность. |
Ребёнок на поставленные вопросы отвечает честно, не увиливая. Соблюдает дисциплину. |
Трудно контролируемый. Придерживается коллектива. Четко выполняет поставленные задачи. |
1 5 10 |
Наблюдение |
2. Целеустремленность |
Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы |
Продиктован ребенку извне Периодически поддерживается самим ребенком Постоянно поддерживается самим ребенком |
1 5 10 |
Наблюдение |
3. Самоконтроль |
Умение контролировать свои поступки (приводить к должному действию) |
Ребенок постоянно действует под контролем извне; Периодически контролирует себя сам; Постоянно контролирует себя сам; |
1 5 10 |
Наблюдение |
2. Ориентационные качества |
||||
1.Миролюбивость |
Положительное отношение к миру, другим людям, к самому себе. |
Агрессивен к окружающим. Есть свой круг общения. Дружелюбный, открытый. |
1 5 10 |
Анкетиро- вание |
3.Поведенческие качества |
||||
1.Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) |
Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации |
Периодически провоцирует конфликты; Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать; Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты |
1 5 10 |
Наблюдение |
2. Отношение к общим делам |
Умение воспринимать общие дела как свои собственные |
Избегает участия в общих делах; Участвует при побуждении извне; Инициативен в общих делах |
1 5 10 |
Наблюдение |
