X-PDF

Творческая работа. Сочинение Без срока давности

Поделиться статьей

 

 

Всероссийский  конкурс сочинений «Безсрока давности» (2023 год)

Тематическое  направление

Произведения литературы, музыкального,изобразительного, драматического и (или) кинематографического искусства,отражающие геноцид мирного населения в годы Великой Отечественной войны1941–1945 годов

 

Тема  «Зови, память, в 1943 год»

 

Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.

 

М. Джалиль«Варварство»

 

Самая тяжёлая  и кровопролитная в истории нашей Родины война незабвенна, без срокадавности! Чем дальше от начала и конца Великой Отечественной войны, тем большемы осознаём величие народного подвига, страшную цену Победы, темдороже становятся свидетельства её участников и очевидцев. Обнаруженомножество фактов неслыханных зверств и чудовищных насилий, учинённыхфашистскими извергами, гитлеровскими агентами. Многие десятки тысяч ни в чём неповинных женщин, детей и стариков, а также пленных красноармейцев зверскизамучены, повешены, расстреляны, заживо сожжены. Не погаснет памятисвеча!

Ксчастью, все ужасы ожесточённой войны мы узнаём только из уст тех, кто выжил,из кинофильмов, песен и стихотворений участников войн, многие из которых неувидели победного дня. Среди них и поэт – фронтовик Муса Джалиль, чьёстихотворение  «Варварство» — поэтический документ преступленийнемцев.

 

Мой разговор с поэтом-участником войны, Героем СоветскогоСоюза  М. Джалилем.

 

Школьник:

-Как предполагаю, в те ужасные годы и на  вашу долю выпаломного страданий, но прежде   хотелось бы узнать о Вашей жизни до начала войны.

МусаДжалиль:

-Родился  2 февраля 1906 года в деревне МустафиноОренбургской области в татарской семье. Образование   было получено в медресе “Хусаиния”в Оренбурге, затем в МГУ,  на литературном отделении этнологического факультета.После его реорганизации в 1931 году окончил литературный факультет МГУ, затемстал  работать редактором журналов для детей.

Школьник:

Продолжилили Вы литературную деятельность в годы войны?

МусаДжалиль:

В 1941 годуушел на фронт, где не только воевал, но и был военным корреспондентом.  В 1942году, получив ранение, был пленён  фашистами и находился в концлагере, которыйстал для меня местом для творчества,  написал целую серию стихотворений. Поэтическийдух  не был сломлен, довелось основать подпольную организацию военнопленных,писал рифмованные лозунги и стихи, призывающие кборьбе с захватчиками. Впоследствииантифашистская деятельность стала основанием для моего ареста.

 

 

Школьник:

-Намхорошо известно написанное Вами стихотворение «Варварство», которое большинство школьников знают наизусть и декламируют на различных конкурсахпатриотического характера. Невозможно без слёз слушать. Ведь толькопрочувствовав на себе, мы сможем понять всю ту боль, которую испытывали люди,жившие в трудное время. Говорят, забвение прошлого грозит его повторением. Человеческая память не всостоянии забывать особенно такие  страницы истории: они без срока давности.Что побудило Вас написать это стихотворение?

МусаДжалиль:

-Сюжет стихотворения, написанного в 1943 году втридцатисемилетнем возрасте   – карательная операция, расстрел фашистами мирныхжителей, женщин и детей. Свое отноше­ние к происходящему я отразил в самомназвании стихо­творения (“Варварство”), в приложении (“кучка дикарей”), вэпитетах (“бессильных женщин”, “худеньких ребят”). Все происходящее, по моемумнению, немыслимо, непостижимо, противно человеческому разуму.Немецко-фашистские захватчики наносилисвои смертоносные удары и по войскам, и по гражданскому населению.

Школьник:

-Вы назвали художественно – выразительные средства языка,которые мы изучаем при подготовке к экзамену. На самом деле это стихотворениеими богато: эпитеты (“бессильных женщин”, “мутный дождь”, “солнце скорбное”,“мощный дуб”), олицетворения (“плакали, как дети, реки…”, “солнце скорбное…детей поцеловало…”, “и в ярости рыдала мать-Земля…”), инверсия (“гневнобушевала его листва…”), сравнение (“он плачет и, как лист, сдержать не можетдрожи”), анафора (“две жизни наземь падают, сливаясь, две жизни и одналюбовь!”). Как понимаем, они  придают речи яркость, усиливают её эмоциональноевоздействие, привлекают внимание читателя, дают более точную оценку. В самомназвании стихотворения – обвинение. Настоящее варварство! Иначе действияфашистов назвать невозможно. Горькая, взволнованная, гневная интонацияпревращается в  народный  плач. Согласны ли вы с тем, что в страшную годинустрадают не только взрослые, но и ни в чём не повинные дети?

МусаДжалиль:

Представленная информация была полезной?
ДА
61.28%
НЕТ
38.72%
Проголосовало: 1503

-Конечно. Яописываю беспощадность и хладнокровность людей в военное время, истинныечувства, веру и безнадежность ни в чем не виноватых детей и матерей, которыеподверглись расстрелу. Маленький мальчик, который понимает, что его жизньподходит к концу, пытается избежать смерти. Он напуган, но и мать, не дающая емуубежать, держащая его в крепких объятиях, напугана не меньше. Они оба понимают,что произойдёт, и ничего не могут сделать. Настоящее истребление народа –геноцид! Разве такое забывается? Эти исторические факты вечно остаются впамяти, они без срока давности!

 

Нагнувшись,подняла двумя руками мать,

Прижалак сердцу, против дула прямо…

— Я,мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пустименя, пусти! Чего ты ждешь? —

 

Ихочет вырваться из рук ребенок,

Истрашен плач, и голос тонок,

И всердце он вонзается, как нож.

— Небойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

 

Школьник:

-Сердце разрывается от осознания, что это последниемгновения, когда мать обнимает свое дитя. Что может быть страшнее? Мать —символ жизни. Любовь матери к ребенку — незыблемое чувство. А эту жизнь фашистыи стремятся уничтожить. Земля не выдерживает такого унижения, такоговарварства. А с какой целью вы отмечаете  единство природы ичеловека?

 

МусаДжалиль:

-В заключительной части я взываю к земле, которой за«миллионы лет» не доводилось видеть такого «позора и варварства». Вся природаужаснулась содеянному («плакалиреки», «солнце поцеловало», «ветер свистнул», «лес обезумел», «бушевалалиства», «вековой дуб рухнул», «в ярости рыдала мать-Земля») Даже природаотторгает нечеловеческое варварство. Стихотворение  начинает­ся и заканчивается мотивом гибелибеззащитных людей, смерти матерей с детьми – мирного населения. Двезавершающие строки о том, чего нельзя позабыть: кровь детей, кровь матерей.

 

Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

 

Школьник:

-Вы  словно говоритеот лица всего советского народа, который призывает проклятья на голову убийц,карателей, захватчиков, который  может простить, но ни за что не сможет забытьстраданий, причиненных врагом. Мать и дитя – это то,что свято и незыблемо. Мать – это вечный символ природы, жизни, детям жепринадлежит будущее. Враги  стремятся уничтожить и будущее, и саму природу. Иземля не в силах вынести этот позор, “варварство такое”. Вашестихотворение «Варварство» — свидетельство и завещание  всему человечеству.

Поэт-участник войны, Герой Советского Союза  Муса Джалиль в октябре 1943 года  находился под арестом гестапо,подвергаясь пыткам и издевательствам за участие в подпольной антифашисткойорганизации. Поэт стал свидетелем многих преступлений немцев, которые смог правдивоизобразить в своем творчестве.

Страшно жить в военное время!  Пусть враги навсегда исчезнут с лицаземли!

 

Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят…

 

«Варварство» М.Джалиль

 

 

                                                                         

 

                                                            


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.28%
НЕТ
38.72%
Проголосовало: 1503

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет