Автор творческогопроекта: Маякова Л.Н. преподаватель МБОУ ДО «Детская школа искусств» с. РышковоКурского р-на Курской области
Цель проекта |
Организовать поиск информации и провести исследование о танцевальных традициях и культуры Воронежской, области. |
Задачи проекта |
1.Формирование знаний об истории возникновения народного танца в Воронежской области и специфики исполнения движений танца. 2.Формирование обычаев, традиций, к региональным особенностям Воронежской области. 3.Развитие интереса к прошлому своего народа. |
Целевая аудитория творческого проекта |
Обучающиеся «Детской школы искусств» с. Рышково, преподаватели, родители |
Формы, сроки реализация проекта |
1. Мастер-класс по народно-сценическому танцу 2. Презентация, лекция о Воронежском регионе 3. Показ этюда. |
Этапы реализации проекта |
I этап — организационный — с сентября 2022г. по октябрь2022г. II этап — этап реализации — с ноября 2022г. по декабрь2022г. III этап — аналитический — декабрь 2022г. |
Пояснительнаязаписка
Народный танецстал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции,события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем порегионам России. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголкестраны, познакомиться с историей этого региона, узнать национальные особенностиэтой территории, и для этого вовсе не обязательно преодолевать огромныерасстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об ихоткрытиях написано множество книг.
В настоящее времявозрос интерес к проблеме национального самосознания, к изучению традиционнойнародной культуры. В связи с этим актуальным и своевременным становится взглядна фольклор как основу гуманитарного образования молодёжи. Каждое поколениесвято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.
Формойреализации проекта был выбран мастер-класс по народно — сценическомутанцу, лекции, презентация – показ о формировании знаний об истории возникновениянародного танца в Воронежской и области, этюд на материале области. Русскийнародный танец является одним из важных условий формирования разностороннеразвитой личности, способной к преобразованию, самопознанию, профессиональномусамоопределению, к творческой деятельности. Изучение и анализ рассматриваемой проблемы– есть ли необходимость углублённое изучение танцевальной культуры областейРоссии? Интерес к прошлому своего народа, к формированию обычаев, традиций, крегиональным особенностям – непременное условие на занятиях русским народнымтанцем. Именно на этих занятиях создаётся прочный фундамент танцевальнойкультуры, как части общей духовной культуры в целом, и в конечном итогеобеспечивается решение важнейшей воспитательной задачи – формирование ивоспитание гражданина России. Учитывая особо важную роль уроков понародно-сценическому танцу в физическом и эстетическом воспитании детей,становится понятной целесообразность постоянной реализации данного проекта.
Новизнапроекта:
В обществевырастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способныхсамостоятельно решать трудности, которые возникают, принимать нестандартныерешения и воплощать их в жизнь. Все это требует разработки новых методоввоспитания подрастающего поколения и ведет за собой нетрадиционность подходов кгармоничному развитию как основе последующего усовершенствования личности. Иуроки по народно — сценическому танцу являются одним из таких методоввоспитания эстетического вкуса и духовности обучающихся. Приобщение обучающихсяк танцевальной культуре областей России пробуждает и воспитывает у нихмировоззренческие, эстетические, нравственные убеждения, позволяет им правильноосмыслить свое отношение к окружающему миру.
Типпроекта — творческий.
Цельпроекта: Организовать поиск информации и провести исследование о танцевальныхтрадициях и культуры Воронежской , области.
Задачипроекта:
1.Формированиезнаний об истории возникновения народного танца в Воронежской , области испецифики исполнения движений танца.
2.Формированиеобычаев, традиций, к региональным особенностям Воронежской области.
3.Развитиеинтереса к прошлому своего народа.
Формыработы:
1. мастер- класс по народно-сценическому танцу.
2. Лекции,презентация о Воронежском регионе, показ этюда на материале региона.
Прогнозируемыерезультаты:
Реализацияданного проекта позволяет:
1. пробудитьу обучающихся интерес к углублённому изучению танцевальной культуры областейРоссии;
2. мотивироватьдетей к сохранении традиций и обычаев;
3. воспитатьэстетический вкус.
Этапыреализации творческого проекта
«Региональные особенности танцев Белгородскойобласти»
Этапы проекта |
Цель проекта |
Задачи проекта |
1. Организационный |
Подготовка условий для реализации творческого проекта |
1.Разработать репертуар для творческого проекта. 2.Разработать материал для лекций, презентации и соединить с этюдом |
2. Этап реализации |
Реализация творческого 1. провести лекции и презентацию с показом этюда 2. мастер-класс по народно- сценическому танцу |
1.Провести мастер-класс по народно-сценическому танцу. 2.Провести презентацию, лекции с показом этюда
|
3. Аналитический |
Анализ итогов реализации творческого проекта. |
Анализ деятельности на всех этапах проекта. |
Описаниетворческого проекта
«Региональныеособенности танцев Воронежской области»
Народно-сценическийтанец разнообразен и рассчитан на показ разного возраста зрителей. Мастер -класс состоит из двух частей: лекции и презентация о Воронежской области, этюдна материале Воронежской области. Главная задача обучающихся показать зрителямнасколько прекрасно то, чем они занимаются, разнообразие движений покажет, какбогаты возможности народного танца для реализации творческого потенциалакаждого ребёнка. Презентация «Региональные особенности танцев Воронежской области»,лекции о региональных особенностях танцев Воронежской области, этюд наматериале этих области их зарождении и становлении помогут обучающимсяприкоснуться к истории танца.
Программалекции и презентации
«Региональные особенности танцевВоронежской области»
Деятельность врамках проекта:
Целевую аудиторию данного проектасоставляют преподаватели и обучающиеся «Детской школы искусств» с. Рышково,родители.
Оценкаэффективности реализации творческого проекта
Оценка эффективности реализациипроекта осуществляется на основе использования
системы объективных критериев,представленных нравственно-духовными и
количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность социальныхнавыков:
-готовность к образованию иразвитию;
-готовность к самореализации;
-готовность быть благодарнымзрителем.
2. Сформированность осознанногоотношения к духовным ценностям:
-интерес к занятиям понародно-сценическому танцу;
-интерес к истории и традициям;
-интерес к творческой жизни.
Количественные параметры:
-включенность каждого обучающегосяв творческий процесс;
-участие каждого обучающегося науроке.
Вывод:
Исходя из этихпараметров, можно сделать вывод, что данный проект имеет социальнуюнаправленность, охватывает 100% преподавателей, обучающегося «Детской школыискусств» с. Рышково и их родителей, оказывает помощь в эстетическом и духовномвоспитании обучающихся. Творческий проект «Региональные особенности танцевВоронежской области» повышает общекультурный уровень обучающихся, мотивирует ихна дальнейшее эстетическое развитие, побуждает к общению с обычаями итрадициями. Автор проекта посредством проведения мастер-класса, лекции,презентации и показа этюда старалась создать условия для пробуждения у зрителейи обучающих интереса к творчеству, мотивацию к занятиям. Проект должен статьмощным импульсом к развитию творческой инициативы обучающихся. В целом проектявляется перспективным к мотивированию детей к обучению народной хореографии.
Списокиспользуемых источников и литературы
1. Заикин Н.И.,Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца. Часть I. — Орёл,«Труд», 2004.
2.Руднева А.В.Курские танки и карагоды. – М., Сов. композитор, 1975.
3.Старый Курянин.Курские танки – Курские губернские ведомости№ 78. 1900.
4.Сысоева Г.Я.Локальные стили в южнорусской традиции / Духовное наследие русской национальнойкультуры – тез. и докл. II регион. науч.-практ. конф.– Курск, 1998.
5. Токмакова О.С.Современные требования к собиранию, записи и хранению фольклора / Проблемывозрождения и сохранения традиционной культуры – материалы обл. науч.-практ.конф. Курск, 2005.
6. Мурашко М.П«Русский хоровод» Серия «Пляска как феномен русской танцевальной культуры» МГИК2015
7.http://sivertsi-siver.narod.ru/
8. https://pandia.ru/text/80/231/8345.php
Муниципальноебюджетное образовательное
Учреждениедополнительного образования
«Детскаяшкола искусств» с. Рышково
Курскогорайона Курской области
«Региональныеособенности танцев Воронежской области»
Проблема: есть ли необходимостьуглублённое изучение танцевальной культуры областей России.
Тема проекта: «Региональные особенноститанцев Воронежской области»
Цель проекта: Организовать поискинформации и провести исследование о танцевальных традициях и культурыВоронежской области.
Содержание проекта:
1. Краткая история Воронежа и Воронежскойобласти
2. Особенности танцев Воронежской области»
3. Зимние праздники
4. Весенние праздники
5. Летние праздники
6. Осенние праздники
Краткаяистория Воронежа и Воронежской области
Воронежрасположен в Центрально-Чернозёмном районе Российской Федерации, на рекеВоронеж, при её впадении в Дон. Самое раннее описание Воронежа в так называемойДозорной книге относится к 1615 г. Указ царя об основании города Воронежа былутрачен, но архивы располагают распоряжением боярина Юрьева Никиты Романовича,датированным 01.03.1586 г., в котором упомянуты Воронеж. Однако имеется изапись Разрядного приказа, относящаяся к 1585 году. Официальной датой основаниягорода признан 1586 год.
Воронежскаяобласть граничит с Тамбовской, Саратовской, Волгоградской, Ростовской,Белгородской, Курской и Липецкой областями, а также с Украиной. Территорияобласти занимает примерно треть Черноземья. По воронежским землям протекаюткрупные реки — Дон, Воронеж, Хопёр и Битюг.
В настоящеевремя Воронеж — это крупный город с населением свыше миллиона человек, сомножеством высших и средних учебных заведений, культурный центр.
Особенности русского народного танцаВоронежской области
Вкалендарных обрядах Воронежской области, как и во всём русском фольклоре, теснопереплелись христианство и язычество. До настоящего времени в сёлах и деревняхВоронежской области сохранились в памяти жителей сведения о народных обрядах иобычаях.
Зимниепраздники
7 января отмечается Коляда — один из важнейших святодней Кологода, приуроченныйк Зимнему Солнцевороту (Солнцестоянию). В этот день рождается солнце-младенецХоре (Хоре означает круглый, от «хоро» — круг, отсюда русское хорошо -«солнечно», хоровод). Коляда — это название праздника рождения Хорса. Колядатоже означает круглый.
Большим нетерпением народ ожидал Масленицу — любимый всеми праздник «проводовзимы». Он относится к древнейшим славянским праздникам, и не совмещён ни скакими церковными датами. После зимних холодов с нетерпением ожидали началанового аграрного года, нового урожая, поэтому Масленица была одним из любимыхпраздников, отмечаемых всеми от мала до велика. В народе пели: «Зима намнадоела, весь хлеб поела». Устраивали застолья, на посиделках пели песни,частушки.
Весенниепраздники
День Евдокии Весновки 1 марта — первый день весны, старинное весеннееновогодье. Говорили: С этого дня начинают кликать весну. День весеннего равноденствия- день Сорока мучеников, в народе называемый Сороки 9 марта — осознавался каквстреча весны.
Пост — самое время для рукоделия. Девушки готовили себе приданое к свадьбе:ткали, пряли холсты, вязали, вертели вал, вышивали. Всё в мире взаимосвязано,поэтому не случайно в народных костюмах так много элементов природы. Сколькоптичьих названий в женских головных уборах Воронежской области: «сорока»,«кичка» (так звали утку), «кокошник» (от слова «кокошь» — курица). Частьюголовного убора были гусиные и лебединые пушки. Бисерные мониста на шее,оберегающие девушки от злого глаза, спускались на груди, словно дождевые струи.Знаки Солнца на рубахе и узоры-обереги охраняли руки, запястья, ноги. В костюмебыл обязателен пояс-охрана с узорами-знаками. Понёва в клетку похожа навспаханное поле или родные реки и озёра. Светлое Христово воскресенье — Пасха -христианский праздник Воскресения Христа. К пасхальным обычаям относятсяшествия танками, то есть рядами, взявшись за руки, карагоды.
Летниепраздники
Троица- самый разгар Зелёных святок. Существовал обычай прочерчивать сохой борозды ввиде креста. В нём девушки опахивались — танцевали, пели, отгоняя всю нечистуюсилу от поля. На Троицу девушки, взявшись за руки, водили танки (хороводы). 7июля — праздник Рождества Иоанна Крестителя, который совпал с древнимкалендарным праздником славян — Купалы. На Иванов день девушки пели обрядовыепесни, водили хороводы, бросали в воду и гадали на них.
Хоровод«Ходила, гуляла»
Создан на основе элементов народных танцев, естественных в Воронежской области.Для хоровода характерен кружевной рисунок, быстрая смена перестроений. Танецсоздан на основе народного варианта записанного в Воронежской области. Летом налужайке за околицей собиралась молодёжь попеть и поплясать. Наибольшеераспространение в Воронежской области получили квадратные хороводы. Основнойшаг в хороводе «девичий» плавный ход. Самым доступным видом танцевальноготворчества были хороводы, получавшие названия по песням, под которые ониводились. Были это хороводы двух видов.
Первые – исполнялись в медленном темпе – ходовые. К таким можно отнести «Ой,цветочки мои лазоревые», «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «У голубя»
Вторые – исполнялись в быстром темпе под песни «Сухота», «У ворот гусливдарили», «Ой, со вечера с полуночи», «Пойду млада по воду», и назывались они –плясовые.
Пляска в Воронежской области исполнялась под частушку, которая здесь являетсяодним из ведущих жанров. Самой популярной пляской является «Матаня». И несмотряна то, что название этой пляски можно встретить во многих областях России,воронежский вариант отличается своеобразной манерой и характером исполнения. Наманеру танцев, исполняемых в Воронежской области, особое влияние оказываютсоседние области. Здесь для танцев характерно свободное движение рук то вправо,то влево, при этом руки согнуты в локтях на уровне груди. Женщины прищелкиваютпальцами, мужчины, исполнив хлопки в ладоши, резко с акцентом раскрывают руки встороны. В плясках мужчины и женщины весело, в такт музыке подкрикивают«э-эх-эх», «о-ох-ох», коротко – «эх, ой, ой». Иногда пляски сопровождаютсяигрой на губах: «Люп, люп, люп, ды, ды».
Осенние праздники
14 сентября — день Симеона-столпника, Семён летопроводец. Когда-то на Руси этотдень считался началом нового года (с 1492 по 1700 год). Наступало осеннееноволетие, новые новины. Исстари они назывались бабьим летом Именно деньосеннего равноденствия считался днём окончания лета и собственно прихода осени.
Во всех обрядах и праздниках танец играл важную роль. Хождение по кругу былоосновной фигурой русского хоровода. Круг — это и Солнце — великое божество,дающее жизнь, и единение и братство людей одного роду, одного племени.Участники по ходу движения держатся за руки, платок или венок. Круг мограспадаться на пары, образовывать два или несколько кругов, выстраиваться в ряд«улицей», «змейкой» — своеобразным зигзагом или создавать другие построения.Важным элементом в хороводе служила песня, которая объединяла всех. И труднопереоценить роль вожака-хороводника, ведущего хоровод: вот круг, затем арка ивсе проходят под аркой образованной первой парой. Полукруг и змейка, плавнозакручивающаяся в спираль — «плетень» и впоследствии образует круг. Затемтанцоры перестраиваются — мужчины и женщины располагаются шеренгой напротивдруг друга, и поочерёдно сближаются и расходятся на прежние места. Девушки приэтом символически бросают платки на землю, парни их поднимают и возвращают. Этоигра в сватовство и женитьбу. Обряд «на четыре стороны» символизирует урожай.Исполнители образуют квадрат и показывают, как сеют просо. Завершительная частьпраздника начинается с «плясовой». Она уже не является обрядом, простоначинается весёлое времяпровождение под гармонь.
Замечательныминтерпретатором и пропагандистом русского народного танца Воронежской областиявляется Государственный академический Воронежский русский народный хор имениК.И. Массалитинова, в составе которого хор, оркестр и танцевальная группа. Своюнемалую лепту в сохранение и развитие русского народного танца Воронежскойобласти вносят детские и юношеские коллективы художественной самодеятельности.
Списокиспользуемых источников и литературы
1. Заикин Н.И.,Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца. Часть I. — Орёл,«Труд», 2004.
2.Руднева А.В.Курские танки и карагоды. – М., Сов. композитор, 1975.
3.Старый Курянин.Курские танки – Курские губернские ведомости№ 78. 1900.
4.Сысоева Г.Я.Локальные стили в южнорусской традиции / Духовное наследие русской национальнойкультуры – тез. и докл. II регион. науч.-практ. конф.– Курск, 1998.
5. Токмакова О.С.Современные требования к собиранию, записи и хранению фольклора / Проблемывозрождения и сохранения традиционной культуры – материалы обл. науч.-практ.конф. Курск, 2005.
6. Мурашко М.П«Русский хоровод» Серия «Пляска как феномен русской танцевальной культуры» МГИК2015
7.http://sivertsi-siver.narod.ru/
8.https://pandia.ru/text/80/231/8345.php
