Леонардо да Винчи (1452-1519) – гениальный мыслитель эпохи Высокого Ренессанса, живописец, рисовальщик, скульптор, естествоиспытатель. Родился в местечке Винчи близ Флоренции. Учился у Вероккио. Его творчество весьма трудно для понимания, поскольку он всегда стремился не только отразить природу и натуру, а постичь их. Постичь с помощью пытливого и неустанного анализа. Творчество Леонардо да Винчи – это попытка совместить методы научного и художественного мышления, поэтому многие его живописные произведения производят двойственное впечатление. В его стиле сочетаются натурализм и идеализм. Натурализм — в точно изображённых фигурах людей, в каждой травинке в его картинах. Идеализм — в неземном совершенстве образов. Большинство его работ оказались незаконченными или плохо сохранились из-за его экспериментов с пигментами и связующими. Многое связывает Леонардо с Флоренцией, городом, явившимся колыбелью Ренессанса. Здесь им написаны знаменитые «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа», в которых он прибегает к самому популярному образу итальянского Ренессанса – образу Богоматери с младенцем. Леонардо считается художником, развившим живописный приём сфумато – передача ощущения световоздушной среды. Благодаря этому приёму фигуры в его картинах как бы обволакивались светотеневой дымкой. Самое известное произведение Леонардо – фреска «Тайная вечеря», написанная в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в миланский период его творчества. Она начала разрушаться ещё при жизни Леонардо из-за экспериментов Леонардо с красками. В ней он выступает как мастер психологической характеристики, как бы «анатомирующий» душу каждого участника этого события. Используя перспективу, он строит глубокое пространство, но при этом пишет фигуры крупными для выражения величия и особой значительности происходящего. Леонардо является и автором портретов, например, «Дама с горностаем». Одно из самых известных произведений Леонардо – «Мона Лиза дель Джоконда» — загадочно неясностью психологической характеристики героини, изображённой на фоне безжизненного, почти фантастического пейзажа, и поэтому эта работа обросла легендами и тайнами. Самое сильное у Леонардо как художника – это его графические работы, выполненные как подготовительные эскизы и самостоятельные работы. В них Леонардо удивительно точен, в них ощущение полной законченности («Автопортрет»). Закончил свой жизненный путь Леонардо во Франции, куда переехал по приглашению французского короля Франциска I.
|
|
Работа Леонардо над конным монументом для герцога Лодовико Сфорца (не сохранилась, известна по рисункам), у которого Леонардо служил в Милане, оказали огромное влияние на последующее развитие мировой скульптуры, поскольку предложенный Леонардо ракурс интересовал многих скульпторов последующего Но наибольшее значение для своего времени и для последующего развития зодчества имели архитектурные наброски Леонардо, связанные с его огромным интересом к проектированию центрических храмов. В них он часто обращается к форме круга и октагона, использует систему четырёх несущих пилонов и идею многокупольности, восходящую к византийской архитектурной традиции. И хотя ни одна из идей Леонардо не была воплощена в жизнь, тем не менее, многие зодчие его времени обращались к его проектам и использовали его предложения в своей практике.
|
|