X-PDF

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОТИВИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ БГО СОШ №4 ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ И В РАМКАХ КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Поделиться статьей

УДК 004

ТЬЮТОРСКОЕСОПРОВОЖДЕНИЕ МОТИВИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ БГО СОШ №4 ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ И В РАМКАХ КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Д.Ю. Хабарова

Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округа Борисоглебскаясредняя общеобразовательная школа №4

Аннотация: в даннойстатье показывается практическая необходимость тьюторского сопровожденияобучающегося в рамках дополнительных образовательных программ, а также курсоввнеурочной деятельности технического направления.

Ключевыеслова: тьюторство;тьюторское сопровождение; инженерные технологии; мотивация обучающихся.

За всю историю педагогической деятельности тьюторскоесопровождение показало свою высокую эффективность. Это связано с тем, что  приработе с обучающимся выявляются его познавательные интересы, и в дальнейшемпроисходит сопровождение их развития работником образовательной сферы.

Тьюторскому сопровождению около 900 лет. Само понятие«тьютор» трактуется как «наставник, опекун,репетитор». Данный тип сопровождениясуществует ещё со времён Оксфордского и Кембриджского университетов XII-XIIIвв. К концу XVI в. тьютор становится центральной фигурой в университетскомобразовании, отвечая, по большей части, за воспитание своих подопечных. В XVIIв. сфера деятельности значительно была расширена: большое значение стали приобретатьего образовательные функции. И как следствие, тьюторская система официально былапризнана частью английской университетской системы, постепенно вытесняяпрофессорскую. В течение XIII-XIV вв. в некоторых университетах тьюторскаясистема смогла по праву занять центральноеместо в обучении. В наши дни ситуациякоренным образом не изменилась[7].

Англофил М.Н. Катковсмог ввести слово «тьютор» в русскуюпедагогическую практику. В 1868 г. был учрежден Лицей Цесаревича Николая вМоскве, где предусматривалась эта должность.Главной задачей специалиста данногопрофиля было индивидуальное воспитание вверенных емуучеников [4].

О необходимости введения тьюторского сопровождения вотечественных университетах говорилось в 1975 г. на научно-методической конференциипрофессорско-преподавательского состава и аспирантов МГУ, где был приведёнпример тьюторства в английских учебных заведениях высшего образования. С 1993г. была проведена исследовательская работа по внедрению тьюторской технологии вНовосибирском, Ростовском и Красноярском государственных университетах. Впоследствии был скрупулёзно накоплен практический опыт применения тьюторскогосопровождения, который показывает явную свою эффективность.

Возвращаясь к нашим дням, нельзя не отметить, что лишьцеленаправленная тьюторская деятельность является залогом успешной работы нетолько с одарённым ребенком, но и с замотивированным среднестатистическимшкольником.

Модель тьюторского сопровождения помогает по-новомувзглянуть на позиции субъектов образовательной деятельности –замотивированногообучающегося и педагога, которые постепенно выстраивают систему взаимодействиядруг с другом, где целевыми показателями являются самообразование исамоопределение личности школьника.

За тьютором закреплена твёрдая позиция сопровождения иподдержки процесса самообразования, где происходит образовательный поиск состороны обучающегося.

Необходимо отметить основания тьюторскогосопровождения замотивированного обучающегося:

·       потребностьпоследнего в индивидуальной самостоятельной образовательной деятельности;

·       сформировавшийсязапрос родителей на образовательноепродвижение их ребёнка;

·       высокаястепень доверия родителей к идеологии тьюторского сопровождения и самомупедагогу, который был назначен на данный вид сопровождения их ребёнка.

Ценностно-смысловым компонентом модели тьюторского сопровожденияявляется индивидуальный подход. Его сущность выражается в осуществлениипроцесса сопровождения с учётом психовозрастных и индивидуальных особенностейобучающегося, среди которых можно отметить:

·       темперамент;

·       характер;

·       способности;

·       склонности;

·       мотивы,которые сподвигли обучающегося в сторону той или иной деятельности;

·       интересы.

Взаимодействие с ребёнком строится через работу с темипрепятствиями, которые мешают его дальнейшему движению по избранномуобразовательному пути. Образовательные задачи, которые стоят перед тьютором, решаютсяим посредством педагогического воздействия на подопечного, исходя из знания егопсихофизиологических особенностей и условий жизни. Соответственно, индивидуальныйподход в воспитании ребёнка строится на знаниях анатомо-физиологических,психических, возрастных ииндивидуальных особенностей школьника со стороныпедагога.

Нельзя отрицать и важность интегративного подхода. Наоснове интеграции строится работа пообъединению усилий участниковобразовательного процесса в ходе которого реализуются целевые установки замотивированногообучающегося.

Следующий аспект – это вариативность тьюторскогосопровождения, которое заключается в выборепедагогом и его подопечным целей,программ, способов иметодов деятельности для обеспечения сознательного выборапоследним траектории собственного развития, которые открывают широкие возможностидля выбора интересов ипутей их реализации.

Немаловажным является раскрытие творческого потенциалау ребёнка, помогающего найти нестандартные, но не менее эффективные способырешения возникающих преград при реализации уже избранной траектории обучения.Главным признаком творческого потенциала личности выступаетспособность крефлексии, осмыслению собственных действий путём:

·       самонаблюдения;

·       самопознания;

·       самоанализа;

·       критическойсамооценки.

Гдепо итогу подвергают их осмыслению и анализу, которые сводятся к:

·       ихоцениваю;

·       сопоставлениюсреальными успехами;

·       поискуи нахождению причин недостатков и, соответственно, подходов к их преодолению.

Именнопоэтому рефлексия является обязательным компонентом модели тьюторскогосопровождения.

Если говорить о сопровождении в рамках курсоввнеурочной деятельности технической направленности, то необходимо внестиопределённые коррективы в традиционную систему тьюторства ввиду спецификинаправления.

Прежде всего стоит пояснить в чём заключается сама направленность– на базе МБОУ БГО СОШ №4 с 2020 учебного года действует инновационнаярегиональная площадка «Модель мотивирующей образовательной среды дляобучающихся в условиях общеобразовательной организации через интеграцию учебнойи внеурочной деятельности посредством реализации инженерных проектов в рамкахсетевого взаимодействия. Школа электронной инженерии», которая позволила ввестив учебную программу такой предмет, как «Инженерная технология» в 5-9 классах,предполагающая изучение программ, преимущественно, 3D-моделирования,названия которых можно увидеть в сводной таблице.

Программы

5 класс

6 класс

7 класс

8-9 класс

SweetHome 3D

+

+

+

LEGODigitalDesigner

+

+

+

Sculptris Alpha

+

+

GoogleSketchUP

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

+

Tinkercad

+

+

Autodesk Meshmixer

+

T-FLEX CAD

+

Таблица №1

Сразу можно отметить преграды, которые могутвозникнуть в ходе тьюторского сопровождения подопечного педагогомобщеобразовательной школы:

·       видимаясложность программного обеспечения, которая при неумелой поддержке со стороныпедагога может обернуться нежеланием подопечного дальнейшего её изучения;

·       чрезмернаяинформативная нагрузка подопечного, которая ведёт к отказу от сотрудничества спедагогом;

·       неподготовленнаяметодическая база для мотивации подопечного к работе в той или иной сфере (вданном случае инженерной).

Всё сводится к грамотной системе мотивации, основаннойна сильной методической базе. Её развитие является весьма важным показателемсформированности внутренней позиции школьника. Проблема формирования мотивацииучения изучалась и ранее, но на данный момент она является приоритетной ипродолжает изучаться большинством российских ученых в психолого-педагогическойсфере. Можно привести такие имена, как А.К. Маркова, Л.И. Божович, В.И. Василовский,Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин, B.C. Ильин, Р.А. Жданова [1-3,5,6,8-10].

В нашей школе применяется такая система, как STEAM,позволяющая повысить интерес школьника к изучаемому предмету не только вурочное время, но и в системе дополнительного и внеурочного образования.

При STEAM-обучении обучающиеся 5-9 классов нашей школыприменяют знания из различных областей: математики и других точных наук,инженерии, дизайна, используют цифровые устройства и технологии. Таким образом,происходит усвоение общего понимания процесса создания и работы над проектом,который уже не будет казаться столь сложным, как на первый взгляд.

Ведь при решении любой, будь то производственная илибытовая задача, мы вынуждены использовать знания из различных областей. Поэтомутакой подход стал весьма полезным и нужным нашей школе. «Постепенно образованиев рамках отдельных предметов теряет актуальность, и это не случайно. Обучениелишь в форме передачи информации утратило смысл, так как сегодня любой школьникможет зайти в интернет и найти необходимые или недостающие сведения о предметеисследования. А уметь этой информацией воспользоваться, применить её на практике– вот это умение должно вырабатываться уже в школе» – об этом говорит МаксимВасильев, президент Международной ассоциации спортивной и образовательнойробототехники (МАСОР), председатель национального совета Всемирнойробототехнической олимпиады (WRO), главный тренер сборной Москвы по олимпиаднойробототехнике [11].

Такая система уже показывает свои результаты – призовыеместа обучающихся  в окружных и региональных конкурсах и фестивалях техническойнаправленности.

Большая эффективность при применении тьюторскогосопровождения связана, прежде всего, с индивидуальным подходом к своемуподопечному и впоследствии позволяет нашей школе:

·       помочьсовременному школьнику работать в команде;

·       развитькритическое мышление, где на основе полученного опыта он учится решатьвстречающиеся на его пути проблемы посредством своей рабочей группы, но неотрицая при этом собственную самостоятельность;

·       развитьуверенность в собственных действиях, повышающих самооценку обучающегося;

·       развитьинтерес к инженерным дисциплинам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.                 БожовичЛ. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972;

2.                 БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:Педагогика, 1968;

3.                 БожовичЛ.И. Психологические закономерности формирования личности. Вопросы психологии,1976;

4.                 ИгнатьеваЕ.П. Тьюторское сопровождение как педагогический феномен// Вестник Челябинскогогосударственного педагогического университета. – 2009. — №6. – С.86-92.

5.                 МарковаА.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М., 1983;

6.                 МарковаА.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.:Просвещение,1990;

7.                 РыбалкинаН.В. История тьюторства // Thetutor.ru: Сайт тьюторской ассоциации[Электронныйресурс]. – Режим доступа: https://thetutor.ru/tutor/istoriya-tyutorstva/(датаобращение21.02.2021).

8.                 ЭльконинБ.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994;

9.                 ЭльконинД.Б. Детская психология. М.: Академия, 2004;

10.             ЭльконинД. Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте. Психологиядетства. — М.: МОиПК, 2001;

11.             http://edurobots.ru/2019/04/steamedu/(дата обращения 22.02.2021)

Хабарова Дарья Юрьевна, учительинформатики Муниципального бюджетного общеобразовательного учрежденияБорисоглебского городского округа Борисоглебской средней общеобразовательнойшколы №4, г.Борисоглебск.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет