Учебно-исследовательскаяработа студентов в рамках аудиторной и внеаудиторной деятельности
«…самостоятельность – средствои, одновременно,
результат образования»
Ф.А.В.Дистервег, немецкий педагог (1790-1866)
Целисовременного образования
Современнаясистема обучения технических специалистов направлена на постоянное развитие, нанеобходимость совершенствоваться и качественно улучшать предлагаемые услуги. Отличительной чертой технических специальностей является возможность работать вдостаточно широком диапазоне многих специальности.
Получениеобразования — важный этап в жизни каждого человека. Современная концепцияобразования подразумевает, что образование включает не только получение знанийи навыков, но и личностное развитие.
Цель современного образованияв РФ — помочь человеку правильно выбрать профессию, подготовить из негоквалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда испособного к эффективной работе.
Постоянные смены оборудованияи промышленных технологий, рост объема профессиональной информации, внедрениеновых информационных технологий оказывают свое влияние на системупрофессионального образования. Поэтому необходимо готовить квалифицированныхспециалистов, способных к обучению и переобучению в своей профессиональнойобласти, способных к адаптации в современных быстро меняющихся условиях. Иприменение методов обучения, которые обеспечивали бы качественную, эффективнуюи экономичную подготовку специалистов, является важной педагогической задачей. Нужноне только научить человека профессии, но и заинтересовать в дальнейшемсамостоятельном обучении на протяжении всего работоспособного периода жизни. Адля этого надо формировать и поддерживать мыслительные навыки, воспитыватьволевые качества — желание и умение достигать намеченной цели, переходя приэтом к целостному образовательному процессу.
Роль исследовательскойдеятельности студентов СПО в профессиональной подготовке студентов освещалась вработах Д.В. Вилькеева, М.А. Данилова, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистова, др.
Формирование исследовательскихумений и навыков студентов как процесс описан в работах О.А. Абдуллиной, С.И.Архангельского, Т.И. Ерофеевой, Н.В. Кузьминой, О.И. Митрош, Н.М. Яковлевой идр.
Цели и формы учебно-исследовательскойработы студентов
Одним из важнейших требованийсовременного обучения является учебно-исследовательская работа студентов(УИРС), т.е. приобретении навыков исследования неизвестного. В целом, УИРС —это большой комплекс мероприятий, направленный на привитие студентам навыковнаучных исследований, применительно к избранной специальности, на повышениеуровня подготовки специалистов.
Одним из направлений моейпедагогической деятельности является организация учебно-исследовательскойдеятельности студентов.
Целямиучебно-исследовательской работы студентов является углубление теоретическихзнаний по специальности; овладение современными методами научного исследования;развитие практических навыков самостоятельного поиска научно-техническойинформации, ведения теоретической и экспериментальной работы; приобретениеумения анализировать результаты исследования и формулировать выводы ирекомендации; подготовка к курсовому и дипломному проектированию.
Основными формамиучебно-исследовательской работы студентов являются:
1. Учебно-исследовательскаяработа студентов (УИРС), проводимая в учебное время в соответствии с учебнымипланами и программами учебных дисциплин (Самостоятельное выполнение домашнихзаданий, подготовка отчетов по практическим и лабораторным работам, курсовыеработы и пр.)
2. Исследовательская работа,выполняемая во внеучебное время, и дополняющая учебный процесс.
Такая деятельностьподразумевает выполнение творческой задачи с заранее неизвестным решением ипредполагающим наличие следующих основных этапов: умения определить проблему; подобратьметодику исследования; найти, собрать и изучить материал; разносторонне проанализироватьи обобщить его; подвести итоги.
Общепринятыми считаютсяследующие виды исследовательской работы:
— выполнение лабораторных работ;
— написание рефератов и подготовка презентаций;
— участие в конкурсах и олимпиадах;
— подготовка докладов;
— выполнение заданий, содержащих элементы научных исследований;
— выполнение конкретных нетиповых заданийнаучно-исследовательского характера в период учебных и производственныхпрактик;
— выполнение научных исследований по курсам специальных дисциплин;
— курсовые и дипломные работы и проекты.
Учебно-исследовательскаяработа студентов организуется и проводится как в учебное, так и во внеучебноевремя.
Кроме того, в учебное время УИРСпроводится, как правило, в виде разработки элементов курсовых работ илипроектов, участия в олимпиадах и конкурсах, других видов учебных занятий, носящиххарактер исследований. Студенты знакомятся с основами и элементами научных изысканий,развивают в себе навыки самостоятельной работы, тем самым стимулируя интерес квыбранной специальности. Во внеучебное время студенты готовят научные доклады ирефераты, разрабатывают презентации. Это может происходить как в индивидуальномпорядке, так и путем участия в работе кружков, семинаров, научных секций,конференции и т.д. Затем начинается этап непосредственно исследовательскойработы, которая проводится при выполнении практических, лабораторных, а такжепри прохождении учебной и производственной практики. Студентам поручаютсяконкретные теоретические или экспериментальные разработки.
УИРС целесообразно делить надва этапа (вида):
— работа со студентами начальных курсов при изученииобщеобразовательных дисциплин;
— работа со студентами старших курсов, специализирующихся наспециальных дисциплинах.
В процессе этого обучающимисяприобретаются не только знания, но и исследовательские навыки и умения:
— умение правильно организовать свой труд;
— умение практически применять полученные знания;
— умение проводить эксперименты, анализировать и обобщатьрезультаты;
— умение использовать методы научных исследований;
— умение быстро осваивать новое оборудование и технику;
— умение самостоятельно работать с научной и справочной литературой;
— умение думать и оценивать результаты своей работы;
То есть, у студентовформируются навыки самостоятельной экспериментальной и теоретической работы,происходит знакомство с современными методами научных исследований, методикойпроведения эксперимента, техникой безопасности и реальными условиями работы.
Организацияучебно-исследовательской работы студентов
Перед началом процессаорганизации учебно-исследовательской работы необходимо определить задачи,которые она будет решать. К таким задачам можно отнести:
— развитие творческихспособностей студентов, и выработка у них исследовательских навыков;
— формированиеаналитического мышления студентов в процессе выполнения исследований;
— выявление одаренныхстудентов и обеспечение реализации их творческого потенциала;
— воспитание у студентовцелеустремленности;
— самоутверждениестудентов благодаря достижению поставленной цели.
При организации УИРСнеобходимо руководствоваться следующими принципами:
— соответствие УИРС профилюбудущей специальности, требованиям к знаниям, умениям, навыкам и качествамсовременного специалиста;
— учет роли учебнойдисциплины, внутри которой организуется работа студентов, в общей программепрофессиональной подготовки специалиста;
— учет курса обучения истепени подготовленности студентов к выполнению конкретной исследовательскойработы.
Мотивами, побуждающимистудентов заниматься исследовательской деятельностью, можно назвать интерес кизучаемой дисциплине, желание расширить кругозор, удовлетворение, получаемое отпроцесса работы, желание самоутвердиться, получить награду на конкурсе,олимпиаде, конференции и т.д.
Одновременно со студентамимотивируются и преподаватели, желая повысить свою профессиональнуюкомпетентность, углубить знания студентов в своей дисциплине, сформироватьпозитивное отношение к ней, получить более высокую категорию.
Основной формой выполненияУИРС является индивидуальная работа над сформулированным руководителемзаданием. Задание целесообразно формулировать таким образом, чтобы оно имелоопределенный характер, учитывало возможности и наклонности студента. Успехработы во многом зависит от четкости и правильности ее организации, для чегосоставляется план-график выполнения учебного исследования: определяются объемработы, временные рамки, и последовательность этапов выполнения.
В ходе проведения исследованийу студентов могут возникнуть трудности, вызываемые выявлением проблемыисследования; проведением экспериментов; большим объемом нового материала итрудностью его анализа; выбором правильной методики исследования и пр.
Смысл учебного исследованиязаключается в том, чтобы помочь студенту пройти путем научного познания,усвоить его алгоритм, чтобы затем использовать приобретенные навыки прикурсовом и дипломном проектировании на завершающих этапах обучения.Преподаватель осуществляет руководство учебными исследованиями на всех этапахвыполнения работы, но наиболее важно оно на этапе формулирования темы, целей,исходных положений, а также при анализе выполнения проекта (предварительном,уточняющем и окончательном).
Защита результатовисследования
Исследовательские проекты длязащиты могут представляться авторами в разной форме в зависимости от целей исодержания: текст учебного исследования, научная статья, доклад (текст дляустного выступления), стендовый доклад (оформление наглядного материала,текста, иллюстраций), реферат проблемного характера, разработанный прибор сописанием его действия и пр.
К оформлению результатовисследования должны предъявляться следующие требования: наличие титульноголиста, сносок, оформление приложений. Во введении четко определяются целиисследования, актуальность, степень изученности темы, обзор использованнойлитературы. В основной части в логической последовательности излагаютсярезультаты исследования. Выводы должны быть краткими и четкими, соответствоватьцелям, задачам, гипотезе исследования.
Защита исследовательских работосуществляется на научно-практических конференциях, где студенты выступают сосвоей работой перед аудиторией, что заставляет их более тщательнопрорабатывать предстоящее выступление. Кроме того, каждый исследователь имеетвозможность сопоставить свою работу с другими, и сделать определенные выводы.Это очень полезно, так как на первоначальном этапе многие студенты считают своюработу самой глубокой ценной в научном плане. В процессе прослушиванияпоявляется возможность выявить недостатки своей работы, если они имеются, а также определить свои сильные стороны. А из вопросов и выступлений докладчиков можно почерпнуть оригинальные идеи для последующих исследований. На подобныхнаучно-практических конференциях не только заслушиваются теоретические доклады,но и обсуждаются пути решения практических задач.
Администрация учебныхзаведений должна придавать большое значение стимулированиюучебно-исследовательской деятельности. Студенты должны получать моральное иматериальное поощрение за успехи в выполнении работ: грамоты, подарки, именныепремии. Причем процедура награждения должна быть публичной и торжественной,чтобы мотивировать и других студентов к творческому и научному поиску, кхорошему овладению знаниями и специальностью.
Результаты личных практическихдостижений
Можно сделать вывод, что УИРСявляется такой формой образовательного процесса, в которой наиболее удачносочетаются обучение и практика, а студент сначала приобретает первоначальныенавыки исследовательской работы, а затем начинает воплощать приобретенныетеоретические знания в практических исследованиях. Это дает возможность каждомустуденту наиболее гармоничного и глубокого образовываться, а самаисследовательская деятельность является необходимой составной частью системы подготовкивысококвалифицированного специалиста, способного мыслить.
Это важное средство повышениякачества подготовки и воспитания специалистов, способных творчески применять впрактической деятельности достижения научно-технического прогресса. Исследовательскаядеятельность стимулирует студентов на рефлексивное восприятие материала,формирует умение ставить проблему, сравнивать и выбирать информационныйматериал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различныхпредметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий, ставить ирешать профессиональные задачи, что отвечает требованиям подготовкисовременного специалиста.
Литература
1. Бережнова, Е.В. Основыучебно-исследовательской деятельности студентов. — М.: Академия, 2005. — С.128.
3. Дубовик, И.М. Организациянаучно-исследовательской деятельности учащихся. — Гомель, 2005.
4. Казанцева, Е. С.Личностно-ориентированный подход к организации учебно-исследовательскойдеятельности студентов. — Нижний Новгород, 2006.
5. Полонский В. М. Оценкакачества науч.-пед. исследований, М., 1987.
6. Шихова, А.Л. Организацияисследовательской деятельности студентов колледжа. – Киров: Изд-во ООО«Радуга-ПРЕСС», 2012.