X-PDF

Учебно-методический материал «Формирование художественной культуры на основе обучения младших школьников различных видам художественной росписи»

Поделиться статьей

 

Учебно-методический материал «Формирование художественнойкультуры на основе обучения младших школьников различных видам художественнойросписи»

 

  Знакомство с самобытным искусством разных народныхпромыслов (народная глиняная игрушка, Дымка, Хохлома, Городец, Жостово и др.)помогает детям увидеть общность и различие между ними, понять спецификутворчества народного мастера как выразителя народной традиции, «встать» на егоместо, осваивая основные приемы росписи, особенности формы, «колористики»,характерные для того или иного промысла. Учащимся, овладевшим основамидекоративного творчества на материале народного, декоративно-прикладногоискусства, легче сделать следующий шаг в освоении специфики других видовпластических искусств. От декоративности цвета (локальности, плоскостностицветового пятна) легче перейти к его живописности (игре тонов и оттенков;живому, свободному мазку как цветосмешению), от условного обобщенногоизображенияобозначения — к живописному изображению с присущей ему светотеневоймоделировкой формы в пространстве. Включение в канву урока мифов, в которыхотразились поэтические представления людей древних цивилизаций о возрождении иумирании природы, о смене дня и ночи и т. д., значительно обогащает восприятиеучащихся, дает возможность для развития образного мышления, фантазии. На каждойновой ступени познания учащимся предлагается новый взгляд на предметвосприятия, адекватный их возрастным особенностям.  Основной акцент на занятияхделается на народную роспись. Детям свойственна наивность, встречающаяся вработах мастеров. Яркие краски, простота в выполнении и удачный результат – всёэто даёт приоритетное направление, особенно для учащихся 1-3 классовхудожественного отделения по предмету «Прикладное творчество».  Большое место вприобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.Годичные праздники имеют свой духовный, гигиенический и психопрофилактический смысли в современном обществе.  

Особо хочется выделить знакомство с лубочнымикартинками – древним графическим искусством. Выделив технические приёмы,присущие написанию лубочных картинок, ребята, изображают иллюстрации к сказкамПушкина в лубочном стиле. Знакомятся с орнаментами из различных русскихнародных росписей. В старших классах учащиеся по предмету «Прикладноетворчество» расписывают объёмные и плоскостные формы деревянных изделий,обучаются мастерству. На занятиях используются викторины, кроссворды. Этонеобходимо для проверки знаний, особенно в конце четверти. Изделия (тарелочки,доски, шкатулки), сделанные собственными руками ребята дарят на праздники своимродителям. Росписи, которые мы изучаем на художественном отделении по предмету«Прикладное творчество»  с учащимися 1-3 класса.    

1.                 Роспись Полхов-Майдан зародилась на юге Нижегородской области. ВВознесенском районе расположено село Полхов-Майдан, один из самых известныхцентров росписи по дереву. Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а ужепотом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи -наводка (обводка рисунков черных цветом), применение яркиханилиновых красок. Основных красок всего четыре — синяя и зеленая, красная ижелтая. В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив ирастительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив — это такназываемая роза, которая за время существования промысла тонесколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубникис чередующимися зелеными и синими листьями.

2.                 Городецкая роспись — один из русских народных промыслов, беретсвое начало в середине 19 века. Родиной этого искусства стал город Городец(Нижегородская область), До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями,всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулоккавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коняолицетворяет представление о красоте и силе.

3.                 Северодвинская роспись отличается графичностью и яркостью. Частоиспользуются знаки и символы: Древо жизни, птица Сирин. Роспись напоминаетсеверное лето — короткое, долгожданное, очень теплое. В основном росписьюукрашались прялки. Обычно поле прялки делили на три области. Возможно этатрадиция дань представлений об устройстве мира: подземный, наземный, небесный.Со временем промыслы изменяются. Появляются новые композиции, приемы. Росписьпрялок уступила своё преимущественное положение другим предметам: кухоннымдоскам, бочонкам, солонкам. Наиболее часто используемые цвета в росписи:красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков,кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром.

4.                 Хохлома. Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ковторой половине XVII века. Впервые упоминание об этом селе встречается вдокументах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участкепод названием Хохломская Ухожея (Ухожея — место, расчищенное отлеса под пашню). Расписывая, например, чашку или блюдо, мастер четко выделялдно, помещая в нем розетку, а от ее центра, подобно солнечным лучам, разводиллинии к краям предмета. По стенкам чашки наносил узор — осочку — из косыхчерных и красных мазков. Они напоминали собой стебли травы, как бы склонившейсяот порыва ветра. Как уже говорилось выше, в хохломской росписи сложилось двавида письма фоновое и верховое. искусство Хохломывозникло на русской земле вблизи красавицы Волги.

6. Жостово. История жостовского промысла восходит кначалу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкойволости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостове, Осташкове,Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписныхлакированных изделий из папье-маше. Творцами красочных, в основном, цветочныхорнаментов были простые русские крестьяне. Они принесли в лаковую живописьяркую жизнерадостность красок, простоту и доходчивость образов, меткостьхарактеристик, четкость рисунка. Главная тема украшения жостовских подносов :букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемамисвободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всегоиспользуется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубиныфона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. Вросписи как будто оживают цветы. Вначале делается подмалевок, затемнакладываются тени, прописываются светлые места, а потом связываются крупныецветы с более мелкими элементами узора — травами, стеблями и т.п.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1436

  В заключение хочется поделиться, что изучениенародных росписей – это не только приятный процесс становления художественныхнавыков, но и весьма полезный метод терапевтического значения, прекрасныйспособ реабилитации здорового человека, его духовного становления, вособенности ребёнка с его гибкой, впитывающей психикой.   

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1436

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1436


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1436


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1436


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1436


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1436


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет