Учебно-методический материал на тему:
Проектирование образовательной деятельности вдошкольном образовательном учреждении.
Выполнил:воспитатель
ОЧУ ОЦ им. С.Н. Олехника
Емельянова Ю.В.
Дошкольноеобразование является уровнемобщего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общимобразованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установкиразвития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу,семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования –сохранениеуникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения идальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстроизменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка,передача общественных нории и ценностей, способствующих позитивной социализациив поликультурном многонациональном обществе.
Основнаяобразовательная программа обеспечивает развитие личности детей дошкольноговозраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальныхи физиологических особенностей. В соответствии ФГОС ДО отношения педагогов идетей строятся на основе личностно-ориентированной модели общения, в атмосфереэмоционального благополучия и комфорта.
Образовательнаяпрограмма дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией,осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральнымгосударственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетомсоответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Образовательнаяорганизация может составить свою программу на основе ФГОС ДО и с учетомпримерно программы. Однако этот процесс очень трудоемкий и предполагает наличиене только практических педагогических умений, но и владение навыками ведениянаучной работы, написания документов. Для ДОО удобнее и привычнее использовать комплексныепрограммы. Они, как правило, составляются авторскими коллективами, где каждыйразрабатывает ту образовательную область (или ее часть), которой он посвятилмногие годы своей педагогической и научной деятельности. Они создаются в помощьпедагогам. В качественных современных программах всегда заложена возможностьпедагогического творчества.
Программанаправлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможностидля его позитивной социализации индивидуализации, его личностного развития,развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества совзрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой системуусловий социализации и индивидуализации детей.
Программаопределяет объем и содержание образовательной деятельности, условия иособенности ее организации, планируемые результаты и формируются с учетомособенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общейкультуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных,эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебнойдеятельности.
Как же составить,спроектировать образовательную деятельность разберем на примере составлениярабочей программы.
СогласноФедеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации» педагогический работник (воспитатель) – это физическое лицо, котороесостоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющихобразовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитаниюобучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
На основании ст.48. закона №273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять своюдеятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объемереализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины в соответствии сутвержденной программой.
Рабочая программа– документ, в котором определяется объем, структура и содержаниеобразовательного процесса по определенному направлению (образовательнойобласти).
Образовательныеобласти ФГОС
1. Физическое развитие
-развитие физических качеств
-правильное формирование опорно-двигательной системы организма,развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
-правильное выполнение основных движений
-формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
-овладение подвижными играми с правилами
-становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
-овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
-формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
-физическая культура
2. Художественно-эстетическоеразвитие
-развитие восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы)
-становление эстетического отношения к окружающему миру
-формирование элементарных представлений о видах искусства
-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
-стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
-реализация самостоятельной творческой деятельности детей(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
-приобщение к искусству
-изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
-конструктивно-модельная деятельность
-музыкальная деятельность
3. Речевое развитие
-владение речью как средством общения
-обогащение активного словаря
-развитие связной, грамматически правильной диалогической имонологической речи
-развитие речевого творчества
-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слухтекстов различных жанров детской литературы
-формирование предпосылки обучения грамоте
-развитие речи
-приобщение к художественной литературе
4. Познавательноеразвитие
-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
-формирование познавательных действий
-развитие воображения и творческой активности
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектахокружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале,звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве ивремени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
-формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,представлении о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественныхтрадициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностяхприроды, многообразии стран народов мира
-развитие познавательно-исследовательской деятельности
-приобщение к социокультурным ценностям
-формирование элементарных математических представлений
-ознакомление миром природы
5. Социально-коммуникативноеразвитие
—присвоениенорм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственныеценности
-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляциисобственных действий
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональнойотзывчивости, самопереживания
-формирования готовности к совместной деятельности
-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своейсемье и сообществу детей и взрослых в организации
-формирование познавательных установок к различным видам труда итворчества
-формирование основ безопасности в быту, социуме, природе
-социализация, развитие общения, нравственное воспитание
-ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
-самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
-формирование основ безопасности
Разработкарабочей программы осуществляется на основе ФГОС ДО (Раздел II: Требования кструктуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему) иОсновной программы ДОУ.
Разрабатывается– воспитателем, конкретным специалистом учреждения (муз. руководитель, логопед,руководитель физического воспитания и т.д.) либо несколькими педагогами.
Принимается назаседании органа самоуправления ДОУ в соответствии с Уставом (педагогическимсоветом).
Утверждаетсяпризнаком руководителя ДОУ.
Возможны лиизменения и дополнения в рабочей программе?
Рабочую программу неследует рассматривать как однажды написанный документ. Составитель рабочейпрограммы (специалист, воспитатель) может самостоятельно вносить изменения идополнения в содержании рабочей программы:
-дополнить переченьизучаемых тем, понятий в рамках раздела
-раскрыть содержаниеразделов, с той степенью конкретизации, которая отвечает требованиямобразовательного учреждения
-устанавливатьпоследовательность подачи материала ( например, с учетом структурыиспользуемого учебно-методического комплекта).
-корректировать объемвремени, исходя из дидактической значимости, степени сложности усвоения материалавоспитанниками.
Остановимсяподробнее на примерных структурных элементах рабочей программы педагога ДОО:
—титульный лист- структурныйэлемент программы, представляющий первоначальные сведения о программе.
Титульный листвключает:
1. Полное наименованиеобразовательного учреждения (в соответствии с Уставом).
2. Наименование «Рабочаяпрограмма….».
3. Сроки реализациипрограммы: например на 2022-2023 учебный год.
4. Грифы рассмотрения,согласования (с указанием номера протокола и даты рассмотрения),утверждениерабочей программы ( с указанием номера приказа и подписи руководителяобразовательного учреждения) .
5. Ф.И.О. педагога,должность.
6. Название города.
7. Год составления программы.
Содержание Программыв соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела –целевой, содержательный и организационный. В каждом из них отражаетсяобязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Структурарабочей программы.
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка:
-актуальность
-цели изадачи реализации Программы
-принципыи подходы к формированию Программы
-значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числехарактеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
1.2. Планируемые результатыосвоения Программы.
2. Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательнойдеятельности
2.2. Описание вариативных форм,способов, методов и средств реализации Программы:
-особенности образовательной деятельности разных видов и культурныхпрактик;
-способы и направления поддержки детской инициативы:
-особенности взаимодействия с семьями воспитанников;
-иные характеристики содержания Программы.
2.3. Региональный компонент.
3. Организационный раздел.
3.1. Описаниематериально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическимиматериалами и средствами обучения и воспитания.
3.2. Распорядок или режим дня.
3.3. Особенности традиционныхсобытий. Праздников. Мероприятий.
3.4. Особенности организацииразвивающей предметно-пространственной среды.
4. Приложение к рабочейпрограмме.
Остановимся болееподробно на каждом из разделов.
1. Целевойраздел программы определяетее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемыерезультаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Пояснительнаязаписка: актуальность (с позиции образовательной системы ДОО, социальногозаказа, ребенка, родителей, самого педагога, нормативно-правовые документы)
-Закон «Обобразовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012;
-Национальнаястратегия действий в интересах детей:
-ФГОС ДО;
-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организациирежима работы дошкольных образовательных организациях;
-Основнаяобразовательная программа ДОО.
Цели и задачиреализации Программы.
Цель – то чего хочетдостичь педагог, реализуя программу.
Задачи –шаг длядостижения цели.
Формулировку целей изадач необходимо начинать с глаголов неопределенной формы: выяснить, выявить,обеспечить, сформировать, обосновать, провести, определить, создать, построитьи т.д.
Цели и задачи должныбыть конкретными, понятными.
Например:
Цель: Развитиетворческих способностей детей в двигательной деятельности.
Задачи:
-Способствоватьразвитию…;
-Приобщать…;
-Поддерживатьинициативу детей различных видах деятельности;
— Обогащатьдвигательный опыт.
Принципы иподходы к формированию Программы.
Не нужнопереписывать все известные принципы дидактики общего и дошкольного образования.Педагог указывает те принципы и подходы, которые будут конкретносоответствовать организации образовательной деятельности при реализации егопрограммы.
Значимые дляразработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристикиособенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Характеристикавозрастных особенностей воспитанников в развитии определенных видовдеятельности (указываются те особенности , которые непосредственно связаны снаправлением программы); особенности организации образовательного процесса.
Планируемыерезультаты освоения программы должны быть представлены в виде целевыхориентиров дошкольного образования, как результата освоения рабочей программы(характеристики, которые будут отражать конкретные результаты развития идостижения ребенка по направлению программ). Планируемые итоговые результатыосвоения детьми рабочей программы должны описывать социальные и психологическиехарактеристики ребенка, возможные достижения ребенка:
-ребеноковладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу исамостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способенвыбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
-ребенокобладает развитым воображением, которое реализуется в разных видахдеятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видамиигры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилами социальным нормам;
-ребенокдостаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих чувств, построения речевоговысказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенкаскладываются предпосылки к грамотности;
Ребенок способенк волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам вразных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
-ребенокпроявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуетсяпричинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объясненияявлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в которомон живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарнымипредставлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории ит.д.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знанияи умения в различных видах деятельности.
2.Содержательныйраздел Программы включает описание образовательной деятельности всоответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях –социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической,физической.
Описаниеобразовательной деятельности. Тематическое планирование деятельности:перечень разделов тем, последовательность их изучения, количество часов наизучение темы, комплексно-тематический план и т.п..
Содержаниеможет быть представлено в текстовой или табличной форме или объединено спланированием; перечнем разделов с указанием тем в каждом разделе;
Образовательнаядеятельность по освоению образовательной области может быть представленаперечнем тем игровых и познавательных детско-возрастных проектов.
Описаниевариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы:особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практикпедагога отражает технологии, методы, способы, которые используются приреализации его рабочей программы в конкретном ДОУ:
-способы инаправления поддержки детской инициативы;
-особенностивзаимодействия с семьями воспитанников;
-иныехарактеристики содержания Программы;
Примерныеорганизационные формы работы с детьми:
-Непосредственнаяобразовательная деятельность;
-Образовательнаядеятельность при проведении режимных процессов:
-Самостоятельнаядеятельность детей.
3.Организационныйраздел Программы описываетсистему условий реализации образовательной деятельности, необходимых длядостижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевыхориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, аименно описание.
Описание материально-технического обеспеченияПрограммы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения ивоспитания включает в себя:
-Методические материалы: авторские программы (парциальные),методические пособия по выбранному направлению работы; рабочие тетради,комплекты для творчества, наглядно-дидактические пособия: плакаты, карты,схемы, модели, таблицы.
— Средства обучения: технические (кинопроекторы, теле-,видеоаппаратура, мультимедийные системы, музыкальные центры, магнитофоны и т.п.)
-Оборудование (игровое, спортивное, оздоровительное) необходимое дляреализации программы: раздаточное, демонстрационное.
-Оснащение (предметы: муляжи, куклы и т.п.)
Распорядок или режим дня.
Планирование образовательной деятельности в режиме дня.
Особенноститрадиционных событий, праздников, мероприятий.
Культурно-досуговая деятельность по направлению работы (праздники, развлечения, самостоятельная деятельность).
Особенностиорганизации развивающей предметно-пространственной среды.
Организации средыпо выбранному направлению:
На территории ДОУ;
В помещении ДОУ;
В групповой комнате.
Структурныйэлемент рабочей программы «Список литературы» включает переченьиспользованной литературы в работе с детьми. Прежде всего, это методическаялитература.
В разделе«Приложение к рабочей программе» должны быть указаны:
-возрастные и иныекатегории детей, которые могут получать дошкольное образование в даннойорганизации, в том числе категория детей с ОВЗ, если возможность их образованияпредусматривается;
-реализуемыепарциальные программы;
-характеристика взаимодействияпедагогического коллектива с семьями воспитанников;
-конспекты (сценарии)различных форм образовательной деятельности детей;
-описание игр и игровыхупражнений;
-сценариимастер-классов для педагогов и родителей;
-сценарии различныхформ сотрудничества с семьями воспитанников (консультации, круглые столы,тренинги, практикумы, семинары);
-комплексы утреннейгимнастики;
-визуальные средстваинформации (материалы наглядной пропаганд, размещенные на стендах, буклетах,памятках и т.д.)
Рабочаяпрограмма утверждается ежегодно в начале учебного года (до10 сентября текущегогода) приказом руководителя ДОО. Утверждение рабочей программы предполагаетпредварительное ее обсуждение и принятие членами педагогического совета.
В зависимостиот того на сколько грамотно педагог сможет проанализировать, спрогнозировать,спроектировать, организовать образовательный процесс, зависит результатвоспитательно-образовательной работы в целом. Рабочая программа составляется сучетом социального заказ на образовательные услуги, может стать инструментомсовершенствования качества образования, будет способствовать достижениюсоциально-значимых результатов образования воспитанников и стимулироватьпрофессиональное развитие самого педагога.
Составлениерабочих программ и планирование образовательной деятельности – одна из наиболеесложных задач, стоящих перед педагогом дошкольной образовательной организации.Неслучайно у педагога, особенно начинающего, может возникнуть желаниеиспользовать уже существующие программы (типичные или разработанные другимиавторами), чтобы избежать возможных трудностей. Однако, такая позиция исключаетличность педагога из процесса проектирования, существенно ограничивает еговозможность в профессиональном росте и отрицательно сказывается на качествеобразования. Используя уже существующие программы, не перерабатывая их и неадаптируя их к особенностям образовательного процесса в своей группе, онвступает в роли исполнителя чужого проекта, механически выполняющего готовыепредложения. В результате такого подхода воспитанники и педагог не получаютцелостного представления об изучаемой теме. Справиться с данной работойвоспитателю поможет старший воспитатель или методист дошкольной образовательнойорганизации. Рекомендуется проводить методические объединения,семинары-практикумы, организовывать творческие группы. Активная позицияпедагогов ускорит процесс составления рабочей программы, а результатом может статьтворческая, увлекательная жизнь группы.
