X-PDF

Учебно-методический материал на тему Проектирование образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Поделиться статьей

Учебно-методический материал на тему:

Проектирование образовательной деятельности вдошкольном образовательном учреждении.

                                             Выполнил:воспитатель

                                                     ОЧУ ОЦ им. С.Н. Олехника

                                     Емельянова Ю.В.

     Дошкольноеобразование является уровнемобщего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общимобразованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установкиразвития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу,семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования –сохранениеуникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения идальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстроизменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка,передача общественных нории и ценностей, способствующих позитивной социализациив поликультурном многонациональном обществе. 

     Основнаяобразовательная программа обеспечивает развитие личности детей дошкольноговозраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальныхи физиологических особенностей. В соответствии ФГОС ДО отношения педагогов идетей строятся на основе личностно-ориентированной модели общения, в атмосфереэмоционального благополучия и комфорта.

     Образовательнаяпрограмма дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией,осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральнымгосударственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетомсоответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

     Образовательнаяорганизация может составить свою программу на основе ФГОС ДО и с учетомпримерно программы. Однако этот процесс очень трудоемкий и предполагает наличиене только практических педагогических умений, но и владение навыками ведениянаучной работы, написания документов. Для ДОО удобнее и привычнее использовать комплексныепрограммы. Они, как правило, составляются авторскими коллективами, где каждыйразрабатывает ту образовательную область (или ее часть), которой он посвятилмногие годы своей педагогической и научной деятельности. Они создаются в помощьпедагогам. В качественных современных программах всегда заложена возможностьпедагогического творчества.

     Программанаправлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможностидля его позитивной социализации индивидуализации, его личностного развития,развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества совзрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой системуусловий социализации и индивидуализации детей.

     Программаопределяет объем и содержание образовательной деятельности, условия иособенности ее организации, планируемые результаты и формируются с учетомособенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общейкультуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных,эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебнойдеятельности.

     Как же составить,спроектировать образовательную деятельность разберем на примере составлениярабочей программы.

     СогласноФедеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации» педагогический работник (воспитатель) – это физическое лицо, котороесостоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющихобразовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитаниюобучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

     На основании ст.48. закона №273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять своюдеятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объемереализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины в соответствии сутвержденной программой.

     Рабочая программа– документ, в котором определяется объем, структура и содержаниеобразовательного процесса по определенному направлению (образовательнойобласти).

       Образовательныеобласти ФГОС

1.    Физическое развитие

-развитие физических качеств

-правильное формирование опорно-двигательной системы организма,развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики

-правильное выполнение основных движений

-формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

-овладение подвижными играми с правилами

-становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

-овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

-формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

-физическая культура

2.    Художественно-эстетическоеразвитие

-развитие восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы)

-становление эстетического отношения к окружающему миру

-формирование элементарных представлений о видах искусства

-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

-стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

-реализация самостоятельной творческой деятельности детей(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

-приобщение к искусству

-изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

-конструктивно-модельная деятельность

-музыкальная деятельность

3.    Речевое развитие

-владение речью как средством общения

-обогащение активного словаря

-развитие связной, грамматически правильной диалогической имонологической речи

-развитие речевого творчества

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слухтекстов различных жанров детской литературы

-формирование предпосылки обучения грамоте

-развитие речи

-приобщение к художественной литературе

4.    Познавательноеразвитие

-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

-формирование познавательных действий

-развитие воображения и творческой активности

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектахокружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале,звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве ивремени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

-формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,представлении о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественныхтрадициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностяхприроды, многообразии стран народов мира

-развитие познавательно-исследовательской деятельности

-приобщение к социокультурным ценностям

-формирование элементарных математических представлений

-ознакомление миром природы

5.    Социально-коммуникативноеразвитие

присвоениенорм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственныеценности

-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляциисобственных действий

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональнойотзывчивости, самопереживания

-формирования готовности к совместной деятельности

-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своейсемье и сообществу детей и взрослых в организации

-формирование познавательных установок к различным видам труда итворчества

-формирование основ безопасности в быту, социуме, природе

-социализация, развитие общения, нравственное воспитание

-ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

-самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

-формирование основ безопасности

     Разработкарабочей программы осуществляется на основе ФГОС ДО  (Раздел II: Требования кструктуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему) иОсновной программы ДОУ.

     Разрабатывается– воспитателем, конкретным специалистом учреждения (муз. руководитель, логопед,руководитель физического воспитания и т.д.) либо несколькими педагогами.

     Принимается назаседании органа самоуправления ДОУ в соответствии с Уставом (педагогическимсоветом).

     Утверждаетсяпризнаком руководителя ДОУ.

    Возможны лиизменения и дополнения в рабочей программе?

Рабочую программу неследует рассматривать как однажды написанный документ. Составитель рабочейпрограммы (специалист, воспитатель) может самостоятельно вносить изменения идополнения в содержании рабочей программы:

-дополнить переченьизучаемых тем, понятий в рамках раздела

-раскрыть содержаниеразделов, с той степенью конкретизации, которая отвечает требованиямобразовательного учреждения

-устанавливатьпоследовательность подачи материала ( например, с учетом структурыиспользуемого учебно-методического комплекта).

-корректировать объемвремени, исходя из дидактической значимости, степени сложности усвоения материалавоспитанниками.

     Остановимсяподробнее на примерных структурных элементах рабочей программы педагога ДОО:

титульный лист- структурныйэлемент программы, представляющий первоначальные сведения о программе.

     Титульный листвключает:

1.    Полное наименованиеобразовательного учреждения (в соответствии с Уставом).

2.    Наименование «Рабочаяпрограмма….».

3.    Сроки реализациипрограммы: например на 2022-2023 учебный год.

4.    Грифы рассмотрения,согласования (с указанием номера протокола и даты рассмотрения),утверждениерабочей программы ( с указанием номера приказа и подписи руководителяобразовательного учреждения) .

5.    Ф.И.О. педагога,должность.

6.    Название города.

7.    Год составления программы.

Содержание Программыв соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела –целевой, содержательный и организационный. В каждом из них отражаетсяобязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

     Структурарабочей программы.

1.    Целевой раздел.

1.1.         Пояснительная записка:

       -актуальность

            -цели изадачи реализации Программы

            -принципыи подходы к формированию Программы

Представленная информация была полезной?
ДА
60.84%
НЕТ
39.16%
Проголосовало: 1338

            -значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числехарактеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

1.2.         Планируемые результатыосвоения Программы.

2.    Содержательный раздел.

2.1.         Описание образовательнойдеятельности

2.2.         Описание вариативных форм,способов, методов и средств реализации Программы:

-особенности образовательной деятельности разных видов и культурныхпрактик;

-способы и направления поддержки детской инициативы:

-особенности взаимодействия с семьями воспитанников;

-иные характеристики содержания Программы.

2.3.         Региональный компонент.

3.    Организационный раздел.

3.1.         Описаниематериально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическимиматериалами и средствами обучения и воспитания.

3.2.         Распорядок или режим дня.

3.3.         Особенности традиционныхсобытий. Праздников. Мероприятий.

3.4.         Особенности организацииразвивающей предметно-пространственной среды.

4.    Приложение к рабочейпрограмме.

 Остановимся болееподробно на каждом из разделов.

     1. Целевойраздел программы определяетее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемыерезультаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

         Пояснительнаязаписка: актуальность (с позиции образовательной системы ДОО, социальногозаказа, ребенка, родителей, самого педагога, нормативно-правовые документы)

   -Закон «Обобразовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012;

   -Национальнаястратегия действий в интересах детей:

   -ФГОС ДО;

  -Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организациирежима работы  дошкольных образовательных организациях;

   -Основнаяобразовательная программа ДОО.

          Цели и задачиреализации Программы.

Цель – то чего хочетдостичь педагог, реализуя программу.

Задачи –шаг длядостижения цели.

Формулировку целей изадач необходимо начинать с глаголов неопределенной формы: выяснить, выявить,обеспечить, сформировать, обосновать, провести, определить, создать, построитьи т.д.

Цели и задачи должныбыть конкретными, понятными.

Например:

 Цель: Развитиетворческих способностей детей в двигательной деятельности.

Задачи:

-Способствоватьразвитию…;

-Приобщать…;

-Поддерживатьинициативу детей  различных видах деятельности;

— Обогащатьдвигательный опыт.

     Принципы иподходы к формированию Программы.

     Не нужнопереписывать все известные принципы дидактики общего и дошкольного образования.Педагог указывает те принципы и подходы, которые будут конкретносоответствовать организации образовательной деятельности при реализации егопрограммы.

     Значимые дляразработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристикиособенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Характеристикавозрастных особенностей воспитанников в развитии определенных видовдеятельности (указываются те особенности , которые непосредственно связаны снаправлением программы); особенности организации образовательного  процесса.

     Планируемыерезультаты освоения программы должны быть представлены в виде целевыхориентиров дошкольного образования, как результата освоения рабочей программы(характеристики, которые будут отражать конкретные результаты развития идостижения ребенка по направлению программ). Планируемые итоговые результатыосвоения детьми рабочей программы должны описывать социальные и психологическиехарактеристики ребенка, возможные достижения ребенка:

    -ребеноковладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу исамостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способенвыбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;

     -ребенокобладает развитым воображением, которое реализуется в разных видахдеятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видамиигры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилами социальным нормам;

     -ребенокдостаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих чувств, построения речевоговысказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенкаскладываются предпосылки к грамотности;

     Ребенок способенк волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам вразных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

    -ребенокпроявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуетсяпричинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объясненияявлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в которомон живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарнымипредставлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории ит.д.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знанияи умения в различных видах деятельности.

   2.Содержательныйраздел Программы включает описание образовательной деятельности всоответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях –социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической,физической.

     Описаниеобразовательной деятельности. Тематическое планирование деятельности:перечень разделов тем, последовательность их изучения, количество часов наизучение темы, комплексно-тематический план и т.п..

       Содержаниеможет быть представлено в текстовой или табличной форме или объединено спланированием; перечнем разделов с указанием тем в каждом разделе;

     Образовательнаядеятельность по освоению образовательной области может быть представленаперечнем тем игровых и познавательных детско-возрастных проектов.

   Описаниевариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы:особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практикпедагога отражает технологии, методы, способы, которые используются приреализации его рабочей программы в конкретном ДОУ:

   -способы инаправления поддержки детской инициативы;

   -особенностивзаимодействия с семьями воспитанников;

   -иныехарактеристики содержания Программы;

  Примерныеорганизационные формы работы с детьми:

   -Непосредственнаяобразовательная деятельность;

   -Образовательнаядеятельность при проведении режимных процессов:

   -Самостоятельнаядеятельность детей.

3.Организационныйраздел Программы описываетсистему условий реализации образовательной деятельности, необходимых длядостижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевыхориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, аименно описание.

   Описание материально-технического обеспеченияПрограммы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения ивоспитания включает в себя:

   -Методические материалы: авторские программы (парциальные),методические пособия по выбранному направлению работы; рабочие тетради,комплекты для творчества, наглядно-дидактические пособия: плакаты, карты,схемы, модели, таблицы.

   — Средства обучения: технические (кинопроекторы, теле-,видеоаппаратура, мультимедийные системы, музыкальные центры, магнитофоны и т.п.)

   -Оборудование (игровое, спортивное, оздоровительное) необходимое дляреализации программы: раздаточное, демонстрационное.

   -Оснащение (предметы: муляжи, куклы и т.п.)

     Распорядок или режим дня.

Планирование образовательной деятельности в режиме дня.

    Особенноститрадиционных событий, праздников, мероприятий.

  Культурно-досуговая деятельность по направлению работы (праздники, развлечения, самостоятельная деятельность).

     Особенностиорганизации развивающей предметно-пространственной среды.

   Организации средыпо выбранному направлению:

На территории ДОУ;

В помещении ДОУ;

В групповой комнате.

     Структурныйэлемент рабочей программы «Список литературы» включает переченьиспользованной литературы в работе с детьми. Прежде всего, это методическаялитература.

     В разделе«Приложение к рабочей программе» должны быть указаны:

-возрастные и иныекатегории детей, которые могут получать дошкольное образование в даннойорганизации, в том числе категория детей с ОВЗ, если возможность их образованияпредусматривается;

-реализуемыепарциальные программы;

-характеристика взаимодействияпедагогического коллектива с семьями воспитанников;

-конспекты (сценарии)различных форм образовательной деятельности детей;

-описание игр и игровыхупражнений;

-сценариимастер-классов для педагогов и родителей;

-сценарии различныхформ сотрудничества с семьями воспитанников (консультации, круглые столы,тренинги, практикумы, семинары);

-комплексы утреннейгимнастики;

-визуальные средстваинформации (материалы наглядной пропаганд, размещенные на стендах, буклетах,памятках и т.д.)

     Рабочаяпрограмма утверждается ежегодно в начале учебного года (до10 сентября текущегогода) приказом руководителя ДОО. Утверждение рабочей программы предполагаетпредварительное ее обсуждение и принятие членами педагогического совета.

      В зависимостиот того на сколько грамотно педагог сможет проанализировать, спрогнозировать,спроектировать, организовать образовательный процесс, зависит результатвоспитательно-образовательной работы в целом. Рабочая программа составляется сучетом социального заказ на образовательные услуги, может стать инструментомсовершенствования качества образования, будет способствовать достижениюсоциально-значимых результатов образования воспитанников и стимулироватьпрофессиональное развитие самого педагога.

     Составлениерабочих программ и планирование образовательной деятельности – одна из наиболеесложных задач, стоящих перед педагогом дошкольной образовательной организации.Неслучайно у педагога, особенно начинающего, может возникнуть желаниеиспользовать уже существующие программы (типичные или разработанные другимиавторами), чтобы избежать возможных трудностей. Однако, такая позиция исключаетличность педагога из процесса проектирования, существенно ограничивает еговозможность в профессиональном росте и отрицательно сказывается на качествеобразования. Используя уже существующие программы, не перерабатывая их и неадаптируя их к особенностям образовательного процесса в своей группе, онвступает в роли исполнителя чужого проекта, механически выполняющего готовыепредложения. В результате такого подхода воспитанники и педагог не получаютцелостного представления об изучаемой теме. Справиться с данной работойвоспитателю поможет старший воспитатель или методист дошкольной образовательнойорганизации. Рекомендуется проводить методические объединения,семинары-практикумы, организовывать творческие группы. Активная позицияпедагогов ускорит процесс составления рабочей программы, а результатом может статьтворческая, увлекательная жизнь группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.84%
НЕТ
39.16%
Проголосовало: 1338

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.84% НЕТ 39.16% Проголосовало: 1338


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.84% НЕТ 39.16% Проголосовало: 1338


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.84% НЕТ 39.16% Проголосовало: 1338


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.84% НЕТ 39.16% Проголосовало: 1338


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.84% НЕТ 39.16% Проголосовало: 1338


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет