Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Саткинский медицинский колледж»
для обучающихся медицинских техникумов и колледжей
на тему: «Сестринская помощь пациенту вкаждом периоде
лихорадки. Измерение АД»
ПМ. 04.Выполнение работ поодной или нескольким профессиям
рабочих (младшая медицинскаясестра)
МДК 04.03. Технологиявыполнения сестринских услуг
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Сатка 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………. |
4 |
Методические указания……………………………………………..…. |
5 |
Требования, предъявляемые к студентам (знать, уметь, иметь представление) ……………………………………………………………………… |
7 |
Формируемые компетенции…………………………………………… |
8 |
Вопросы вводного контроля…………………………………………… |
10 |
Информационный блок. ………………………………………………. |
11 |
Контролирующий блок………………………………………………… |
37 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….… |
39 |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………….……….… |
41 |
Приложение № 1 Температурный лист (форма 004/у)……………….. |
41 |
Приложение № 2 Эталоны ответов на вводный контроль…….…….. |
42 |
Приложение № 3 Эталоны ответов на контролирующий блок….….. |
43 |
Пояснительная записка
Актуальность. Развитиелихорадки – это защитная реакция, возникающая на внедрении различныхвозбудителей инфекции в организм человека. Повышение температуры тела носитвременный характер и направлено на уничтожение чужеродных микроорганизмов, таккак с помощью температурной реакции создаются условия окружающей средынеблагоприятные для жизнедеятельности и размножения бактерий и вирусов.
В зависимости оттого, что вызывает лихорадку признаками и симптомами могут являться:потение,озноб, головная боль, боль в мышцах, дегидратация, общая слабость, повышениеартериального давления и другое.
Наиболее важным признаком является динамика артериальногодавления. При высокой температуре тела увеличивается частота сердечныхсокращений, что приводит к увеличению кровяного давления, и наоборот при резкомснижении температуры давление падает до низких и иногда критических значений. Ападение или наоборот повышение давления ведет за собой тяжелые осложнения,которые могут угрожать жизни пациентам.
В связи с этим с одной стороныу среднего медицинского персонала создается необходимость научиться правильнойтехнике измерения температуры тела для контроля динамики температуры, а сдругой стороны необходимость правильному уходу за больными в периодвозникновения лихорадки для облегчения и улучшения их состояния.
Данная тема актуальна для изучения, так как для медицинской сестрыметод объективного обследования (измерение температуры тела, АД) имеет наиболеесущественное значение, ведь он дает наиболее полную объективную информацию осостоянии пациента. Поэтому будущая медсестра должна хорошо владетьобъективными методами обследования.
Методические указания
Уважаемые студенты, вам представлено учебно-методическое пособиепрактического занятия, которое составлено в соответствии с требованиямиФедерального Государственного образовательного стандарта по специальности«Сестринское дело» и программой ПМ. 04 «Выполнение работ по одной илинескольким профессиям рабочих (младшая медицинская сестра) МДК 04.03 «Технология выполнения сестринских услуг».
Вам предлагается изучить представленный информационный блок. Тема «Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки.Измерение АД» рассматривает изучение теоретическойчасти и включает проведение практической.
В информационном блоке Вами будут изучены следующие вопросы:
— Механизмы теплообразования и пути теплоотдачи;
— Понятие и механизм развития лихорадок;
— Виды термометров и техника их использования;
— Способы измерения температуры тела;
— Правила техники безопасности при выполнении процедуры;
— Особенности ухода за лихорадящими больными;
— Правила заполнения медицинской документации (температурный лист)
— Понятие и виды артериального давления;
— Классификация уровня артериального давления;
— Виды тонометров и техника их использования;
— Техника измерения артериального давления;
— Понятие «обморок» и «коллапс»;
— Тактика сестринского вмешательства при обмороке и коллапсе у пациента
Также, Вами будут изучены следующие манипуляции:
— Алгоритм измерения температуры тела в подмышечной области;
— Алгоритм измерения артериального давления;
— Алгоритм действий медицинских работников при обмороке у пациента;
— Алгоритм действий медицинских работников при коллапсе у пациента.
В концеинформационного блока представлены задания для проверки уровня усвоенияматериала по теме: «Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки.Измерение АД». В случае провального выполнения заданий, Вам рекомендуетсяповторить лекционный материал и заново изучить информационный блок.
Цели занятия:
Учебные(дидактические) цели:
— определить понятие, виды и периоды лихорадок;
— изучить алгоритм измерения температуры тела в подмышечной впадине;
— изучить алгоритм измерения артериального давления;
— определить понятие «обморок» и «коллапс»;
— определить правила заполнения медицинскойдокументации (температурный лист);
— рассмотреть алгоритм действий медицинских работников при обморокеу пациента;
— рассмотреть алгоритм действий медицинских работников при коллапсеу пациента.
Развивающиецели:
— способствовать развитию логического мышления;
— способствовать развитию памяти и речи;
— развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать;
— развивать умение оперировать знаниями и делать самостоятельныевыводы;
— развить навыки работы с документацией;
— развить чувство инфекционной безопасности.
Воспитательныецели:
— стремиться воспитать чувства милосердия, гуманизма, взаимопомощи,коллективизма,
— воспитание стремления к получению глубоких знаний,
— стремиться к воспитанию чувства ответственности за выполняемуюработу, умения контролировать свои эмоции, воспитание чувства долга.
Требования, предъявляемые к студентам
Знать:
— механизмы теплообразования и пути теплоотдачи;
— способы реализации сестринского ухода;
— понятие о лихорадке;
— виды, периоды лихорадки;
— нормальные показатели температуры и артериального давления;
— правила заполнения медицинскойдокументации (температурный лист);
— цели, показания и противопоказания для проведения техникиизмерения температуры тела;
— цели, показания и противопоказания для проведения техникиизмерения артериального давления;
— методики проведения манипуляций.
Уметь:
— оказывать сестринскую помощь в каждом периоде лихорадки;
— измерить артериальное давление;
— исследовать температуру тела;
— объяснить пациенту суть манипуляции и правила подготовкик ней;
— работать с медицинской документацией;
— оказать помощь при обмороке и коллапсе.
Формируемыекомпетенции
Код |
Наименование результата |
|
ПК. 4.1 |
Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности. |
+ |
ПК. 4.2 |
Соблюдать принципы профессиональной этики. |
+ |
ПК. 4.3. |
Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому. |
+ |
ПК. 4.4 |
Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода. |
+ |
ПК. 4.5 |
Оформлять медицинскую документацию. |
+ |
ПК. 4.6 |
Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий. |
+ |
ПК. 4.7 |
Обеспечивать инфекционную безопасность. |
+ |
ПК. 4.8 |
Обеспечивать безопасную больничную среду для пациента и персонала |
+ |
ПК. 4.9 |
Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения. |
+ |
ПК.4.10 |
Владеть основами гигиенического питания. |
+ |
ПК.4.11 |
Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте. |
+ |
ПК.4.12 |
Осуществлять сестринский процесс. |
+ |
ОК.1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
+ |
ОК.2 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
+ |
ОК.3 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
+ |
ОК.4 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. |
+ |
ОК.5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
+ |
ОК.6 |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
+
|
ОК.7 |
Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
+ |
ОК.8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации |
+
|
ОК.9 |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
+ |
ОК.10 |
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
+ |
ОК.11 |
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку |
+ |
ОК.12 |
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
+
|
ОК.13 |
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
+ |
Вводный контроль
По описанию определите верный термин.
1 Синюшный оттенок кожных покровов……
2 Кратковременная потеря сознания по причине остро возникшейнедостаточности кровоснабжения головного мозга……
3Стойкое повышение артериального давления выше нормы (140/90 мм. рт. ст. и выше)……
4Разница между систолическим и диастолическим артериальным давлением.….
5 Медицинский прибор, предназначенный для измеренияартериального (кровяного) давления пациента в домашних условиях и в медицинскихучреждениях.…..
6Повышение температуры тела, возникающее как активная защитно-приспособительнаяреакция организма в ответ на разнообразные патогенные раздражители…….
7Верхняя цифра параметра АД, показывающая уровень давления, когда сердечнаямышца сжимается и выталкивает кровь в артерии………
8Резко развивающее состояние, характеризующеесявнезапным падением кровяного давления без потери сознания…….
9Покраснение…….
10Давление крови на стенки артерий……
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ
1 Артериальная гипертензия (гипертония)– стойкоеповышение артериального давления выше нормы (140/90 мм. рт. ст. и выше);
2 Артериальная гипотензия (гипотония) – это снижениеартериального давления ниже нормы (100/60 мм. рт. ст. и ниже);
3 Артериальное давление – это давление крови на стенки артерий;
4 Гиперемия – покраснение;
5 Диастолическое артериальное давление – это давление,которое оказывают на движущуюся по ним кровь кровеносные сосуды во времядиастолы (расслабления сердечной мышцы);
6 Коллапс – резко развивающее состояние, характеризующееся внезапным падением кровяногодавления без потерисознания
7 Лихорадка – повышение температуры тела, возникающее какактивная защитно-приспособительная реакция организма в ответ на разнообразныепатогенные раздражители;
8 Обморок – кратковременная потеря сознания по причинеостро возникшей недостаточности кровоснабжения головного мозга;
9 Пирогены – это вещества, которые повышают температурутела;
10 Пульсовое давление артериальное давление – разница междусистолическим и диастолическим артериальным давлением;
11 Систолическое артериальное давление – это верхняя цифрапараметра. Показывает уровень давления, когда сердечная мышца сжимается ивыталкивает кровь в артерии;
12 Тонометр – это медицинский прибор,предназначенный для измерения артериального (кровяного) давления пациента вдомашних условиях и в медицинских учреждениях;
13 Цианоз – синюшныйоттенок кожных покровов.
ТЕРМОМЕТРИЯ
Механизмы теплообразования ипути теплоотдачи
Температура тела человека – это баланс между образованием тепла ворганизме и отдачей тепла через поверхность тела, особенно кожу (до 90-95%), а также через лёгкие,фекалии и мочу. У здорового человека температура тела в норме составляет36-37°С и в течение суток колеблется в небольших пределах, но не превышает37°С.
Такое постоянство температуры обеспечивается процессамитерморегуляции, а именно процессом теплопродукции и процессом теплоотдачи.В организме создается оптимально благоприятный температурный режим, которыйспособствует нормальному протеканию обменных процессов и, следовательно,нормальной работе внутренних органов и тканей.
Любая двигательная активность ведёт к увеличению теплообразования.В условиях холода теплообразование в мышцах увеличивается, даже если человекнаходится в неподвижном состоянии. Это обусловлено тем, что пониженнаяокружающая температура, рефлекторно возбуждает беспорядочные сокращения мышц,проявляющиеся в виде дрожи. При этом обменные процессы организма усиливаются,увеличивается потребление кислорода и углеводов мышечной тканью, исходя из чегоидет повышение теплообразования.
При недостаточной выработке тепла организмом (или при охлажденииорганизма) рефлекторно происходит сужение сосудов кожи и уменьшается отдачатепла. При избытке тепла (или перегревании организма) наблюдается рефлекторноерасширение сосудов кожи, увеличивается ее кровоснабжение и отдача теплапроведением и излучением. Если этого недостаточно, резко усиливаетсяпотоотделение: испаряясь с поверхности тепла, обеспечивает интенсивнуютеплоотдачу. Некоторое количество тепла выделяется при дыхании, это хорошонаблюдается во время пребывания на улице в холодное время года.
Таким образом, теплоотдача может осуществляться путемтеплопроведения, теплоизлучения и испарения.
Физиологические колебания температуры тела
Температура тела – это не постоянная величина. При различныхусловиях возможны физиологические колебания температуры тела в течение дня на0,3-0,5° С. Значение температуры зависит от многих факторов:
– Время суток. Минимальная температура бывает утром (3-6часов), максимальная – во второй половине дня и ближе к вечеру (14-16 и 18-22часа). Разница между утренней и вечерней температурой не превышает 1°С.
– Двигательная активность. Покой и сон способствуютснижению температуры. Физическая нагрузка ведет к повышению температуры на 1°С,даже после приема пищи наблюдается небольшое повышение. Значительноеэмоциональное напряжение также может вызвать повышение температуры.
– Место измерения. У взрослого впрямой кишке, влагалище, полости рта температура тела на 0,2-0,4° Свыше, чем в подмышечной впадине.
– Гормональный фон. У женщин в период беременности именструальном периоде температура тела несколько повышается.
– Возраст. В раннем детском возрасте отмечается особаянеустойчивость температуры тела с большими колебаниями в течение дня, так какобменные реакции протекают более интенсивно, и механизмы терморегуляции ещёнесовершенны. У новорожденных в подмышечной впадине температура 37,2°С. У людейпожилого и старческого возраста температура чаще снижена.
Летальная максимальнаятемпература тела составляет – 43°С,летальная минимальная температура – 15-23°С.
Методы измерения температуры тела
– Контактный. Передача результатов прибору, измеряющемутемпературу, путем непосредственного контакта. Контактная термометрия являетсяосновной в медицинской практике. Виды контактных термометров: ртутныйтермометр, электронный термометр, жидкокристаллический, инфракрасный.
– Бесконтактный. Передача тепла прибору, измеряющемутемпературу, путем излучения через промежуточную среду, обычно через воздух.Виды: термометр цифровой инфракрасный бесконтактный, тепловизоры (термографы) –воспринимают и регистрируют тепловое излучение тела в инфракрасной областиспектра.
Виды термометров.
1 Медицинский ртутный термометр называется потому, что показывает высоту подъема столбика ртути.Им можно измерить температуру от 34 до 42 градусов Цельсия.
Преимущества:
— прост в обращении;
— точен в измерениях.
Недостатки:
— хрупкость и опасность ртутного загрязнения
— длительный процесс измерения (10 минут).
Техника безопасности. Используя термометр, необходимо убедиться в отсутствии его повреждений,так как попадание ртути в организм человека илиокружающую среду опасно для жизни. В случае повреждения ртутного термометранеобходимо:
1 Открыть окно, свежий воздух снижает концентрацию опасных паров.Закрыть дверь, чтобы загрязненный воздух не попадал в другие помещения.Сообщить о случившемся специалистам МЧС (по телефону 01 или 112).
2 Надеть респиратор и резиновые перчатки: вещество не должносоприкасаться с участками кожи.
3 Собрать ртуть и все разбившиеся части градусника в стекляннуюбанку с холодной водой. Вода в банке нужна для того, чтобы ртуть не испарялась.
4 Банку сдать специалистам МЧС или в предприятие, занимающеесясбором отходов класса «Г» или ртутьсодержащих отходов.
2 Электронный термометр измеряет температуру тела при помощи специального встроенногочувствительного датчика, а результат измерений отображает в цифровом виде надисплее.
Преимущества:
– ряд дополнительных функции в виде памяти последних измерений,звуковых сигналов по времени измерения и результатам измерения;
– время измерения температуры 1-3 минуты, точность измерения
– прочность и безопасность в использовании;
– водонепроницаемость корпуса.
Недостатки:
– высокая стоимость.
Для детей раннего возраста выпускается цифровой термометр-пустышка– удобный для измерениятемпературы тела малышей. Пока ребенок сосет мягкую силиконовую соску – надисплее отражается показание температуры тела.
3 Термометр цифровой инфракрасный обеспечивает сверхбыстрое измерение температуры – за 1 сек. сточностью 0,1 °С. Имеет память для последнего измерения, большой дисплей,звуковой сигнал. Принцип действия инфракрасного термометра: чувствительныйизмерительный элемент снимает данные инфракрасного излучения человека иотображает на цифровом дисплее.
Преимущества:
– ряд дополнительных функции;
– время измерения несколько секунд, точность измерения до 0,1 °С;
– в составе отсутствует ртуть и стекло, поэтому устройство можноназвать максимально безопасным;
– не требуют контакта с телом человека.
Недостатки:
– высокая стоимость.
Такой термометр идеален для измерения температуры тела уноворожденных. Если делать это во сне, то малыша не придется будить, аизмерение получится максимально точным. При этом прикасаться к пациенту непотребуется, градусник подносится к височной доле на расстоянии примерно 2 см.
4 Контактный жидкокристаллический термометр не содержит каких-либо токсичных веществ, не ломается. Он нетребует особых условий хранения, что позволяет иметь его не только дома, но ина работе, на отдыхе, в поездке. Для измерения температуры тела требуется 1-3минуты.
Техника и особенности измерения температуры тела
Места измерения температуры тела определяют в зависимости отхарактера заболеваний. Измерение температуры проводят:
На коже:
— подмышечная область;
— паховая складка (у детей).
На слизистых:
— полость рта (орально) при невозможности измерить в подмышечнойвпадине (например, при травме грудной клетки или воспалительных процессах вподмышечной впадине);
— прямая кишка (ректально), как правило в гинекологическойпрактике;
— влагалище (вагинально), как правило в гинекологической практике.В норме температура тела в естественных складках ниже на 0,5-0,8°С температурына слизистых (полость рта, прямая кишка, влагалище).
Согласно вступившему в силу 28.01.2021 года СанПиНу 3.3686-21«Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней»после измерения температуры термометр необходимо подвергнуть дезинфекции путем погружения в раствор с дезинфицирующим средством.Электронные термометры дезинфицируют 2-х кратным протиранием с интервалом в 15минут при помощи салфетки, смоченной 70° этиловым спиртом. После дезинфекциитермометры промывают под проточной прохладной водой. Затем вытирают и хранят всухом виде в футляре.
АЛГОРИТМИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА В
ПОДМЫШЕЧНОЙ ОБЛАСТИ (в условиях стационара)
Цель исследования:диагностическая.
Показания: плановоеизмерение температуры утром и вечером, у лихорадящих больных – по назначениюврача.
Противопоказания: воспалительныепроцессы подмышечной области.
Оснащение: простыньодноразовая, термометр, емкость-контейнер для медицинских отходов класса «Б», одноразовая марлевая салфетка, кушетка медицинская, перчатки медицинские нестерильные, письменныйстол, стул, шариковая ручка с синими чернилами, манекен по уходу многофункциональный,формы медицинской документации: температурныйлист.
Осложнение: В случае нарушения целостности ртутного термометра – травмастеклом кожных покровов и отравления ртутью.
Алгоритм проведения манипуляции:
№ п/п |
Перечень практических действий |
Форма |
Сказать |
1 |
Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль |
Сказать |
«Здравствуйте! Я постовая медицинская сестра ____ отделения. Меня зовут ___ (ФИО)» |
2 |
Попросить пациента представиться |
Сказать |
«Представьтесь, пожалуйста. Как я могу к Вам обращаться?» |
3 |
Сверить ФИО пациента с медицинской документацией |
Сказать |
«Пациент идентифицирован в соответствии с медицинской картой стационарного больного (003-У)» |
4 |
Сообщить пациенту о назначении врача |
Сказать |
«Вам назначена процедура «Измерения температуры тела в подмышечной впадине» |
5 |
Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру |
Сказать |
«Вы согласны на выполнение данной процедуры? – Пациент согласен» |
6 |
Объяснить ход и цель процедуры |
Сказать |
«Контроль температуры тела необходим для определения дальнейшей тактики лечения» |
Подготовка к процедуре |
|||
7 |
Накрыть кушетку одноразовой простыней |
Выпол. |
|
8 |
Предложить (помочь) пациенту занять удобное положение на кушетке сидя или лежа на спине
|
Сказать
|
«Вам необходимо сесть или лечь удобно, или я могу Вам в этом помочь. Во время проведения процедуры не делать резких движений» |
9 |
Убедиться в целостности термометра и в том, что показания на шкале не превышают 35°С. В противном случае встряхнуть термометр, так чтобы столбик ртути опустился |
Выполнить/ Сказать |
«Целостность термометра не нарушена, показания на шкале не превышают 35°С» |
Выполнение процедуры |
|||
10 |
Обработать руки гигиеническим способом |
Сказать |
«Обрабатываем руки гигиеническим способом» |
11 |
Надеть нестерильные перчатки |
Выпол. |
|
12 |
Осмотреть подмышечную область, при необходимости – протереть насухо марлевой салфеткой или попросить пациента. |
Выполнить |
«Осматриваю и осушаю подмышечную впадину салфеткой» |
13 |
Утилизировать марлевую салфетку в емкость-контейнер отходов класса «Б». |
Выполнить |
|
14 |
Поместить резервуар термометра в подмышечную область так, чтобы он со всех сторон плотно соприкасался с телом пациента |
Выполнить |
|
15 |
Оставить термометр не менее чем на 10 минут. |
Выпол/ Сказать |
«Оставляю термометр не менее чем на 10 минут» |
16 |
Извлечь термометр. Оценить показатели, держа термометр горизонтально на уровне глаз. |
Выполнить |
|
17 |
Сообщить пациенту результаты термометрии. |
Выпол/ Сказать |
«Ваша температура тела в подмышечной впадине составляет ___С°» |
Завершение процедуры |
|||
18 |
Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар. |
Выполнить |
|
19 |
Погрузить термометр в дезинфицирующий раствор. |
Выполнить |
|
20 |
Утилизировать одноразовую простыню в емкость-контейнер отходов класса «Б». |
Выполнить |
|
21 |
Снять перчатки, поместить их в емкость для медицинских отходов класса «Б» |
Выполнить |
|
22 |
Обработать руки гигиеническим способом |
Выпол/ Сказать |
«Обрабатываем руки гигиеническим способом» |
23 |
Записать результаты в температурный лист (форма 004/у) |
Выпол/ Сказать |
«Делаю запись в медицинской документации» |
ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА
НА СЛИЗИСТЫХ (в условиях стационара)
Цель: диагностическая.
Показания:
– по назначению врача
– при невозможности измерения температуры в подмышечной впадине.
Противопоказания: травмы изаболевания слизистой ротовой полости, диарея, заболевания прямой кишки.
Оснащение: простынь одноразовая, термометр, емкость-контейнер для медицинских отходов класса «Б», одноразовая марлевая салфетка, кушетка медицинская, перчатки медицинские нестерильные письменныйстол, стул, шариковая ручка с синими чернилами, манекен по уходумногофункциональный, температурный лист,вазелин или лубрикант.
Осложнения: травма слизистой, отравления ртутью.
Алгоритм проведения манипуляции:
№ п/п |
Измерение температуры тела в ротовой полости |
Измерение температуры во влагалище |
|||
1 |
Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить роль. |
||||
2 |
Сверить ФИО пациента с медицинской документацией. |
||||
3 |
Объяснить ход и цель процедуры, получить добровольное согласие. |
||||
4 |
Предложить (помочь) пациенту занять удобное положение на кушетке: |
||||
Сидя или лежа на спине. |
Лежа на левом боку с согнутыми в коленях ногами и прижатыми к животу. |
Лежа на спине с согнутыми в коленях ногами и разведенными в сторону. |
|||
5 |
Убедиться в целостности термометра и в том, что показания на шкале не превышают 35°С. В противном случае встряхнуть термометр так, чтобы столбик ртути опустился ниже 35°С. |
||||
6 |
Обработать руки гигиеническим способом. Надеть нестерильные перчатки. |
||||
7 |
– |
Смазать термометр на ½ его длины вазелином или лубрикантом |
|||
8 |
Поместить резервуар термометра под язык пациента (пациент губами удерживает термометр). |
Ввести резервуар термометра за внутренний сфинктер прямой кишки на 3 см. |
Ввести термометр во влагалище на глубину 4-5 см. |
||
9 |
Извлечь термометр через 5 минут с помощью салфетки |
||||
10 |
Оценить показатели, держа термометр горизонтально на уровне глаз. Сообщить пациенту результаты термометрии. |
||||
11 |
Погрузить термометр в дезинфицирующий раствор. |
||||
12 |
Снять перчатки, поместить их в емкость для медицинских отходов класса «Б» |
||||
13 |
Обработать руки гигиеническим способом |
||||
14 |
Записать результаты в температурный лист (форма 004/у) |
||||
ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА БЕСКОНТАКТНЫМ
ТЕРМОМЕТРОМ
Алгоритм проведения манипуляции:
Перечень практических действий |
|
1 |
Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить роль. |
2 |
Сверить ФИО пациента с медицинской документацией. |
3 |
Объяснить ход и цель процедуры, получить добровольное согласие. |
4 |
Определить готовность бесконтактного медицинского термометра к работе. |
5 |
Обработать руки гигиеническим способом. Надеть нестерильные перчатки. |
6 |
Осмотреть кожу лобной области, убрать волосы и при необходимости – вытереть насухо бумажным полотенцем. |
7 |
Навести бесконтактный медицинский термометр на лоб пациента на расстоянии 3-5 см согласно инструкции. |
8 |
Нажать курок/кнопку бесконтактного медицинского термометра однократно. |
9 |
Оценить показатели, произведя считывание показаний с дисплея. Сообщить пациенту результаты термометрии. |
10 |
Обработать корпус бесконтактного медицинского термометра 2-х кратным протиранием с интервалом в 15 минут при помощи салфетки, смоченной 70° этиловым спиртом. |
11 |
Снять перчатки, поместить их в емкость для медицинских отходов класса «Б» |
12 |
Обработать руки гигиеническим способом |
13 |
Записать результаты в температурный лист (форма 004/у) |
Регистрация данных термометрии
Регистрация данных измерения температуры заключается в записипоказания термометра графическим способом в индивидуальном температурном листесразу после измерения. Его заводят в приемном отделении вместе с медицинскойкартой на пациента, поступающего в стационар (Приложение 1).
Температурнаякривая, получаемая в результате ежедневных записей, позволяет оценить течениезаболевания и эффективность лечения. Значение имеет как степень повышениятемпературы, так и характер ее колебаний.
Запись температуры проводитсяграфически. По оси абсцисс отмечают дату измерения температуры, день болезни, апо оси ординат (шкала Т) – температуру. Одно деление шкалы в температурном листе соответствует 0,2°С. Утренняя температура регистрируется в графе – «У», вечерняя в графе – «В» ввиде точек синей (черной) ручкой. Полученные точкисоединяют между собой, и получается температурная кривая.
Помимо графической регистрации данных измерения температуры (шкалаТ), в нём строят кривые частоты пульса (шкала П) и артериального давления(шкала АД). В нижней части температурного листа записывают данные подсчётачастоты дыхания в 1 минуту, массу тела, а также количество выпитой за суткижидкости и выделенной мочи в мл. Данные о дефекации (стул) и проведеннойсанобработки обозначают знаком «+».
Понятие, виды, периоды, механизмы развитиялихорадок
Лихорадка – повышение температуры тела, возникающее какактивная защитно-приспособительная реакция организма в ответ на разнообразныепатогенные раздражители. К лихорадочному относится состояние пациента, температуракоторого стойко повышается выше 37,2°С и характеризуется ознобом, усиленнымпотоотделением, в некоторых случаях сочетается с признаками интоксикации:тошнотой, рвотой, слабостью, общим недомоганием.
Причины лихорадки:
– пирогенные вещества белковой природы: микробы, их токсины,сыворотки, вакцины, продукты распада собственных тканей организма при травме,внутренних кровоизлияниях, неврозах, ожогах;
– инфекционные заболевания почек, легочной ткани, костного мозга,сердца, туберкулёз, другие инфекции;
– злокачественные новообразования разной локализации;
– нарушение обмена веществ;
– психические и психоэмоциональные расстройства.
Классификацию лихорадки проводят по разнымпризнакам:
По продолжительности:
— Мимолётная лихорадка – повышение температуры тела в течениенескольких часов.
— Острая – высокая температура тела в течение 15 дней.
— Подострая – длительность лихорадки от 16 до 45 дней.
— Хроническая – более 46 дней.
По уровню повышения температуры:
— Субфебрильная – 37 — 37,9°С.
— Фебрильная (умеренная) – 38 — 38,9°С.
— Пиретическая (высокая) – 39 — 40,9°С.
— Гиперпиретическая (чрезмерная) – более41°С.
По характеру колебаний температуры в течение суток:
— Возвратная – фебрильная и пиретическая через несколько дней сменяютсянормальной, которая держится в течение нескольких дней, а затем криваятемпературы повторяется.
— Волнообразная – чередование периодов постоянного повышениятемпературы с периодами снижения до нормальной температуры.
— Извращенная (обратный тип лихорадки) характеризуетсяподъемом утренней температуры выше, чем вечерней.
— Неправильная – суточные колебания температуры разнообразнойвеличины и длительности (закономерность изменения не отслеживается).
— Перемежающая – в течение дня чередование периодов повышеннойтемпературы с нормальной или пониженной.
— Постоянная – длительное повышение температуры тела с суточнымиколебаниями не более 1° С.
— Ремитирующая (послабляющая) – длительная лихорадка с суточнымиколебаниями температуры от 1 до 1,5°С, без снижения до нормы.
— Гектическая (истощающая) – большие подъёмы (на 3-5° С)и быстрые спады температуры, по 2-3 раза в сутки до нормальных и субнормальныхцифр (ниже 36° С). Такое падение температуры сопровождаетсяслабостью с обильным потоотделением.
Периоды лихорадки
В развитии лихорадки различают три периода: период подъёматемпературы, период относительного постоянства (максимального подъёма), периодснижения температуры.
I ПЕРИОД |
II ПЕРИОД |
III ПЕРИОД |
|
Подъём (нарастание) температуры |
Период относительного постоянства |
Период снижения температуры |
|
Литическое |
Критическое |
||
Характеристика периода лихорадки |
|||
Кратковременный период, характеризующийся преобладанием теплопродукции над теплоотдачей. Теплоотдача снижена за счёт выраженного спазма кожных кровеносных сосудов (температура поднимается, а кожа остаётся холодной, потоотделение уменьшается). Продолжительность периода до нескольких часов. |
Сосуды кожи в этот период расширяются, усиливается потоотделение, теплоотдача возрастает и уравновешивает всё ещё повышенную теплопродукцию. В результате – дальнейшее повышение температуры прекращается, она стабилизируется на этом высоком уровне. Продолжительность периода – несколько дней или даже недель. |
Теплоотдача резко усиливается, превышая теплопродукцию. Постепенное снижение температуры с высоких цифр до нормы (или ниже нормы) называется литическим (лизис) снижением температуры. |
Критически (кризис) – быстро с высоких цифр до низких (с 40 до 36°С) в течение часа. Это состояние пациента называется, коллапсом требует от медперсонала срочных мер. |
Симптомы и жалобы пациента |
|||
Кожа становится бледной, холодной на ощупь. Отмечается озноб, мышечная дрожь. Пациент жалуется на: – общее недомогание; – сильное чувство холода; – головную боль; – боли в мышцах и суставах. |
Бледный цвет кожи сменяется на красный. Пациент жалуется на: – общую слабость; – головную боль; – чувство жара; – учащение пульса; – учащение дыхания; – сухость во рту. Возможно развитие судорог, бреда, галлюцинаций. |
Состояние пациента: – небольшая испарина на коже; – слабость. Обычно после падения температуры пациент засыпает, будить его при этом не следует. |
Больной бледнеет, покрывается холодным липким потом. Состояние пациента: – учащение пульса; – падение артериального давления; – возможная потеря сознания при попытках встать. |
Цель медицинского вмешательства |
|||
«Согреть» больного |
«Охладить» больного |
Предупредить падение АД и сердечно-сосудистые осложнения. |
|
Сестринская помощь пациенту |
|||
1. Обеспечить постельный режим, 2. Тепло укрыть пациента, 3. К ногам положить грелку; 4. Обеспечить обильное горячее питьё (чай, настой шиповника и др.), 5. Контролировать физиологические отправления, 6. Обеспечить постоянное наблюдение за пациентом.
|
1. Следить за соблюдением пациентом постельного режима. 2. Обеспечить постоянное наблюдение (контроль АД, пульса, температуры тела, за общим состоянием). 3. Заменить теплое одеяло на легкую простыню. 4. Давать пациенту витаминизированное прохладное питье (морс). 5. На лоб пациента положить пузырь со льдом или холодный компресс. 6. При гиперпиретической лихорадке следует сделать прохладное обтирание, можно использовать примочки. 7. Чаще менять нательное и постельное белье. 8. Питание осуществлять по диете № 13. |
1. Создать пациенту покой. 2. Контроль Т°, АД, ЧДД, РS. 3. Производить смену нательного и постельного белья. 4. Проводить тщательный уход за кожей и слизистыми. 5. Перевод на диету № 15. 6. Постепенное расширение режима двигательной активности.
|
1. Вызвать врача. 2.Приподнять ножной конец кровати и убрать подушку. 3. Контролировать АД, пульс. 4. Приготовить для п/к введения 10% раствор кофеин-бензоат натрия, кордиамин, 1% раствор мезатона. 5. Дать крепкий сладкий чай. 6. Укрыть пациента одеялами, к рукам и ногам пациента приложить грелки. 7. Следить за состоянием его нательного и постельного белья (по мере необходимости бельё нужно менять). |
АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ
Артериальным давлением называется давление, возникающее на стенкикровеносных сосудов при циркуляции крови в большом кругу кровообращениячеловека.
Сердце «задает» определенную силу с которой выбрасывает кровь поартериям при сокращении. Далее, двигаясь по артериям, она давит на их стенки сменьшей силой. Еще меньше сила артериального давления становится приперетекании в вены. Самый малый показатель давления фиксируется в артериолах,венулах и капиллярах.
В связи с этим артериальное давление не стабильно и имеет верхнийи нижний показатель. В медицине эти показатели называют так:
– Систолическое артериальное давление(верхнее), которое показывает силу воздействия на стенки артерий во времявыброса крови при сокращении сердца. Фазасокращения сердца называется «систола», поэтому верхнее давление правильноназывать систолическим. В норме от 100 до 139 мм. рт. ст.
– Диастолическое артериальное давление(нижнее), фиксируется во время полного ослабления сердечной мышцы. Фаза расслабления сердца называется «диастола»,поэтому нижнее давление правильно называть диастолическим. В норме 60-89мм. рт. ст.
– Пульсовое давление – разница между систолическим артериальным давлением идиастолическим артериальным давлением. В норме пульсовое давление 40-50 мм. рт. ст. Чтобы определить пульсовое давление, необходимо из систолическогодавления вычесть диастолическое (Например: АД 130/ 90 мм. рт. ст. Расчет: 130 –90 = 40 – это пульсовое давление).
Факторы, влияющие на показатели артериального давления
Значения артериального давления в нормеколеблются вверх или вниз в течение суток на 10 мм. рт. ст.
На давление влияют факторы внешнего и внутреннего характера:
– Внешние факторы – физическиенагрузки, стресс, курение, употребление алкоголя, повышенное употребление соли,прием определенных лекарственных средств.
– Внутренние факторы –патологии, возраст, пол, наследственность.
Методы измерения артериального давления
Измерение артериального давления производится непрямым звуковымметодом, предложенным в 1905 году русским хирургом Н.С. Коротковым. Аппаратомдля измерения давления является аппарат сфигмоманометр (тонометр). В настоящеевремя используются и электронные аппараты, позволяющие определить АД незвуковымметодом.
Виды тонометров. Принцип работы у тонометров разных видоводинаковый: на плечо надевается манжета с пневмокамерой, в которую нагнетаетсявоздух. После создания достаточного давления в манжете, открывается клапан спускаи начинается процесс аускультации (выслушивания) тонов сердца.
1 Механические. Этот вид тонометров до сих пор широко используется как в быту,так и в лечебных учреждениях. Считается точным измерительным прибором, редковыходящим из строя.
Человек, измеряющий давление, должен обладать острым слухом иумением определять начало и окончание тонов. Очень важно ставить мембрануфонендоскопа в правильную точку на областьплечевой артерии, иначе тоны будутпрослушиваться хуже. При сильном и чрезмерномнажатии фонендоскопом у некоторых пациентов тоны выслушивают до нулевойотметки.
Достоинства:
– Низкая стоимость.
– Независимость от наличия электричества или батареек.
– Высокая достоверность измерения.
Недостатки:
– Трудно выполнить измерение себе самостоятельно.
– Нужно приобрести навык, чтобы правильно измерить давление.
2 Полуавтоматические. Оптимальный, но не самый распространенный вариант. Нагнетаниевоздуха в манжету осуществляется механически, то есть вручную с помощью груши.Спускается воздух также вручную, поэтому полуавтоматические приборы требуютопределенных умений.
Измерения кровяного давления и пульса выполняются автоматически,необходимость в фонендоскопе и механическом манометре отпадает.Полуавтоматический тонометр потребляет меньше энергии, чем автоматический.
Достоинства:
– Простота использования.
– Возможность подсчета пульса и определения наличия аритмии(перебоев в работе сердца).
Недостатки:
– Зависимость от электричества и батареек.
– Вероятность неправильных результатов при перебоях вэлектричестве и низком заряде батареек.
3 Автоматические. Самый современный вид тонометров, широко используемый как вдомашних условиях, так и в лечебных учреждениях. Состоит из манжеты,подсоединенной к автоматическому электронному манометру. Измерение давления инагнетание воздуха в манжету происходят полностью автоматизировано.
Погрешность мала, но во избежание неточностей рекомендуетсяпроводить измерения три раза с интервалом в 5 минут. Все три результатазаписываются и из них высчитывается среднее арифметическое значение, котороепринято считать достоверным.
Достоинства:
– Простота использования.
– Легкость выполнения измерения себе самостоятельно.
– Возможность подсчета пульса и определения аритмии.
Недостатки:
– Зависимость от электричества и батареек и их быстрый расход.
– Вероятность неправильных результатов при перебоях вэлектричестве и низком заряде батареек.
– Высокая стоимость.
Выделяют также запястный автоматический тонометр. Измерение давления на периферических артериях, втом числе и на запястье, считается менее достоверным так как лучезапястная артерия намноготоньше, чем плечевая, давление крови на ее стенки более слабое. Поэтомуамплитуда пульсовой волны меньше, в связи счем возникает существенная погрешность.
Особенности измерения артериального давления у детей
Показатели АД у детейзависят от пола, возраста, роста и веса, а такженаличия заболеваний. В процессе взросление числовые значения нормального давления растут.
Для определения давления удетей применяются специальные таблицы и медицинские калькуляторы,где представлены нормы АД для ребенка с определенными показателями физическогоразвития.
В момент измерения АД необходимо,чтобы ребенок находился в комфортном сидячем положении с опорой наспинку стула. Детям до 2-х летнего возраста АД измеряют вположении лежа на спине. АД следует измерять трехкратно синтервалом в 2-3 минуты, учитывается среднее значение из всех измерений. Правильный выбор деткой манжетыважен для точного измерения.
САД (систолическое) |
ДАД (диастолическое) |
Возраст |
60-95 |
40-60 |
до 2-х недель |
85-115 |
55-70 |
до 3-х лет |
100-120 |
60-80 |
4-9 лет |
110-130 |
65-80 |
10-15 лет |
100-130 |
65-80 |
16-20 лет |
120-135 |
70-85 |
21-40 лет |
125-140 |
75-90 |
41-59 лет |
130-140 |
80-90 |
старше 60 лет |
АЛГОРИТМ ИЗМЕРЕНИЯ АРТЕРИАЛЬНОГОДАВЛЕНИЯ
Цель исследования: диагностическая.
Показания: контроль за состоянием пациента.
Противопоказания: нет.
Оснащение: простыньодноразовая, стетофонендоскоп, тонометр механический, емкость-контейнер длямедицинских отходов класса «А», емкость-контейнер для медицинских отходовкласса «Б», одноразовая антисептическая салфетка, кушетка медицинская, перчаткимедицинские нестерильные, письменный стол, стул, шариковая ручка с синимичернилами, манекен по уходу многофункциональный, формы медицинскойдокументации: лист назначения.
Осложнение: нет.
Алгоритм проведения манипуляции:
№ п/п |
Перечень практических действий |
Форма |
Сказать |
1 |
Проверить исправность прибора для измерения артериального давления в соответствии с инструкцией по его применению. |
Сказать
|
«Прибор для измерения артериального давления исправен, готов к применению» стетофонендоскоп находится в рабочем состоянии |
2 |
Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль |
Сказать |
«Здравствуйте! Я постовая медицинская сестра ____ отделения. Меня зовут ___ (ФИО)» |
3 |
Попросить пациента представиться |
Сказать |
«Представьтесь, пожалуйста. Как я могу к Вам обращаться?» |
4 |
Сверить ФИО пациента с медицинской документацией |
Сказать |
«Пациент идентифицирован в соответствии с медицинской картой стационарного больного (003-У)» |
5 |
Сообщить пациенту о назначении врача |
Сказать |
«Вам назначена процедура «Измерения артериального давления |
6 |
Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру |
Сказать |
«Вы согласны на выполнение данной процедуры? – Пациент согласен на проведение данной процедуры» |
7 |
Объяснить ход и цель процедуры |
Сказать |
«Контроль артериального давления необходим для определения дальнейшей тактики» |
Подготовка к процедуре |
|||
8 |
Накрыть кушетку одноразовой простыней |
Выполнить |
|
9 |
Предложить (помочь) пациенту занять удобное положение на кушетке лежа на спине нижние конечности не скрещены, руки разогнуты |
Сказать
|
«Вам необходимо лечь удобно или я могу Вам в этом помочь, ноги и руки выпрямить. Во время проведения процедуры не разговаривать, не делать резких движений» |
10 |
Проверить герметичность упаковки одноразовой антисептической салфетки |
Выполнить/ Сказать |
«Герметичность упаковки одноразовой антисептической салфетки не нарушена. Визуальная целостность упаковки одноразового шприца сохранена» |
11 |
Проверить срок годности одноразовой антисептической салфетки |
Вып./ Сказать |
«Срок годности соответствует сроку хранения» |
12 |
Обработать руки гигиеническим способом |
Сказать |
«Обрабатываем руки гигиеническим способом» |
13 |
Надеть нестерильные перчатки |
Выпол. |
|
14 |
Освободить от одежды руку пациента выше локтевого сгиба |
Выполнить/ Сказать |
«Освободите от одежды руку выше локтевого сгиба или я могу помочь» |
15 |
Расположить руку пациента на уровне сердца ладонью вверх |
Выполнить |
|
16 |
Определить размер манжеты |
Сказать |
«Размер манжеты соответствует обхвату плеча пациента» |
Выполнение процедуры |
|||
17 |
Наложить манжету прибора для измерения артериального давления (тонометра) на плечо пациента |
Выполнить |
|
18 |
Проверить, что между манжетой и поверхностью плеча помещается два пальца |
Выполнить |
|
19 |
Убедиться, что нижний край манжеты располагается на 2,5 см выше локтевой ямки |
Выполнить/ сказать |
«Нижний край манжеты располагается на 2,5 см выше локтевой ямки» |
20 |
Поставить два пальца левой руки на предплечье в области лучезапястного сустава в месте определения пульса |
Выполнить/ сказать |
«Определяю пульс на лучевой артерии |
21 |
Другой рукой закрыть вентиль груши прибора для измерения артериального давления (тонометра) |
Выполнить |
|
22 |
Произвести нагнетание воздуха грушей прибора для измерения артериального давления до исчезновения пульса в области лучезапястного сустава |
Выполнить |
|
23 |
Зафиксировать показания прибора для измерения артериального давления в момент исчезновения пульса в области лучезапястного сустава |
Сказать
|
«Нагнетаю воздух до исчезновения пульса. В момент исчезновения пульса артериальное давление равно ….(называе показатель давления)» |
24 |
Спустить воздух из манжеты прибора для измерения артериального давления |
Выполнить |
|
25 |
Мембрану стетофонендоскопа поместить у нижнего края манжеты над проекцией локтевой артерии в области локтевой впадины, слегка прижав к поверхности тела |
Выполнить |
|
26 |
Повторно накачать манжету прибора для измерения артериального давления (тонометра) до уровня, превышающего полученный результат при пальцевом измерении по пульсу на 30 мм рт.ст. |
Выполнить/ сказать |
«Накачиваю манжету на 30 мм рт. ст выше предыдущего показателя» |
27 |
Сохраняя положение фонендоскопа, медленно спустить воздух из манжеты |
Выполнить |
|
28 |
Фиксировать по шкале на приборе для измерения артериального давления появление первого тона Короткова – это значение систолического давления |
Выполнить/ск азать |
«Систолическое давление равно….., ….(называет показатели давления)» |
29 |
Фиксировать по шкале на приборе для измерения артериального давления (тонометре) прекращение громкого последнего тона Короткова – это значение диастолического давления |
Выполнить/ск азать |
«Диастолическое давление равно….(называет показатели давления)» |
30 |
Для контроля полного исчезновения тонов продолжать аускультацию до снижения давления в манжете на 15-20 мм рт.ст. относительно последнего тона |
Выполнить/ск азать |
«Убеждаюсь в полном исчезновении тонов…» |
31 |
Выпустить воздух из манжеты |
Выпол. |
|
32 |
Снять манжету прибора для измерения артериального давления (тонометра) с руки пациента |
Выполнить
|
|
33 |
Сообщить пациенту результат измерения артериального давления |
Сказать |
«Ваше артериальное давление равно…» (называет показатели) |
34 |
Уточнить у пациента о его самочувствии |
Сказать |
«Как вы себя чувствуете?» «Пациент чувствует себя удовлетворительно» |
35 |
Помочь пациенту подняться с кушетки |
Сказать |
«Можно вставать. Нужна ли Вам моя помощь? |
Завершение процедуры |
|||
36 |
Вскрыть упаковку и извлечь из нее салфетку с антисептиком одноразовую |
Выполнить |
|
37 |
Утилизировать упаковку салфетки с антисептиком одноразовой в ёмкость для медицинских отходов класса «А» |
Выполнить |
|
38 |
Обработать (протереть) мембрану и оливы стетофонендоскопа салфеткой с антисептиком одноразовой |
Выполнить
|
|
39 |
Утилизировать салфетку с антисептиком одноразовую в ёмкость для медицинских отходов класса «Б» |
Выполнить
|
|
40 |
Утилизировать одноразовую простынь в ёмкость для отходов класса «Б» |
Выполнить |
|
41 |
Снять перчатки, поместить их в емкость для медицинских отходов класса «Б» |
Выполнить |
|
42 |
Обработать руки гигиеническим способом |
Сказать |
«Обрабатываем руки гигиеническим способом» |
43 |
Записать результаты в мед. карту пациента, получающего помощь в амбулаторных условиях (форма 003/у) |
Выполнить
|
|
Примечание. При первомвизите следует измерять давление на обеих руках. В дальнейшем только на одной,отмечая на какой именно. При выявлении устойчивой значительной асимметрии всепоследующие измерения проводить на руке с более высокими показателями. Впротивном случае измерения проводят, как правило, на «нерабочей руке».
Перед измерением у пациентов рекомендуется спрашивать о приемекофе или крепкого чая, а также гипотензивных средств.
Перед измерением АД необходимо подобрать подходящий размерманжеты. Размер манжеты определяется обхватом 2/3 длины плеча пациента. Слишком широкая манжета занижает цифры АД, а узкая – завышает.
Размеры манжет:
– Для новорожденных – 7-12 см.
– Для младенцев – 11-19 см.
– Для детей – 15-22 см, 18-26 см.
– Стандартная – 22-32 см, 25-40 см
– Большая – 32-42 см, 34-51 см.
Регистрация данных артериального давления
Контроль артериального давлениятакже ведут в температурном листе. Давление измеряют 2 раза:утром (после сна) и вечером (перед сном), а при необходимости чаще.
Данные измерения артериальногодавления заносят в температурный лист синей пастой в виде заштрихованных столбцов. За несколько дней по заштрихованным столбцам очень наглядно видно, наблюдается ли постепенное повышение или понижение давления, наблюдались ли резкие скачи.
Цена деления по шкале АД равна 5 мм.рт.ст. Она рассчитываетсяследующим образом: например, в шкале 75-50 мм.рт.ст. – 5 маленьких клеток = 5.
Определение и классификация уровня артериального давления
Если на тонометре фиксируются показатели выше илиниже нормы, то это свидетельствует о серьезном заболевании или отклонении всостоянии здоровья. В случаях, когда такие отклонения становятся хроническими,у больного возникают риски развития острых и серьезных патологий, таких какинфаркт миокарда, ОНМК и т.д.
Хроническое повышение артериального давления вРоссии обозначают термином «гипертоническая болезнь» и соответственно«артериальная гипертония» (АГ), в зарубежной литературе применяется термин«артериальная гипертензия».
Под гипертонической болезнью (ГБ) принято считатьхронически протекающее, склонное кпрогрессированию заболевание, в клинической картине которого ведущим симптомомявляется стойкое, продолжительное повышение артериального давления.
Гипертония – повышение АД вышенормальных цифр.
Гипотония – снижениеАД ниже нормальных цифр.
Категория АД |
САД (систолическое) |
ДАД (диастолическое) |
Оптимальное |
< 120 |
< 80 |
Нормальное |
120 – 129 |
80 – 84 |
Высокое нормальное |
130 –139 |
85 – 89 |
I степень АГ |
140 –159 |
90 – 99 |
II степень АГ |
160 – 179 |
100 – 109 |
III степень АГ |
>180 |
>110 |
ОБМОРОК – этократковременная потеря сознания в результате непродолжительногоуменьшения притока крови к головному мозгу.
Клинические проявления:
– слабый пульс;
– сниженная частота дыхания (брадипноэ);
– отсутствие реакции зрачков на свет;
– пациент приходит в себя через 1-5 минут;
– после обморока сохраняется бледность, слабость;
– некоторое время после наблюдается пониженное АД;
– после обморока могут беспокоить головокружение и тошнота.
Субъективные ощущения перед обмороком – дурнота,головокружение, шум в ушах.
Причины:
– нервно-психическое потрясение (испуг, сильная боль);
– факторы, провоцирующие стресс (жара или духота,голод, усталость и переутомление, обезвоживание организма, алкоголь);
– некоторые заболевания (болезнисердечно-сосудистой системы, гипогликемия, эпилепсия и другие).
Цель сестринских вмешательств: способствоватьвосстановлению сознания в течение 1-2 минут, не допустить повторного обморока.
План сестринских вмешательств:
№ п/п |
Сестринские вмешательства: |
Обоснование |
1 |
Вызвать врача через третье лицо |
Обеспечение лечения |
2 |
Уложить пациента горизонтально, без подушки, приподняв ноги |
Обеспечение притока крови к сосудам головы |
3 |
Расстегнуть стесняющую одежду. Открыть окно и обеспечить приток свежего воздуха |
Облегчение дыхания |
4 |
Лицо пациента обрызгать водой или обтереть полотенцем, смоченным холодной водой, поднести к носу нашатырный спирт (на расстоянии 10 см), позвать по имени |
Воздействие на рецепторы |
5 |
После оказания помощи напоить пациента горячим крепким чаем, уложить пациента на 2 часа в постель, укрыть, к ногам поместить грелку |
Профилактика повторного обморока |
6 |
Определить гемодинамические показатели (пульс, АД) |
Раннее выявление осложнений |
7 |
Приготовить и ввести по назначению врача: – Мезатон 1% – 1мл в/м; – Кордиамин 1 мл пк; – Кофеин бензоат натрия 10% – 1 мл пк; И другие средства, повышающие АД. |
Обеспечение лечения |
КОЛЛАПС – состояние больного,характеризующееся резким падением кровяного давления.
Клинические проявления:
– внезапное (или быстрое)появление резкой общей слабости;
– бледность кожи и видимых слизистых оболочек;
– холодный пот на лице, иногда на всем теле;
– учащенное и поверхностное дыхание;
– пульс слабого наполнения и напряжения(нитевидный), обычно учащенный;
– артериальное давление низкое.
Причины:
– критическое снижениетемпературы тела в 3-ем периоде лихорадки;
– тяжелое течение острой инфекционнойпатологии;
– отравления;
– большая кровопотеря;
– побочные действиях некоторыхпрепаратов и др.
Цель сестринскихвмешательств: нормализовать показатели АД и пульса, улучшить общее состояниепациента.
План сестринских вмешательств:
№ п/п |
Сестринские вмешательства: |
Обоснование |
1 |
Вызвать врача через третье лицо |
Обеспечение лечения |
2 |
Уложить пациента горизонтально, без подушки, приподняв ноги |
Обеспечение притока крови к сосудам головы |
3 |
Открыть окно и обеспечить приток свежего воздуха |
Облегчение дыхания |
4 |
Укрыть пациента одеялом, прикладывать грелки к конечностям. Растереть руки и ноги камфорным или этиловым спиртом. |
Улучшение кровоснабжения мозга, повышение сосудистого тонуса. |
5 |
Дать горячий крепкий чай |
|
6 |
Исследовать пульс, измерять АД каждые 5 минут, не снимая манжетки. |
Контроль состояния пациента |
7 |
Приготовить и ввести по назначению врача: – Мезатон 1% – 1мл в/м или в/в струйно в 10 мл физ.раствора; – Кордиамин 1 мл пк; – Кофеин бензоат натрия 10% – 1 мл пк; И другие средства, повышающие АД, а также препараты для повышения объёма циркулирующей крови – переливание крови и кровезаменителей и др. |
Обеспечение лечения |
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК
Задание – 1. Графологическийдиктант: «Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки»
Если вы согласны с утверждением, дайте ответ «да», если вы несогласны с утверждением, дайте ответ «нет».
1 На температуру тела человека может оказывать влияние время суток.
2 В развитии лихорадки выделяют2 периода: подъём (нарастание) температуры и период снижения температуры.
3 В прямой кишке, во влагалище, в полости рта температура тела на1-2° С выше, чем в подмышечной впадине.
4 Поврежденным ртутным термометром пользоваться нельзя, так какпопадание ртути в организм человека или окружающую среду опасно для жизни.
5 Измерение температуры тела в прямой кишке проводится в положениележа на спине с согнутыми в коленях ногами и разведенными в сторону.
6 Острая лихорадка – это повышение температуры тела в течениенескольких часов.
7 Регистрация температуры тела пациента проводится в температурном листе красной шариковой ручкой в виде графической кривой.
8 Пиретической называется температура тела более 41° С.
9 Бесконтактный медицинский термометр обрабатывается 2-х кратнымпротиранием с интервалом в 15 минут при помощи салфетки, смоченной 70° этиловымспиртом.
10 При извращенной лихорадке регистрируются суточные колебаниятемпературы разнообразной величины и длительности.
Задание – 2. Задание длясамоконтроля знаний.
1 От каких факторов зависит значение температуры тела.
2 Назовите методы измерения температуры.
3 Перечислите видытермометров.
4 Где проводят измерение температуры тела.
5 Укажите возможные осложнения при измерении температуры телартутным термометром.
6 Назовите три вида артериального давления.
7 Перечислите виды тонометров.
8 От чего зависят показатели артериального давления.
9 Перечислите клинические проявления обморока.
10 Перечислите клинические проявления коллапса.
Задание – 3. Дополнитеправильный ответ.
1 __________ – состояниебольного, характеризующееся резким падением кровяного давления.
2 Размер манжеты тонометра определяется обхватом ____ длины плеча.
3 Ремитирующая лихорадка характеризуется длительным течением ссуточными колебаниями температуры от ___ до ___°С, без снижения до нормы.
4 Летальная максимальная температура тела составляет ______.
5 В норме пульсовое давление составляет _____ мм. рт. ст.
6 У взрослого в прямой кишке, влагалище, полости рта температуратела на _____ выше, чем в подмышечной впадине.
7 Температура тела _____ называется гиперпиретической (чрезмерной).
8 Систолическое артериальное давление в норме составляет ________.
9 Нижний край манжеты располагается на ____ см выше локтевойямки.
10 Лихорадка свыше 46 дней называется ___________.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кулешова, Л. И. Основы сестринского дела : курс лекций, сестринские технологии : учебник / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова ; под ред. В. В. Морозова. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2018. – 716 с.(Среднее медицинское образование) – ISBN 978-5-222-29749-0. – Текст : электронный// ЭБС «Консультант студента»
2. Гордеев, И. Г. Сестринское дело. Практическое руководство : учебное пособие / подред. И. Г. Гордеева, С. М. Отаровой, З. З. Балкизова. – 2-е изд. ,перераб. идоп. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 592 с. : ил. – 592 с. – ISBN978-5-9704-5514-2. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»
3.Двойников, С. И. Младшая медицинская сестра по уходу за больными: учебник / С. И. Двойников, С. Р. Бабаян, Ю. А. Тарасова [и др. ] ; под ред.С. И. Двойникова, С. Р. Бабаяна. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 512 с. : ил.– 512 с. – ISBN 978-5-9704-6455-7. – Текст : электронный // ЭБС «Консультантстудента»
4.Корягина, Н. Ю. Организация специализированного сестринскогоухода : учебное пособие / Н. Ю. Корягина, Н. В. Широкова, Ю. А. Наговицына [идр. ] ; под ред. З. Е. Сопиной. – Москва : ГЭОТАР Медиа, 2020. – 464 с. : ил. –464 с. – ISBN 978-5-9704-5694-1. – Текст : электронный // ЭБС «Консультантстудента»
5.Организация сестринской деятельности/ Бабаян C. Р. [и др. ] –Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 656 с. – ISBN978-5-9704-5112-0. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»
6.Широкова, Н. В. Основы сестринского дела.Алгоритмы манипуляций :учебноепособие / Н. В. Широкова [и др. ]. – Москва :ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 160 с. – 160 с. – ISBN 978-5-9704-4762-8. – Текст :электронный // ЭБС «Консультант студента»
7.Шарочева, М. А. Технологии выполнения простых медицинских услуг.Манипуляции сестринского ухода / ШарочеваМ. А. , Тихомирова В. А. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 368 с. – ISBN978-5-9704-5158-8. – Текст : электронный // ЭБС «Консультантстудента»
Дополнительные источники:
1. Осипова, В. Л. Дезинфекция :учебное пособие / В. Л. Осипова – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 136 с. – ISBN978-5-9704-3886-2. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»
2. Нормативные документы:
Интернет ресурсы, отвечающие тематике профессионального модуля, втом числе – http://www.studentlibrary.ru
http://www.consultant.ru/– нормативные документы и др.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Температурный лист (форма004/у)
Приложение № 2
Эталоны ответов
вводного контроля
1 Цианоз 2 Обморок 3 Гипертензия (Гипертония) 4 Пульсовое давление АД 5 Тонометр 6 Лихорадка 7 Систолическое АД 8 Коллапс 9 Гиперемия 10 Артериальное давление |
Приложение № 3
Эталоны ответов на контролирующий блок
Задание – 1. Эталоны ответов на графическийдиктант
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
да |
нет |
нет |
да |
да |
нет |
нет |
нет |
да |
нет |
Задание– 2. Эталон ответов на самоконтроль знаний
1 Время суток, двигательная активность, место измерения,гормональный фон, возраст.
2 Контактный и бесконтактный.
3 Медицинский ртутный термометр, электронный термометр, термометрцифровой инфракрасный, контактный жидкокристаллический термометр.
4 Подмышечная область, полостьрта, прямая кишка, влагалище.
5 Травма слизистой, отравления ртутью.
6 Систолическое артериальное давление, диастолическое артериальноедавление, пульсовое давление.
7 Механические, полуавтоматические, автоматические.
8 От пола, возраста, роста ивеса, а также наличия заболеваний.
9 Отсутствие сознания, слабыйпульс, сниженная частота дыхания, отсутствие реакции зрачков на свет, пациентприходит в себя через 1-5 минут, после обморока сохраняется бледность,слабость, некоторое время после наблюдается пониженное АД, после обморока могутбеспокоить головокружение и тошнота.
10 Внезапноепоявление резкой общей слабости, бледность кожи и видимых слизистых оболочек,холодный пот на лице, иногда на всем теле, учащенное и поверхностное дыхание,пульс слабого наполнения и напряжения (нитевидный), обычно учащенный,артериальное давление низкое.
Задание – 3. Дополните правильныйответ.
1 – коллапс
2 – 2/3
3 – от 1 до 1,5°С
4 –43°С
5 – 40-50 мм. рт. ст.
6 – 0,2-0,4° С
7 – более 41°С.
8 – 100-139 мм. рт. ст.
9 – 2,5 см
10 – хроническая