АРГАЯШСКИЙ ФИЛИАЛ
ГБПОУ«ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Учебно- методическое пособие для
преподавателя по практическому занятию
МДК 01. Здоровый человек и его окружение
«Здоровый ребенок»
на тему: «Оценка физического и нервно-психического
развития грудного ребенка»
для специальностей31.02.01. Лечебное дело
Подготовила: ЗайцеваА.Д.
2022год
Рассмотрено На заседании ЦМК Клинических дисциплин Председатель ЦМК: Пичугова Н.В____________ Протокол №_______ от _____ ________20___г |
Утверждено: Зав.Учебной частью Салихова А.С.___________
от _____ ________20___г |
Составлено всоответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровнюподготовки выпускника по специальности 31.02.01 «Лечебное дело» ( базовый уровеньсреднего профессионального образования)
Составитель:Зайцева А.Д., преподаватель АФ ГБПОУ «Челябинский медицинский колледж»
Рецензент:_________________________________________________________________
Пояснительная записка.
Методическоеуказание для студентов по дисциплине «Здоровый человек и его окружение.Здоровый ребенок» на тему: «Оценка физического и нервно-психического развитиягрудного ребенка» предназначено для практического занятия для специальностей31.02.01. Лечебное дело.
Целью данного указания является правильное пониманиестудентами особенностей нервно-психического и физического развития грудногоребенка, темпов их развития и их оценка. В данном пособии предусмотреноизучение и усвоение как теоретического так и практического материала повопросам нервно-психического и физического развития грудного ребенка.
Подробно приведены алгоритмы практическихнавыков по проведению антропометрии грудного ребенка.
Методическое указание предусматриваетсамостоятельную работу, решение задач с оценкой физического инервно-психического развития ребенка первого года жизни, проведениеантропометрии, выполнение тест-контроля.
Содержание
Титульныйлист 1
Лист утвержденияУМК 2
Пояснительнаязаписка 3
Технологическаякарта 4
Хронокартазанятия 6
Задание 1 Повторениетеоретического материала и ознакомление основными критериями НПР 7
Задание 2 Дополните «немые графы» 17
Задание 3 Решите задачи 18
Задание 4 Просмотр видеоролика,выполнение манипуляций 19
Задание 5 Заполните таблицу НПР ифизического развития 22
Задание 6 Выполните тестовыйконтроль 23
Задание 7 Составьте беседу сродителями 24
Эталонответов 25
Приложения1,2,3 Центильные таблицы 29
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯКАРТА
ДисциплинаЗдоровый человек и его окружение Группа ф1 II семестр
Преподаватель:Зайцева А.Д.
Темазанятия: «Оценка физического инервно-психического развития грудного ребенка»
Типзанятия; лекция, семинарско-практическое, практическое,теоретическое, лабораторное занятие (подчеркнуть)
Цели занятия (исходя из уровнен усвоенияучебной информации: 1 уровень — знакомства;
2 уровень —воспроизведение в знакомойситуации: 3 уровень- применение умений и навыков в незнакомой ситуации:4 уровень-творчества)
1 Учебная (дидактическая) цель: 1 уровень усвоения /ознакомление, сообщение, дача понятия и т.п. |
Дача понятия и закономерности нарастания физических показателей ребёнка грудного возраста |
2-уровень усвоения(изучение, повторение, составление алгоритмов, закрепление, формулирование и т.д.) |
Усвоение уровня физического и нервно-психического развития ребёнка грудного возраста |
3-уровень усвоения (овладение техникой выполнение манипуляций, выделение, применение знаний решений и |
Овладение техникой выполнения манипуляций измерения параметров ребёнка грудного возраста (масса тела, рост) |
2 Развивающий цель: (способствование развитию, мышлению, развитие умения и т.д.) |
Способствование развитию у студентов логического мышления, познавательных процессов, формирования общих компетенции. |
3.Воспитательная цель: (способствование воспитанию, стремление воспитать) |
Способствование воспитанию чувства понимания, тактичности, уважения, аккуратности, доброжелательности, формирования позитивных качеств личности. |
Междисциплинарные связи: дисциплина/тема занятий) |
Психология, клинические дисциплины. |
Внутридпсциплинарные связи: (раздел) |
Личная гигиена, простейшая физиотерапия, лабораторные методы исследования. |
Методы(м) и методические приемы (МП) в соответствии с уровнями усвоения учебной информации: 1 .уровень М-обьяснительно-иллюстративный; МП- словесные (рассказ ,лекция, беседа, работа с учебником), ,наглядные/ ил люстрация, демонстрация кинофильмов, видеофильмов), практические (опыты, моделирование 2,3.уровни:М-репродуктивный;МП-работа по алгоритму, решение типовых задач, упражнений практических заданий тд. М-проблемное изложение; МП-постановка проблемы; анализ синтез, аналогия, работа с графлогической структурой и т. д Зуровень; М-частично-поисковый; МП-эвристическая беседа обобщение, рецензирование, решение нетиповых задач и т.д.4уровень;М-исследовательский;МП-исследовательская работа. |
Общиекомпетенции (ОК): 1 — 5
Профессиональныекомпетенции (ПК): 2.1,2.2,2.5,2.6
Оснащенностьзанятия, наглядность: учебные пособия, учебная литература. Место проведения:кабинет доклинической практики
Структуразанятия:
Орг.Момент 2 минуты
Целии плана занятия 3 минуты
Проверказнаний студентов 15 минут
Изложениенового материала: 30 минут
Самостоятельнаяработа студентов 105 минут
Оформлениедневников и манипуляционных тетрадей 20 минут
Подведениеитогов, выставление оценок 5 минут Задание на дом 5 минут
№ этапа занятия |
Элементы занятия, учебные опросы, формы и методы. |
Реализация ОК и ПК |
I. |
Повторение теоретического материала и ознакомление с основными критериями НПР грудного ребенка, с формулой и динамикой НПР |
|
|
Уровни физического развития ребенка до года |
|
|
Нервно-психическое развитие грудного ребенка |
|
II |
Проверка опорных знаний студента |
|
|
|
|
III |
Самостоятельная работа студента |
2.1,2.2,2.5,2.6. |
|
Решение ситуационных задач. Обсуждение в группе. |
|
|
Отработка практических навыков |
|
|
Тест-контроль |
|
|
Составление беседы с родителями. |
|
IV |
Проведение итогов занятия. Дается общая оценка деятельности бригады, оглашаются оценки всем студентам. |
|
V |
Домашнее задание: |
|
|
Повторить изученный материал, подготовиться по данной теме к устному опросу. Воспользоваться интернет ресурсами и теоретическим материалом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Преподаватель(Ф.И.О.)___________Подпись Дата «____»__________20__г.
Местопроведения: доклиника.
Времяпроведения: 180 мин.
Оснащение:Куклы-фантомы, весы чашечные,сантиметровая лента, горизонтальный ростомер, стерильный материал, спирт,таблицы с закономерностями нервно-психического и физического развития,дезинфицирующие средства, пеленки, ноутбук.
Хронокарта занятия:
1.Организационный момент-2минут
2.Объявление темы, хода занятия, целизанятия- 3минут
3.Задание 1. Повторение теоретического материала и ознакомление с основными критериями НПР грудного ребенка, с формулой идинамикой НПР-40минут
4. Задание 2. Проверка опорных знаний-15минут
( Выполнить «немые» графы)
5.3адание 3. Решение задач, обсуждение в группе-30минут .
6.Задание 4. Просмотр видеоурока по антропометриигрудного ребенка и работа в кабинете здорового ребенка. Ознакомиться салгоритмами проведения антропометрии, зафиксировать их в дневник, отработатьпрактические навыки.-50минут
7.3адание 5. Самостоятельная работа(заполнить таблицу)-10минут
8.3адание 6. Выполнить тест-контроль-10минут
9.3адание 7. Составить беседу с родителями на тему:«Нервно-психическое развитие вашего ребенка» (возраст: 5, 9,12 месяцев) ипровести ее- 15минут
10. Подведение итога занятия-3 минуты
11. Домашнее задание-2минуты
Приветствие
Организационный момент-проверка посещаемости иотметка посещаемости в журнале, проверка дневников, внешнего вида студентов
Объявление темы, хода занятия, целизанятия.
Задание 1
Повторение теоретического материала и ознакомление сосновными критериями НПР грудного ребенка, с формулой и динамикой НПР
Уважаемые студенты, повторитетеоретический материал, пользуясь конспектами лекционного материала иматериалом методической разработки для студентов.
Основнойособенностью периода грудного возраста являются высокие темпынервно-психического и физического развития.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Закономерности нарастания физических показателей ребёнкагрудного возраста.
Уровень физического развития оценивается по следующимосновным показателям:
•масса тела;
•длина тела:
•окружность головы:
•окружность груди:
•пропорции тела.
Измерение данных показателей, позволяющее своевременно выявитьотклонения в физическом развитии ребенка и признаки дисгармоничности,называется антропометрией.
1. Масса тела
В норме у доношенного новорожденного средние значения таковы:мальчики — 3400-3500: девочки 3200-3400. Нижняя граница нормы 2500. Если массаниже этих значений, то ребенок считается недоношенным или с внутриутробнойгипотрофией.
Существуют эмпирические формулы для подсчета антропометрическихпоказателей.
Или:
Масса тела на 1-ом году жизни увеличивается ежемесячно в среднемв 1-ое полугодие на 800 г. во 2-ое полугодие на 400 г.
Для ориентировочного подсчета массы тела на 1-омполугодии жизни можноиспользовать формулу:
m = m новорожденного в граммах + 800 × n,
где n — число месяцев жизни ребенка
Для 2-ого полугодия:
m = m новорожденного в граммах + 800 × 6+ 400 × (n — 6),
где n — месяц жизни
Первоначальная масса тела удваивается к 4 месяцам, а утраиваетсяк 10-12 месяцам. Отклонение на 10 % от нормы не считается патологическим. В 1год масса тела приблизительно равна 10,5 кг.
2. Длина тела
В норме у доношенного новорожденного средние значения длямальчиков — 52 см: для девочек — 50 см. Нижняя граница нормы 45 см. Если массаниже этих значений, то ребенок считается недоношенным или с задержкойвнутриутробного развития.
В первые дни длина тела ребенка несколько уменьшается, т.к.выравнивается деформации черепа, исчезает родовая опухоль.
Наиболее интенсивно ребенок растет в грудном возрасте и запервый год длина тела увеличивается на 25 см. т.е. в 1.5 раза.
У 6 месячного ребенка длина тела равна 66 см. на каждыйнедостающий месяц вычитается по 2.5 см. на каждый последующий месяцприбавляется по 1.5 см.
-2,5 см < 66 см < + 1,5 см
6 мес.
Ежемесячный прирост на 1-ом году жизни составляет:
3. Окружность головы
Прирождении окружность головы 34-36 см. За 1-й год она увеличивается на 12 см и угодовалого ребенка составляет 47 см.
У6 месячного ребенка окружность головы — 43 см, на каждый недостающий месяцотнимают 1.5 см, а на каждый последующий прибавляют 0.5 см.
— 1,5 см < 43 см < + 0,5 см
6 мес.
4. Окружность груди
Прирождении составляет 32-34 см, т.е. на 1-2 см меньше окружности головы. Ввозрасте 3-4 месяцев эти значения сравниваются и в дальнейшем, быстрее растетгрудь.
У6 месячного ребенка окружность груди равна 45 см, на каждый недостающий месяцотнимают 2 см. а на каждый последующий прибавляют 0.5 см.
— 2 см < 45 см < + 0,5 см
6 мес.
Оценкаантропометрических данных с помощью центильных таблиц. Центиль – т.е. процент.
Вцентильных таблицах указан пол, возраст и антропометрические значения. Колонкицифр показывают количественные границы признака у определенного процента детейданного пола и возраста. При этом условно за средние величины принимаютсязначения свойственные 50 % здоровых детей данного пола и возраста в интервалеот 25 % до 75 % или центиля. Пространство между колонками цифр называется«коридор».
Определение соматотипа производится по сумме баллов коридоров,полученной при оценке роста, массы и окружности груди.
-Присумме коридоров до 10 баллов ребенок относится к микросоматотипу,т.е. его физическое развитие ниже среднего.
-Присумме коридоров 11 — 15 баллов ребенок относится к мезосоматотипу, т.е. его физическое развитиесреднее
-Присумме коридоров 16-21 балл ребенок относится к макросоматотипу,т.е. его физическое развитие выше среднего.
Определение гармоничности производится по наибольшейразности между «коридорами».
Еслиразница равна 1, то говорят о гармоничном развитии.
Еслиразница равна 2, то говорят о дисгармоничном развитии.
Еслиразница равна 3, то говорят о резко дисгармоничном развитии.
Окружность головы оценивается отдельно. Если онасоответствует:
1– 2 коридору – микроцефалия
3- 5 коридору — нормоцефалия
6– 7 коридору – макроцефалия
Приналичии микро и макроцефалии ребенка необходимо проконсультировать уневропатолога.
Нервная система интенсивно развивается, образуютсяновые условные рефлексы на базе безусловных. Но при патологических состояниях,таких как болезнь, стресс и т.д., рефлексы могут легко утрачиваться.
Масса головного мозга удваивается к 9 месяцам, спинного-к10 месяцам.
К 1 году масса мозга равна 1/11-1/12 от массы тела.
Развивается мозжечок, совершенствуется координация движений.
Длягрудных детей характерна склонность к быстрой генерализации любой инфекции и ктоксическим поражениям головного мозга.
Орган вкуса, который достаточно развит у новорожденного, к 4-5 месяцамдифференцируется полностью.
Орган обоняния в первые месяцы развит недостаточно иребенок различает только резкие запахи, к 7-8 месяцам хорошо ощущает и слабыезапахи
Орган слуха развит хорошо. Происходит восприятияразличных звуков и слуховые реакции на шумные и посторонние звуки.
Орган зрения: к 1 месяцу пропадает светобоязнь иребенок хорошо открывает глазки, с 2 месяцев появляются слезы, с 3 месяцевмалыш начинает фиксировать взгляд.
Орган осязания у грудных детей достаточнодифференцирован: реакция на температурные раздражители хорошо выражена -ребенок успокаивается, когда ему тепло и плачет, когда холодно.
Речь начинает формироваться с 2-3 месяцев,когда ребенок начинает гулить. Эти речевые звуки-зачатки будущей речи. Речь,как таковая, начинает формироваться во втором полугодии, то есть, с 6 месяцев.Ребенок произносит отдельные слоги, слова. В год ребенок говорит 8-10 слов.Отставание в развитии речи может иметь неблагоприятные последствия вдальнейшем, ведь с появлением речи тесно связано формирование восприятия,памяти, мышления, воображения, чувств, то есть задержка речи влечет за собойотставание в развитии психики ребенка.
Особенности развития речи
Рекомендации
0-6месяцев
Это подготовительный период для развития активной речи.
-В2-3 месяца ребенок начинает гулить. Гуление-это зачатки речи
-В5 месяцев появляется лепет
-Формироватьслуховое сосредоточение, умение прислушиваться к звукам
-Эмоциональноокрашивать обращенную к ребенку речь.
6-12месяцев
Активный этап развития речи.
Ребенокначинает говорить
-Произноситпервые слоги в 6-8 месяцев
-Говоритоблегченные слова
-Начинаетпонимать смысл слов
-Вгод говорит 8-10 облегченных слов
-Старатьсясвои действия сочетать со словами
-Использовать«контактные игры» (сорока-ворона, ладушки, догоню-догоню)
-Постоянноразговаривать с ребенком с целью накопления у него пассивного словаря
-Оченьважно не «сюсюкать» с ребенком, ведь речь формируется на основе подражания
Нервно-психическоеразвитие грудного ребенка оценивается по основным критериям развития:
Аз-анализатор зрительный
Ас-анализатор слуховой
Э-эмоции
До-движения общие
Др-движения руки
Ра-речь активная
Н-навыки
Рп-речевые понимания
И-игра и действия с предметом
Д-движения
НПР-нервно-психическое развитие
Формулы НПР детей первого года жизни:
1мес. Аз Ас До Э Ра
2мес. Ас Аз До Э Ра
3мес. Аз До Э Др
4мес. Аз Ас Э До Др Ра Н
5мес. Аз Ас Др Ра Н Э До
6мес. Ас Др До Ра Н
7мес. Др До Рп Ра Н
8мес. Э Др До Рп Ра Н
9мес. Э Ас Др До Рп Ра Н
10мес. Э Др До Рп Ра Н
11мес. Э Др До Рп Ра Н
12 мес. Э Аз Др До Рп Ра Н
Динамика НПР грудного ребенка:
1 месяц
Аз-плавное прослеживание движущегося предмета
Ас-длительное слуховое сосредоточение(прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки)
До-лежа на животе пытается поднять и удержатьголову (до 5 сек.)
Э-первая улыбка в ответ на разговор взрослого
Ра-издает звуки в ответ на разговор с ним.
2месяца
Аз-длительное зрительное сосредоточение (смотритна лицо взрослого или игрушку, следит за ней)
Ас-ищущие повороты головы при длительном звуке,поворачивает голову в сторону взрослого)
До-лежа на животе поднимает и некоторое времяудерживает голову
Э-быстро отвечает на разговор с ним улыбкой, длительноесосредоточение на другом ребенке
Ра-повторно произносит некоторые звуки, начинаетгулить
3 месяца
Аз-зрительное сосредоточение в вертикальномположении на руках взрослого
До-лежит на животе, опираясь на предплечья ивысоко подняв голову (1 минута)
Э-отвечает комплексом оживления на разговор сним, ищет глазами ребенка, издающего звуки
Др-случайно наталкивается руками на игрушки,низко висящие над грудью
Ра-гулит
4месяца
Ас-узнает близкого
Ас-поворачивает голову в сторону невидимогоисточника звука и находит его глазами
Э-во время бодрствования часто и легко возникает«комплекс оживления», громко смеется на эмоциональное речевое общение
До-удерживает голову в вертикальном положении (наруках взрослого), при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опоруногами, согнутыми в тазобедренных суставах.
Др-рассматривает, ощупывает, захватывает низковисящие над грудью игрушки
Ра-гулит
Н-во время кормления придерживает руками грудьматери или бутылочку
5 месяцев
Аз-отличает близких от чужих
Ас-узнает голос близких, различает строгую иласковую интонацию
Др-берет игрушку из рук взрослого, удерживает еев руке
Ра-подолгу певуче гулит
Н-ест с ложки полугустую кашу
Э-радуется ребенку, берет у него из рук игрушку
До-долго лежит на животе, подняв корпус и, опираясьна ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно,устойчиво стоит при поддержке под мышки
6 месяцев
Ас-по-разному реагирует на свое и чужое имя
Др-уверенно берет игрушки, находясь в любомположении, и подолгу ими занимается, перекладывая из одной руки в другую
До-переворачивается с живота на спину,передвигается, переставляя руки или немного подползая
Ра-произносит отдельные слоги
Н-ест с ложки, снимая пищу губами, пьет из чашкинебольшое количество жидкости
7 месяцев
Др-стучит игрушкой, размахивает, перекладывает,бросает ее
До-хорошо ползает
Рп-на вопрос «где?» находит взглядом предмет,находящийся в определенном месте
Ра-подолгу лепечет
Н-пьет из чашки, которую держит взрослый
8 месяцев
Э-смотрит на действия другого ребенка, смеетсяили лепечет
Др-игрушками занимается долго и разнообразно,подражает взрослому
До-сам садится, сидит, ложится, держась руками забарьер сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер
Рп-на вопрос «где?» находит несколько предметов
Ра-громко, четко, повторно произносит различныеслоги
Н-ест корочку хлеба, которую сам держит в руке,пьет из чашки, которую держит взрослый
9 месяцев
Э-догоняет ребенка, ползет ему навстречу,подражает действиям другого ребенка
Ас-плясовые движения под мелодию
Др-действует с предметами по-разному, взависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает, нанизывает..)
До-переходит от одного предмета к другому, слегкапридерживаясь за них руками
Рп-на вопрос «где?» находит несколько предметов,знает свое имя, оборачивается на зов
Ра-подражает взрослому, повторяя за ним слоги
Н-хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ееруками, формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживанияна горшок)
10 месяцев
Э-действует рядом с ребенком или одной игрушкой сним
Др-самостоятельно или по просьбе взрослоговыполняет разученные с игрушкой действия (вынимает, вкладывает, открывает,закрывает…)
До-входит на невысокую поверхность или горку,держась за перила, сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки
Рп-по просьбе «Дай» находит и дает знакомыепредметы, играет в прятки, «догоню-догоню», «сорока-ворона»
Ра-подражая взрослому, повторяет за ним слоги
Н-закрепляет умения, приобретенные в 9 месяцев
11месяцев
Э-радуется приходу детей, избирательное отношениек детям
Др-накладывает кубик на кубик, снимает и надеваеткольца с большими отверстиями на стержень
До-стоит самостоятельно, делает первыесамостоятельные шаги
Рп-по словесной инструкции водит куклу, кормитсобачку и т.д., находит и подает любую игрушку
Н-закрепляет умения, приобретенные в 9 месяцев
12 месяцев
Аз-узнает по фотографии знакомого взрослого
Э-протягивает другому ребенку игрушку,сопровождая это смехом и лепетом, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком
Др-катает, водит, кормит, баюкает
До-ходит самостоятельно
Рп-понимает действия без показа (найди, дай),понимает имена детей, взрослых
Ра-произносит 5-10 облегченных слов
Н-самостоятельно пьет из чашки
Оценка нервно-психического развитияпроводится на основании овладения данными навыками детьми соответственновозрасту.
Если в определенном возрасте ребенок невыполняет навыки, которые должен выполнять, то отмечается отставание в НПР,если выполняет, то НПР соответствует возрасту.
Физическое развитие ребенка-этодинамический процесс роста, веса и биологического созревания .
Для зрелого доношенного ребенка характерныследующие средние показатели:
масса тела=3200-3500г, для девочек=3300г,для мальчиков=3500г
Дети с массой тела 4000г считаются крупными,более 4200г-гигантами.
Масса и длина тела зависят:
— от возраста родителей (у юных и пожилых детирождаются с меньшей массой тела)
-от состояния здоровья, конституции, условийработы
-пола ребенка
-организации ухода
-вскармливания
У повторнородящих женщин дети обычно крупнее, примногоплодной беременности дети меньше по массе тела.
В первые дни жизни масса тела уменьшается до 10%-это физиологическая убыль веса. Приблизительно дети теряют 150-300г, а затемначинается прибавка в весе , и она имеет следующую законномерность:
В 1-й месяц=600г 7-й месяц=600г
2-й месяц=800 8-й месяц=550г
3-й месяц=800 9-й месяц=500г
4-й месяц=750г 10-й месяц=450г
5-й месяц=700г 11-й месяц=400г
6-й месяц=650г 12-й месяц=350г
Средняя прибавка массы тела за первый годжизни= 7150
Средняя масса в 1 год=10кг-10кг 500г
Средняя ежемесячная прибавка массы тела
в 1 полугодии=700г,
во 2-полугодии=500г
К 4-5 месяцам масса удваивается
К 1 году-утраивается.
Средняя длина тела доношенногоноворожденного при рождении=50-52см
Длина тела увеличивается ежемесячно:
1 месяц=3см
2 месяц=3см
3 месяц=3см
За 1 квартал=9см
4 месяц=2,5см
5 месяц=2,5см
6 месяц=2,5см
За 2 квартал=7,5см
7месяц=1,5см
8 месяц=1,5см
9 месяц=1,5см
За 3 квартал=4,5см
10 месяц=1см
11 месяц=1см
12 месяц=1см
За 4 квартал=3см
Средняя прибавка в росте за 1 год=23-25см
Средний рост в 1 год=73-75см
Окружность головы доношенногоноворожденного=34-35-36см
За первые 6 месяцев увеличивается на 7см
За второе полугодие еще на 3-4см
Ежемесячное увеличение окружности головы до 1года в среднем=на 1см
Прибавка окружности головы за год=10-11см
Средняя окружность головы в 1год=44-46-47см
Окружность груди доношенногоноворожденного=32-34-35см,
обычно на 1-2см меньше окружности головы.
Ежемесячная прибавка окружности груди=1,2см
Прибавка окружности груди за год=13-15см
В возрасте 2-4 месяцев окружностьгруди=окружности головы
Средняя окружность груди в 1 год=47см
Для оценки физического развития проводятантропометрию:
—для определения массы тела грудных детейвзвешивают на чашечных весах (в настоящеевремя применяются электронные весы)
—длину тела измеряют на горизонтальномростомере
-окружность головы и груди измеряютсантиметровой лентой
Антропометрию желательно проводить утром.
Оценка физического развития — это сопоставление полученных результатов приантропометрии и нормы этих данных для данного возраста
Физическое развитие может быть:
А) 1) среднее
2) выше среднего
3) ниже среднего
Б) 1) гармоничное
2) дисгармоничное
Задание 2
Дополните «немые графы»:
1) Прибавка в массе тела на первом месяце жизнисоставляет__________
2) Длина тела увеличивается за 2 квартална_________________________
3) Средняя окружность груди в 1 годравна__________________________
4) Средняя окружность головы при рождении равна___________________
5) Ребенок начинает гулить ввозрасте_______________________________
6) Ребенок отличает близких от чужих ввозрасте______________________
7) Ребенок произносит первые слоги в возрасте_______________________
8)Прибавка в весе за 1 год жизни составляет__________________________
9)Средний рост ребенка в 1 год равен________________________________
10)Вгод ребенок произносит количество слов равное___________________
11)Средняяежемесячная прибавка окружности головы в грудном возрастеравна____________________________
12)Перваяулыбка на разговор взрослого у ребенка появляется в возрасте__________________________
Задание 3
Уважаемые студенты, решите задачи.
Обсудитев группе правильность решения
Докажите,что вы решили задачу верно.
Задача 1
Ребенокродился с массой тела 3200г, длиной=52см, О. головы=34см, О.груди=33см Прирождении закричал сразу, кожа бледно-розовая, стопы и кисти синюшные, движенияв конечностях активные, при отсасывании слизи катетером-чиханье, ЧСС=140 в 1минуту
Внастоящее время ребенку 3 месяца. Вес=5400г, длина тела=61см,
О.головы=37см,О.груди=36,6см.
Ребенокактивный, хорошо удерживает головку, поднимает ее, лежа на животе, задеваетигрушки, висящие над ним (в кроватке), ищет глазами говорящего с ним, хорошофиксирует взгляд
-Дайтеоценку по шкале Апгар при рождении
-Дайтеоценку физического развития
-Дайтеоценку нервно-психического развития
-Напишитеформулу НПР
Задача 2
Ребенку6 месяцев.
Массатела при рождении=3000г, длина=50см, О.гол=34см, О.гр=33см
Находитсяна грудном вскармливании
Ребенокреагирует на свое имя, держит игрушку, рассматривает ее, переворачивается сживота на спину, передвигается, ест из ложки прикорм, говорит отдельные слоги.
-Рассчитайтедолженствующие вес, рост, окружности груди и головы
-Дайтеоценку нервно-психического развития
-Напишитеформулу НПР
Задача 3
Ребенку8 месяцев
Массатела при рождении=3100г, длина=51см, О.гол=35см, О.гр=33см
Головудержит с 1,5 месяцев, сидит с 6 месяцев
Внастоящее время вес=7350г, рост=68см, О.гол=42см,
О.гр=40,5см
НПРсоответствует возрасту
-Дайтеоценку физического развития
-Напишитеформулу НПР и расшифруйте ее.
Задание 4
Просмотр видеоролика по антропометрии ребенка до года и работа в парах:
Ознакомьтесь с алгоритмом проведения антропометрии грудного ребенка
Выполните измерение массы тела, длины, окружности головы и груди,зафиксируйте результаты антропометрии .
Измерение массы тела.
Цель:
-оценитьадекватность питания ребенка
-оценитьфизическое развитие
Оснащение:
-чашечныевесы
-пеленка
-резиновыеперчатки
-емкостьс дезраствором, ветошь
-бумага,ручка
Подготовка к процедуре:
1)Объяснитьмаме цель процедуры
2)Установитьвесы на ровной устойчивой поверхности
3)Подготовитьнеобходимое оснащение
4)Проверитьзакрыт ли затвор весов
5)Вымытьи осушить руки, надеть перчатки
6)Обработатьчашу весов дезраствором с помощью ветоши
7)Постелитьна чашу весов пеленку, сложенную в несколько слоев (следить, чтобы она незакрывала шкалу и не мешала движению штанги весов)
8)Установитьгири на нулевые деления
9)Открытьзатвор
10)Уравновеситьвесы с помощью вращения противовеса (уровень коромысла должен совпадать сконтрольным пунктом)
11)Закрытьзатвор
Выполнение процедуры
1)Уложитьребенка на весы головой к широкой части (или усадить)
2)Открытьзатвор
3)Передвинутькилограммовую гирю, расположенную на нижней части весов, до момента паденияштанги вниз, затем сместить гирю на одно деление влево
4)Плавнопередвигать граммовую гирю, расположенную на верхней штанге, до положенияустановления равновесия
5)Закрытьзатвор и снять ребенка с весов (передать маме)
Завершение процедуры
1)Записатьпоказатели массы тела ребенка (фиксируются цифры слева от края гирь)
2)Убратьпеленку с весов
3)Протеретьрабочую поверхность весов дезраствором
4)Снятьперчатки, вымыть и осушить руки
Измерение длины тела
Цель:
-оценитьфизическое развитие
Оснащение:
-горизонтальныйростомер
-пеленка
-резиновыеперчатки
-емкостьс дезраствором, ветошь
-бумага,ручка
Подготовка к процедуре
1)Объяснитьмаме цель процедуры
2)Установитьгоризонтальный ростомер на ровной устойчивой поверхности шкалой «к себе»
3)Подготовитьнеобходимое оснащение
4)Вымытьи осушить руки, надеть перчатки
5)Обработатьрабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши
6)Постелитьпеленку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки
Выполнение процедуры
1)Уложитьребенка на ростомер головой к неподвижной планке
2)Выпрямитьноги малыша легким нажатием на колени
3)Придвинутьк стопам, согнутым под прямым углом, подвижную планку ростомера
4)Пошкале определить длину тела ребенка
5)Убратьребенка с ростомера (передать маме)
Завершение процедуры
1)Записатьрезультат, сообщить маме
2)Убратьпеленку с ростомера
3)Протеретьрабочую поверхность ростомера дезраствором
4)Снятьперчатки, вымыть и осушить руки
Измерение окружности головы
Цель:
-оценитьфизическое развитие
Оснащение:
-сантиметроваялента
-70%этиловый спирт, марлевая салфетка
-ручка,бумага
Подготовка к процедуре
1)Объяснитьмаме цель и ход исследования
2)Подготовитьнеобходимое оснащение
3)Обработатьсантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки
4)Уложитьили усадить ребенка
Выполнение процедуры
1)Наложитьсантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам:
-сзади-затылочныйбугор
-спереди-надбровныедуги
2)Определитьпоказатели окружности головы
Завершение процедуры
Записатьи сообщить результат маме
Измерение окружности грудной клетки
Цель:
оценитьфизическое развитие
Оснащение:
-сантиметроваялента
-70%этиловый спирт, марлевая салфетка
-ручка,бумага
Подготовка к процедуре
1)Объяснитьмаме цель и ход исследования
2)Подготовитьнеобходимое оснащение
3)Обработатьсантиметровую ленту спиртом с двух сторон с помощью салфетки
4)Уложитьили усадить ребенка
Выполнение процедуры
1)Наложитьсантиметровую ленту по ориентирам:
-сзади-нижниеуглы лопаток
-спереди-нижнийкрай околососковых кружков
2)Определитьпоказатели окружности груди
Завершение процедуры
1)Записатьрезультат
2)Сообщитьрезультат маме
Задание 5
Заполните таблицу НПР и физического развития:
Признаки
Возраст
1.Различаетласковую и строгую интонацию
1.
2.Хорошоползает
2.
3.Переступает,держась за барьер
3.
4.Месячнаяприбавка в весе=750г
4.
5.Переходитот предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками
5.
6.Среднийвес =10кг
6.
7.Ежемесячнаяприбавка в росте=1см
7.
8.Прибавкав весе=400г
8.
9.Ребенокхорошо ощущает слабые запахи
9.
10.Ребенокначинает гулить
10.
Задание 6
Выполните тестовый контроль:
Выберите 1 или несколько правильныхответов
1)Слезы у ребенка появляются в (мес.):
а) 6
б) 2
в) 3
2)Лепет у ребенка появляется в (мес.)
а)8
б)3
в)5
3)Ежемесячная прибавка окружности грудина 1 году жизни равна (см)
а)1,5
б)1,2
в)2,2
4) К году ребенок должен говорить слов :
а)8
б)15
в)10
5)Ежемесячная прибавка в росте в 3квартале равна (см)
а)2,5
б)1,5
в)3,5
6)Средняя прибавка в росте за первый годжизни равна (см):
а)25
б)9
в)21
7)Окружность головы за первые 6 месяцевувеличивается на (см):
а)10
б)7
в)4
8)Средняя ежемесячная прибавка массы телаво 2-полугодии равна (г):
а)500
б)700
в)850
9)Средний рост ребенка в 1 год равен(см):
а)73
б)70
в)75
10Антропометрия включает измерение:
а)окружности головы, длины тела
б)окружности груди, массы тела
в)окружности груди температуры тела
Задание 7
Составьте беседу с родителями на тему: «Нервно-психическое развитиевашего ребенка» и проведите ее.
(Вам предлагается выборочно возраст ребенка 5,9,12месяцев).
Эталон ответов.
Задание 2
Дополните «немые графы»:
1) Прибавка в массе тела на первом месяце жизнисоставляет__600г___
2) Длина тела увеличивается за 2 квартална__________7,5см_________
3) Средняя окружность груди в 1 годравна_________47см___________
4) Средняя окружность головы при рожденииравна______34-36см_____
5) Ребенок начинает гулить в возрасте___2-3мес____________________
6) Ребенок отличает близких от чужих в возрасте___5мес_____________
7) Ребенок произносит первые слоги ввозрасте __6мес_____________
8)Прибавка в весе за 1 год жизни составляет____7150г_____________
9)Средний рост ребенка в 1 год равен__________73-75см___________
10)Вгод ребенок произносит количество слов равное___8-10________
11)Средняяежемесячная прибавка окружности головы в грудном возрасте равна________1см____________________
12)Перваяулыбка на разговор взрослого у ребенка появляется в возрасте___1месяца____________________
Задание 3
Уважаемые студенты, решите задачи.
Обсудитев группе правильность решения
Докажите,что вы решили задачу верно.
Задача 1
Ребенокродился с массой тела 3200г, длиной=52см, О. головы=34см, О.груди=33см Прирождении закричал сразу, кожа бледно-розовая, стопы и кисти синюшные, движенияв конечностях активные, при отсасывании слизи катетером-чиханье, ЧСС=140 в 1минуту
Внастоящее время ребенку 3 месяца. Вес=5400г, длина тела=61см,
О.головы=37см,О.груди=36,6см.
Ребенокактивный, хорошо удерживает головку, поднимает ее, лежа на животе, задеваетигрушки, висящие над ним (в кроватке), ищет глазами говорящего с ним, хорошофиксирует взгляд
-Дайтеоценку по шкале Апгар при рождении
-Дайтеоценку физического развития
-Дайтеоценку нервно-психического развития
-Напишитеформулу НПР
Ответ:
1)Оценка по шкале Апгар равна: 9 баллов
а)кожа=1балл
б)дыхание=2балла
в)мышечныйтонус=2 балла
г)ЧСС=2балла
д)рефлексы=2балла
2)Оценка физического развития:
Массатела=3200г+600+800+800=5400г
Длинатела=52см+3+3+3см=61см
О.головы=34см+1+1+1=37см
О.груди=33см+1,2+1,2+1,2=36,6см
Заключение: Физическое развитие среднее гармоничное
3)Оценка нервно-психического развития:
НПР соответствует возрасту
4)Формула НПР:
До, Др,Аз, Э
Задача 2
Ребенку6 месяцев.
Массатела при рождении=3000г, длина=50см, О.гол=34см, О.гр=33см
Находитсяна грудном вскармливании
Ребенокреагирует на свое имя, держит игрушку, рассматривает ее, переворачивается сживота на спину, передвигается, ест из ложки прикорм, говорит отдельные слоги.
-Рассчитайтедолженствующие вес, рост, окружности груди и головы
-Дайтеоценку нервно-психического развития
-Напишитеформулу НПР
Ответ:
1)Долженствующие вес, рост, О.головы, О.груди равны:
а)Вес=3000+600+800+800+750+700+650=7300г
б)Рост=50+9+7,5=66,5см
в)О.гол=34+7см(первые 6 мес. прибавка 7см)=41см
г)О.груди=33см+1,2+1,2=1,2+1,2+1,2+1,2=40,2см
2)НПР соответствует возрасту
3)Формула НПР: Ас, Др, До, Ра,Н
Задача 3
Ребенку8 месяцев
Массатела при рождении=3100г, длина=51см, О.гол=35см, О.гр=33см
Головудержит с 1,5 месяцев, сидит с 6 месяцев
Внастоящее время вес=7350г, рост=68см, О.гол=42см,
О.гр=40,5см
НПРсоответствует возрасту
-Дайтеоценку физического развития
-Напишитеформулу НПР и расшифруйте ее.
Ответ:
1)Оценка физического развития:
а)Вес=3100+600+800+800+750+700+650+600+550=8550г
б)Рост=51см+9+7,5+1,5+1,5=70,5см
в)О.головы=35+8см=43см
г)О.груди=33+1,2.8=42,6см
Заключение:Физическое развитие ниже среднего
2)Формула НПР: Э,Др,До,Рп,Ра,
Задание 5
Заполните таблицу НПР и физического развития:
Ответ:
Признаки
Возраст
1.Различаетласковую и строгую интонацию
1.5мес
2.Хорошоползает
2.7мес
3.Переступает,держась за барьер
3.8мес
4.Месячнаяприбавка в весе=750г
4.4мес
5.Переходитот предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками
5.9мес
6.Среднийвес =10кг
6.12мес
7.Ежемесячнаяприбавка в росте 1см
7.10-12мес
8.Прибавкав весе=400г
8.11мес
9.Ребенокхорошо ощущает слабые запахи
9.7-8мес
10.Ребенокначинает гулить
10.2-3мес
Задание 6
Выполните тестовый контроль:
Выберите 1 или несколько правильных ответов
Ответы:
1-б
2-в
3-б
4-а,в
5-б
6-а
7-б
8-а
9-а,в
10-а,б
Список литературы:
1. ТульчинскаяВ. «Сестринский уход в педиатрии» «Феникс» 2018
2. Соколова Н.Тульчинская В. «Педиатрия для фельдшера» Ростов на Дону «Феникс» 2005
3.Ежова Н.В.Русакова Е.М. Кащеева Г.И.»Педиатрия» Минск 2003
4.ЕнгибарьянцГ.В. «Педиатрия с детскими инфекциями» Практикум. Ростов на Дону «Феникс» 2004
5.БелопольскийЮ.А. «Настольный справочник педиатра». Ростов на Дону «Феникс 2004
6.Лебедь В.А. идр. Сборник задач и тестов для студентов медколледжей. Ростов на Дону «Феникс»,2003г.
7.СтуденикинМ.Я. «Справочник педиатра» Москва 1994
8. Д.А.Крюкова,Л.А. Лысак, О.В.Фурса «Здоровый человек и его окружение» Ростов-на-Дону«Феникс»2003.
9. Ежова Н.В.Ежов Г.И. «Педиатрия» Практикум Минск 2003г
Приложение 1,2,3 Центильные таблицы веса и роста детей (мальчика, девочки)