ИНЖЕНЕРНАЯГРАФИКА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
|
для организации дистанционного выполнениякомплекса практических и
графических работ
РАЗДЕЛ ПРОЕКЦИОННОЕ ЧЕРЧЕНИЕ
|
Разработали преподаватели:
Петрова Г.А., Бусленко Н.Ю.
Содержание
|
|
|
|
Пояснительная записка……………………………………………….4 Практическая работа № 1 Проецирование точки, прямой и плоскости………………………………….5 |
|
Практическая работа № 2 Построение аксонометрических проекций…………………………………….9
Графическая работа № 3 Выполнение комплексного чертежа группы геометрических тел…………17
Графическая работа № 4 Построение сечения геометрических тел плоскостями……………………….34
Графическая работа № 5 Выполнение комплексного чертежа геометрических тел- многогранников………………………….………………………………………37
|
|
Графическая работа № 6 Построение третьей проекции модели по двум данным…………………….54
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………71
|
|
Пояснительнаязаписка
Дистанционное обучение – это одноиз составляющих образовательной среды. Дистанционная форма обучения заявленакак равноправная с традиционной очной формой обучения.
Учебно-методическое пособие для организации дистанционного выполнения комплекса практических и графических работ подисциплине «Инженерная графика» реализует требования ФГОС к подготовке выпускников.
|
Дисциплина «Инженерная графика» вструктуре основной профессиональной образовательной программы по специальностиСПО входит в профессиональный цикл.
Учебно-методическое пособие длядистанционного выполнения комплекса графических работ содержит задания длявыполнения графических работ, в соответствии с рабочей программой дисциплины,методические указания по выполнению заданий, образцы выполненных заданий,требования к оценке графических работ.
Задания выполняются на листах ватмана форматаА3(297×420)
Исходные данные, необходимые длявыполнения графических работ перечислены в соответствующих методическихуказаниях.
При выполнении графических работ необходимособлюдать требования:
1) внимательноознакомиться с исходными данными к работе;
2) представить себепоследовательность выполнения задания;
3) привести в порядок чертёжныеинструменты и принадлежности;
4) подготовить поле чертежа,сделав рамку и основные надписи;
5) распланировать те изображения,которые необходимо выполнить на поле чертежа;
6) все построения выполнять втонких линиях, к обводке приступать лишь после того, как задание будетполностью сделано и проверено преподавателем;
7) все построения выполнятьтщательно с максимально возможной точностью с помощью чертёжных инструментов;
8) при выполнении заданияруководствоваться правилами стандартов Единой системы конструкторскойдокументации (ЕСКД).
В результатевыполнения графических работ студент должен освоить умения:
— выполнять комплексные чертежигеометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности.
В результатевыполнения графических работ студент должен усвоить знания:
— законы, методы иприёмы проекционного черчения;
— правила выполнениячертежей;
— технику и принципынанесения размеров.
ПРАКтическая работа №1
ПРОЕЦИРОВАНИЕ ТОЧКИ,ПРЯМОЙ И ПЛОСКОСТИ
1 ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Приобретение навыков проецирование точки,прямой и плоскости.
2 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Изображения предметов на чертежах в соответствиис правилами государственного стандарта выполняют по способу (методу) прямоугольногопроецирования. Проецированием называют процесс нахождения проекций (изображения)предмета на плоскости. Как получаются проекции? Рассмотрите такойпример.
Возьмем в пространстве произвольную точку А икакую-нибудь плоскость Н (рис. 1). Проведем через точку А прямую так, чтобы онапересекала плоскость Н в некоторой точке а. Тогда точка а будет проекцией точкиА. Плоскость, на которой получается проекция, называется плоскостью проекций.Прямую Аа называют проецирующим лучом. С его помощью точка А проецируется наплоскость Н. Указанным способом могут быть построены проекции всех точек любойпространственной фигуры.
Рисунок 1 — Получение проекцийточки
Следовательно, чтобы построить проекцию какой-либофигуры на плоскости, необходимо через точки этой фигуры провести воображаемыепроецирующие лучи до их пересечения с плоскостью. Проекции всех точек фигурыобразуют проекцию заданной фигуры.
Рассмотрим получение проекции какой-нибудьгеометрической фигуры, например треугольника (рис. 2).
Рисунок 2 — Проекция фигуры
Будем в дальнейшем обозначать точки, взятые напредмете, прописными буквами, а их проекции — строчными. Проекцией точки А назаданную плоскость и будет точка 0 как результат пересечения проецирующего лучаАа с плоскостью проекций. Проекциями точек В и С будут точки b и с. Соединив наплоскости точки а, Ь и с отрезками прямых, получим фигуру abc, которая и будетпроекцией заданной фигуры ABC.
Представление о проекции можно получить,рассматривая тени предметов. Возьмем, например, проволочную модель призмы (рис.3). Пусть эта модель при освещении солнечными лучами отбрасывает тень на стену.Полученную таким образом тень можно принять за проекцию заданного предмета.
Рисунок 3 — Получение тенимодели
Слово «проекция» латинское. В переводе на русский языконо означает «бросать (отбрасывать) вперед».
Положите на бумагу какой-нибудь плоский предмет иобведите его карандашом. Вы получите изображение, соответствующее проекцииэтого предмета. Примерами проекций являются также фотографические снимки,кинокадры и др.
В зависимости от взаимного расположенияпроецирующих лучей проецирование делят на центральное и параллельное.
Если проецирующие лучи, с помощью которых строитсяпроекция предмета, исходят из одной точки, проецирование называется центральным(рис. 4). Точка, из которой исходят лучи, называется центром проецирования.Полученная при этом проекция называется центральной.
Рисунок 4 — Центральноепроецирование
При центральном проецировании изображенияполучаются увеличенными. Метод для черчения непригоден. Примерами центральнойпроекции являются фотоснимки и кинокадры, тени, отброшенные от предмета лучамиэлектрической лампочки и др. Центральные проекции применяют в архитектурно-строительныхчертежах.
Если проецирующие лучи параллельны друг другу(рис. 5), то проецирование называется параллельным, а полученная проекция —параллельной. Примером параллельной проекции можно условно считать солнечныетени предметов.
Строить изображение предмета в параллельной проекциипроще, чем в центральной. В черчении такие проекции используются для построениячертежей и наглядных изображений.
При параллельном проецировании все лучи падают наплоскость проекций под одинаковым углом. Если это любой острый угол, как нарисунке 5, то проецирование называется косоугольным.
Рисунок 5- Косоугольноепроецирование
В том случае, когда проецирующие лучиперпендикулярны плоскости проекций (рис. 6), т. е. составляют с ней угол 90°,проецирование называют прямоугольным. Полученная при этом проекция называется прямоугольной.
Рисунок 6 — Прямоугольноепроецирование
Прямоугольное проецирование широко используется дляпостроения изображений на чертежах. Большинство чертежей в учебнике выполненопо этому способу.
3.ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
1.Задание выполняется в рабочей тетради
2.Изучить учебную литературу по данной теме.
3.Письменно оформить работу, при этом отразить:
— номер и название практической работы;
— цель работы;
— ответить на контрольные вопросы;
— сделать вывод о проделанной самостоятельной работе.
4.Дистанционноотправить преподавателю на проверку.
4.ОЦЕНКА РАБОТЫ
При оценке выполненной работы учитываютсяфакторы:
— грамотность изложения ответов на поставленныевопросы;
— аккуратность оформления работы.
5.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Что называется проецированием?
2.Как построить на плоскости проекцию точки?проекцию фигуры?
3.Какое проецирование называется центральным,параллельным?
4.Какой способ проецирования используется припостроении чертежа и почему?
5. На комплексном чертеже задана точка А скоординатами х=20мм, у=30 мм, Z=35 мм.Постройте изометрическую проекцию точки А.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
ПОСТРОЕНИЕ АКСОНОМЕТРИЧЕСКИХПРОЕКЦИЙ
1 ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Овладеть методикойпостроения аксонометрических прямоугольных проекций и аксонометрических проекций круга.
2 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Государственный стандартустанавливает несколько видов аксонометрических проекций. Для построениянаиболее наглядных изображений применяется прямоугольнаяизометрическая проекция (кратко- изометрия, от греч изо — равный, одинаковый). Как видно из чертежа, осипроекции в изометрии располагаются под углом 120° друг к другу. При построениифигур размеры отрезков по осям х0 у0 z0 откладывают без изменения, т. е.действительные.
В том случае, когда действительныеразмеры берут только по двум осям (х0, z0), проекциюназывают диметрической (от греч. ди — дважды).
Положение осей диметрической проекции данона рисунке.
Аксонометрические проекции многоугольников. Построение аксонометрическихпроекций начинают с проведения осей. Параллельно им откладывают размерыотрезков.
Рассмотрим построениеаксонометрических проекций плоских геометрических фигур, расположенных вгоризонтальной плоскости. Построения даны в изометрической проекции.
Треугольник. Симметрично точке 00 по оси х0 откладывают отрезки С0А0 и 00Е0, равныеполовине стороны треугольника, а по оси у0 — его высоту 00С0.Полученные точки А0, B0 иС0 соединяют отрезкамипрямых.
Квадрат. По оси х0 от точки 00 откладывают отрезок а, равный сторонеквадрата, вдоль оси у0 -также отрезок а. Затем проводят отрезки, параллельные отложенным.
Шестиугольник. По оси х0 вправо и влево от точки 00 откладывают отрезки, равные сторонешестиугольника. По оси у0 симметричноточке 00 откладываютотрезки, равные половине расстояния L между противоположными сторонамишестиугольника, т. е. L/2
Через точки, полученные на оси у0,проводят вправо и влево параллельно оси х0отрезки, равные половинестороны шестиугольника. Полученные точки соединяют отрезками прямых.
Расположение аксонометрических осей прямоугольной изометрической проекции, углы между осями 120 градусов. Коэффициент искажения по осям x, y, z равен 0.82. Изометрическую проекцию для упрощения, как правило выполняют без искажения по осям x, y, z, т.е. приняв коэффициент искажения равным 1. Изометрическое изображение детали |
Коэффициент искажения по оси y равен 0.47, а по осям x и z — 0.94. Диметрическую проекцию, как правило, без искажения по осям x и z и с коэффициентом искажения 0.5 по оси y. |
|
Диметрическое изображение детали |
АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ АКСОНОМЕТРИЧЕСКОЙПРОЕКЦИИ ДЕТАЛИ
1. Постройте оси x, y, z
2. Выстройте в одной изплоскостей проекцию детали.
3. Из крайних точек проекциипроведите линии параллельные третьей оси, отложите на них расстояние равное размерам изделия в этом направлении.
4. Соедините полученныеточки.
ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКЦИИ КРУГА В ИЗОМЕТРИЧЕСКИХ ИДИМЕТРИЧЕСКИХ ПРОЕКЦИЯХ
Аксонометрической проекцииокружность в общем случае проецируется в кривую, которую называют эллипсом.
Эллипс — замкнутая плоская кривая. Ее строят с помощью лекал. Посколькустроить эллипсы трудно, при изображении окружности в аксонометрии ихразрешается заменять овалами. Овал — кривая, очерченная дугами окружности.
Изометрическая проекция Положение аксонометрических осей приведено на рисунке Коэффициент искажения по осям x, y, z равен 0.82. Изометрическую проекцию для упрощения, как правило выполняют без искажения по осям x, y, z, т.е. приняв коэффициент искажения равным 1. Окружности, лежащие в плоскостях, параллельных плоскостям проекций, проецируются на аксонометрическую плоскость проекций в эллипсы . Если аксонометрическую проекцию выполняют без искажения по осям x, y, z, то большая ось эллипсов 1,2, 3 равна 1,22, а малая ось — 0.71 диаметра окружности. Если аксонометрическую проекцию выполняют с искажением по осям x, y, z, то большая ось ось эллипсов 1, 2, 3 равна диаметру окружности, а малая — 0.58 диаметра окружности.
|
1-эллипс (большая ось расположена под углом 900 к оси y); 2-эллипс (большая ось расположена под углом 900к оси z); 3-эллипс (большая ось расположена под углом 900 к оси x).
Изометрическое изображение детали. Окружности, лежащие в плоскостях, параллельных плоскостям проекций, проецируются на аксонометрическую плоскость проекций в эллипсы. Если димметрическую проекцию выполняют без искажения по осям x и z то большая ось эллипсов 1, 2, 3 равна 1,06 диаметра окружности, а малая ось эллипса 1 — 0.95, эллипсов 2 и 3 — 0.35 диаметра окружности. Если диметрическую проекцию выполняют с искажения по осям x и z, то большая ось эллипсов 1, 2, 3 равна диаметру окружности, а малая ось эллипса 1 — 0.9, эллипсов 2 и 3 — 0,33 диаметра окружности.
|
АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКЦИИ ОКРУЖНОСТЕЙ
1. Строят ромб,сторона которого равна диаметру изображаемой окружности. Для этого через точку00 проводят оси х0 и у0 .
2. На них отточки С0откладывают отрезки С01, С02 и т. д.,равные радиусу изображаемой окружности .
3. Через точки1, 2, 3 и 4 проводят прямые, параллельные осям х0 и у0, получая на чертежеточки A, Б, С и D.
4. Для того чтобывписать в ромб овал, из вершин тупых углов — точек В и А — проводят дуги. Ихрадиус R равен расстоянию от вершин тупых углов (точек Б и A) до точек 1, 2 или3, 4 соответственно.
Формы деталей, встречающихся в технике, представляютсобой сочетание различных геометрических тел или их частей. Для выполнения ичтения чертежей деталей нужно знать, как изображаются геометрические тела(цилиндр, конус, призма, пирамида). Построение проекций геометрических телможно рассмотреть на примере правильной треугольной призмы.
Построение проекций правильной треугольной призмы,согласно рисунка 7, следует начинать с основания – равностороннеготреугольника. На фронтальной плоскости проекций задняя грань призмыизображается в натуральную величину, две передние – с искажением ширины. Напрофильной проекции ширина прямоугольника равна высоте фигуры основания призмы.На горизонтальной и фронтальной проекциях проводят осевые линии, на профильнойпроекции ось симметрии отсутствует. Для правильной треугольной призмы указываютее высоту, длину, стороны основания и угол. Чертежи геометрических тел необходимо выполнить в трех проекциях лишь с той целью, чтобы показать, какиепроекции эти тела имеют.
|
Рисунок 7— Пример для выполнения задания
3 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
1.Задание выполняется в рабочей тетради
2.Изучить учебную литературу по данной теме.
3.Письменно оформить работу, при этом отразить:
— номер и название практической работы;
— цель работы;
-выполнить задания по вариантам;
—графические построения выполнить карандашом;
— сделать вывод о проделанной работе.
4.Дистанционно отправить преподавателю на проверку.
4 ОЦЕНКА РАБОТЫ
При оценке выполненной работы учитываютсяфакторы:
— правильность выполнения графических построений;
— аккуратность оформления работы.
5 Варианты заданий
Вариант № 1
1.По наглядному изображению построить ортогональные проекции (горизонтальную,фронтальную, профильную) геометрических тел:
а) куба со стороной 45 мм;
б) пирамиды высотой 60 мм и диаметром 40 мм.
2.Построить изометрические проекции этих геометрических тел — куба ипирамиды.
3.Нанести размеры геометрических тел на ортогональных проекциях.
Вариант № 2
1.По наглядному пособию построить ортогональные проекции (горизонтальную,фронтальную, профильную) геометрических тел:
а) призмы высотой 70 мм и диаметром 50 мм;
б) правильной пирамиды со стороной 30 мм и высотой 50мм.
2.Построить также изометрические проекции этих геометрических тел –призмы и пирамиды.
3.Нанести размеры геометрических тел на ортогональных проекциях.
Графическая работа № 3
Выполнение комплексного чертежа ГРУППы геометрических ТЕЛ
1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ
1.1Приобретение навыков построения ортогональных проекций предметов.
1.2 Приобретениенавыков построения аксонометрических проекций предметов.
2. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
2.1 Горизонтальная проекциягруппы геометрических тел (цилиндр, призма, конус, пирамида)
2.2 Аксонометрическое(изометрическое) изображение группы тел.
3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
3.1 Получить дистанционно у преподавателя вариант выполнения работы.
3.2 Подготовьте рамку и основные надписи формата А3.
3.3 Выполните разметку осей ортогональных проекций X,Y,Z и осейизометрических проекций, воспользовавшись размерами со звездой * (размеры ссимволом * проставлять не нужно).
3.4 Постройте по размерам горизонтальную проекцию группы тел,распланировав вначале оси симметрии фигур.
3.5 Постройте фронтальную и профильную проекции, используяразмеры со звездой * на аксонометрии. Размеры высоты тел проставьте наортогональных проекциях. Линии связи сохраните.
3.6 Определитесь с видимостью геометрических тел на плоскостяхфронтальной и горизонтальной.
3.7 Постройте в строгом соответствии с ортогональным чертежомизометрическое изображение группы тел. Размеры с символом*проставлять не нужно.
3.8 Заполните основную надпись.
3.9 Выполните обводку чертежа.
3.10 Дистанционноотправить преподавателю на проверку.
4. ОЦЕНКА РАБОТЫ
При оценке выполненной работы учитываются факторы:
— правильностьгеометрических построений;
— правильность выполненияпроецирования;
— соблюдение правилначертания линий;
— правильность выполнениянадписей чертежным шрифтом;
— аккуратность исполненияработы;
— общая компоновка работы.
ГРАФИЧЕСКАЯРАБОТА № 4
ПОСТРОЕНИЕ СЕЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛПЛОСКОСТЯМИ
1. ЦЕЛЬРАБОТЫ
1.1 Приобретение навыков решения позиционных иметрических задач:
— построение трех проекцийусеченного тела (призма, пирамида);
— построение натуральной(действительной) величины фигуры сечения.
1.2 Отработка навыков построенияаксонометрической проекции усечённого тела.
2. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
В качестве исходных данных используетсяобразец выполнения задания.
3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯЗАДАНИЯ
3.1Получить дистанционно у преподавателя вариант выполнения работы.
3.2 Подготовьте рамку и основные надписи формата А3.
3.3 Выполните разметку осей ортогональныхпроекций (размеры со звездой*) и осей симметрии усечённого тела.
3.4 Постройте три проекции полного (неусечённого) тела.
3.5 Наметьте расположение точки схода следов(Рх) плоскости частного положения Р и постройте следы плоскости (Рv и Pн).
3.6 Постройте проекции фигуры сечения,используя принадлежность её характерных точек рёбрам геометрического тела.
3.7 Постройте натуральную величину фигурысечения, используя способ перемены плоскостей проекций или способ вращения ссовмещением.
3.8 Постройте изометрию усечённого тела.
3.9 Проверьте чертёж.
3.10 Выполните обводку чертежа.
3.11 Дистанционно отправить преподавателюна проверку.
4. ОЦЕНКА РАБОТЫ
При оценке выполненной работы учитываютсяфакторы:
— правильностьгеометрических построений;
— правильность выполненияпроецирования;
— соблюдение правилначертания линий;
— правильность выполнениянадписей чертёжным шрифтом;
— аккуратность исполненияработы;
— общая компоновка работы.
ГРАФИЧЕСКАЯРАБОТА № 5
Выполнение комплексного чертежагеометрических тел — многогранников
1. Цель работы
1.1 Освоение методики иприобретение навыков построения линии пересечения двух многогранников.
1.2 Отработка навыковвыполнения изометрической проекции пересекающихся геометрических тел.
2. Исходные данные
В качестве исходных данных используется образецвыполнения задания по построению линии пересечения двух призм – шести – итрехгранной.
3. Порядоквыполнения задания
3.1 Получить дистанционно у преподавателя вариант выполнения работы.
3.2 Подготовьтерамку и основные надписи формата А3.
3.3 Выполните разметку осей ортогональных проекций(размеры со звездой *) и оси симметрии стоящей на горизонтальной плоскостишестигранной призмы.
Постройте вначале три проекции шестигранной призмы.
3.4 Используя координирующее взаимное расположениефигур, постройте три проекции трехгранной призмы.
3.5 Используя показанное на образце заданияаксонометрическое изображение, постарайтесь представить ломаную линиюпересечения двух многогранников, определите на комплексном чертеже проекцииточек встречи ребер одного многогранника с поверхностями другого.
3.6 Соедините между собой полученные общие точкидвух многогранников, определите видимость линии пересечения.
3.7 Постройте в строгом соответствии с ортогональнымчертежом вначале изометрию шестигранной призмы, а затем – трехгранной,не сосредотачиваясь на построении линии пересечения.
3.8 Определите в изометрических проекцияххарактерные точки ломанной линии пересечения, снимая размеры с ортогональныхпроекций.
3.9 Проставьте размеры (размеры с символом * непроставляются).
3.10 Проверьте чертеж, сделайте его обводку изаполните основную надпись.
3.11Дистанционно отправить преподавателю напроверку.
4. Оценка работы
При оценке выполненной работы будут учитыватьсяследующие факторы:
— правильность геометрических построений;
— правильность проецирования;
— соблюдениеправил начертания линий;
— правильность выполнения надписей чертежным шрифтом;
— правильностьпростановки размеров;
— аккуратность исполнения работы;
— общая компоновка работы.
ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
ПОСТРОЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ПРОЕКЦИИ МОДЕЛИ ПО ДВУМДАННЫМ.
1.Цель работы
1.1.Приобретение навыков решения комплексной задачи«Построение третьей проекции технической детали по двум данным».
1.2.Приобретение навыков выполнения простых разрезов.
2.ИСходные данные
В качестве исходных данных используется изображениетехнической детали в двух проекциях (по вариантам):
— фронтальная и профильная;
— фронтальная и горизонтальная.
3. Порядок выполнения задания
3.1 Получить дистанционно у преподавателявариант выполнения работы
3.2 Подготовьте рамку и основные надписи формата А3.
3.3 По размерам, проставленным на заданных проекциях,определите габаритные размеры детали и выполните разметку расположения осейсимметрии изображений, при этом учитывайте необходимость последующейпростановки размеров.
Внимание! При выполнении задания желательно отказатьсяот проведения осей ортогональных проекций, но строго выдерживать проекционнуюсвязь.
3.4 Постройте заданные изображения.
3.5 Постарайтесь представить объемную формудетали, опираясь на упрощенное аксонометрическое изображения детали.
3.6 Постройте третью проекцию детали.
3.7 Выполните на изображениях необходимые разрезы,указанные в задании.
3.8 Проставьте размеры.
3.9 Проверьте чертёж, оформите основную надпись и сделайте обводку.
3.10Дистанционно отправить преподавателю напроверку.
4. Оценка работы
При оценке выполненной работы будут учитыватьсяследующие факторы:
— правильность построения третьей проекции;
— соблюдение правил простановки размеров;
— соблюдение правил начертания линий;
— правильность выполнения надписей чертежнымшрифтом;
— аккуратность исполнения работы;
— общая компоновка работы.
ЛИТЕРАТУРА
1.Борисенко И.Г. Начертательная геометрия. Начертательнаягеометрия и инженерная графика [Электронный ресурс]: учебник/ Борисенко И.Г.,Рушелюк К.С., Толстихин А.К.— Электрон. текстовые данные.— Красноярск:Сибирский федеральный университет, 2018.— 332 c.— Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/84258.html.— ЭБС «IPRbooks»
2.Братченко Н.Ю.Инженерная и компьютерная графика [Электронный ресурс]: учебное пособие/Братченко Н.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказскийфедеральный университет, 2017.— 286 c.— Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/83199.html.— ЭБС «IPRbooks»
Дополнительная учебная литература:
1.МуртазинаЛ.А. Курс лекций по дисциплине «Графика и стандарты в курсовом и дипломномпроектировании» [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Муртазина Л.А.—Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственныйуниверситет, ЭБС АСВ, 2017.— 288 c.— Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/78779.html.— ЭБС «IPRbooks»