X-PDF

Учебное пособие Простейшие методы физиотерапии

Поделиться статьей

Простейшиеметоды физиотерапии.

Учебно-методическое пособие длястудентов медицинского колледжа по 

МДК 04.03 Технология оказаниямедицинских услуг/Сост.: Л.В. Послякова, преподаватель дисциплинпрофессионального цикла, специалист I категории, О.В. Привалова, преподавательдисциплин профессионального цикла, специалист/ СтФ ГУ ЛНР «ЛГМУ ИМ. СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ» «Стахановский МК», 2022.

 

 

 

Рассмотренона заседании цикловой  методической комиссии   профессиональной и практической  подготовкиклинических дисциплин Протокол  № 1  от «01» сентября 2022 г. 

Председатель ЦМК ______Ю.В.Грабович

 

 

 

Рецензент: Грабович Ю.В. –председатель цикловой методической комиссии профессиональной и практическойподготовки клинических дисциплин, специалист высшей категории,«преподаватель-методист».

 

 

        Учебное пособиеподготовлено для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело».

        Пособие включает:«Информационный блок», «Блок самоконтроля», перечень источников.

       «Информационный блок»содержит теоретический материал и алгоритмы практических навыков, «Блоксамоконтроля» — тестовые задания, ситуационные задачи.

       Пособие можно использоватьпри подготовке к занятиям по теме, на аудиторных занятиях и для самостоятельнойвнеаудиторной работы студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительнаязаписка

 

Тема «Простейшие методы физиотерапии» поМДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг является частьюпрофессионального модуля Выполнение работ по профессии младшая медицинскаясестра по уходу за больными (Решение поблеем пациента посредством сестринскогоухода).

Простейшие методы физиотерапии – важныйраздел манипуляционной техники медицинского работника.

Простейшие физиотерапевтическиепроцедуры относятся к мерам воздействия на кровообращение человека. Их можновыполнить и в домашних условиях медицинским специалистом или родственником, прошедшимобучение.

Медработнику следует быть внимательным,аккуратным, компетентным, помнить о целях и механизмах действияфизиотерапевтических процедур, показаниях и противопоказаниях. Важно учитыватьиндивидуальные потребности, возможности и способности обучаемых родственников.

Знание алгоритмов выполнения иособенностей простейших физиотерапевтических процедур в точном соответствии состандартами простых медицинских услуг – залог успешной профессиональнойдеятельности медицинского работника.

Средний медицинский работник должен нетолько знать и уметь или выполнять манипуляции, он также должен понимать каждоедействие стандарта, обдумывать его, соблюдать морально-этические идеонтологические принципы своей деятельности.

В учебном пособии представлены информационныйблок и блок самоконтроля.

В информационном блоке учебнаяинформация содержит основные сведения по вопросам темы, необходимые дляотработки умений и решения профессионально-ориентированных ситуационных задач.

В блоке самоконтроля подобраны тестовыезадания, контрольные вопросы, ситуационные задачи.

Учебное пособие предназначено для  подготовки студентов к занятиям и  самоконтроля. 

                                                                            

                                                   Содержание                              

                                                                                                 Стр.

 

I. Информационныйблок                                                         6   

1.   Понятие«физиотерапия»                                                     7

2.   Постановкагорчичников                                                    8-10

3.   Применениегрелки                                                            11-13

4.   Применениепузыря со льдом                                           14-16

5.   Постановкабанок (вакуумтерапия)                                  17-18

6.   Применениекомпрессов                                                    19-23

II.      Блоксамоконтроля                                                             24-31

III.   Эталоныответов                                                                32-33

IV.  Переченьиспользованной литературы.                            34 ЦЕЛЬ:

Послеизучения темы:

студентдолжен знать: 

1.  Понятие «физиотерапия».

2.   Механизмдействия, показания и противопоказания  к применению простейшихфизиотерапевтических процедур.

3.   Возможныеосложнения и их профилактика при проведении  физиотерапевтических процедур.

студентдолжен уметь:  

1.   Уточнить упациента понимание порядка проведения процедуры.

2.   Поставитьгорчичники.

3.   Применитьгрелку.

4.   Применитьпузырь со льдом.

5.   Поставитьбанки.

6.   Применитьсогревающий и холодный компрессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационный

блок 

           

 

           

1.Понятие «физиотерапия».

 

 Физиотерапией (гр. physis – природа иtherapeia — лечение) называется целенаправленное воздействие на организмчеловека с лечебной целью различными природными факторами: водой, теплом,холодом, светом, электричеством, электромагнитным полем, ультразвуком и др.

К методам простейшей физиотерапии относятся применение:

                     горчичников;

                     грелки;

                     пузыря со льдом;

                     компрессов; 

                     банок; — светолечение; — водолечение.

Методы       простейшей          физиотерапии     оказывают многообразное воздействие на организм человека:

                     исчезает болевой синдром;

                     нормализуется секреторная и моторная функция органов;

                     уменьшается активность воспалительных процессов;

                     улучшается трофика органов и тканей;

                     усиливаются восстановительные процессы;

                     нормализуется обмен веществ;

                     ускоряются окислительно-востановительные процессы в тканях иорганах;

                     усиливается нейро-гуморальная регуляция функций внутреннихорганов;

                     изменения сосудистого тонуса.

 Возникают и общие реакции, выражающиесяв улучшении сна, аппетита, настроения.  

           

Постановка горчичников

Цель: лечебная. 

Механизм действия:

Применение горчицы основано на том, что при соприкосновении         с водой          40-45°C выделяется       эфирное      (аллиловое масло),вызывающее раздражение рецепторов кожи и ее гиперемию, приводит к рефлекторномурасширению        кровеносных        сосудов внутренних      органов.      За счет  этого достигается          болеутоляющий   эффект, ускоряется рассасывание       некоторых

воспалительных процессов.

Второе составляющее горчицы – фитонциды. Под влиянием водыони выделяются из фермента мирозина. Эфирное масло и фитонциды являютсяцелительными свойствами горчицы.

Показания: 

1.                 воспалительные заболевания органов дыхания (трахеит, бронхит,пневмония в стадии рассасывания);

2.                 головная боль; 

3.                 гипертонический криз; 

4.                 боли в области сердца (оказывает отвлекающее действие);

5.                 миозит; 

6.                 невралгия. 

Противопоказания:

1.     кожныезаболевания; 

2.     снижениекожной чувствительности или ее отсутствие; 

3.     легочноекровотечение; 

4.     гипертермия;

5.     аллергическаяреакция на горчицу; 

6.     опухоли;

7.     туберкулезлегких;

8.     нарушениецелостности кожных покровов.

Места постановкигорчичников:

Бронхиты,  пневмонии в        стадии рассасывания – на грудную клетку спереди и сзади.

При гипертоническом кризе – на воротниковую зону иикроножные мышцы.

При болях в сердце (стенокардия) – на область сердца.

Избегать: область сосков, молочных желез, позвоночника и родимыхпятен.

Оснащение: 

     горчичники;

     лоток с водой температурой 40-45°С;

     лоток для отработанного материала;

     полотенце, марлевые салфетки

     термометр для измерения температурыводы;

     часы; 

     емкости для дезинфекции, контейнеры для сбора отходов. 

I. Подготовка к процедуре.

1. Провести идентификацию пациента (спросить Ф.И.О.)

Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить его согласие на проведение процедуры. 

Уточнить, нет ли противопоказаний к процедуре. Осмотреть кожные покровы пациента на месте постановки горчичников

2. Подготовить необходимое оснащение.

3.  Провести гигиеническую обработку рук. Надеть нестерильные перчатки.

4. Проверить пригодность горчичников: срок годности поставлен на каждом 10-м горчичнике, горчица не должна осыпаться с бумаги и иметь специфический (резкий) запах при использовании горчичников, изготовленных по другим технологиям (например, пакетированная горчица), п.3 исключается.

5. Налить в лоток горячую (40-450С) воду. При более низкой температуре эфирное масло не выделяется, а при более высокой — разрушается.

6. Опустить изголовье. Помочь пациенту снять рубашку, лечь на живот (если горчичники накладывают на спину) и попросить его обхватить руками подушку.

Голова повернута набок. Обеспечивается правильное положение позвоночника.

II. Выполнение процедуры.

7. Смочить горчичник горячей водой, дать ей стечь. Плотно приложить его к коже той стороной, на которой горчица. Обеспечивается выделение эфирного масла и его действие на кожу.

8. Повторить п.7, размещая необходимое количество горчичников на коже

9. Накрыть пациента пеленкой, укрыть одеялом. Исключается переохлаждение. Обеспечивается сохранение тепла.

10. В случае появления устойчивой гиперемии снять горчичники через 5-15 мин и положить их в лоток для использованных материалов. Через 2-3 минуты уточнить ощущение пациента.

11. Смочить салфетку в теплой воде и снять с кожи остатки горчицы.

12. Очистить кожу насухо. Помочь пациенту надеть нижнее белье, укрыть одеялом и предупредить, чтобы он оставался в постели еще не менее 20-30 мин.

III. Завершение процедуры.

13.Утилизировать горчичники. Снять перчатки и положить в емкость с

дезинфицирующим раствором. Провести гигиеническую антисептику рук. Уточнить самочувствие пациента.

14. Сделать отметку о выполнении процедуры и реакцию на нее пациента в листе врачебных назначений (ф.№003-4 / у)

 

 

 

 

Возможныепроблемы пациента (осложнения): 

     риск возникновения ожогов,  сильное жжение во времяпроцедуры, 

     аллергическая реакция.

 

           

Применениегрелки 

Видыгрелок: 

РЕЗИНОВАЯ(ВОДЯНАЯ) ГРЕЛКА

 

 

 

 

СОЛЕВАЯ,ГРЕЛКА-ИГРУШКА

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯГРЕЛКА

 

 

 

 

Чаще применяются резиновые грелкиразличной формы, емкостью от 1-3 л, реже электротермические.  

           

Цель: лечебная.

Механизмдействия: местное использование грелки приводит к расширениюсосудов кожи и прилежащих тканей, что увеличивает кровообращение и способствуетусилению процессов рассасывания, а также снижает интенсивность боли благодарявлиянию тепла на нервные окончания, вызывает рефлекторное расслабление гладкоймускулатуры, усиление кровенаполнения внутренних органов, оказываетболеутоляющее и рассасывающее действие, местное согревающее.  

Показания: 

1.     больспастического характера;

2.     хроническиезаболевания брюшной полости (хронический холецистит, гастрит, колит);

3.     инфильтраты;

4.     I период лихорадки; 

5.     ушибы2 сутки; 

6.     переохлаждение.Противопоказания: 

1.     острыевоспалительные процессы в брюшной полости (острый аппендицит, холецистит,панкреатит, перитонит и др.); 

2.     кровотечения; 

3.     ушибыв первые часы и сутки; 

4.     инфицированныераны; 

5.     высокаялихорадка (II период); 

6.     опухоли;

7.     повреждениекожных покровов;

8.     бессознательноесостояние. Оснащение: грелка резиновая

1,5—3 л; 

   вода — 60—70°С; 

   термометр для измерения температуры воды;

   полотенце; 

   ёмкость с дезинфицирующим

раствором;  две салфетки для дезинфекциигрелки.

 

 

           

I. Подготовка к процедуре.

1. Провести идентификацию пациента (спросить Ф.И.О.).

Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить согласие на ее проведение.

 Осмотреть и оценить кожные покровы предполагаемого места постановки грелки.

2. Подготовить оснащение. Провести гигиеническую обработку рук. Надеть перчатки

3. Налить горячую (+ 60 ° С) воду в грелку, немного сжать ее у горловины, выпустив воздух, и закрутить пробку. Обеспечивается герметичность грелки. Исключается ожог кожи пациента.

4. Опрокинуть грелку пробкой вниз  над лотком (Проверить на герметичность).

Протереть грелку салфеткой и обернуть ее пеленкой. Не допускается перегрев кожи.

II. Выполнение процедуры.

5. Положить грелку на необходимый участок тела. Если врач назначил длительное использование грелки, каждые 20 мин следует делать 15-20-минутный перерыв.

Предотвращается локальное перегревание и ожог кожи.

6. Снять грелку.

III. Завершение процедуры.

7. Осмотреть кожу пациента в области контакта с грелкой. Обеспечивается оценка чувствительности кожи: на ней должна быть легкая гиперемия. Спросить о самочувствии пациента.

8. Вылить воду из грелки. Продезинфицировать грелку.

9. Снять перчатки и положить в емкость с дезинфицирующим раствором. Провести гигиеническую антисептику рук.

10. Сделать отметку о выполнении процедуры и реакцию на нее пациента в листе врачебных назначений (ф. №003-4 / у).

 

Возможныепроблемы пациента (осложнения): 

риск возникновения ожогов в связи с пониженнойчувствительностью кожи у тяжелобольных; пигментация кожи в связи с частымприменением грелки на

одно и то же место; сильное жжение в областисоприкосновения кожи с грелкой.           

Применение пузыря сольдом

Цель: лечебная.  

Механизм действия:холод сужает кровеносные сосуды кожи глубоко расположенных органов итканей, снижает чувствительность нервных рецепторов, оказывает выраженныйгипотермический эффект, болеутоляющее, кровоостанавливающе,противовоспалительное действие.  

 

Показания: 

1.     острыевоспалительные процессы в брюшной полости (острый аппендицит, острыйхолецистит); 

2.     кровотечения; 

3.     ушибыв первые сутки; 

4.     IIпериод лихорадки; 

5.     послеоперационныйпериод; 

6.     послеродов.

Противопоказания: 

1.     хроническиевоспалительные процессы в брюшной полости; 

2.     заболеваниякожи; 

3.     ушибыво вторые сутки; 

4.     Ι-йпериод лихорадки;

5.     остраязадержка мочи.

 

Оснащение:  

 

       пузырь для льда;  лед кусочками; воду (10—12°С); 

       водный термометр; 

       полотенце (пеленка); 

       ёмкость с дезинфицирующим раствором; 

 

10-12°С

       салфетки.      

 

Подготовка к процедуре

1. Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться «Здравствуйте! Я медицинская сестра. Меня зовут (Ф.И.О.)»

2. Провести идентификацию пациента (Ф.И.О., сверить с мед. документацией «Представьтесь, пожалуйста. Как я могу к Вам обращаться?». «Пациент идентифицирован в соответствии с листом назначений»

 3. Объяснить пациенту ход и цель предстоящей процедуры. «Вам назначена процедура постановки пузыря со льдом. Для проведения процедуры необходимо принять положение лежа на спине»

 4. Получить согласие на ее проведение. «Вы согласны на выполнение данной процедуры?»

Ответ: «Пациент согласен на выполнение данной процедуры»

5. Приготовить необходимое оснащение

6. Предложить   или помочь пациенту занять удобное положение и освободить от одежды нужный участок тела. «Займите, пожалуйста, удобное положение и освободите от одежды нужный участок тела»

7. Обработать руки гигиеническим способом. «Обрабатываем руки гигиеническим способом»

8. Надеть нестерильные медицинские перчатки 

Выполнение процедуры

9. Положить пузырь на горизонтальную поверхность манипуляционного стола 

10. Наполнить пузырь кусочками льда (имитация) из контейнера, добавить воды температурой +10-12°С. «Наливаю в пузырь для льда холодную воду, контролируя температуру воды водным термометром — +10-12° С»

11. Слегка надавливая, вытеснить воздух, закрутить крышку пузыря 

12. Проверить герметичность пузыря со льдом, перевернув над лотком. «Герметичность пузыря сохранена»

13. Осушить пузырь со льдом нестерильной салфеткой 

14. Обернуть пузырь со льдом пеленкой и положить на нужный участок тела на 20 мин. 

«Оборачиваем пузырь со льдом пеленкой и ставим на 20 минут на нужный участок тела»

15.Пузырь со льдом можно держать длительное время, но через каждые 20 минут

необходимо делать перерывы по 15-20 минут. «При длительном применении через каждые 20 минут необходимо делать перерывы по 15-20 минут»

16. По мере таяния льда воду сливать и добавлять кусочки льда. «По мере таяния льда воду сливать и добавлять кусочки льда»

17. Контролировать состояние пациента, степень влажности пеленки. «Наблюдаю за состоянием пациента, степень влажности пеленке»   

18. Снять пузырь со льдом с тела пациента 

Завершение процедуры

19. После завершения процедуры воду слить, пузырь продезинфицировать методом двукратного протирания салфеткой с дезинфицирующим раствором с интервалом 15 минут.

«После завершения процедуры воду сливаем. Обрабатываем пузырь для льда

дезинфицирующими салфетками методом протирания двукратно с интервалом 15 минут»

20. Снять перчатки и положить в емкость с дезинфицирующим раствором

21. Обработать руки гигиеническим способом «Обрабатываем руки при помощи кожного антисептика. Не сушить. Дожидаемся полного высыхания кожного антисептика

22. Узнать у пациента его самочувствие. «Как Вы себя чувствуете? Пациент чувствует себя удовлетворительно»

23. Сделать отметку о выполнении процедуры и реакцию на нее пациента в листе врачебных назначений (ф.№003-4 / у) 

 

 

ЗАПОМНИТЕ! Замораживать пузырь, заполненный водой, вморозильной камере нельзя, это может привести к переохлаждению участка тела, аиногда и отморожению.

 

Возможныепроблемы пациента (осложнения):

       чрезмерное переохлаждение, 

       риск отморожения в связи с длительным воздействием холода накожу, непереносимость холода.  

         

ПОСТАНОВКА БАНОК (ВАКУУМТЕРАПИЯ)

Механизм действия: создаваемый вакуум вбанке (вакуумтерапия) рефлекторно вызывает расширение кровеносных сосудов,местный приток крови и лимфы к коже из глубжележащих тканей, прооисходитулучшение рассасывания воспалительных процессов в подлежащих органах и тканях,уменьшение боли Показания: 

1.                бронхит, трахеит;

2.                межреберная невралгия;

3.                миозит;

4.                радикулит;  

5.                гипертоническая болезнь. Противопоказания

1.                легочное кровотечение; 

2.                кахексия;

3.                лихорадка;

4.                психическое возбуждение, 

5.                опухоли; 

6.                заболевания кожи; 

7.                туберкулез легких;

8.                повышенная чувствительность кожи.  Места постановки: банки ставят на грудную клетку, спереди и сзади научастки тела без костных образований. Нельзя ставить банки на лопатки, молочныежелезы, позвоночник, область почек, область сердца, родимые пятна.

Оснащение: 

     банки 10-20 штук;

     металлический стержень 12-15 см или корнцанг; 

     96% раствор этилового спирта 20 мл; 

     вазелин; 

     спички; 

     емкость с дез р-ром; 

     марлевые салфетки;  полотенце, пеленка; 

     стакан с водой для тушения фитиля.

.  

 

 

 

 

I. Подготовка к процедуре.

1. Провести идентификацию пациента (спросить Ф.И.О.)

Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить согласие на ее проведение

2. Подготовить необходимое оборудование 

3. Провести гигиеническую обработку рук. Надеть нестерильные перчатки

4. Опустить изголовье, помочь пациенту снять рубашку, лечь на живот (если банки составляют на спину) и предложить ему повернуть голову на бок, руками обхватить подушку. Исключается опасность возгорания одежды. Поза обеспечивает надежное «прилипание» банок. 

Обеспечивается правильное положение позвоночника

5. Длинные волосы пациента (пациентки) на голове прикрыть пеленкой

6. Нанести на кожу пациента тонким слоем вазелин. Снять остатки вазелина с перчаток

7. Сделать плотный фитиль из ваты и надежно закрепить его корнцангом

II. Выполнение процедуры.

8. Смочить фитиль спиртом, остатки спирта отжать, флакон закрыть крышкой и отставить в сторону

9. Зажечь фитиль, в левую руку (если вы правша) взять 1-2 банки, затем быстрым движением на 0,5-1с внести в банке горящий фитиль (банку следует держать недалеко от поверхности тела) и энергичным движением приложить к коже. Таким образом поставить все банки. Обеспечивается эффективность процедуры, поскольку пламя разжижает воздуха в банке

(вакуум), кожа быстро втягивается в нее 

Примечание: пламя должно только вытеснить воздух из банки, но не распекать ее края, чтобы не допустить ожога кожи 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

10. Прикрыть пациента пеленкой, одеялом и попросить полежать в течение 10-15 мин.

11. Снять перчатки и положить в емкость с дезинфицирующим раствором.

Провести гигиеническую обработку рук

III.Завершение процедуры.

12. Надеть чистые перчатки. Поочередно снять банки: одной рукой немного отклонить банку в сторону, а пальцем другой руки прижать кожу у края банки. При этом в банку попадает воздух, и она легко отделяется от кожи

13. Очистить кожу салфетками.

14. Помочь пациенту одеться и предупредить, что он должен оставаться в постели (или в кресле) еще в течение 20-30 мин.

15. Провести дезинфекцию банок, высушить и хранить в сухом виде

16. Снять перчатки и положить в емкость с дезинфицирующим раствором.

Провести гигиеническую обработку рук

17. Сделать отметку о выполнении процедуры и реакцию на нее пациента в листе врачебных назначений (ф. №003-4 / у)

                Возможныеосложнения:  гематомы, ожоги                                        

Применение компрессов

Компресс(лат. compression — сдавливать, сжимать) — лечебная многослойнаяповязка.

 

Видыкомпрессов:

  сухие и влажные;

  общие и местные.

 

Видывлажных компрессов:

  холодные;

  горячие;

  согревающие (cухие и влажные);

  лекарственные.

 

 

Холодный компресс

Цель: лечебная.

Механизмдействия: как и пузырь со льдом, вызывает охлаждение кожи и сужениекровеносносных сосудов. Вызывает спазм кровеносных сосудов кожи и прилигающих кэтому участку внутренних органов, что ограничивает воспаление и травматическийотек тканей, уменьшает кровотечение, снижает чувствительность рецепторов,оказывает болеутоляющее действие. 

 

Показания: 

ΙΙ-йпериод лихорадки;  носовое кровотечение;  первые часы и сутки после ушиба.

 

Противопоказания:  ушибы во вторые сутки;  Ι-й период лихорадки.

 

Оснащение: 

     две марлевые или бязевые салфетки, сложенные в 6-8 слоев; 

     раствор для смачивания ткани (вода – 14-16°C); 

     кусочек льда; 

     термометр для измерения температуры воды.

 I.Подготовка к процедуре.

1. Провести идентификацию пациента (спросить Ф.И.О.)

Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить согласие на ее проведение Поощрение пациента к сотрудничеству

2. Провести гигиеническую обработку рук. Надеть перчатки

II.Выполнение процедуры.

3. Сложить пеленку (полотенце) в несколько слоев, положить в холодную воду

4. Расправить пеленку (полотенце) и положить на лоб (тело) на 2-3 мин.

5. Снять пеленку (полотенце) через 2-3 мин и погрузить ее в холодную воду

6. Другую пеленку (полотенце) отжать и положить на кожу на 2-3 мин. Повторять п.4-6, меняя пеленки через 2-3 мин.

III. Завершение процедуры.

7. Использованные пеленки поместить в водонепроницаемый мешок или емкость с дезинфицирующим раствором

8. Высушить кожу после завершения процедуры

9. Снять перчатки и положить в емкость с дезинфицирующим раствором. Провести гигиеническую обработку рук

10. Сделать отметку о выполнении процедуры и о реакции на нее пациента в листе врачебных назначений (ф.№003-4 / у)

 

 

Горячий компресс

 

Цель:лечебная. 

Механизмдействия: вызывает интенсивное местное усиление кровообращения, чтооказывает выраженное рассасывающее и болеутоляющее, спазмолитическое действие.

Показания: 

1.    мигрень (головная боль при спазмесосудов);

2.     стенокардиясо спазмом сосудов сердца;

3.     почечная,печеночная и кишечная колика; 

4.     миалгия;

5.     артралгия; 

6.     бронхиальнаяастма. 

 

Противопоказания: 

1.    гнойные заболевания кожи;

2.     кровотечения; 

3.     гипертермия; 

4.     гипертензия; 

5.     наличиевоспалительных процессов в брюшной полости.           

Оснащение: 

     две марлевые или бязевые салфетки, сложенные в 6-8 слоев; 

     раствор для смачивания ткани (вода – 60-70°C); 

     клеенка; 

     полотенце (пеленка), часы термометр для измерения температурыводы.

 

 

I. Подготовка к процедуре.

1. Провести идентификацию пациента (спросить Ф.И.О.)

Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить согласие на ее проведение  

2. Провести гигиеническую обработку рук. Надеть перчатки

II. Выполнение процедуры.

3. Сложить салфетку в 8 слоев, смочить ее в воде (+ 60-70*С), отжать и наложить салфетку на кожу

4. Поверх влажной салфетки положить клеенку / компрессную бумагу (на 1- 2 см превышающую салфетку по периметру)

5. Положить слой ваты поверх клеенки

6. Зафиксировать компресс бинтом, соблюдая правила десмургии

7. Через 10 мин сменить компресс (продолжительность компресса определяет врач)

III. Завершение процедуры. 8. Очистить насухо влажную кожу и наложить сухую повязку

9. Положить в емкости для дезинфекции использованные материалы

10. Снять перчатки и положить в емкость с дезинфицирующим раствором. Провести гигиеническую обработку рук

11. Сделать отметку о проделанной процедуре и реакцию на нее пациента в листе врачебных назначений (ф. №003-4 / у)

Возможные проблемы пациента (осложнения):риск возникновения ожогов в связи с пониженной чувствительностью кожи утяжелобольных или в связи с её отсутствием; пигментация кожи.

 

                 

Наложение согревающего полуспиртового компресса.

Механизм действия: длительноерасширение кровеносных сосудов увеличивает кровенаполнение кожи и глубжележащихорганов и приводит к уменьшению венозного застоя, воспалительной инфильтрации,отечности тканей.  Оказывает болеутоляющий и рассасывающий эффект.

Показания: 

1.     воспалительныепроцессы гортани;

2.     артириты;

3.     отит;

4.     плеврит,мастит;

5.     постинъекционныеинфильтраты; 

6.     миозит;

7.     ушибына вторые сутки;

8.     тромбофлебит.

Противопоказания

1.     гнойныевоспаления кожи(фурункул, карбункул и др.);

2.     повреждениякожи;

3.     гипертермия;

4.     аллергическиевысыпания, острый живот; 5. ушибпервые сутки;

6.кровотечение. Оснащение: 

     марлевая салфетка, сложенная в 6-8 слоев; 

     раствор для    смачивания          ткани          (40%  этиловыйспирт); 

     клеенка или вощеная бумага; 

     вата; 

     бинт; 

     ножницы.

ОСНОВНЫМИСЛОЯМИ КОМПРЕССА ДОЛЖНЫ БЫТЬ:

1.  влажный или внутренний, состоящий из 6-8 слоев марлевыхсалфеток; 

2.  изолирующий,     или    средний, полиэтиленовая пленка, тонкаяклеенка или вощеная бумага;

3.  утепляющий, или наружный, из ваты толщиной 2-3 см. при отсутствииваты для этой цели используют кусок фланели, шерстяной      платок        или    другойзадерживающий теплоту материал;

4.  фиксирующий, бинт.      

Необходимое условие:  каждыйпоследующий слой должен перекрывать предыдущий на 1,5- 2 см. 

I. Подготовка к процедуре.

1. Провести идентификацию пациента (спросить Ф.И.О.)

Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить согласие на ее проведение 

2. Провести гигиеническую обработку рук. Надеть перчатки

3. Отрезать ножницами необходимо (в зависимости от применения) кусок бинта / марли для компресса и сложить его в 8 слоев. Вырезать кусок компрессной бумаги, по периметру на 2 см больше салфетки. Подготовить кусок ваты по периметру на 2 см больше компрессной бумаги

4. Сложить слои для компресса на столе, начиная с внешнего слоя: снизу — вата, потом клеенка / компрессная бумага

5. Налить спирт в мензурку, смочить в нем марлевую салфетку, слегка отжать ее и положить поверх клеенки / компрессной бумаги.

Примечание: в случае постановки компресса на ухо салфетку и клеенку / компрессную бумагу разрезать в центре!

II. Выполнение процедуры.

6. Все слои компресса одновременно положить на нужный участок тела.

Примечание: не следует накладывать компресс на кожу, смазанную йодом

7. Зафиксировать компресс бинтом в соответствии с требованиями десмургии так, чтобы он плотно прилегал к коже, но не ограничивал движений

8. Напомнить пациенту, компресс наложен на 4-6 ч.

9. Снять перчатки и положить в емкость с дезинфицирующим раствором. Провести гигиеническую обработку рук

10. Через 1,5-2 ч. после наложения компресса пальцем, не снимая повязки, проверить степень влажности салфетки. Если салфетка высохла, дальнейшее проведение процедуры нецелесообразно. Закрепить компресс бинтом

11. Провести гигиеническую обработку рук. Надеть перчатки

III. Завершение процедуры.

12.Снять компресс через установленный срок(4-6 ч.)

13. Очистить кожу в области компресса и наложить сухую повязку

14. Снять перчатки и положить в емкость с дезинфицирующим раствором. Провести гигиеническую обработку рук

15. Сделать отметку о выполнении процедуры и реакцию на нее пациента в листе врачебных назначений (ф. №003-4 / у)

 

ЗАПОМНИТЕ! Не следует накладывать компресс на кожу,смазанную     йодом: это может вызвать глубокие ожоги.

Возможныеосложнения: раздражения кожи – делать перерывы между компрессами на 2 часа;химический ожог – не накладывать компресс на участок, смазанный йодом.

 

 

 

Блок самоконтроля

 

Вопросы для самоконтроля

1.     Назовитевиды простейших физиопроцедур.

2.     Каквоздействует тепло и холод на организм человека?

3.     Какоймеханизм действия оказывает эфирное масло горчицы?

4.     Назовитепоказания и противопоказания при применении грелки.

5.     Какиеосложнения могут возникнуть при использовании пузыря со льдом?

6.     Какиеобязательные условия во время постановок банок? 

7.     Назовитеосновные слои компресса.

Задание№ 1 Заполните таблицу

Название физиопроцедуры

Показания 

Противопоказания

 

 

Постановка горчичников

 

1.  ………………………..

1.                 ………………………..

2.                 …………………………. и т.д. ……………………

1.                 ………………………..

2.                 ………………………..

3.                 …………………………. и т.д. ………………………

 

Постановка  грелки

 

 

 

 

Постановка пузыря со льдом

 

 

 

Постановка полуспиртового

согревающего компресса

 

 

Задание№ 2 Тестовый контроль

1.  Как часто необходимо   менять   влажный   холодныйкомпресс?

а) через 2 — 3 мин;          

б) как только он высохнет;

в) через 10 — 15 мин;

2.  В каких случаях применяют пузырь со льдом?

а) внутреннее кровотечение;

б) сильные головные боли и бредна высоте лихорадки;

в) почечная колика;

г) острый холецистит или острыйпанкреатит;

д) для рассасыванияпостинъекционных   инфильтратов.

3.  Как проверить правильность наложения влажного согревавшегокомпресса?

а) через 1 — 2 ч. снять компресси проверить его состояние;

б) через 1 — 2 ч. просунуть палецпод компресс и определить состояние его внутреннего слоя;

в) через 1 -2 ч. спросить осубъективных ощущениях больного.

4.  Каковы противопоказания для применения грелок на областьживота?

а) боли при обострении язвеннойболезни;

б) кишечная колика;

в) внутреннее кровотечение;

г) подозрение на остроехирургическое заболевание органов брюшной полости. 5. В каких случаяхприменяют горчичники?

а) острые простудные заболевания;                     

б) заболевания кожи;

в) сразу после травмы;                                        

г) приступ стенокардии;

д) миозиты, радикулиты,невралгии.

6.Какова экспозиция банок на теле больного?

а) 5-10 мин;

б) устанавливают индивидуально;

в) определяют по изменению  окраски   кожных   покровов под банками. 7. Каковы противопоказания дляпостановки банок?

а) острая пневмония;                        

б) активная форма туберкулезалегких;

в) легочное кровотечение;                

г) заболевание кожи;

д) злокачественные новообразования;       

е)миозиты. 8. Каковы показания для кровопускания?

а) венозный застой по большомуили малому кругу кровообращения;

б) в некоторых случаяхартериальной гипертензии;

в) полицитемия;

г) нарушения свертывающей системыкрови;

д) выраженный атеросклерозсосудов мозга.

9.       С чем связан лечебный эффект гирудотерапии?

а) местное кровоизвлечение;

б) снижение свертываемости крови;

в) болеутоляющее действие;

г) рассасывание воспалительныхинфильтратов.

10.  На какие участки тела можно поставить пиявки?

а) за уши, на сосцевидныеотростки;

б) на межлопаточную область;

в) на поясничную область;               

г) на левую половину груднойклетки;

д) на область правого подреберья.             

11.  Какое действие на организм оказывают непродолжительныехолодные ванны?

а) возбуждающее влияние нацентральную нервную систему; 

б) успокаивающее влияние нацентральную   нервную систему;

в) спазм гладкой мускулатурывнутренних органов;

г) расширение гладкой мускулатурывнутренних органов;

д) стимуляция обмена веществ.

12.Какоедействие на организм оказывают непродолжительные горячие ванны?

а) возбуждающее влияние нацентральную нервную систему;

б) успокаивающее влияние нацентральную нервную систему;

в) спазм гладкой мускулатурывнутренних органов;

г) расширение гладкой мускулатурывнутренних органов;

д) усиление теплоотдачи;

е) стимуляция обмена веществ.

           

Задание№ 3 Кроссворд.

 

                             9             3       

 

 

 

 

Погоризонтали:

1. Название ванны, которая проводится с полным погружениемтела.

4.   Компресс,который можно применять при носовом кровотечении.

5.  Вид грелки, который работает от бензина, одной полной заправкихватает на 8-14 часов работы с отдачей тепла до 60° С. Выделение теплаосновывается на беспламенном сгорании паров бензина посредством каталитическойсеточки.  

8. Лечебная многослойная повязка.

10.            Вариант грелки, которая представляет собой плоскую подушку,внутри которой находится металлическая спираль, проложенная между листамиасбеста, заключёнными в изолирующую ткань.

11.            Целенаправленное воздействие на организм человека с лечебнойцелью      различными природными физическими факторами: водой, теплом,холодом,  

светом, электричеством, электромагнитным полем,ультразвуком и др.

14.   Названиякомпресса для постановки, которого используют воду 60-70 С.

15.   Название ваннытемпература, которой составляет 37-39 С.

 

Повертикали:

 

1.     Наружноеприменение воды с лечебной и профилактической целями. 

2.     Можноиспользовать при 2 периоде лихорадки.

5.   Третий слойсогревающего компресса.

6.   Согревающийкомпресс время, которого составляет 8-10 часов.

9. Можно применять при гипертоничеком кризе. Стенокардии.

12.   Название ваннытемпература, которой составляет 34-36 С.

13.  Это колбовидные стеклянные сосуды с ровными хорошо отшлифованнымиутолщёнными закругленными краями и широким полукруглым дном, вместимостью 30-60мл.

 

Задание№ 4 Дополните предложение.

1.  Физиотерапия – это целенаправленное воздействие на организмразличными __________________________ факторами.

2.  При повышении АД горчичника ставят на голову в область -___________________ и на область ___________ мышц.

3.  При боли в сердце медицинская сестра ставит горчичники на область__________.

4.  При воспалительных состояниях верхних дыхательных путейгорчичники ставят в области грудной клетки ___________ и на область____________ мышц.

5.  Постановка горчичников вызывает расширение поверхностных сосудовраздражением хеморецепторов кожи ____________________ маслом.

6.  Длительное воздействие холода при применении пузыря со льдомможет вызвать ______________ организма.

7.  Гипертония, острое кровотечение – показания для постановки__________________.

8.  Средний отит, постинъекционный инфильтрат – показания дляприменения ____________________.

9.  Переохлаждение, озноб, почечная колика – показания для применения__________.

10.                      Герметичность     согревающего      компресса   создает       слой

______________________.

Задание№ 5 Ситуационные задачи

Задача 1.  При постановкистандартных горчичников на область грудной клетки по поводу заболевания органовдыхания по назначению врача, медсестра смочила горчичник прямо из-под кранагорячей водой. Оцените действия медсестры.

Задача 2. После снятиямедицинских банок, на коже пациента медсестра заметила пузыри, ничего несказала пациенту и врачу. Вечером пациент пожаловался дежурному врачу на боль ичувство жжения на месте постановки банок. Что произошло? Как должна былапоступить медсестра?

Задача 3. В отделении лечится пациентс диагнозом Воспаление легких. Вечером температура была 39 С. М/спо просьбе пациента поставила ему банки, состояние резко ухудшилось. Оценитедействия м/с.

Задача 4. М/с поставилагорчичники на область грудной клетки пациенту, сразу же засекла время,попросила соседа по койке снять горчичники через 15 минут. Оцените действиям/с.

Задача 5. Вы – медицинская сестра ЛОР отделения.

Пациенту В. с заболеванием отитсреднего уха назначена физиотерапевтическая процедура. Какуюфизиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Показания приэтой процедуре. 

Задача 6. Медсестра передокончанием смены поставила банки пациенту. При передаче дежурства она забылаупомянуть об этом в результате процедура длилась 2,5 часа, так как пациентуснул. Оцените ситуацию и возможны последствия. 

с помощью чего?

Задание№ 6 Ответьте на вопросы:

1.     Температураводы для постановки горчичников _____ °C.

2.     Грелкузаполняют на _____ объема.

3.     Температураводы для заполнения грелки _____°C.

4.     Количествослоев согревающего компресса _______.

5.     Согревающийводный компресс ставят на ______.

6.     Согревающийспиртовой компресс снимают через ___-___ часов.

7.    Пузырь со льдом прикладывают к поверхности тела пациента на _____минут с интервалами на ____ минут.

 

           

ЭТАЛОНЫОТВЕТОВ

Задание№ 2 Тестовый контроль

1. а; 2. а, б; 3. в; 4. в, г; 5.г, д; 6. а; 7. б, в, г, д; 8. а; 9. а; 10. а, г, д; 11. а; 12. г, д.  

 

Задание№ 3  Ответы для кроссворда.

 

 

Задание№ 4 «Дополните предложение»

1.       природнымифизическими

2.       затылка,икроножных

3.       сердце

4.       спереди,икроножных

5.       горчичным(аллиловым)

6.       переохлаждение

7.       пузырясо льдом

8.       согревающегокомпресса

9.       грелки

10.   компресснойбумаги

Задание№ 5 Ситуационные задачи

1.            М/с поступила неправильно. Горячая вода смоет всю горчицу, надоиспользовать для постановки горчичников теплую воду, ниже 40 С.

2.            М/с неправильно поставила банки, при внесении горячего фитилякоснулась края банки — произошел ожог. Она была обязана обработать место ожога,крепким рром марганцовки, наблюдать за кожей пациента, доложить врачу.

3.            М/с поступила неправильно. При высокой температуре банки ставитьнельзя, м/с не знает противопоказаний для постановки медицинских банок.

4.            М/с при постановке горчичников должна выяснить у пациентапоявилось ли чувство жжения на коже, а затем засекать время иобязана снять горчичники сама.

5.            Пациенту с отитом можно поставить согревающий компресс на ухо.Показания: лечение местных инфильтратов (постинъекционных), воспалительныхпроцессов в мышцах и суставах, ЛOP-заболевания, ушибы на вторые сутки.

6.            Из-за халатности м/с длительность процедуры значительно превысиладопустимую норму. Пациент получил ожог III степени. М/с имела взыскание поадминистративной линии.

 

Задание№ 6 Ответьте на вопросы:

 

1.           40-45°C

2.           2/3

3.           60-70°C

4.           4

5.           8-10

6.           6-8

7.           20-30 мин 10-15

Перечень источников

 

 

1.   Мухина С.А.,Тарновская И.И. Теоритические основы сестринского дела:

учебник / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – 2-е изд., испр. идоп. – М.:

ГЭОТАР Медиа, 2015 – 368 с.: ил.

2.   Сестринскоедело. Практическое руководство: учебное пособие / под ред.

И.Г. Гордеевой, С.М. Отаровой, З.З. Балкизова. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2017 – 576 с. 

3.  Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: практикум [Текст] : учеб.пособие / Т. П. Обуховец; под ред. Б.В. Кабарухина. – 14-е изд., стер. — Ростовн/Д: Феникс, 2020 – 603 с. 

4.  Обуховец Т.П.Основы сестринского дела: Теория сестринского дела;[Текст] : учеб. пособие / под ред. Б.В. Кабарухина; [авт.-сост. Т.П. Обуховец идр.]. – 21-е изд., стер. — Ростов н/Д: Феникс, 2016 – 766 с.

5.   Яромич, И.В.Сестринское дело и манипуляционная техника [Текст]: учеб.- практ. пособие / И.В. Яромич. — Ростов н/Д; Минск: Феникс: Высш. шк., 2012.

– 570 с.

6.   Основысестринского дела: алгоритмы манипуляций [Текст]: учеб. пособие для мед. училищи колледжей / Н. В. Широкова [и др.]. — М.: Изд. группа

ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 155 с.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет