Муниципальноеказенное общеобразовательное учреждение
«Верхнелуговатскаясредняя общеобразовательная школа»
Верхнехавскогомуниципального района Воронежской области
РАССМОТРЕНО: ПРИНЯТО:
назаседании методического объединения на заседании педагогическогосовета
учителейгуманитарного цикла МКОУ «ВерхнелуговатскаяСОШ»
МКОУ«Верхнелуговатская СОШ» «___» _______________ 2022 г.
«__»____________ 2022 г. (протокол №___)
(протокол№ _____)
Руководительметодического объединения
____________________(________________)
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ «Верхнелуговатская СОШ»
__________ /__________________/
Приказ по школе № ______ от ____________
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебномукурсу «Роль права в жизни общества»
дляреализации на уровне основного общего образования
Составительпрограммы: Власова Галина Николаевна
с. ВерхняяЛуговатка, 2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Роль права в жизниобщества» разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 года;
- Устава муниципального казенного образовательного учреждения «Верхнелуговатская средняя общеобразовательная школа» Верхнехавского муниципального района Воронежской области;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1577от 31.12.2015 года «О внесении изменений в Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 года».
- Учебного плана муниципального казенного образовательного учреждения «Верхнелуговатская средняя общеобразовательная школа» Верхнехавского муниципального района Воронежской области на 2022-2023 учебный год.
Настоящая рабочая программа предназначенадля 9 класса, составлена в соответствии с требованиями Федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования сучётом планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Программа реализуется через учебно-методическийкомплекс «Право» (авторы: Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин), рекомендованногоМинистерством просвещения РФ.
Учебники, которые используются при реализации программы:
1. Право: учебник для 10-11 классов. Профильныйуровень. /Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. – В 2-х кн. Кн. 1.Право и политика. –М.: ВИТА-ПЕСС, 2009.
2. Право: учебник для 10-11 классов. Профильный уровень./Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. – В 2-х кн. Кн. 1.Право и политика. –М.: ВИТА-ПЕСС, 2009
Учебный планом МКОУ «Верхнелуговатская СОШ» отводится 17 часов для изученияучебного курса из расчёта 1 час в неделю.
Вусловиях становления правового государства важное значение приобретают вопросыформирования и закрепления юридического мышления и правовой культуры, чувствазаконности и справедливости. В связи с эти становится актуальным включение вшкольную программу учебного курса «Роль права в жизни общества», имеющегокомплексный характер, знакомящий школьников с основами теории государства иправа и основополагающими нормативно-правовыми актами, защищающими их права иустанавливающими ответственность для несовершеннолетних правонарушителей,и опирающийся не только на правовые, но и на нравственные ценности и гуманизм.
Курс построен с таким расчетом, чтобы помочь учащимсязаинтересоваться правом вообще и найти ответы на вопросы, с которыми имприходится сталкиваться в повседневной жизни и которые трудно решить безэлементарных правовых знаний. В их числе, например, такие вопросы, какустройство государства (в особенности РФ) и роль человека и гражданина в нем; праванесовершеннолетних; способы защиты нарушенных прав; правоохранительныеорганы.
Важно и то, что материал курса обращен к подросткам,у которых нередки антиобщественные проявления. Отсюдабольшое внимание, которое проблемам правонарушений и юридической ответственности.
Планируемыерезультаты освоения учебного предмета
Введение.
Выпускник научится:
· Осмыслениюзнаний и представлений о значении государства и права в жизни человека иобщества;
· вырабатыватьи закреплять установку на осознанное правомерное поведение;
· обобщать,расширять и углублять знания, полученные на уроках обществознания о правовыхсвободах и обязанностях человека и гражданина, способах защиты нарушенных прав,системе государственной власти РФ;
· дальнейшемуразвитию политико-правовой и гражданской культуры, демократическогомировоззрения школьников.
- целенаправленно включаться в обсуждение и самостоятельно исследовать вопросы, связанные с изучением происхождения и сущности права и его связи с другими социальными нормами;
· находить ответына вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни икоторые трудно решить без элементарных правовых знаний. В их числе,например, такие вопросы, как устройство государства (в особенности РФ) и рольчеловека и гражданина в нем; права несовершеннолетних; способы защитынарушенных прав; правоохранительные органов.
Выпускник получит возможность научиться:
· мотивированностии направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной игосударственной жизни;
· самостоятельноотвечать за свои поступки на основе представлений о правовых и нравственныхнормах, демократии, социальной справедливости и свободе;
· сотрудничествусо взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умению несоздавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
· сознательноорганизовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели дополучения и оценки результата);
· объяснятьправовые явления и процессы социальной действительности с научных позиций;рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможныхперспектив;
· анализироватьреальные правовые ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и моделиповедения в них;
· различнымвидам публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следованиюэтическим нормам и правилам ведения диалога;
· выполнятьпознавательные и практические задания, в том числе с использованием проектнойдеятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1)использование элементов причинно-следственного анализа;
2)исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3)определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериевдля сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиски извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источникахразличного типа;
5)перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, изаудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватнопознавательной и коммуникативной ситуации;
6)объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7)оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнениядругих людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающейсреде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм;
8)определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулированиесвоей точки зрения.
Содержание рабочейпрограммы
Введение.
Гражданини государство
Правовые основы взаимоотношения граждан и органовгосударственного управления. Понятие государственного управления. Органыисполнительной власти. Административные правоотношения и их особенности. Субъекты административных правоотношений. Правовое положение граждан всфере государственного управления
Уголовная ответственность. Понятие преступления.Формы вины. Характеристика обстоятельств, исключающих преступностьдеяния. Принцип презумпции невиновности. Возраст уголовной ответственности.Назначение наказания.
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Особенностипроизводства по делам несовершеннолетних. Меры пресечения. Особенностиназначения наказания. Специализированные учреждения для несовершеннолетних.
Семья. Родители. Дети
Брак как юридическое понятие. Условия и порядок заключениябрака. Препятствия к заключению брака. Прекращение брака.
Права и обязанности супругов. Личные неимущественныеправа супругов. Законный режим имущества супругов. Договорный режим имуществасупругов. Брачный договор.
Права и обязанности родителей и детей. Личные права иобязанности родителей. Лишение и ограничение родительских прав. Имущественныеправа и обязанности родителей. Права ребенка. Имущественные права детей. Опекаи попечительство. Усыновление. Приемная семья.
Общая характеристика гражданских правоотношений
Понятие гражданского правоотношения и его структура.Характеристика объектов гражданского правоотношения: нематериальные иматериальные объекты. Содержание гражданских правоотношений. Субъективныегражданские права и субъективные гражданские обязанности.
Субъекты гражданских правоотношений. Физические июридические лица. Признаки юридического лица. Правоспособность и дееспособностьюридических лиц. Физическое лицо как субъект права. Его право- идееспособность. Правовой статус малолетних. Права и обязанности лиц от 14 до 18лет. Виды гражданских правоотношений.
Осуществление и защита гражданских прав. Осуществлениегражданских прав. Срок исковой давности. Защита гражданских прав. Формы защитыгражданских прав.
Право собственности
Понятие права собственности. Основные правомочиясобственника: владеть, пользоваться и распоряжаться. Основания возникновенияправа собственности. Общая собственность. Прекращение права собственности.
Основные формы собственности в России. Частная,государственная, муниципальная и другие формы собственности. Право хозяйственноговедения. Право оперативного управления. Ограничения права собственности.Специальный правовой режим.
Защита права собственности. Исковое заявление. Порядокзащиты права собственности при отсутствии договорных отношений (истребованиеимущества из чужого незаконного владения, устранение нарушений, не связанных справом владения, признание права собственности).
Договор
Сделки и их виды. Понятие сделки. Формы сделок (устная,письменная, нотариальная). Виды сделок (односторонние, многосторонние, двусторонние).Договор. Срочные и бессрочные сделки. Реальные и консенсуальные сделки.Условные сделки (отлагательные и отменительные).
Виды гражданско-правовых договоров. Понятие договора.Принцип свободы договора. Содержание договора. Оферта и акцепт. Особые видыдоговоров.
Соблюдение договоров. Юридическая ответственность занеисполнение обязательства по договору. Порядок изменения и расторжениядоговора. Способы обеспечения исполнения обязательств. Неустойка. Удержаниеимущества. Банковская гарантия. Залог. Поручительство. Задаток.
Отдельныевиды гражданских правоотношений
Жилищные правоотношения. Жилищный фонд. Право собственностина жилое помещение. Ипотека. Участие граждан в жилищно-строительных ижилищно-кооперативных товариществах. Договор социального найма. Приватизацияжилья. Порядок использования жилого помещения на основании жилищно-правовыхдоговоров.
Права потребителей. Понятие потребителя. Права потребителяна качество, безопасность, информацию, на возмещение причиненного ущерба, на просвещениев области защиты прав потребителей.
Правовое регулирование трудовых отношений
Трудовые отношения и их характеристика. Социальноепартнерство. Коллективные соглашения и их особенности Принципы правовогорегулирования трудовых и непосредственно связанных с трудовыми отношениями.Источники трудового права.
Трудовой договор работника и работодателя. Существенныеусловия трудового договора. Дополнительные условия. Условие об испытательномсроке. Срок трудового договора. Порядок оформления на работу. Трудовая книжкакак документ о трудовой деятельности. Основания прекращения трудового договора.
Занятость и безработица. Федеральная государственная службазанятости населения. Порядок признания безработным. Социальная поддержкабезработных. Устройство на работу. Резюме и собеседование.
Международная защита прав человека
Основныедокументы по защите прав человека. Принципы, закрепленные во Всеобщейдекларации прав человека. Организации по защите прав человека и их функции.Комиссия ООН по правам человека. Комитет по правам человека. Право на обращениев Европейский Суд по правам человека.
Тематическоепланирование по учебному курсу « Роль права в жизни общества»
№ п/п |
Название темы |
Количество часов, отводимых на изучение темы Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518 |
1 |
Человек и закон. |
5 часов |
2 |
Трудовая отрасль права. |
3 часа |
3 |
Семейное право. |
2 часа |
4 |
Судопроизводство в современной России |
3 часа |
5 |
Мировое сообщество на защите прав человека |
3 часа |
6 |
Итоговый урок по курсу |
1 час |
Приложение№1
к рабочей программе
по учебному курсу «Роль права в жизни общества»
Календарно-тематическоепланирование
поучебному курсу
курсу:«Роль права в жизни общества»
на2022-2023г.
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения (План) |
Дата проведения (Факт) |
Примечания |
1 |
Роль права в жизни человека и общества |
|
|
|
2 |
Как и почему зарождается право? |
|
|
|
3 |
Я — гражданин страны |
|
|
|
4 |
Почему я должен следовать закону? |
|
|
|
5 |
За всё ли вы в ответе? |
|
|
|
6 |
Право и организация бизнеса |
|
|
|
7 |
Работодатели и работники на рынке труда |
|
|
|
8 |
Практические советы о правилах поведения в трудовой сфере |
|
|
|
9 |
Правовые основы брака. Родители и дети |
|
|
|
10 |
Права несовершеннолетних |
|
|
|
11 |
Судопроизводство в нашей стране |
|
|
|
12 |
Адвокат и прокурор на страже закона |
|
|
|
13 |
Из мира юридических профессий |
|
|
|
14 |
Мировое сообщество на защите прав человека |
|
|
|
15 |
Международное гуманитарное право |
|
|
|
16 |
Международное гуманитарное право |
|
|
|
17 |
Итоговый урок по курсу: «Право» |
|
|
|
