В своих проповедях Будда критиковал как брахманизм, так и джайнизм. В брахманизме его не устраивало пристрастие к богатой и обеспеченной жизни, а в джайнизме – аскетизм (отказ от одежды, а в конце жизни от пищи, чтобы освободиться от кармы). Он за средний путь. Рассмотрим ядро учения Будды.
Главное открытие Будды – это 4 истины:
1. жизнь есть страдание
2. причина всех страданий – желания
3. страдания можно прекратить путем избавления от желаний
4. чтобы прекратить страдания нужно вести добродетельную жизнь по законам «правильного поведения» и «правильного знания», т.е. следовать благородному восьмеричному пути.
«правильное поведение» включает в себя:
1) не убей
2) не причиняй никому вреда
3) не укради
4) не лги
5) не прелюбодействуй
6) не употребляй дурманящих разум напитков
7) основная линия монашества – аскетизм (не спать на мягкой постели, не умываться душистым мылом и т.д.)
«правильное знание» включает в себя:
8) самоуглубление и внутреннее созерцание — медитация
Этот восьмеричный путь позволит вырваться из бесконечной цепи перерождений и достичь нирваны.
Учение Будды призывает человека не творить зла, не воровать, не лгать, не наносить ущерба ничему живому, не прелюбодействовать, не употреблять спиртного и т.д. Человек должен избегать «красного петуха» — гордыни, тщеславия и эгоизма, «черной свиньи» — невежества и неразборчивости, «зеленой змеи» — коварства и злобы. Надо уважать других, быть скромным, уметь радоваться за окружающих, дарить людям часть своей собственности, щедро делиться с ними собственным опытом и познаниями. Но Будда не заставляет всех следовать по этому пути, а лишь указывает его людям.
Система буддизма направлена главным образом на то, чтобы регулировать поведение человека. Буддийская этика – пассивная этика. Следует доброжелательно относиться и к добрым и к злым людям, преступникам, убийцам. Не защищать других людей от зла и насилия. Нежелательно мстить и наказывать за преступления. Осуждается привязанность к какому-либо человеку. Учение Будды глубоко нравственно. Он учит, что «никогда в этом мире ненависть не побеждается ненавистью».
Священные книги. До начала нашей эры священных книг в буддизме не было. Легенды буддизма столетиями передавались из уст в уста. Поэтому, когда была составлена Священная книга, каждая глава в ней начинается со слов «так я слышал». Священная книга буддизма была впервые составлена в 80 г. до н. э. на Шри-Ланке, и называется «Типитаки» или «Трипитаки», что означает «три корзины» или «три сосуда», так как все тексты разделены на три части – питаки.
1. Винная-питака. Посвящена правилам поведения монахов и порядкам в монашеских общинах.
2. Сутта-питака. Рассказывает о жизни Будды в его прежних воплощениях.
3. Абхиддама-питака. Содержит проповеди, поучения на этические и абстрактно-философские темы. В Трипитаке содержится 84 тысячи поучений Будды.
Древние тексты выполнялись на узких полосках пальмовых листьев, и хранились в специальных корзинах. В 1871г. на V Соборе было решено начать работу по собиранию буддийских текстов в разных странах Востока. Собранный материал составил 729 текстов (столько текстов в Трипитаке). При издании получилось 39 томов большого формата. Многие тексты представляют собой повторение сказанного. Из 39-ти томов 19 томов — комментарии. Одновременно необходимо отметить, что священная книга в буддизме-ламаизме включает в себя 333 тома. Многие из текстов – комментарии на комментарии. По внутреннему содержанию буддийские тексты очень противоречивы.