X-PDF

Учение Ницше о культуре: Апполоническое и Дионисийское начала

Поделиться статьей

«Рождение трагедии из духа музыки» (нем. Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik) — эстетический трактат 1872 года, в котором Фридрих Ницше изложил свой взгляд на дуалистические истоки искусства. Переиздан в 1886 году с предисловием «Опыт самокритики» и подзаголовком «Эллинство и пессимизм».

Ницше ставил в пример Европе восточную систему ценностей и жизнь предков самих европейцев.

Приземленность обывателей и рассудочность ученых, упадок в искусстве и бюрократизм в общественной жизни — все это Ницше считал проявлениями болезни человеческого рода. Ставя человека в искусственные рамки, культура обезличивает его, считал Ницше, подавляет волю индивида, лишает его творчества. Ницше считает, что если культура сковывает индивидуальную волю, становясь цивилизацией, то именно поэтому следует отказаться от культуры.

В западной цивилизации раздражает Ницше вырождение и упадок. Свои надежды Ницше связывал с возрождением в культуре мятежного дионисического духа и связанного с ним созерцательного аполлонического искусства. Дионисическое и аполлоническое «Поступательное движение искусства связано с двойственностью аполлонического и дионисического начал, подобным же образом, как рождение стоит в зависимости от двойственности полов, при непрестанной борьбе и лишь периодически наступающем перемирии»

Эти названия Ницше заимствовал из греческой мифологии, разъясняя свои глубокие экзотерические воззрения не с помощью понятий, а с помощью образов двух древнегреческих богов. Эти два начала не связаны ни с типологией культуры, ни с ее периодизацией, так как они проявляются в одно и то же историческое время, дополняя друг друга, но являясь совершенно противоположными состояниями человека.

В греческом пантеоне боги Аполлон и Дионис — противоположные символические типы.

Аполлон — это небесное, солнечное существо, сын Зевса, сменяющий на Олимпе бога Солнца Гелиоса, олицетворяющий солнечное начало . он — источник света, носитель божественного откровения: Аполлон как бог всех сил, творящих образами, есть в то же время и бог, вещающий истину, возвещающий грядущее.

Дионис же, напротив — олицетворение земного, бог плодородия, покровитель растительности, земледелия, виноградной лозы и виноделия. Дионис — бог веселья, радости, буйства.

Аполлон и Дионис символизируют противоположность небесного и земного начал.

Чтобы показать, в чем состоят различия аполлонического и необходимо обратиться к дионисического начал культуры, понятиям и принципам, образным выражением которых выступают боги Аполлон и Дионис.

Представленная информация была полезной?
ДА
52.94%
НЕТ
47.06%
Проголосовало: 51

Аполлон — выражение покоя и порядка, Дионис — его противоположность. Если первый — полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога-творца образов, то второй — избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство.

Аполлон воплощает принцип индивидуализма, он —великолепный божественный образ этого принципа, в жестах и взорах которого с нами говорит вся великая радость и мудрость иллюзии, вместе со всей ее красотой . Аполлон, как этическое божество, требует от людей меры и, чтобы иметь возможность ее соблюдать, самопознания. Его требования: «Познай самого себя» и «Сторонись чрезмерного». Самопревозношение и чрезмерность — враждебные демоны века титанов и мира варваров. За все чрезмерное и титаническое индивид в мире Аполлона подлежал страшному наказанию, о чем свидетельствует целый ряд сюжетов из древнегреческой мифологии.

Дионис символизирует ужас и восторг: чудовищный ужас, охватывающий человека, усомнившегося в формах познания явлений, и блаженный восторг, поднимающийся из недр человека и даже природы, когда нарушен принцип индивидуализма, разбиты все неподвижные враждебные границы, установленные между людьми нуждой, произволом и дерзкой модой.., каждый чувствует себя не только соединенным, примиренным, сплоченным со своим ближним, но единым с ним.

АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ начало — рациональное — мера, золотая середина — иллюзорно-оптимистическое — состояние покоя — индивидуальность ДИОНИСИЧЕСКОЕ начало — иррациональное — безмерное буйство — трагико-героическое — нарушение покоя, беспокойство, неудовлетворенность — уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство

Сущностной характеристикой как Аполлона, так и Диониса является способность воодушевлять людей, рождая образы различного порядка. Именно поэтому Ницше и обозначил два противоположных начала бытия и художественного творчества, как аполлоническое и дионисическое. Эти начала прорываются из самой природы без посредства художника-человека. Человек в концепции Ф. Ницше — только подражатель и проводник имеющихся в природе сил: …каждый художник является только подражателем и при том либо аполлоническим художником сна, либо дионисическим художником опьянения, либо, наконец,… одновременно художником и опьянения и сна. С этим связана противоположность искусства пластических образов (аполлоническим) и непластического искусства музыки (дионисическим).

Аполлонический образ мира подобен образам, возникающим в сновидениях, иллюзиях, грезах.

Дионисический порождается демоническими силами, он подобен образам, вызванным состоянием опьянения, а потому это мир иррациональных образов, смыслов, понятий.

Все многообразие культурных феноменов Ницше сводит к двум типам, противоположным по природе своего рождения. Подобно тому, как различие физиологических состояний сна и опьянения порождают различные виды грез, через человека-творца проявляются противоположные образы мира, обусловливающие наличие в культуре двух начал: «аполлонического» и «дионисического». Именно с этой двойственностью связано поступательное движение культуры, только под воздействием обеих этих сил появляются на свет произведения, потрясающие всех своей глубиной.

В своем восхвалении Диониса Ницше слишком увлекся, сведя до вредного и презренного явления то, что он называл сократизмом, а проще – науку.

Нужели те достижения человечества, которые были рождены не метафизическими силами, а логическими измышлениями, ничего не значат? Ведь именно они двигали общество по пути прогресса. Если грек грезил красочными образами с прекрасными формами, то прогрессивные люди времен Ницше уже видели во сне химические таблицы. С другой стороны наука и так была на первом месте и не нуждалась в поддержке, даже напротив, она повлияла на то, что и в искусстве стали искать логичность и стремиться к рациональному познанию.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
52.94%
НЕТ
47.06%
Проголосовало: 51

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Основные события истории XX века до 1960 года

Поделиться статьей

Поделиться статьей1902.01.30 — Великобритания подтверждает свою изоляционистскую внешнюю политику, подписав с Японией договор, в соответствии с которым обе страны будут


Поделиться статьей

Палеолитические Венеры

Поделиться статьей

Поделиться статьей· Швабская Венера В пещере Холе-Фельс на юге-западе Германии найдена древнейшая в мире статуэтка. Всего лишь 6 см высотой


Поделиться статьей

Оформление программной документации

Поделиться статьей

Поделиться статьейСтандарты ЕСПД определяют общие положения и основополагающие стандарты, правила выполнения документации разработки, правила выполнения документации изготовления, правила выполнения документации


Поделиться статьей

БУДДИЗМ МАХАЯНЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьей Так как учение Будды — это путь освобождения,— его единственной целью является переживание нирваны. Будда не стремился к


Поделиться статьей

Рациональное природопользование. Охрана природы и окружающей человека среды

Поделиться статьей

Поделиться статьейОхрана природы и окружающей человека среды. Охраны окружающей среды. Экономические механизмы рационального природопользования Эколого-правовые и организационные вопросы Охрана природы


Поделиться статьей

Расчет конструкции двухшовного рукава

Поделиться статьей

Поделиться статьейРасчет основы конструкции втачного рукава Наименование участка конструкции Условное обозначение участка Расчетная формула Расчет, см Высота оката рукава О1О2


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет