1. Определение души. В трактате «О душе» Аристотель определяет душу через понятия — сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехии. Душой обладает только естественное, а не искусственное тело (стул души не имеет). Душа есть форма естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Жизнь есть реализация возможностей и целей. Душа есть энтелехия тела.
2. Виды души. Выделяется три вида души. Душа есть везде, где есть жизнь. Одушевленное отличается от неодушевленного наличием жизни. Виды души – одновременно ступени её развития. Утверждается генетический, эволюционный подход, принцип развития: высшее возникает на основе низшего.
а) Растительная душа. Объединяет человека и растение. Функции: питание, рост, размножение, способность к закату (естественный цикл живого). Способность к питанию, усвоению внешнего вещества — критерий растительной души. Растения воспринимают воздействие среды вместе с материей. Это психофизиологический уровень, уровень бессознательного. Проявление её: обмен веществ . ранку на коже заметили через неделю – а она уже заросла. Она обладает способностью размножаться и осуществлять обмен веществ.
|
|
б) Животная душа. Функции: осязание, ощущения, чувства, восприятие, память, аффекты. Ощущение – уподобление внешнему объекту, усвоение формы ощущаемого без его материи. Обладает способностью воспринимать формы с помощью ощущений. Способность к ощущению влечет за собой удовольствие и неудовольствие, приятное и неприятное, а тем самым желание приятного и стремление к нему (и избегание неприятного). Животные обладают не только животной, но и растительной душой.
в) Разумная душа. Совсем немного существ обладает волей, способностью рассуждения и размышления. Люди обладают как животной, так и растительной душой. Бог обладает лишь разумной душой. Человек—и растение, и животное. Бог—только бог. Разум в максиме развития – проявление божественного, он не связан с телесным и внешним. В этом измерении он бессмертен, может быть отделен от тела, после смерти тела сливается со вселенским разумом.
Так образуется лестница живых существ в психологическом аспекте.
3. Душа и тело. Душа неотделима от тела. Она принадлежит телу, которое не безразлично душе. Душе не безразлично, в каком теле она пребывает. Аристотель отвергает орфико- пифагорейское (и платоновское) учение о переселениях душ. Все живые тела — орудия души и существуют ради души. Душа есть причина как цель и как сущность одушевленных тел. Но все это относится лишь к растительной и животной душам.
4. Состояния души связаны с телом. Душа ничего не испытывает без тела и не действует без него, например, при гневе, отваге, желании, ощущениях. Все состояния души связаны с телом: негодование, кротость, страх, сострадание, радость, любовь и отвращение. Вместе с этими состояниями души меняется и состояние тела. Эмоции— функции не только души, но и тела. Если тело не придет в возбуждение, то несчастье не вызовет эмоции. Люди часто «каменеют», дабы защититься от страдания. Состояния души имеют свою основу в материи, в состоянии тела.
|
|
5. Ум не соединен с телом. Некоторые части души могут быть отделимы от тела. Если способность ощущения невозможна без тела, то ум существует отдельно от него, как вечное — отдельно от преходящего. Аристотель не находит доказательств того, что ум соединен с телом. Аристотель утверждает, что ум не имеет своего органа (хотя пифагореец Алкмеон задолго до Аристотеля нашел орган мышления в мозге).
5) Принцип ОРГАНИЗАЦИИ (системности, структурности). Организация – упорядоченное целое для решения определенной задачи. Часть связана с целым. Все функции – телесные и психические – взаимосвязаны. “Если бы глаз был живым сущнством, то его душой было бы зрение”. Зрение – это функция, связанная с душой и телом. Душа – функция, связанная с телом и его функциями. Др. уровни проявления П.О.: личность и общество, душа и тело, функции в душе и функции в теле, телесные функции связаны с душой (психические – с телом).
Учение о душе. 1) Душа связана с телом. Душа не существует вне тела. Она делает тело живым, это причина функций тела (развитие, дыхание, чувства, мышление). Отсутствие души делает тело трупом. Действует не душа, а тело одушевленное. Не душа, а человек благодаря душе думает, сочувствует. Душа не существует вне тела и не является им. Отделить от тела нельзя. Сказать: «душа гневается» все равно, что «душа строит дом». Это не сущность, а способ организации живого тела.
2) Душа – проецирует цели активности тела. Животное стремится стать более совершенным и адаптированным животным. Органы тела – орудия души, существуют ради неё. Цель – развитие тела, развитие души. Телеологизм (телос (с греч.)- цель). Все функции (ум и пр.) – ради чего-то. Существует цель. Препятствия в её осуществлении ведут к психопатологии.
3) Душа – форма, суть, причина и цель действий, т.е. энтелехия.
4) Носитель души – пневма. Она бестелесна, но существует в крови. Орган души – сердце. Мозг, подобно радиатору, выполняет вспомогательную функцию – охлаждает кровь.
5) Душа едина. Существуют не части души (Платон), а уровни, функции.
(6) Интеллект – в 2-х формах: 1) Теоретической (академической) и 2) Практической (эффективен в достижении конкретных вещей и ценностей)
4) ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ Начало познания – ОЩУЩЕНИЯ, сенсорный опыт. Позиция эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. А. сравнивает ощущения с оттиском на воске, оно пассивно. Это уподобление внешнему.Органы чувств воспринимают предметы без материи, сенсорное восприятие дает копию предметов, но такая копия не материальна. Она напоминает отпечаток перстня без железа или золота. «Чувственное», сенсорное знание адекватно и объективно. Благодаря ему мы воспринимаем свойства тел. Зрение дает восприятие цветов. (Но есть общие свойства — величина, число, единство, движение, покой,— которые воспринимаются всеми органами чувств, особого органа для их восприятия нет). Мы познаем только форму предмета, но не материальный субстрат, не атомы (как полагал Демокрит). Хотя ощущения дают нам знание только единичного, в нем потенциально содержится и знание общего. Опыт — основа знания, но еще не само знание. Опыт обобщается разумом, наукой, тем самым постигается общее. Выявляются законы.
5) Учение о КАТАРСИСЕ. Трагедия посредством страха и сострадания очищает душу от аффектов и неврозов. Страх вызывается в зрителе такой ситуацией, когда трагический герой не очень превосходит зрителя, ибо страх зрителя—это страх за подобного себе. Сострадание испытывается не из-за порочности героя, а из-за «большой ошибки». Страх (трепет) и сострадание—только путем отождествления себя с героем. Зритель получает удовольствие— от сострадания и страха. Это очищающее действие трагедии называется катарсис. Терапевтическая процедура в психоанализе З.Фрейда носит катарсический характер.
|
|
6) ЛИЧНОСТЬ и ОБЩЕСТВО. Личность социальна. Люди от природы равны. При этом А. защищал необходимость рабовладения. Раб понимался как «говорящее орудие труда».
Утверждается зависимость человека, индивида от общества, первенство, главенство государства (общества) над индивидом. Первенство государства – благо государства (целого) выше блага отдельного человека.
Человек – «политическое животное». Если человек чувствует себя независимым, то он — или животное (скотина), или Бог (ангел). «Политическое» — от слова «полис» — город государство. «Политика» — деятельность в осуществлении «Царства Божьего на земле», среднего материального достатка и справедливости. Человеку присуща инстинктивная устремленность к “совместному сожительству”, обусловленная “сознанием ей пользы”. Отождествляя государство с обществом, Аристотель рассматривает его как большую семью (= Конфуцию). Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем свободным гражданам. Счастье есть “хорошая жизнь”. “Счастлив тот, кто “волен”. Государство существует для «лучшего существования».
7) МОРАЛЬ Аристотель – один из родоначальников этики. Его принципы. а)Избегание крайностей, Умеренность, принцип золотой середины. Роскошь, власть, богатства – и бедность – крайности, которых следует избегать.
б) Сократ основания нравственности искал в “душе” человека, Платон — в мире абсолютных идей. Аристотель основы нравственности искал в социуме. Изолированный от общества индивид не может быть нравственным. Только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. Добродетель, нравственность – это то, что соответствую законам. Всякий, кто нарушает закон — несправедлив.
|
Представленная информация была полезной? ДА 59.43% НЕТ 40.57% Проголосовало: 1166 |
Цель человеческой жизни – счастье (это общая установка
для античной философии. Счастье, по Аристотелю, заключается не в
материальном богатстве, не в наслаждении, и ни в одной добродетели,
а в разумной деятельности в согласии с добродетелью. Необходимо
реализовать в действительности то, что заложено в нем потенциально.
Центральное понятие этики Аристотеля – понятие середины.
Добродетель – середина между излишеством и недостатком
(«ничего слишком»). Великодушие есть середина между тщеславием и
малодушием, мужество – между безрассудной отвагой и трусостью,
щедрость– междурасточительностью и скупостью. Философ особенно
высоко ценит такие добродетели как: разумная мудрость, практическая
мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость,
правдивость, дружелюбие, любезность.
Политология. Так же как и Платон, Аристотель делит формы
государства на правильные (когда достигается польза для всех) – это
полития, монархия и аристократия . и неправильные (польза для
некоторых)– тирания, олигархия и демократия. Хорошими он считает
формы, при которых исключена возможность корыстного
использования власти, а сама власть служит обществу в целом – это
монархия, аристократия и «полития», т.е. власть среднего класса.
Аристотель полагает, что и для государственного правления (как и в
этике) «умеренное и среднее наилучшее», т.е именно среднее сословие,
владеющее умеренной собственностью и устанавливают наилучшую
форму правления. В отличие от Платона, Аристотель – защитник
частной собственности. Он говорит о том, что «одна мысль» о
собственности доставляет несказанное удовольствие», отмена ее ничего
не даст, так как «общее дело все сваливают друг на друга. Причина
несправедливости общества состоит в нежелании управляющих
действовать в интересах общего блага. Именно служение общемублагу
является критерием правильных форм.