«Как учить стихи, играючи»
/использование приемов технологии ТРИЗ/
Составил: воспитатель высшей
квалификационной категории
Кондратенко Н.В.
Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной»личности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные,оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения,занимающие активную позицию в жизни.
Помочь в формировании такой личности поможет ТРИЗ.
Эта технология способна помочь научить детей фантазировать,придумывать, исследовать, делать самостоятельные открытия.
Активно используя элементы ТРИЗ в работе с детьми разного возраста, яубедилась: у них обогащается круг представлений, растет словарный запас,развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает формировать диалектику илогику, преодолеть застенчивость, замкнутость и робость.
В работе используются различные тризовские методы: МФО, морфологическийанализ, синтетика, системный анализ и т.д.
Широко практикуется такой прием, как моделирование, работа со схемами.
Использование моделирования позволяет активизировать мыслительнуюдеятельность детей, формирует воображение, способствует развитиюнаглядно-образного и ассоциативного мышления; а вследствие этого развиваетречевые функции, мотивационную сферу. А это в свою очередь обеспечивает успехребенка при обучении.
Итак, речевое развитие через приемы моделирования.
Использование невербальных средств – графических изображений, включаяпиктограммы и рисунки (реалистические и условные) – открывает широкиевозможности для эффективной работы по развитию речи.
У детской памяти удивительное свойство – исключительнаяфотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка посредствоммоделирования позволяет качественно освоить материал. И если призвать на помощьнаглядно-образную, зрительную память, то любая деятельность для ребенка станетделом веселым, эмоциональным, и при этом содержание беседы, заучивание станетосязаемым, видимым, представляемым.
Моделирование является универсальным, развивающе-образовательнымсредством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружаяего в мир образа.
Моделирование в широком смысле слова – это заменадействий с обычными предметами действиями с их уменьшенными образцами,моделями, муляжами, макетами, а также их графическими заменителями: рисунками,чертежами, схемами и т.п. Чертеж представляет собой условное изображениепредметов, взаимосвязей между ними и взаимоотношения.
Мы сегодня поговорим о заучивании стихотворения посхеме, что является лишь подразделом в работе ТРИЗ.
Работа по заучиванию стихотворений по схемепредполагает большую постепенную работу – по принципу от простого к сложному.
Одно из первых знакомств с занятными символами –уточнение их обозначения и речевые зарядки. Дети с удовольствием находятсходство геометрических и округлых линий, ломаных, со знакомыми предметами илиявлениями, додумывая образ, преобразуя причудливые формы. Любому из символовдети придумывали несколько вариантов обозначений. И если в младшем дошкольномвозрасте детям предлагались легкие варианты схем, то в старшем – более сложные.
В старшей возрастной группе дети каждому из эталоновпредлагают до 20 вариантов обозначений. Причем, если раньше в каждом изсимволов дети видели законченный, оформленный, цельный предмет, где практическине надо было ничего додумывать и дорисовывать, изображения у детей быликонтурные, схематичные, лишенные деталей, то в старшем возрасте заданноеграфическое изображение дети воспринимают как часть целого, элемент какой-либосистемы, и с удовольствием дорисовывают, находя интересные решения. Теперьфигура является одним из второстепенных элементов картинки.
Например: треугольник – уже не крыша дома, а грифелькарандаша, которым мальчик рисует картину.
В процессе знакомства со схемами параллельно шларабота по словообразованию. Ряд игр и упражнений подобраны на умениеориентироваться в звуковом оформлении слова, и позволяет детям легкообразовывать существительные по аналогии. Например: образование слов суменьшительно-ласкательным значением.
Затем мы с детьми упражнялись в совместном составлениипредложений по схемам. Сначала дети справлялись с запоминанием ивоспроизведением предложений по схеме.
Затем дети с интересом откликнулись на предложениесамим составить схему по тексту на основе сходств и ассоциаций.
Сложным, но интересным вариантом работы спредложениями является придумывание предложений по заданной схеме, котораявключает в себя сумму случайных, наугад взятых символов.
Наперебой и с увлечением ребята упражнялись в игре«Закончи предложение». Вставляя пропущенные слова, дети работают над речевымоформлением законченного полного предложения, над правильностью построенияфразы (а это согласование слов в предложение, использование предлогов и союзов,образование множественного числа существительных).
Интересным приемом было придумывание сложносочиненных,сложноподчиненных предложений с использованием пиктограмм эмоций иэлементов-символов, означающих предметы и явления.
Другой пример: образование множественного числа именсуществительного.
Эта работа постепенно подвела нас к следующему этапу –разучивание стихотворений по схеме, где каждое слово или фраза заменяетсяусловным цветовым или схематичным обозначением.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам – он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он их усвоит на лету»
(К.Д. Ушинский)
Почему дети плохо запоминают текст? Трудно запомнитьто, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личнымипереживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания,а если нет мотивации – нет результативной деятельности.
Чтобы не подорвать добрых отношений с ребенком, нетребовать от него невозможного, можно воспользоваться некоторымирекомендациями.
Для заучивания следует подбирать такие стихи, которыеинтересны ребенку, помогают ему играть, общаться, сопровождать свои действия,движения, ритмизировать их. Ребенок обязательно захочет выучить то, что удивитего друзей и облегчит распределение ролей в игре, определит ведущего.
При разучивании стихов довольно часто используетсяпринцип «повторенье – мать ученья». Однако от многократного повторения можнодаже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторениеэксплуатирует лишь слуховую память. Попробуйте призвать на помощь и другие видыпамяти, например, зрительную, обонятельную, вкусовую, осязательную,двигательную. Не забывайте, что самая сильная память – эмоциональная. Значит,разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и приэтом содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым.
Опора на рисунки для обучениядетей заучиванию стихотворений – вопрос, имеющий практическое значение. Приработе с детьми, страдающими различной речевой патологией, было замечено, чтоони без радости включаются в учебную деятельность. Заучивание вызывает у нихбольше трудностей, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Значит, оченьважно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить ипревратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности –игру.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образнаяпамять, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детскойпамяти удивительные свойства – исключительная фотографичность. Чтобы заученноестихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его втечение первых пяти дней. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка послепрослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольноговнимания и непроизвольной зрительной памяти) позволяет значительно быстреевспомнить стихотворение. Это может быть картина или серия картинок.
«Ель и ежик»
Ель на ежика похожа,
Еж в иголках, елка тоже.
Подарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек.
Быстрому и прочному запоминанию способствуетиспользование схем. Моделирование сюжета с помощьюусловных схем предполагает зарисовки последовательности стихотворенияпосредством абстрактных линий или приближенных к реальному предмету илиявлению. Важно, чтобы все элементы на схеме были расположены в нужнойпоследовательности: элементы схемы или задаются воспитателем или обговариваютсяс детьми в форме совета. Процесс заучивания стихотворения значительноупрощается, если дети сами рисуют их схемы.
Схемы для детей младшего дошкольного возрастапредъявляются воспитателем и носят реальный характер.
Обсуждается значение условных символов, ассоциируяэлементы с какими-либо предметами и явлениями, совместное решение обобозначении.
С большим удовольствием и успехом мы разучили большоеколичество стихотворений. Интересно для детей 3-4 лет было заучиваниестихотворений с использованием моделей (опора на цветовые символы), каждая изкоторых соотносится с каким-либо объектом, явлением, действием или качеством.Например, стихотворение Капотовой «Осень», стихотворение Токмаковой «Весна».
Быстрому и прочному запоминанию способствовалоиспользование схем в стихотворении Галкиной «Спасибо скажем маме». Все элементына схеме приближены к реальным предметам и явлениям, располагаются в нужнойпоследовательности. Элементы схем в младшем дошкольном возрасте создаютсявзрослым на глазах у детей или задаются готовые рисунки. Заучиваниестихотворений с опорой на схему не вызывает больших трудностей, утомления иотрицательных эмоций.
Как только дети испытывали затруднения при заучиваниистихотворений – к нам на помощь приходила схема. Таким образом было заученостихотворение Кузнецова «Урал».
А на открытом занятии в рамках декады передового опытав апреле 2005 года гости из других учреждений были свидетелями, как наши детилегко и свободно пользуются схемами при заучивании стихотворения Новицкой «Идуя по лесу». С третьего повтора ребята безошибочно скандируют стихи.
А как задорно звучат потешки-небылицы с использованиемцветовых моделей. Например, потешка «Это правда?». Варианты цветовогомоделирования, обозначение текста обговаривалось с детьми и учитывались их мнения.Отмечаются различия: по цвету, размеру, расположению и взаимосвязям. Этоабстрактные зарисовки, свое и коллективное видение. А результат – моментальноезаучивание. Например, потешка Б. Заходера «Очень странный вид». Желаниесамостоятельно повторять небылицы, потешки, считалки, проговаривать ихвозникает у ребенка при условии, что эти тексты носят игровой юмористическийхарактер.
На музыкальных занятиях дети иногда испытывализатруднения при разучивании новых песен, особенно когда имеет место перечисление,которое трудно для запоминания. Опять-таки наши схемы – наше подспорье. Такимобразом, было выучено несколько песен: «Солнечный зайчик», «Оранжевая песенка»,«Детское счастье». Таким же образом был разучен русский народный «Хоровод сколосками», русская народная песня «Барыня».
Также эффективно использование схем для проведенияфизкультминуток и быстрого запоминания нового текста. Дети, опираясь наусловные обозначения, выполняют движения, обозначающие действия изображаемогообраза, так называемый поэтический этюд. Например, физкультминутка о сказке.Эти стихотворения можно читать много раз. Главное, чтобы это была игра, вкоторой дошкольники «внутренним взором» видели то, о чем они рассказывают. Всеэто полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы. И увзрослого общение с детьми получается позитивным.
Интересно и необычно использование схем при чтениисчиталочки на занятии по звуковой культуре речи в старшей группе(дифференциация звуков [з], [ж]).
Условные схемы можно использовать при автоматизациизвуков в связных текстах. Текст, необходимый для автоматизации звуков,запоминается легко, если его последовательность наглядно представлена ребенкуили схему текста он зарисовывает сам.
Дейл Карнеги дает свои советы (законы) по улучшениюпамяти.
1 закон памяти – получить глубокое, яркое впечатлениео том, что хотите запомнить, а для этого надо:
— сосредоточиться,
— внимательно наблюдать. Прежде всего, старайтесьполучить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу,в 20 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.
2 закон памяти – повторение.
3 закон памяти – ассоциация: хочешь запомнить факт –нужно ассоциировать его с каким-нибудь другим.
Для работы с детьми эти «законы» также применимы,однако следует учитывать важность разыгрывания и «проживания».
Учить не только игровому, но и целенаправленномупроизвольному запоминанию стихов тоже необходимо, но только старшихдошкольников, т.к. произвольное запоминание – сложная интеллектуальная работа,связанная с мышлением.
Данная система имеет теоретическую основу. Базируясьна представлении о сложной и активной природе процессов запоминания,опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговойкоры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучиваниядетьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами вразвитии.
Вся перечисленная система работы с использованиеммоделирования, схем помогает развивать у детей все компоненты речи, учит ихобщаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, правильно объяснятьсвои мысли, владеть диалогической и монологической речью.
А ведущим двигателем данного процесса – является игра.
Из педагогической копилочки