Муниципальный этап Всероссийского конкурса
«Учительгода России – 2023»
Методическая копилка ГрачевойАнны Владимировны,
учителя русского языка илитературы
МОУ Деяновской ОШ
2023 год
Слайды 1,2
Здравствуйте, уважаемые члены жюри!
Я учитель русского языка и литературы первой квалификационнойкатегории.Педагогический стаж 10 лет, работаю в Деяновской школе с 2012 года. Имеювысшее педагогическое образование. Закончила Нижегородский государственныйуниверситет им. Н.И. Лобачевского.
Слайд 3
Представляю вашему вниманию методическую копилку потеме: «Использование современных образовательных технологий на урокахрусского языка и литературы»
Слайд 4
Этот выбор не случаен. Большинство учителей-словесников сталкиваются сегодня содинаковыми проблемами: ученики неохотно читают тексты по литературеили не читают вообще, у них не развиты речь, творческое мышление и навыкиграмотного письма, у многих низкая мотивация к познавательной деятельности и кучёбе в целом. Эти проблемы актуальны и для меня, поэтому для развития интересак своим предметам и выработки навыков устной и письменной речи учеников явыбрала технологию критического мышления.
Для своей работы явыбираю наиболее эффективные приёмы данной технологии, исходя из учёта возрастных ииндивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса,содержания учебного материала и собственных возможностей. Это позволяет мнепревратить учение не только в нужный и полезный, но и в интересный процесс.
Слайд 5
Современная жизнь предъявляет высокие требования квыпускнику школы. Какими качествами он должен обладать по новымобразовательным стандартам? Ондолжен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном миретрудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где икаким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающейдействительности. Поэтому задача современной школы и каждого педагога –создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться,развить свои интеллектуальные и творческие способности. Именно по этой причинев педагогическом процессе сегодня актуализируется использование современныхтехнологий и активных форм обучения.
Поэтому, передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, нои заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что ониделают. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность реализую спомощью современных образовательных технологий, это ИКТ, кейс-технология,проектная деятельность, интеграция, игровая технология и многие другие.
Ноиз всех технологий, которые используются в условиях реализации новых иобновленных стандартов, хочу остановиться на той, которая развиваеттворческое мышление, побуждает ученика к активной работе, способствует развитиюречи и грамотного письма. Речь идет о технологии«Развитие критического мышления»
Когда мы готовимся к уроку, в нашем воображении всегдарисуется такая картина: дети с легкостью извлекают информацию, они выполняюттренировочные задания, упражнения, они работают и в группах, и в парах, иговорят, говорят…
В настоящее время в педагогике придается огромноезначение метапредметному подходу в обучении. Мы, учителя, должны понимать, чтотакой подход направлен на воспитание всесторонне развитой личности. Мы должныразвивать в детях различные УУД, которые они смогут применить на других уроках,в каких-либо жизненных ситуациях. Выпускники должны выходить из школы с багажомзнаний не только предметных, но и таких, которые ему помогут обустроиться вжизни и сориентироваться в различных ситуациях и – в их сознании долженвозникнуть образец решения проблемы, сформироваться способ выхода изсложившейся ситуации. Также необходимо формировать у ребят понятие онравственных жизненных ценностях.
Слайды 6,7
Цельданной технологии состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимыдетям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать синформацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороныявлений).
Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки воптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, повышаетсямотивация, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Это одна из технологии, которая дает возможностьразвивать функциональную грамотность учащихся в процессе учебной деятельности.
Приемы критического мышления являются своеобразнымключом доступа к интуитивному опыту, к различным структурам памяти, подсознаниюдетей. Такой доступ и обеспечивает оригинальные, креативные решения задач ипроблем, делает процесс познания эффективным и позволяет учащемуся проявитьсвои скрытые творческие возможности.
Данная технология появилась в российском образованиив 1997 году. Проект первоначально назывался «Чтение и письмо для развитиякритического мышления, который позднее в педагогической литературе получилназвание «Технология развития критического мышления». В основе этой технологиилежит теорияосмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результатвнутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе теформы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».
-Что понимается под критическим мышлением? Критическоемышление – тот тип мышления, который помогает критически относиться к любымутверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этомоткрытым новым идеям, методам.
Свою педагогическую работу сдетьми я веду в русле гуманистического направления, разработчиком и основателемкоторого является В.А. Сухомлинский. Гуманизация образования направлена насоздание таких форм содержания и методов обучения и воспитания, которыеобеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности учащегося — егопознавательных интересов, личностных качеств; на создание таких условий, прикоторых он захочет учиться, будет лично заинтересован в том, чтобывоспринимать, а не отталкивать воспитывающие воздействия. Все это можнореализовать только на принципах толерантности, свободы и независимости личности.
Слайд 8
На уроках русского языка илитературы применяю различные элементы современных технологий и методик врамках метапредметного подхода в обучении. Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии.Это «Вызов – Осмысление –Рефлексия». У меня сложилась своя система использования этих приемов накаждом из трёх этапов.
Слайд 9
Рассмотрим некоторые из них.
Первая стадия – вызов — позволяетактуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызватьустойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе науроке и дома. На данном этапе мои ученики самостоятельно определяют цели изадачи урока, самостоятельно выходят на тему урока и формулируют её.
На своих уроках часто применяю технологиюкритического мышления. Данная технология направлена на развитие у учащихсяаналитического подхода к любому материалу. Эта технология развивает у ребятмыслительные навыки, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умениепринимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное ивторостепенное, анализировать различные стороны явления). В начале своих уроковприменяю приемы «корзина идей», «составление кластера», «верные иневерные утверждения» для систематизацииимеющихся знаний по теме. Например, с помощью кластера можно дать портретнуюхарактеристику герою, структурировать знания по теме «Типы предложений», «Звуки»,«Морфологические признаки имени прилагательного» и т.п.
Технологии дифференцированногообучения опирается на общий уровень обученности, развития ученика,индивидуальные особенности ученика, неспособность ученика усваивать предмет потем или иным причинам. Оценив каждого учащегося по данной схеме, можноприблизительно отнести его к той или иной группе. Однако необходимо учитыватьто, что ученик может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую;поэтому необходимо давать возможность выполнять задания повышенной сложности итем учащимся, которых учитель относит к слабой группе.
В 5-6 классах мало времени отводится на изучение темы синтаксисасложного предложения, потому что этот раздел по программе изучается в 9 классе.Поэтому на уроках русского языка иногда выделяю 5-10 минут на работу с такимипредложениями. Мои шестиклассники с огромным удовольствием работают со сложнымипредложениями, но не у всех это получается. Я ребятам предлагаю разноуровневыезадания: уровень А – задания низкой сложности, уровень В – задания повышеннойсложности.
Дифференциация обучения позволяет развивать творческиеспособности учащихся, стимулировать учеников к развитию своих УУД.
Слайд 10
Вторая стадия технологии критического мышления –осмысление содержания– позволяет получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимисязнаниями. На данной стадии идет активная самостоятельная работа. На этом этапея предлагаю ученикам познакомиться с текстом, параграфом учебника, прослушатьлекцию, посмотреть видеофильм.
На уроках литературы часто используюкомпьютерные презентации, которые я создаю сама по теме урока или привлекаюребят. Это могут быть уроки изучения биографии писателя или поэта, заочнаяэкскурсия в музей какого-либо писателя. При подготовке таких уроков школьникамдается задание собрать необходимый биографический материал, подобратьфотографии, иллюстрации, продумать анимацию.
Также на уроках литературы демонстрируюдокументальные фильмы о писателях и отрывки из фильмов или мультфильмов –экранизаций прочитанных литературных произведений, например, таких как«Дубровский» в 6-ом классе, «Герой нашего времени», «Горе от ума», «Мертвыедуши» в 9-ом классе и другие.
Как показывает мой опыт, роман Н.В. Гоголя«Мертвые души» ребята читают с неохотой, он им кажется скучен, поэтому явключаю им смешные мультфильмы, демонстрирующие отдельные эпизоды романа,просмотрев которые, ребята уже с большим интересом начинают или продолжаютчтение этого произведения.
Слайд 11
Многие приемы, используемые на стадии вызова иосмысления, логически переходят в третью стадию урока – стадию рефлексии.Эта стадия позволяет осмыслить всю полученную информацию, превратить ее всобственное знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение кизучаемому материалу. Рефлексия направлена на систематизацию информации,выработку новых идей, решение поставленных ранее целей.
На стадии рефлексии предлагаю ребятам составитьсинквейн. Это задание является быстрым, эффективным инструментом для анализа,синтеза и обобщения понятий и информации.
Вот примеры синквейнов, составленных учащимися 6-х и8-х классов классов после прочтения художественных произведений:
Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор»:
Доктор Пирогов
Добрый, умный
Помогает, утешает, лечит
Спас семью Мерцалова
Молодец!
(Борунова Елизавета 6 класс)
Сказ Н.С.Лескова «Левша»
Левша
Талантливый, скромный
Работает, мастерит, старается
Подковал английскую блоху и умер
Жалко!
(Кузьмина Полина, 6 класс)
Слайды 12,13
Технология развитиякритического мышления на уроках русского языка и литературы является важнойступенькой для развития навыков создания проектов.
Со своими учащимися веду исследовательскуюдеятельность. Метод проектов имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость.Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во всевиды речевой деятельности, совершенствует умение работать с текстами разныхстилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки, формируетумение отбирать нужную информацию, в результате самостоятельного поискаинформации происходит расширение кругозора учащихся.
Для того чтобы привлечь учащихся кисследовательскому проекту, я даю такие темы, которые смогут заинтересоватьребят.
Среди моих учащихся есть ученики, которыепринимают участие в конкурсах художественного чтения наизусть. Их привлекаетсоревновательный момент, они реализуют свои актерские таланты, получаютогромный опыт в публичном выступлении, учатся держаться на публике, а это оченьважно для воспитания коммуникативной личности и преодоления неуверенности всебе.
Работа с одаренными детьми проводится и поуглублению предметных знаний и расширению их кругозора. Ежегодно мои учащиесяпринимают активное участие во Всероссийской олимпиаде школьников по русскомуязыку и литературе. В 2021-2022 учебном году в олимпиадах по русскому языку илитературе заняли призовые места учащиеся 7 класса на школьном уровне — 2человека (Еранова Дарья, Патыкин Денис). В 2022-2023 учебном году волимпиадах по русскому языку и литературе заняли призовые места учащиеся 6класса: школьный уровень-1 человек (Борунова Елизавета); 8 класс: 2человека (Еранова Дарья, Палачева Ксения). Районный уровень-1 человек(Еранова Дарья)
Внедрение ИКТ на уроках русского языка илитературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темпурока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объемсамостоятельной работы как на уроке, так и при подготовке домашних заданий,сделать урок более ярким и увлекательным.
Разнообразные приемы, методы, технологии – это несамоцель. В работе важен результат. Используя на уроках приемы технологиикритического мышления, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать вниманиедетей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения иинтерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества иконкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает имощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость. Сила иоригинальность этой технологии состоит в том, что ее создатели выстроилисистему методов и приемов обучения. Я наблюдаю, как эти методы меняют моихучеников, меняют атмосферу занятий, повышают активность на уроке, заинтересованность; намечается путь успеха даже у слабоуспевающих ибезразличных к учебе учащихся.
Могу сделать вывод, что я реализуюськак учитель, занимаюсь самообразованием и совершенствованием своегопрофессионального мастерства. На своих уроках я использую различные инновационныетехнологии, соответствующие ФГОС. Моя работа с детьми имеет положительныерезультаты.
Слайд 14
Мониторинг качества обучения и диаграмма на слайде
— Закончить свое выступление я хотела бы словами древнегреческого философаПлутарха «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел,который надо зажечь! А зажечь факел может лишь тот,кто сам горит!» — Я пытаюсь зажечь интерес в сердцах своих учеников, и самамногому учусь вместе с ними.
Благодарюза внимание!
Список используемой литературы:
1.Гладкова Н.Г.Использование технологии критического мышления на уроках литературы.Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист» -2010.№ 5.- с.47
2.Заир-Бек С.И.Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методическиеприемы. Директор школы. – 2005. — № 4
3.Сафарова С.В.Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенцийпедагога. Педагогическое образование и наука. — 2008 № 2 — с.29-31
4.Муштавинская И.В.Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовкиучителя: учебно-методическое пособие. – СПб. :КАРО,2009.
5.Павлова А.И. Отехнологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка.Русский язык в школе. — 2009 .
6.http://metodisty.ru/download_file/7756.doc
7.http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMAT_MAT2007D04.pdf
8.http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./94353/112935/122186/161301/657333
