ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Из архива ДВ
Бумажнаямозаика
Впервые опубликовано в № 5-6 за 1942 год
Н. САШИНА,
Центральный дом художественного воспитания детей
Много интересныхигр и пособий воспитатель может изготовить сам, своими руками. Иногда к этомуможно привлечь старших детей. К таким самодельным играм относится, например,бумажная мозаика, т.е. наборы вырезанных из бумаги разнообразных форм дляраскладывания и расклеивания.
В каждом детском садунайдутся обрезки бумаги, обложки тетрадей, старые плакаты.
Младшим детямдостаточно дать два-три по возможности ярких цвета (красный, синий). Старшимможно давать не только яркие цвета, но и сочетания светлых и темных, напримерчерного для фона, голубого для узора или желтого для фона и коричневого дляузора. Такие сочетания развивают умение составлять красивый рисунок.
Если есть простаябелая бумага и желтые и синие обложки тетрадей, можно организовать с детыми интересноезанятие: белые узоры и фигурки на синем фоне смотрятся как будто они из снега.
Готовые формы могутбыть разнообразными:
1. типа геометрической мозаики, из которой детивыкладывают узоры свободно или по образцам;
2. разнообразные растительные и другие формы, изкоторых дети
составляют декоративные композиции;
3. разнообразные формы для конструктивной мозаики,т.е. для создания изображения предмета из частей.
Для каждого из этих занятийтребуются особые наборы форм, которые меняются в зависимости оттого, детям,какого возраста дается материал.
Какой бы вид занятия нипроводился, нужно избегать таких указаний, которые подавляют инициативудетей, лишают их возможности самим подумать, изменить, выбрать.
Наклеиваниеготовых геометрических форм
Дети 3-4 лет только ещеосваиваются с разнообразным материалом. Для них надо приготовить немного форм(круги, квадраты, треугольники, ромбы, полоски), довольно крупных, несложных,отличающихся друг от друга по цвету.
Листок бумаги, на которомдети будут раскладывать и на который будут наклеивать формы, желательно даватьразмером в страницу школьной тетради или иногда вполовину ее.
Мозаику для малышей лучшевсего сделать на плотной бумаге или картоне. Каждый набор форм сложить вкоробку, а для раскладывания ребенку давать листок бумаги или картона неяркогоцвета. Формы должны отличаться по размеру (круги маленькие и большие, квадратымаленькие и большие), по цвету (круги красные, синие, зеленые, желтые).
В набор для каждого ребенкаможно сначала включить две различные формы (круг, квадрат) двух размеров идвух различных цветов каждая. Это дает возможность разнообразных комбинаций.Постепенно в набор добавляются новые формы, размеры и цвета.
Предлагаемый намиматериал радует и интересует детей. Вначале их внимание направлено нарассматривание каждой формы. Не следует требовать от детей младшей группыправильного называния форм, на первых порах они обычно запоминают лишь круг.Часто игра принимает сюжетный характер — дети называют круги яблоками,цветочками, квадраты — печеньем и т.д., угощают друг друга. Располагают формывначале без плана и порядка.
Роль воспитателязаключается в том, чтобы направить внимание детей на раскладывание форм визвестном порядке, чередуя по цвету, размеру или очертаниям, делая «дорожку»,«середочку» и т.д. Однако это не должно мешать детям в другое время свободноиграть с мозаикой.
Наклеивание может быть данотогда, когда у малышей окрепнет интерес к раскладыванию, внимание к тому, каккрасиво у них получается.
В младшей группе детямтрудно разложить весь рисунок, а затем по тому же плану его наклеить. В первыхработах много случайного, ребенок прихлопывает рукой смазанную клеем форму, неучитывая ни ее вида, ни места, куда ее наклеить, Лишь постепенно детиприучаются брать и наклеивать формы в известном порядке.
Детям, отстающим вприобретении этого умения, полезно показать наиболее удачные работы товарищей,иногда вместе с ними разложить формы.
Дети более старшеговозраста (5-6 лет), если они впервые знакомятся с новым материалом, так жеохотно, как и малыши, комбинируют, раскладывают без наклеивания несколькопростых форм. Для них количество и разнообразие форм должны быть скорее увеличены.
Декоративныекомпозиции из разнообразных форм
От наклеиваниягеометрических форм в средней группе можно переходить к составлениюдекоративных композиций из готовых (заранее заготовленных воспитателем)частей. Помимо геометрических форм могут быть сделаны всевозможные растительныеи орнаментальные мотивы: листья, завитки и др.
Детей надо навести на мысльо том, что расположить формы можно красиво, так, чтобы получился узор, коврик.
Воспитателям надо самимподготовиться к этому занятию, упражняться в составлении узоров изгеометрических или растительных форм. В качестве образцов в первую очередьследует брать народные орнаменты. У каждого орнамента свой стиль, свой характер-сочетание цветов и форм. У одних краски яркие, сочетания многоцветные, удругих-мягкие, бледные. Формы или прямоугольные, геометрические, или спреобладанием округлых. Так, узоры северных народов состоят из уголков,ромбов, немногочисленные цвета ярки и просты — красный, желтый, синий.Украинский узор состоит из растительных элементов — веточки, листья, цветы,ягоды; они образуют мягкие, плавные линии. Краски в одних узорах яркие, вдругих светлые, со многими оттенками. Такие же светлые и мягкие тона -розовый, голубой, светло-зеленый -присутствуют в орнаментах крымских татар.
Работая над формами для дальнейшего ихраскладывания детьми, надо продумать, какие сочетания по цвету и по характерумогут получиться. Имеет значение и то, какова бумага для фона — полоска, круг,квадрат, удлиненный прямоугольник. На полоске узор располагается бордюром, вквадрате — с определением углов, центра, в круге — по окружности и от центра.Круг требует и определенного характера форм, его заполняющих, — их очертаниядолжны в какой-то мере соответствовать характеру окружности. Для составленияузора в круге не подходят ни квадраты, ни треугольники. В нем хорошорасполагаются кружки разного размера, ромбы, многоугольники, а также розетка,листья. Кроме узоров, расположенных в виде бордюра, можно повторять узор наопределенном расстоянии друг от друга. Таким узором можно покрыть кусок бумагилюбого размера и формы.
При внимательномрассматривании узора заметно, что отдельные мотивы и формы расположены в нем так,что образуют общий узор. Это зависит от того, на каком расстоянии друг от другарасположены формы. Например, если расположить круги далеко один от другого,каждый из них смотрится отдельно; если расположить их близко, они сливаются вполосу. Слитность узора зависит также и от поворота одних форм по отношению кдругим.
Воспитателям надо самимубедиться на практике, отчего узоры получаются слитными, красивыми порасположению форм и линий. Тогда им легче руководить занятием с детьми, онисумеют сделать нужные указания.
Очень полезновместе с детьми рассматривать образцы народных узоров на вышивках, керамике,деревянных вещах, а также в специально составленных альбомах народныхорнаментов. Желательно, чтобы воспитатель сам выполнил несколько разнообразныхузоров из бумажной мозаики, составив из них альбом постепенно усложняющихся образцов.Этот альбом можно доказывать детям, обращать их внимание на построение узора,но не требовать точного повторения образца.
Со старшими детьми избумажной мозаики можно выполнять довольно сложные и интересные работы. Послетого как каждый ребенок вырезал и наклеил узор на своем квадратном листке,можно выполнить коллективную работу-большой ковер-панно на стену. На общий фонв определенном порядке наклеиваются квадратики, выполненные детьми. Воспитательподбирает их по цвету, заготовляет формы, достаточно разнообразные, ногармонирующие и по цвету, и по характеру линий. Так, можно сделать ковер изпростых геометрических форм — кругов, ромбов, треугольников, полос, подобратьцвета яркие, но с включением черного или белого.
Старшие дети могутзаготовить мелкие и более крупные растительные формы в том или ином сочетаниикрасок. Ограничивать каждого ребенка в работе не следует — подбор материаласам будет диктовать известное единство выполнения. Можно предложить детям всередину квадрата или круга наклеить крупную розетку (цветок), выбрав, комукакая нравится. Затем каждый ребенок заполняет середину цветка, уголки квадратаили окружность, как и чем хочет. Середину ковра поручается выполнитьодному-двум детям, сначала тем, кто лучше других усвоили приемы составленияузора, а затем и остальным.
Такие коллективныедекоративные аппликации хороши для праздничного украшения помещения. Узорыможно наклеивать не только на листы бумаги, но и на предметы -коробочки,стаканчики, обложки, костюмы для выступлений.
Конструктивная мозаика
Из геометрическихформ можно выкладывать не только узоры, но и простейшее изображение предметов- дом, паровоз, дерево, автомобиль. Нередко воспитатели в младшей группеобучают детей, как из квадрата и треугольника сложить дом, из нескольких треугольников- елку. Дети механически повторяют то, чему их научили. Такое занятие малоценно.Другое дело, когда детям постарше (5-7 лет) дается набор разнообразных форм ипредлагается самим попробовать сложить какой-нибудь знакомый предмет. Наборформ для такого занятия должен быть разнообразным. Надо предусмотреть, какиедетали понадобятся детям. Так, желательно, кроме кругов, квадратов,треугольников, дать удлиненные прямоугольники, полоски разной ширины,полукруги и четверти круга.
Изображения изгеометрических форм получаются несколько схематичными, упрощенными, поэтомусложные формы животных, человека менее поддаются изображению таким конструктивнымпутем.
Не довольствуясьготовыми формами, дети иногда просят ножницы и дополнительно вырезают полоски,овалы. Такое занятие развивает способность к комбинированию. Чтобы подобратьнужные составляющие, ребенок должен представить себе, из каких частей состоитпредмет. Это развивает наблюдательность и зрительную память. Воспитатели отмечают,что дети, которые много складывают, легко справляются с изображением предметовв рисовании.
Объяснение к чертежам
(см. рисунок)
1. Круг. Изкругов делаются полукруги, четверти и восьмушки круга.
2. Квадраты. Делятся на два удлиненных прямоугольника, на четыретреугольника и
на четыре маленьких квадрата.
3. Прямоугольник. Делится на полоски. Прямоугольник, из которого получаетсяромб путем, показанным на рисунке.
4. Полоска. Складывается пополам вдоль и вырезается зубчиками.
Прямоугольник. Складывается вчетверо, и форма вырезается, какпоказано на за
штрихованном рисунке. При вырезании следует сохранить лишь ту часть, которая нарисунке оставлена незаштрихованной. Развернув ее, получим фигуру,напоминающую букву X. На рисунке буквой а обозначен угол всередине сложенного прямоугольника.
5.Прямоугольник складывается вчетверо и вырезается по способу,показанному на за
штрихованном рисунке. Белую полоску надо развернуть. Получится ромб с вырезом все
редине. На рисунке буквой а обозначен угол в серединесложенного прямоугольника.
6.Звезда вырезается из круга, сложенного вчетверо.
7.Розетки цветовразного характера, вырезанные изсложенного вчетверо круга.
8.Розетка цветкаиз круга, сложенного на восемьчастей.
9.Цветокиз полукруга, сложенного по полам.
10.Цветы,лепестки и листья, вырезанные изкруга или прямоугольника, сложенных вдвое или вчетверо.
Асимметричныеформы листьев, которые вырезаютсяна глаз.
