Сущность и цели ОМ
Операционный менеджмент — это деятельность по управлению процессом приобретения материалов,их превращению в готовый продукт и поставок этого продукта покупателю.
Операционный менеджмент представляет собой систему управления предприятием, которая связанна с ориентацией на спрос и потребителей, на широкое использование нововведений, на регулирование межфирменных отношений.
Целью операционного менеджмента является обеспечение высокой продуктивности.
Цели операционного менеджмента
Предназначение операционного менеджмента – способствовать созданию товаров: изделий или услуг, которые организация может с выгодой для себя реализовать на рынке. Поэтому первая, очевидная цель менеджмента – оптимизировать выход оперирующей системы путем максимального удовлетворения потребительского спроса.
Оперирующая система должна иметь на выходе некий специфический товар (или услугу), удовлетворяющий потребителя. Потребитель должен быть удовлетворен также и ценой товара и временем его предоставления. Эти три аспекта: специфицированные товары, отвечающие всем требованиям к качеству, их цены и время их предоставления являются основными источниками удовлетворения потребительского спроса и, одновременно, – определения конкурентного статуса производящей их бизнес-организации.
Вторая, менее очевидная, но оттого не менее важная цель менеджмента эффективная переработка ресурсов, поступающих на вход оперирующей системы.
Существуют разные подходы и методы применительно к оптимизации использования материалов, оборудования и труда, но обычно предприятия вынуждены оптимизировать использование какого-либо одного ресурса, идя на определенные уступки по двум другим.
Таким образом, налицо наличие целей операционного менеджмента двух типов: максимизация выхода оперирующей системы и минимизация входа. Причем, первая цель в большей степени лежит на поверхности, а вторая – в большей степени касается менеджмента . первая – определяет необходимое условие существования бизнес-организации, вторая – достаточное условие. Двойственность целей порождает конфликт между ними, и часто улучшение достижения одной из них приводит к ухудшению достижения другой. Все решения операционного менеджмента должны приниматься исходя из наличия двух конфликтующих целей и необходимости достижения баланса между ними. Задача усложняется еще и тем, что внутри каждой из целей существует своя конфликтная ситуация противоборства между путями ее достижения.
Баланс между и внутри этих двух основных целей достигается с учетом сильных и слабых сторон организации, конкуренции, имеющей место в данном сегменте рынка, параметров спроса на продукцию/услуги и пр. Другими словами, в различных ситуациях достигаемый баланс различен. Это еще раз говорит о том, что работа менеджеров в разных организациях может существенно различаться не только по используемым методам, но и по принимаемым принципиальным решениям. Это требует наличия в их арсенале большого разнообразия подходов и методов управления, применение которых в каждом конкретном случае может дать оптимальный результат.
Управление производством: понятие и ключевые функции.
Производство определяют прежде всего как изготовление, выработку, создание какой-нибудь продукции, а также работу по непосредственному изготовлению продукции.В этом определении можно предполагать как материальную, так и нематериальную природу продукции. Таким образом, можно говорить о производстве как о деятельности, связанной с переработкой не только какого-либо материального, но и информационного, а также финансового ресурса.
Операции – это отдельные действия в ряду других подобных. Исходя из этого определения операции есть неотъемлемый атрибут любого вида человеческой деятельности, которому свойственна организованность. Производство представляет собой совокупность операций. В то же время любые операции перерабатывают тот или иной ресурс в некоторый продукт, т.е. могут рассматриваться как производственная деятельность. Основой операционного менеджмента является управление операционными системами.
Операционная система – это система, использующая материальные, информационные или финансовые ресурсы («вход») для преобразования их в результат («выход») в виде продукции или услуги. Производственное преобразование может быть связано с преобразованием материалов в процессе промышленного производства, изменением места расположения в процессе транспортировки, обменом при торговой операции, хранением как процессом складского обслуживания, физиологическим преобразованием как результатом медицинского обслуживания, преобразованием информации в процессе услуги телекоммуникации. Производственное преобразование, таким образом, тесно связано с понятием бизнес-процесса.
Бизнес-процесс – это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая преобразует «входы» в «выходы», представляющие ценность для конечного потребителя. Как и в производственных системах, бизнес-процесс на входе может иметь материальные, информационные или финансовые ресурсы, а на выходе – некоторый продукт в материальной или нематериальной форме.
Управление производством — это часть организационной структуры предприятия, отвечающая за планирование и координацию использования ресурсов предприятия в процессе преобразования вложений в конечный продукт.
Основными функциями управления производством являются: организация (организация работ), нормирование(процесс разработки научно обоснованных расчетных величин. Рассчитываемые по этой функции календарно-плановые нормативы служат основой планирования), планирование (призвана строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей), координация (позволяет добиться согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия и цехов), мотивация, контроль и регулирование (воздействует на коллектив людей занятых в производстве, посредством принятия оперативных мер по предотвращению и, если это не удается, то по устранению выявленных отклонений и перебоев в ходе производства.