Новоуренгойский филиал Профессиональногообразовательного учреждения
«Уральский региональный колледж»
РЕФЕРАТ
УПРАВЛЕНИЕВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБАХ
МЕНЕДЖМЕНТ
40.02.01Право и организация социального обеспечения
Обучающаясягр. Ю-368а________________ Н.Х. Умарова ____. __________ 2022 г.
Оценказа выполнение и защиту ___________________________
Руководитель ________________ Е.А.Койшина
_____.___________2022г.
НовыйУренгой, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1 СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОО УПРАВЛЕНИЯ |
4 |
1.1 Задачи и определение |
4 |
1.2 Объект и субъект в социальном управлении |
5 |
1.3 Особенности социального управления |
6 |
2 ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ |
8 |
2.1 Функции и значение |
8 |
2.2 Цели, функции, результат в социальном управлении |
10 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
12 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ |
13 |
ВВЕДЕНИЕ
Всовременной России в результате различных социально-экономическихпреобразований возникло большое число проблем, решение которых видится вответственности государства за организацию социальной защиты нуждающихся иактивизацию самопомощи и самозащиты граждан. Необходимость изменениясложившейся ситуации в социальной сфере привела к научному изучениюсуществующих проблем, поиску и использованию различных форм и методовуправления, выделению профессии руководителя (менеджера) в особый виддеятельности, требующей соответствующих знаний, навыков и умений.
Попыткисистематизации управленческого опыта были сделаны еще в первой половине XIX в. в Англии.Основоположником науки социального управления по праву считается американскийинженер и исследователь Ф. Тейлор (1856-1915 гг.).
Предложеннаяим система организации труда и управленческих отношений вызвала«организационную революцию» в сфере производства благ и услуг и управления им.Когда производственные процессы усложнились, вовлекли значительную массуучастников, управление превратилось в особый вид деятельности.
Донедавнего времени понятие управление персоналом в нашейуправленческой практике отсутствовало. Деятельность в этой сфере быларассредоточена между различными подразделениями: отдел кадров оформлял приказына зачисление работников и хранил кадровую информацию, отдел организации трудаи зарплаты осуществлял расчет потребности в сотрудниках по профессиям иквалификации, решал вопросы тарификации работников и рабочих мест, отделобучения и подготовки кадров, отдел социального развития, отдел охраны труда итехники безопасности. Это приводило к тому, что работа с кадрами былаформальной, за каждого конкретного работника никто не отвечал.
1 СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГОУПРАВЛЕНИЯ
1.1Задачи и определение
Термин«управление» имеет регулирующее, направляющее, влиятельно-деятельностноезначение. Управление можно определить как процесс целенаправленного воздействияуправляющей подсистемы или органа управления на управляемую подсистему илиобъект управления с целью обеспечения его эффективного функционировании иразвития.
Управлениечаще всего ставит своей непосредственной задачей внести определеннуюупорядоченность в процесс, организовать совместные действия людей, достичьсогласованности, координации действий. [7] Лучшим примером управления служит дирижированиеоркестром, в ходе которого дирижер движением палочки добивается гармоничногозвучания множества инструментов, четкого взаимодействия играющих на нихмузыкантов.
Можноговорить об управлении трудом (целенаправленное воздействие на физические /илиумственные способности, усилия, которые могут быть направлены на производствотоваров и услуг), управлении человеческими ресурсами (процесс, охватывающий всеуправленческие решения во взаимоотношениях организации и ее сотрудников, когдалюди рассматриваются как важнейший ресурс, который надо размещать, развивать,мотивировать вместе с другими ресурсами с целью достижения стратегическихцелей), управлении персоналом (совокупность принципов, методов, средств и формвоздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целяхмаксимального использования их интеллектуальных и физических способностей привыполнении трудовых функций, обеспечения необходимых пропорций в качестве услуги труда и объемов производства, поддержания постоянного соответствия подготовленностии обученности кадров требованиям научно-технического прогресса), управлениикарьерой (деятельность, направленная на развитие способностей работников черезповышение квалификации, перевод с одного рабочего места на другое и продвижениевверх по служебной лестнице) и др.
1.2Объект и субъект в социальном управлении
Вуправлении социальной работой используются «генеральные планы управления» –документы, включающие основные направления и важные мероприятия поиспользованию и развитию организационной структуры управления.
Управлениесоциальной работой как одно из направлений социального управления направлено наэффективное регулирование социального положения всех участников общественнойжизни и на обеспечение их достойного, цивилизованного существования.[2, с. 58]
Объектамиуправления в социальной работе являются сами социальные работники, специалистыслужб и учреждений социальной защиты населения (СЗН), клиенты и вся системавзаимоотношений по оказанию социальной помощи и поддержки.
Субъектуправления – руководящий состав социальных служб и учреждений СЗН и создаваемыеими на различных уровнях органы управления, наделенные властными полномочиями,а в ситуации непосредственного взаимодействия с клиентом – сам специалист посоциальной работе.[5]
Субъекти объект управления в любой социальной организации взаимодействуют друг сдругом по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи передаетсяуправленческая информация (содержание управленческого воздействия – указы,приказы, распоряжения, т.п.) от субъекта управления к объекту. По каналуобратной связи от субъекта к объекту передается информация о результатахисполнительской деятельности и состоянии объекта управления.
1.3Особенности социального управления
Вуправлении всегда присутствуют две стороны: управляющая (субъект) и управляемая(объект).[8]
Социальноеуправление имеет ряд отличительных особенностей, из которых к основнымотносятся следующие:
1) Этоуправление людьми (отдельными индивидами, группами, обществом в целом. Этоособый тип взаимоотношений людей).
Социальноеуправление может сводиться только к руководству людьми (призыв на военнуюслужбу, прием в вузы). Но часто оно служит средством воздействия на вещи,средством обеспечения согласованной деятельности людей в процессе производства,транспортировки, распределения материальных благ. Субъект управлениявоздействует на общественные отношения, на вещи через волю и сознание людей.Организация всегда состоит в упорядочении какой-либо деятельности.
2)Действия человека носят сознательный, целесообразный, волевой характер. Воля –регулирующая сторона сознания, направляющая деятельность человека на выполнениепоставленной цели. Совместное бытие предполагает единство, упорядоченностьдействий, для чего необходимо согласование воли разных людей. Не может бытьединства действий там, где нет единства целей, волевых усилий. Единство воли –необходимое условие согласованности действий людей. И вторым существеннымпризнаком социального управления является то, что оно осуществляется путемвоздействия на волю людей.
Способностьобеспечить преобладание, доминирование воли одних над волей других, способностьподчинять чужую волю называют властью. Власть – это вертикальная, иерархическаякоординация действий, важнейшее, необходимейшее средство управления,обеспечивающее согласование воль, а значит, и действий разных людей.
3)Третья особенность социального управления – высокая степень автономии,самостоятельности, свободы воли управляемых, которые способны ксамоорганизации. Объекты социального управления – люди, коллективы, народыобладают волей и сознанием, способностью анализировать окружающую обстановку,выбирать определенные варианты поведения. Разнообразие человеческихпотребностей, интересов, вкусов, склонностей бесконечно, у каждого человекасвой склад ума, жизненный опыт, свои особенности мышления, переживания.Поведение человека, как правило, не может быть жестко детерминировано, ононосит вероятностный характер.
Наряду суправлением в обществе действуют и такие регуляторы, как договор, наука,искусство, стихийные процессы (миграция, преступность и т. д.).
4)Четвертая особенность состоит в том, что управление людьми осуществляетсясознательно. В этом процессе вырабатываются рациональные цели и программы ихосуществления, сознательно создаются средства выполнения программ (органы,системы связи и т. д.).
Оченьважно и то, что человечество научилось накапливать и хранить информацию внеиндивида, передавать ее путем социального воспитания. Люди создали специальныесредства, с помощью которых они закрепляют, сохраняют и передают опытпоколений, превращают индивидуальный опыт в коллективный, ими используютсятехнические устройства для быстрой передачи информации на большие расстояния,для ее обработки и т. д.
2 ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГОУПРАВЛЕНИЯ
2.1Функции и значение
Функциясоциального управления – это разнообразные виды управленческих работ, которыенеобходимо выполнять в процессе управления каким-либо объектом.[14, c. 224]
Выполнениефункций социального управления может рассматриваться применительно к конкретнойдолжности (функции работника, должностного лица), структурному подразделению(функции отдела, отделения, службы, т.д.), органу управления (функцииминистерства, ведомства, комитета, агентства и др.). Функции социальногоуправления отражают централизацию, разделение, специализацию, кооперациюуправленческого труда как по горизонтали, так и по вертикали организации.
Социальнаяработа является мощным социальным средством, инструментом, сдерживающим развитиесоциальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чембольше ресурсов выделяет общество и государство на эти цели. В связи с этимвозрастает значение профессионального управления социальной работой, имеющегонесколько значений.
1) Организационно-структурноезначение управления социальной работой – определение основных субъектов(органов управления) и объектов управленческого воздействия и анализ егорезультатов. Предполагает организацию управления на различных уровнях –федеральном (институциональном), региональном, муниципальном (территориальном),локальном, – и создание соответствующих организационных структур (Министерствоздравоохранения и социального развития РФ, федеральные агентства и службы,региональные департаменты, комитеты, управления и отделы социальной защитынаселения, территориальные службы и центры).
2)Функциональное значение управления социальной работой – выполнение как общих(независимых от уровня субъекта, его компетенции и т.д. – прогнозирование,планирование, целеполагание, организация, координация, стимулировании,мотивация, маркетинг, учет и контроль), так и конкретных (виды работприменительно к должности, структурному подразделению, предприятию,организации, учреждению – права, обязанности, функции, направления деятельностии т.п.) функций.
3)Деятельностное значение управления социальной работой – деятельностьруководителей разных уровней в системе органов социальной защиты. Отпрофессионализма руководителей во многом зависит качество организацииуправления, его результативность.
4)Процессуальное значение – процесс, включающий такие элементы как целеваяориентация, распределение функций и формирование организационных структур,подбор и расстановка кадров, ресурсное обеспечение, использование разнообразныхформ и методов управления или средств, которые обеспечивают достижение тех илииных результатов и т.п.
5)Организационное значение – это вид профессиональной деятельности,управленческий труд, включающий предмет труда (информацию), средства труда(организационные и технические) и человека, обладающего определенными знаниями,навыками и умениями. Соединение этих составляющих называется организацией трудав системе социального управления, которое подразумевает решение таких проблем,как подготовка и подбор кадров, повышение их квалификации, составлениеквалификационных характеристик, организация труда руководителей, формированиеинформационных систем, мотивация, оплата труда и т.д.
6)Учебно-дисциплинарное значение – это наука и учебная дисциплина, основу которойсоставляет методология, т.е. система методов, используемых в научныхисследованиях, методики решения проблем и система теоретических знаний.
2.2Цели, функции, результат в социальном управлении
Начальнымэтапом управленческой деятельности является целеполагание. Цели управлениясоциальной работой формируются на основе анализа потребностей всех слоевобщества в социальной защите. Процесс управления социальной работой представленво взаимодействии ближайших (тактических) и долгосрочных (стратегических)целей.[5, c. 25]
Вкачестве стратегической цели может выступать наиболее полное удовлетворениепотребностей всех слоев населения в социальной защите. Тактической целью наданном этапе развития общества является создание условий для удовлетворенияпотребностей наиболее нуждающихся в социальной защите слоев населения с учетомсуществующих экономических возможностей органов государственной власти местногосамоуправления.
Взависимости от поставленных целей, определяются функции управления. Функцииуправления социальной работой подразделяются на общие (основные) и конкретные(специализированные).
Общимифункциями являются прогнозирование (научно-техническое исоциально-экономическое), планирование (научно-техническое,социально-экономическое и организационное) организация (имеет несколькосмысловых значений, рассмотренных выше), активизация (стимулирование,мотивация), координация, учет и контроль.
Специальные,конкретные функции с разной степенью подробности отражают текущие иперспективные потребности процесса управления данным объектом, его частью илиэлементом.[10]
Результатуправления социальной работой состоит в реализации социальных программ,проектов, планов, выполнении управленческих решений, приказов, указаний,подведении итогов, формулировке рекомендаций по дальнейшему взаимодействию.Объект управления докладывает субъекту о полученных результатах,консультируется о перспективах управленческой деятельности, получает новыеинструкции и т.д.
Системауправления социальной работой также характеризует различные субъекты и объектысоциального взаимодействия и с точки зрения их места в общей управленческойиерархии системы социальной защиты населения (Приложение Б) и уровня подчиненияв социальной организации (Приложение В). В приложении Б показаны основныеэлементы иерархической системы управления социальной работой в РФ нафедеральном, региональном и муниципальном уровнях. В приложении В показаныпрямые и обратные связи руководящего персонала, работников и сотрудниковсоциальной организации друг с другом и с клиентами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнымсредством управления человеком служит слово, которое представляет собойнепосредственную действительность мысли, ее материальную форму. А дляпринуждения используются самые разнообразные средства: кнут и дубина,огнестрельное оружие и водометы, карцеры и медицинские вытрезвители, тюрьмы илагеря.
Результатуправления социальной работой состоит в реализации социальных программ,проектов, планов, выполнении управленческих решений, приказов, указаний,подведении итогов, формулировке рекомендаций по дальнейшему взаимодействию.Объект управления докладывает субъекту о полученных результатах,консультируется о перспективах управленческой деятельности, получает новыеинструкции и т.д.
Основнымипринципами управления персоналом в настоящий момент являются индивидуализация идемократизация. Индивидуальный подход к каждому сотруднику на всех стадиях егожизни в организации (прием, мотивация, повышение квалификации, планированиекарьеры и т.д.) позволяет учесть потребности каждого работника и сбалансироватьих с потребностями предприятия. Работник должен знать, что его мнение будетуслышано. Только тогда цели организации будут восприниматься работниками каксобственные цели.
Такимобразом, понятие персонал подразумевает динамику, постоянноеразвитие, поступательное движение, персонифицированный подход к работе слюдьми. Понятие кадры статично, не предполагает движения вперед,оно более обезличено. Сегодня от человека зависит гораздо больше, чем раньше. Всоциальной работе осуществляется особый вид управленческой деятельности –социальное управление. Система управления социальной работой состоит минимум из6 элементов, которые связаны между собой и включают субъекта, объекта, цели, задачи,функции, содержание и результат управленческого воздействия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХРЕСУРСОВ
Учебная литература
1) Архипов, А. П. Финансовый менеджмент страховых организаций : учебник для среднегопрофессионального образования / А. П. Архипов. — 2-е изд.,перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. —361 с. — (Профессиональное образование). —ISBN 978-5-534-15618-8. — Текст : электронный // Образовательная платформаЮрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/509211 (датаобращения: 30.09.2022).
2) Астахова,Н. И. Менеджмент : учебник для среднего профессиональногообразования / Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин ;под общей редакцией Н. И. Астаховой,Г. И. Москвитина. — Москва : Издательство Юрайт,2022. — 422 с. — (Профессиональное образование). —ISBN 978-5-9916-5386-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/507959 (дата обращения: 30.09.2022).
3) Бузукова,Е. А. Управление ассортиментом и основы категорийногоменеджмента : учебник для среднего профессионального образования /Е. А. Бузукова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. —181 с. — (Профессиональное образование). —ISBN 978-5-534-15602-7. — Текст : электронный // Образовательная платформаЮрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/509159 (датаобращения: 30.09.2022).
4) Гапоненко,А. Л. Менеджмент : учебник и практикум для среднегопрофессионального образования / А. Л. Гапоненко ;ответственный редактор А. Л. Гапоненко. — Москва :Издательство Юрайт, 2022. — 396 с. — (Профессиональное образование). —ISBN 978-5-534-02049-6. — Текст : электронный // Образовательная платформаЮрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/489605 (датаобращения: 30.09.2022).
5) Иванова, И. А. Менеджмент : учебник и практикум для среднего профессиональногообразования / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. —Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 305 с. —(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-7906-0. — Текст :электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491094 (дата обращения: 30.09.2022).
6) Коргова, М. А. Менеджмент. Управление организацией : учебное пособие для среднегопрофессионального образования / М. А. Коргова. — 2-е изд.,испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. —197 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12330-2.— Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495380 (дата обращения: 30.09.2022).
7) Коротков,Э. М. Менеджмент : учебник для среднего профессиональногообразования / Э. М. Коротков. — 3-е изд., перераб. идоп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 566 с. —(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08046-9. — Текст :электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489986 (дата обращения: 30.09.2022).
8) Менеджмент: методыпринятия управленческих решений : учебное пособие для среднегопрофессионального образования / П. В. Иванов [и др.][сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495414 (дата обращения: 30.09.2022).
9) Менеджмент.Практикум : учебное пособие для среднего профессиональногообразования / Ю. В. Кузнецов [и др.][сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/491093 (датаобращения: 30.09.2022).
10) Менеджмент в образовании : учебник и практикум длясреднего профессионального образования / С. Ю. Трапицын [и др.][сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496539 (дата обращения: 30.09.2022).
11) Менеджмент: методы принятия управленческих решений :учебное пособие для среднего профессионального образования /П. В. Иванов [и др.][сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/495414 (датаобращения: 30.09.2022).
12) Михалева, Е. П. Менеджмент : учебное пособиедля среднего профессионального образования /Е. П. Михалева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :Издательство Юрайт, 2022. — 191 с. — (Профессиональноеобразование). — ISBN 978-5-9916-5662-7. — Текст : электронный //Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/488550 (датаобращения: 30.09.2022).
13) Мотышина, М. С. Менеджмент туризма : учебникдля среднего профессионального образования / М. С. Мотышина,А. С. Большаков, В. И. Михайлов ; под редакциейМ. С. Мотышиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :Издательство Юрайт, 2022. — 282 с. — (Профессиональноеобразование). — ISBN 978-5-534-10777-7. — Текст : электронный //Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/498961 (датаобращения: 30.09.2022).
14) Сидоров, М. Н. Стратегический менеджмент :учебник для среднего профессионального образования /М. Н. Сидоров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :Издательство Юрайт, 2022. — 158 с. — (Профессиональноеобразование). — ISBN 978-5-534-09247-9. — Текст : электронный //Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/494294 (датаобращения: 30.09.2022).