Упражнение № 1. Выбор синонимов из текста сказки и составление предложений с ними.
Задание: ребенку предлагается вспомнить, какие похожие по смыслу слова говорили крот и ежик, а потом попытаться придумать свои предложения с каждым из слов (словосочетаний). Надо постараться объяснить, чем отличаются данные синонимы. Примеры:
1)Не в своей тарелке — не по себе, неуютно.
2)Осторожный — внимательный, предупредительный.
3)Смеяться — хохотать, улыбаться.
4)Спросить — поинтересоваться.
5)Здоровый — громадный, огромный.
6)Длинный — высокий.
7)Говорить — болтать.
8)Глупый — пустоголовый.
9)Балаболка — болтушка.
10) Пятнышко — крапинка, горошек.
Упражнение № 2. Усвоение различий в значении и словоупотреблении синонимов.
Задание: ребенку предлагается объяснить, какая разница между синонимами . в каком случае надо употреблять один синоним, а в каком случае — другой . всегда ли может один синоним заменить другой. Надо придумать разные предложения или словосочетания с каждым словом из синонимической группы, попробовать подставить одно вместо другого и посмотреть, всегда ли это возможно.
|
|
Образец: Можно ли сказать «Человек спешит»? А «Лошадь спешит»? «Машина спешит»? «Время спешит»? «Часы спешат»? И т.д.
Примеры:
1) Спешить — торопиться, бежать, мчаться, нестись. Предложения с ними: «Человек спешит, торопится, бежит, мчится, несется» . «Лошадь бежит, несётся» . «Машина мчится, несётся» . «Время бежит» . «Часы спешат». В каждое предложение по очереди подставляются все синонимы изданной группы.
2) Добрый — незлой, хороший, мягкий, приветливый, дружелюбный. Словосочетания с ними: «добрый человек», «доброе утро», «добрые глаза», «приветливая улыбка».
3)Веселый — радостный, счастливый. Словосочетания с ними: «весёлое лицо», «радостная улыбка», «счастливый случай».
4) Страшно — опасно, ужасно, жутко. Предложения: «Ёжику стало страшно» . «Стоять на большой высоте опасно».
5) Глупый — неумный, дурацкий, нелепый, непонятливый, бестолковый. Словосочетания: «глупый человек», «дурацкий ответ», «нелепый вид», «бестолковый рассказ».
Упражнение № 3. Подбор синонимичных рифмующихся слов.
Задание: ребенку предлагается подобрать слова, которые не только похожи по смыслу на исходное слово, но и рифмуются с ним. Надо объяснить разницу между рифмующимися словами.
Примеры: шлёпать — (хлопать), болтать — (лопотать), блошки — (мошки), выть — (ныть), беречь — (стеречь), держись — (крепись), жарить — (парить), собрание — (заседание).
Упражнение № 4. Самостоятельный подбор синонимов к заданным словам в контексте.
Задание. Ведущий предлагает: «А теперь вместе расскажем ещё одну историю про ёжика и его друзей. Постараемся вспомнить все-все подходящие слова, чтобы хорошенько описать наших героев!» Ребенку надо подобрать как можно больше синонимов к выделенным словам.
|
|
В скобках приводится по одному синониму к каждому из выделенных слов. Если ребенок затрудняется с подбором синонима, можно дать ему подсказку (слово из скобок), а затем предложить самому придумать ещё какие-нибудь синонимы к этому слову. Пример истории:
Жил-был один маленький (крошечный,…) ёжик. Он был очень вежливый (воспитанный,…). Ёжик трудился «не покладая лап» (усердно,…), и у него было много друзей (приятелей,…). Жизнь у зверей была нелегкая (тяжёлая,…), и поэтому все ходили какие-то невеселые (грустные,…). И тогда однажды (в один прекрасный день,…) зверюшки решили устроить себе праздник (веселье,…). Все пришли нарядные (красивые,…), начали прыгать (скакать,…), крутиться (вертеться,…), танцевать (плясать,.,.), смеяться (хохотать,…) — и всем стало хорошо (чудесно,…).
Упражнение № 5. Поиск синонимов в текстах других сказок данного пособия.
Задание: для углубленного изучения синонимических отношений можно предложить ребенку найти синонимы в других сказках.
