Упражнениядля развития словесно-логического мышления:
Мышление и речь –это то, что отличает человека от животного. Словесно логическое мышлениеприсуще только человеку, оно формируется в процессе его развития и взросления.
Мышление– высший уровень познания, процесс воссоздания окружающей нас среды.Если ум – это способность думать и находить решениеразличных задач, то мышление – это предпосылка ума, инструмент человека думающего,работа со смыслами. Часто мышление отождествляют с умом. Это не совсемверно. Мышление человека речевое, оноформируется в процессе общения и его становление возможно только при совместнойдеятельности людей. Все люди разные, одним легче думать, если они видят илипредставляют предметы – это наглядное мышление. Другие оперируют отвлеченнымиструктурами (словами) – именно это и отличает словесно логическое мышление.Речь– это формаобщения людей с помощью языковых конструкций, созданных поисторически сложившимся правилам, высшая психическая функция человека. Речь формулируетмысли с помощью слов и предполагает их понимание и восприятие другим человеком.В дошкольный период формируются все познавательные процессы, средикоторых важнейшее место принадлежит развитию и формированию мысли и речи.К базовым операциям мышления относят: сравнение, анализ, синтез, абстракция иобобщение. Все эти операции являются различными сторонами основной операциимышления – «опосредования», то есть раскрытия более существенных объективныхсвязей и отношений. Наиболее тесно с речью связаны сравнение, сериация иобобщение. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая длятого, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найтиответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысллишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу – умозаключению. Умозаключение- это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах иявлениях объективного мира. Человек должен рассуждать, анализировать иустанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной емуконкретной задаче известные ему подходящие правила, приемы, действия. Различные игры, чтение, лепка, обобщение, развиваются у ребенкатакие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование,классификация, установление причинно-следственных связей, пониманиевзаимодействий, способность рассуждать. Ребенок может понять главнуюмысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основеобщего признака и т.д.
Предлагаем упражнения, направленные на развитие связной речи,мышления, обогащения лексического словарного запаса детей младшего школьноговозраста.
Задание1 Подумай, как связаны слова в первой паре и назови подходящее по смыслуслово.
Ножницы у парикмахера, а у художника:
Яблокосладкое, а лимон:
Пишемручкой, а карандашом:
Летомидет дождь, а зимой:
Машиниступравляет поездом, а повар:
Задание2
Разделислова на группы- по три слова в каждой. Объясни принцип группировки.
Футболка,морковь, утка, майка, свекла, гусь, шорты, лук, индюк.
Задание3
Вкаждом слове зачеркни одну букву, чтобы получилось новое слово.
Шарф Тигр
Шутка Спорт
Удача Гроза
Сурок Крошка
Задание4
Изменибукву в каждом слове, чтобы получилось новое слово ( название животного).
Воск,лес, пол, щит, роза, корона, горка, мошка.
Задание5
Прочитайвнимательно ряд слов и найди пропущенное слово. Назови его.
Утро,день, ночь.
Один,два, три, четыре, шесть, семь, восемь, девять, десять.
Понедельник,вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье.
Осень,зима, лето.
Задание6
Найдиобщее название каждой группе слов.
Учитель,врач, библиотекарь.
Стакан,тарелка, блюдце.
Снегирь,глухарь, синица.
Овал,ромб, квадрат.
Зеленый,красный, синий.
Задание7
Загадки.
1.Клохчет,квохчет ,детей созывает, всех под крыло собирает. 2. Сбородой, а не мужик, с рогами, а не бык.
3.Непортной, а всю жизнь с иголками ходит.
4.Зимойспит, летом ульи ворошит.
5.Ктозимой холодной ходит злой, голодный?
6.Подполом таится, кошки боится.
7.Черезречку лег, пробежать помог.
8.Течет,течет -не вытечет, бежит, бежит- не выбежит.
9.Вшубе летом, а зимой раздетый.
10.Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Ответы: 1- курица, 2- козел,3- еж,4-медведь,5-волк, 6-мышь,7-мост,8-река,9-лес,10-петух.
Задание8.
Назовислова, которые не подходят по смыслу.
Осень,зима, вторник, лето.
Мальчик,девочка, машинка, мама.
Утка,лошадь, корова, коза.
Задание9.
Найдиобщее значение слов.
Троллейбус,трамвай, метро.
Медведь,лиса, волк.
Курица,утка, индюк.
Слива,яблоко, груша.
Лошадь,корова, овца.
Задание10.
Вставьчисла.
1,2, 3______6, 7, 8 ,9__________14, 15,____19, 20.
Задание11
Подумайи напиши, где живут эти животные.
Лисав норе, а медведь ________________
Собакав будке, а курица ________________
Кошкав доме, а корова в ________________
Пчелав улье, а щука в _________________
Птицав гнезде, а муравей в ________________
Задание12
Напишислова, которые имеют противоположный смысл данным.
Широкий
Длинный
Горячий
Тихий
Добрый
Медленный
Высокий
Задание13
Соединиполовинки слов, так чтобы получились целые слова
шля ка пче ша
туф мар за ка
ут па гру яц
ко ли мис тик
сли ва лас ла
Задание14
Назватькак можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие: Назовислова, обозначающие деревья…..
Назови слова,обозначающие спорт……..
Назови слова,обозначающие зверей…….
Назови слова,обозначающие посуду……. Назовислова, обозначающие овощи……..
Задание15
Прочитайслова. Придумай с ними предложения. Летом,как, луг, красив. Цветы,любишь, полевые, ты, ли.
На,рулет, ароматный, столе, лежит.
У,огромные , орла, крылья.