X-PDF

Упражнения и контрольные задания. 1. Поставьте ударения в следующих группах существи­тельных:

Поделиться статьей

1. Поставьте ударения в следующих группах существи­тельных:

а) каталог, диалог, некролог, эпилог, мартиролог, аналог, физиолог, психолог, ихтиолог, анестезиолог,

б) отзыв, созыв, отсвет, засуха, разговор, уговор,приговор,договор, заговор, наговор .

в) индустрия, металлургия, драматургия, кулинария, сим­метрия, бюрократия, асимметрия, диоптрия, пиццерия, флюоро­графия, санитария, полиграфия, аристократия, ветеринария, рент­генография .

г) петля, баржа, кирза, хвоя, творог, пихта, мошка, кирка .

д) плавление, мышление, обнаружение, обеспечение, упро­чение, сосредоточение, изобретение, упрощение, углубление, об­легчение, приобретение, опрощение, намерение, вероисповеда­ние, опошление, омоложение, разгосударствление, обезличение .

е) газопровод, водопровод, теплопровод, нефтепровод, му­соропровод, путепровод, трубопровод .

ж) дремота, ломота, глухота, доброта, красота, зевота, немо­та, простота, полнота, пахота .

з) горожанин, волжанин, англичанин, землянин, марсианин, славянин, христианин, гражданин, афинянин, римлянин .

Проверьте правильность постановки ударенияпо Орфоэпическому словарю, отметьте вариантные случаи постановки ударения.

2. Поставьте ударение в падежных формах существи­тельных:

в разных плоскостях, писать углем, задеть локтем, по высо­кому стеблю, добыча угля, качаться на волнах, висеть на стенах, в стенах института, гулять у пруда, процент с прибылей, несколько скатертей, не оказать почестей, новых повестей, быть на похоро­нах, идти по мосту, закусить губу, прыгнуть в реку, не заметить груздя, войти в избу, насадить червя, забрать из яслей, страдать от сильных болей, несколько подписей, пять пуделей, в течение двух четвертей, около двух третей, не оформить ведомостей, при­суждение ученых степеней, проверить лифты, вскипятить шпри­цы, использовать средства.

Проверьте правильность постановки ударения по орфо­эпическому словарю, отметьте акцентологические варианты.

3. Прочитайте и запишите следующие существительные, проверяя правильность постановки ударения по Орфоэпическому словарю:

агония, алкоголь, алфавит, арахис, аристократия, аргумент, анатом, агрономия, агентство, апартаменты, апостроф, бесовщина, верба, гусеница, генезис, гастрономия, дефис, диспансер, дог­мат, документ, досуг, еретик, жалюзи, завсегдатай, знахарство, иконопись, инсульт, искра, камбала, квартал, кладовая, кожанка, коклюш, колледж, комбайнер, корысть, кремень, легкоатлет, мар­кетинг, магазин, менеджмент, мытарство, нувориш, паблисити, пасквиль, партер, приданое, псевдоним, портфель, прирост, пуло­вер, ракурс, роженица, ракушка, сажень, процент, свекла, случай, средства, стенография, столяр, статуя, сироты, соболезнование, снадобье, табу, таможня, танцовщица, тефтели, туника, туфля, украинец, факсимиле, феерия, фейерверк, феномен, фетиш, хода­тайство, цемент, цыган, шасси, щавель, экскурс, эксперт, ягодица.

4. Поставьте ударение в следующих группах прилагатель­ных:

а) кедровый, грошовый, тигровый, августовский, валовая (продукция), желудевый, грушевый, сливовый, кирзовый, оптовый, запасной .

б) мускулистый, каменистый, бархатистый, сахаристый, на­варистый, фосфористый, сосудистый .

в) зубчатый, бревенчатый, дощатый, крупчатый, звездча­тый, гребенчатый, крапчатый, сетчатый, брусчатый, хлопчатый.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1197

Проверьте себя по Орфоэпическому словарю, отметьте варианты.

5. Поставьте ударение в выделенных прилагательных, учи­тывая их значение:

стоять у занятого места — разговор с занятым человеком . лавровый лист — лавровый венок . языковая ситуация — языковая колбаса . запасный выход — запасной вариант . бронированная ма­шина — бронированное — место . обходной лист — обходный ма­невр . характерный человек — характерный поступок . хлопковый удар — хлопковое масло.

6. Прочитайте следующие прилагательные, ставя правиль­но уверение. Правильность его постановки проверьте по Орфо­эпическому словарю.

Гладильный, кухонный, красивее, красивейший, мастерский (удар), украинский, цитрусовый, двоюродный, экспертный, одно­именный, мизерный, одновременный.

7. Запишите все возможные формы кратких прилагатель­ных, поставьте в них ударение. Проверьте правильность его по­становки по Орфоэпическому словарю.

О 6 р а з е ц: боек — бойк а, б ойко, бойки.

Весел—…, глух, прав, молод, дешев, глуп, крепок, смел, дорог, вре­ден.

8. Запишите все формы глаголов прошедшего времени и кратких страдательных причастий, поставьте в них ударения, не забывая о необходимости обращения к Орфоэпическому сло­варю. Вспомните, что закономерности постановки ударения в этих формах те же, что и у кратких прилагательных.

Образец: начать – н ачал, начал а, н ачало, н ачали, н ачат, начат а, на чато, на чаты.

Принять -…, занять, взять, издать, продать, задать, прожить.

Проверьте себя, поставив ударение в выделенных словах:

Взгляды их были близки. Они остались глухи к моей прось­бе. Для анализа была взята работа известного исследователя. Вы совершенно правы. Малыши были бойки, крепки, веселы. Про­верка начата комиссией сегодня утром. Курсовая работа приня­та преподавателем. Ветром рвало паруса, и все плыло перед гла­зами капитана парусного судна. Чтение статьи заняло у него два дня. Группа заняла аудиторию.

9. Поставьте ударение в глаголах следующих групп, от­метьте вариантные случаи:

а) плесневеть, ржаветь, заиндеветь, побагроветь, лиловеть, черстветь .

б) облегчить, углубить, усугубить, подбодрить, закупорить, откупорить, осведомить, уведомить, упростить, убыстрить .

в) премировать, пломбировать, нормировать, экипировать, костюмировать, маркировать, гравировать, копировать, блокиро­вать, абонировать .

г) понять, принять, начать, баловать, избаловать.

10. Проверьте, правильно ли вы ставите ударение в гла­гольных формах:

отдали, задали, принял, начали, звонит, позвонишь, заклю­чишь, включит, заразишь, позвоним, облегчили, новорожденный, углубленный, осужденный, приобретенный, оцененный, балован­ный, запломбированный, гофрированный, понявший, умерший, замерший (от страха), посоленный, скрепленный, побеленный, посолит, поручим, начался, занялся, брался, гнался, заперся, рвал­ся, родился.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1197

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет