1.Выделите основу и окончание в следующих словах.
Басенки, засветло, красота, брюки,увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун,срочно, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош.
2. Сделайте письменныйморфемный разбор данных слов.
Теснота,воссоединение, верхний, недалекий, наслаждение, пылесос, съездить,ослепительный, трубопровод, давление, пилотаж.
3.Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным.
Проводник, сапожник, ударник, садовник; белизна,крутизна, новизна, желтизна; честность, точность, смелость; удалец, молодец,купец, продавец, красавец, любимец.
4.Образуйте новые слова только с помощью приставок.
Кипеть- , стучать — , ставка — , ход — , бег — , кладка — , брошенный — , мытый — .
5.Сделать полный морфемный анализ следующих слов:
Актриса,больной, будильник, вешалка, выдержка, выключатель, газопровод, двойка,губернатор, желание, переулок, платье, рассчитывать, сердцебиение, силач,славянский, собрание, стоянка, тупиковый, улица, экскурсовод.
6.Игра-предположение «Что было бы,если к основе слова прибавить суффиксы -онок-, -енок-?».
галка, стриж, грач, сова, орёл, аист, козёл, лев, лиса,медведь, тигр, слон.
7. Найдитеместо каждого слова в семье (гнезде) родственных слов
городок, городишко, городище, городской,загородный, пригород, пригородный, общегородской.
8. Постройтесловообразовательные цепочки следующих слов:
корзиночка, булочка, росиночка, тропиночка.
Укажите, последовательность присоединения морфем.
Образец письменной записи: корзиночка← корзинка← корзина.
9. В однокоренных словахвыделить корень:
Сделаться крепким –окрепнуть; проводить зиму – зимовать; провести зиму – прозимовать; делатьчистым – чистить; сделать чистыми – почистить.
10. Заменить однимсловом выделенные сочетания слов. В однокоренных словах найти окончание икорень, суффикс обвести цветным карандашом:
Тропинка влесу – лесная тропинка.
Суп изрыбы – рыбный суп.
Дождь, которыйбывает осенью — … .
Дождь, которыйбывает весной — … .
Цветы, которыерастут в комнате — … .
11.Заменить одним словом выделенные сочетания. Полученные слова разобрать посоставу:
Участок пришколе — … .
Экскурсия загород — … .
Лодка,которая может плавать под водой — … .
Календарь, которыйвисит на стене — … .
12.При помощи суффикса образуйте слова, обозначающие лицо по профессии:
Баскетбол – (баскетбол – ист)
Бейсбол – (бейсбол – ист);
Дзюдо – (дзюдо-ист);
Биатлон – (биатлон-ист
Каратэ – (карат-ист)
Бокс – (бокс – ер)
Пиар – (пиар – щик).
13.Игра «Ромашка» (по рядам).
Каждый ряд получит листок бумаги с изображенной на нем ромашкой,внутри которой записан глагол (нести, давать, шить). В лепестки ромашкивам надо вписать приставки, которые могут сочетаться с данным глаголом иобразовывать новые слова. Начинаем с конца ряда. Сидящие на первой парте сдаютлист со всеми заполненными лепестками (даже если кто-то, сзади сидящий,пропустил свой лепесток, они должны заполнить всю ромашку). Побеждает тот ряд,который справился с задачей быстрее и правильно.
14.«Золушка». Разберите слова в «двекорзины»: в одну – где -ок- входит в состав корня, в другую – где -ок- –суффикс.
Совок, лесок, сынок, песок,чулок, клубок, носок, коробок, колобок, дружок, снежок.
15.«Продавец билетов».
Вы продавец билетов автобуса,в котором имеют право «ехать» только слова с нулевым окончанием. Подчеркнитеваших «пассажиров»: кино, храм, дом, торт, свеж, хаки, беж, кофе, такси, ткач,зазеленел, взялся, край, дочь, мест, вверх, хорошо, эскимо, пальто, крыш.
16. Схема.
Среди перечисленных слов найдите те, которые подходят к схеме:
Словарь, фонарь, аптекарь, букварь,пекарь, государь, лекарь, сударь, зажарь.
17. Прочитайте слова. Из первого слова запишите приставку, извторого — корень, из третьего — суффикс и окончание. Какое слово получилось?
Образец: раскрыл, сказка, грузчик – рассказчик;
повел, дарит, цветок-…
побежал, садовник, пилотка—…
вывез, рубит, ручка-…
переход, стрелка, ножка-…
осушил, красивый, стройка-…
прошел, водит, школьник
залетел, варил, стенка-…
18. Прочитайте слова забег, залы, запах,заяц, зал, завал. Определите состав этих слов и запишите их в два столбика:
Ç ØÇ
19. Моделирование.
Разберите слово подорожник посоставу.
Подберите слово с таким же корнем________.
Подберите слово с такой же приставкой_____ .
Подберите слово с таким же суффиксом_______ .
Подберите слово с таким же окончанием______ .
20. Игра-загадка «Я задумал часть слова».
Порядокигры следующий: ведущий задумывает часть слова, аиграющие, задавая определенные вопросы, должны отгадать, какая часть слова(корень, приставка, суффикс, окончание) задумана ведущим (при этом ведущийможет отвечать только «да» или «нет»). Вопросов может быть только 3.
21.Игра «Суффиксы пошутили» Играющие имеют на рукахсуффиксы. Ведущий показывает слово с неправильным суффиксом, дети прочитываютего, а затем подставляют в него требуемый суффикс.
дубик — домок, лесяк — морник, садник — ледик, летка — лисчик,столник — охотица, тельничка – руковяшка
22.Постройте словообразовательные цепочки следующихслов:
бегун, водянистость, воспитанность, глушитель, пограничник,подготовка, зимóвщик, светло.
23. Прочитайтетекст. Найдите и выпишите формы слова. Обоснуйте свой выбор.
На опушке леса растётвысокая сосна. Возле сосны замер трусливый зайка. Под сосной зарылся в старуюхвою колючий ёжик. Юркая белка притаилась на сосне.
24. Прочитайте слова. Найдите и выделите в нихсуффиксы, с помощью которых образуются слова, называющие жителей городов истран. Назовите эти суффиксы. Можно ли их назвать синонимичными. Обоснуйте свойответ.
Волгоградец, пскович, киевлянин, англичанин,ленинградец, болгарин, новгородец, харьковчанин, египтянин, сумчанин, москвич,туляк.
25. Продолжите ряд названий лиц по действию, характерному для ихпрофессии, или занятию. Обозначьте суффиксы. Можно ли их назвать синонимичными.Обоснуйте свой ответ.
Летать – лётчик, печь – …, контролировать – …,водить – …, учить – …, воспитать – …, трактор – …, гардероб – …, шахта – …,ракета – …, лифт – …, касса – …, программа – …, библиотека – …
26. Сначалавыпишите слова, в которых суффикс -чик обозначает человека породу занятий, затем слова, в которых суффикс -чик имеетзначение «маленький». Можно ли эти суффиксы назвать омонимичными. Обоснуйтесвой ответ.
Лётчик, балкончик, грузчик, наладчик, блинчик,стаканчик, ракетчик, карманчик, пенальчик, разведчик, стульчик, портфельчик.
27. Образуйтеглаголы с помощью приставок и составьте с ними словосочетания.
(С-, от-) дать (экзамен, книга); (об-, под-)ходить (дверь, место), (под -, за-, пере-) бежать (улица, товарищ,трамвай).
28. Вкаком ряду слова являются формами одного и того же слова?
1)Писать, пишут, пишу;
2)мысль, замысел, мышление;
3)рисовать, нарисовать, перерисовать;
4)цветок, цветком, цветы.
29.«Соберите слова из морфем».
Надоске – морфемы:
рас-,-сказ-, -чик; лет-, -е-, -ть; улыб-, -а-, -ешь-, -ся; пол-, -ев-, -ой; лет-,-н-, -ий. Из них надо собрать пять слов (рассказчик, лететь, улыбаешься,полевой, летний) и разобрать их по составу.
