Предмет: биология Учитель МБОУ Гвардейская школаХасанова Ф.Д
6класс
Дата_______
Урок№ 15: «Почвенное питание растений»
Цели: изучить сущность понятия «почвенное питание»растений как важнейшего процесса жизнедеятельности; сформировать умениеанализировать полученную информацию, отработать навыки ухода за растениями ввиде полива и подкормки. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор,компьютер, интерактивная доска, электронное приложение учебника (презентация,видеоролик).
УУД:
ЛичностныеУУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
РегулятивныеУУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование,прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляцияв ситуации затруднения.
ПознавательныеУУД: поиск и выделение необходимойинформации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия(анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные УУД:учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка икоррекция действий партнера
Планируемыерезультаты:
– Учащиеся должнызнать: понятие почвенное питание
– Учащиеся должныуметь: находить важное из темы
– Учащиеся должнывладеть: работа с парой, учебным материалом.
Тип урока: изучениенового материала.
Ход работы:
1. Организационныйматериал
2. Проверкаотсутствующих
3. Проверкаготовности к уроку.
4. Изучениенового материала.
5. Ознакомлениес целью и задачами сегодняшнего занятия. Постановка цели урока..
Питание– поглощение организмом химических веществ для получения имэнергии и «строительного материала».
Растениядля питания используют энергию солнечного света. При помощи фотосинтеза онизапасают ее в форме сложных органических соединений. Растения не получаютэнергию из веществ, входящих в состав почвы.
Фотосинтез– процесс синтеза органических веществ из неорганических с использованиемэнергии солнечного света.
Минеральноепитание растений – это совокупность процессов поглощенияиз почвы, передвижения по телу и усвоения растениями минеральных веществ.
ОпытыСоссюра
ВXIX веке французский ученый Соссюр занимался детальным анализом химическогосостава растений. Состав золы всех растений оказался приблизительно одинаковым.Так ученый обнаружил фосфат кальция в золе всех рассмотренных растений. Привыращивании растений на дистиллированной воде ученый обнаружил в них ровностолько минеральных соединений, сколько было в семенах. Таким образом ондоказал, что почва является источником только минеральных веществ для растения.А источником углерода для построения органических веществ является атмосфера.
Вещества,необходимые для минерального питания растений.Через корни растения поступает вода и растворенные в нейминеральные соединения (азот, калий, фосфор и т.д. (см. Рис. 1)).
Рис.1. Периодическая система химических элементов (желтым выделены основныенеобходимые растениям элементы)
Еслирастение не получает хотя бы какого-то из необходимых ему химических элементов,то процессы его жизнедеятельности могут резко нарушиться (см. Рис. 2). Другиехимические элементы, даже при получении их в избыточном количестве, не способнызаменить недостающие.
Рис.2. Последствия дефицита серы у левого растения
Например,атомы химического элемента азота входят в состав любого белка и еще многихсоединений. Соединения азота необходимы растениям в большом количестве прибыстром росте. В связи с этим в почву вносят азотные удобрения (см. Рис. 3).
Рис. 3. Азотные удобрения.
Соединенияфосфора способствуют скорейшему созреванию плодов, а калия – быстрейшему оттокуорганических веществ от листьев к стеблям и корням.
Нитраты– соли азотной кислоты, необходимые для жизни растений. Попадая в организмчеловека, нитраты превращаются в соли – нитриты, которые пагубно действуют нагемоглобин крови, что приводит к отравлению или смерти.
Растенияперерабатывают нитраты. И чтобы сельскохозяйственная продукция их содержала,нужно злоупотреблять азотными удобрениями.
Поглощениепитательных веществ растениями. Водоросли,а также некоторые мхи усваивают питательные вещества с помощью всей поверхноститела или через корни. Вода и минеральные соли обычно поступают через корневыеволоски (см. Рис. 4), что увеличивает всасывающую поверхность корня. Корневыеволоски покрыты слизью и тесно соприкасаются с частичками почвы.
Рис. 4. Корневыеволоски под микроскопом
Изклетки корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а затем и в сосудыкорня. И далее в верхние органы растения. Этот процесс обеспечивается корневымдавлением.
Влияниеусловий полива на рост колеуса. Возьмите 2 средних размерарастения колеуса (см. Рис. 5). Поставьте их в теплое, светлое место и 3 дня неполивайте. Затем поливайте регулярно. Одно из растений поливайте каждый деньутром и вечером, расходуя для каждого полива по 50 мл воды. Второе растенийполивайте 3 раза в неделю, расходуя для каждого полива по 200 мл воды.Наблюдайте за ростом и развитием растений.
Рис. 5. Колеус
Опыт:у комнатного растения срезается стебель на высоте 10 см от земли, а наоставшийся пенек надевается резиновая трубочка, которая соединяет его состеклянной трубкой. Если горшок с растением полить теплой водой, то черезверхний конец стеклянной трубочки начнет выделять жидкость. Если полить горшокс растением очень холодной водой, то жидкость через стеклянную трубочкувыделяться не будет. Это связано с зависимостью скорости поглощения воды корнемот ее температуры.
Почва иминеральное питание растений. Растениебудет нормально расти и развиваться только в том случае, если в окружающей егосреде имеются все необходимые минеральные вещества.
Почва(см. Рис. 6) – это верхний слой литосферы Земли, образовавшийся в результатеразрушения горных пород и жизнедеятельности организмов.
Плодородие– способность почвы обеспечивать растение необходимыми минеральными веществамии влагой, поддерживая их жизнедеятельность. Определяется наличием в почвегумуса (перегноя).
Рис. 6. Почва
Каждыйурожай уносит с собой часть органических и минеральных веществ почвы. Этоприводит к ее истощению. Поэтому в почву вносят органические и минеральныеудобрения.
Удобрения– вещества, предназначенные для улучшения питания растений и повышенияплодородия почвы.
Органическиеудобрения – это или отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичийпомет), или часть отмерших организмов животных, растений (торф, перегной).
Минеральныеудобрения: азотные (аммиачная селитра, аммиачная вода), фосфорные(суперфосфат, преципитат), калийные (зола, сильвинит).
Азотныеудобрения способствуют увеличению вегетативной массы растения. Фосфатные –ускоряют развитие растений, улучшают качество урожая. Калийные – увеличиваютнакопление питательных веществ в клубнях и др. частях растений.
Микроудобрения– это удобрения, содержащие соединения химических элементов, необходимыхрастениям только в небольших количествах (медь, кобальт, цинк, бор, железо).
Вразные периоды жизни растения нуждаются в различных наборах минеральныхвеществ, и удобрения поэтому вносятся в различные сроки, в зависимости отпотребностей и вида растений.
Избытоклюбого из удобрений может повредить растениям и потребителямсельскохозяйственной продукции.
Методывыращивания растений
Всовременных теплицах применяются методы гидропоники и аэропоники.
Гидропоника– выращивание растений в питательном растворе, содержащем все необходимыевещества.
Аэропоника– выращивание растений, при котором сосудистая корневая система находитсяв воздухе, откуда получает все необходимые минеральные вещества.
6. Закреплениенового материала. Работас учебником.
7. Рефлексия.Выставление оценок.
8.Д/з § 36
– Что такое корневое давление?
– Что такое минеральное питание растений? Какие веществанеобходимы для его осуществления?
– Подготовьте небольшоесообщение об используемых сейчас удобрениях. Поделитесь этой информацией сосвоей семьей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение.
Историяизучения минерального питания растений. Круг проблем, составляющих разделфизиологии растений минеральное питание; их взаимосвязь с практикойс/х производства, биохимией, биофизикой, генетикой, экологией, медициной.Д.А.Сабинин и развитие представлений о физиологии минерального питаниярастений.
Круговоротэлементов минерального питания в биосфере; роль растений. Автотрофностьрастений в отношении использования минеральных элементов. Вегетационный метод -инструмент изучения минерального питания. Концентрирование в тканях элементовминерального питания. Необходимые растениям макро- и микроэлементы. Определениепонятий необходимые и полезные растению элементы.Вариабельность в потребности и накоплении минеральных элементов у видоврастений и в зависимости от условий.
Корнии почва, как система, обеспечивающая растения элементами минерального питания.
Состави структура почвы. Запасы элементов минерального питания в почве и ихдоступность (адсорбированные ионы, почвенный раствор, труднорастворимыесоединения). Действие рН на доступность минеральных элементов почвы; значениярН, оптимальные для роста разных видов растений. Корни, каквысокоспециализированная система поглощения минеральных элементов и воды,дальнего транспорта веществ, усвоения минеральных элементов, закреплениярастений в почве. Распространение корней в почве и рост, как процесс,обеспечивающий поглощение минеральных элементов. Ионы, как сигналы, запускающиепрограмму роста и изменение морфологии корней. Морфология и анатомия корня -структурная основа для выполнения различных функций. Зоны роста корня.Представления о значении зон корня в поглощении ионов и их перемещении в другиечасти растения. Вклад Д.А. Сабинина. Роль микоризы в процессе поглощениявеществ корнями. Формирование системы корень и среда ;взаимодействие её компонентов в пространстве и во времени.
Поглощениеионов из среды и передвижение минеральных элементов по растению.
Понятиепоглощение и общая характеристика процессов транспорта в системе целогорастения. Апопласт и симпласт: их структурная основа, роль в поступленииминеральных веществ и интеграции поглощения с другими физиологическимипроцессами.
Поступлениеионов в апопласт. Строение клеточной стенки; её физико-химическиехарактеристики. Понятие свободного пространства (СП), оценка его размеров.Механизмы поступления ионов в СП; значение этого этапа для последующеготранспорта ионов в симпласт.
Транспортионов через клеточные мембраны (плазмалемму и тонопласт). Строение мембраны; еёособенности, обеспечивающие избирательность в поглощении и накоплении ионовклеткой. Пассивный и активный перенос ионов через мембраны. Критерии активноготранспорта. Уравнение Нернста. Движущие силы переноса ионов через мембрану.Мембранный электрический потенциал; его образование и поддержание.Хемиосмотическая теория Митчелла и развитие представлений о механизмахтранспорта. Протонные помпы плазмалеммы и тонопласта: Н+-АТФазы ,пирофосфатазы, редокс-цепи. Непротонные растительные АТФазы; их функции.Вторичный активный транспорт на плазмалемме и тонопласте. Кинетический подход итеория переносчиков. Зависимость скорости поглощения иона от его концентрации всреде. Использование Vmax и Km уравнения Михаэлиса-Ментен для характеристикитранспортных систем. Пассивный транспорт. Ионные каналы растений. Общая модельструктуры, функционирования и регуляции ионного канала. Методы изучениятранспортных систем растений. Молекулярно-генетические исследованияпереносчиков ионов и механизмов транспорта. Идентифицированные ипостулированные транспортные системы плазменной и вакуолярной мембранырастительной клетки. Особенности систем транспорта через эндомембраны клеточныхструктур.
Поступлениеионов в корень. Понятие о потоке ионов. Поглощение, как результат двух потоков:входа (инфлакса) иона из среды в корень и выхода (эффлакса) из корня наружу.Трехкомпартментная, одноклеточная модель корня. Роль вакуолярнойемкости в поглощении. Трехклеточная модель поступления ионов в корень иих перемещения в ксилему.
Радиальныйтранспорт веществ в корне. Апопластный путь: роль эндодермы, спецификапередвижения отдельных ионов; взаимосвязь с транспортом воды. Перемещение ионовпо симпласту. Плазмодесмы: строение, распределение и значение для транспорта.Схема участия тканей корня в радиальном транспорте. Роль эндоплазматическогоретикулума в симпластном радиальном транспорте ионов. Механизмы загрузкиксилемы. Взаимодействие и регуляция систем поступления ионов в корень изагрузки ксилемы.
Дальнийтранспорт минеральных элементов. Состав веществ ксилемного сока. Метод сбора ианализа пасоки. Перемещение элементов минерального питания по флоэме. Регуляцияпоглощения ионов корнями; адаптивные изменения систем транспорта в зависимостиот доступности элементов в среде и других внешних и внутренних факторов.Контроль поступления ионов через запрос надземных органов.Генетическая детерминированность процессов поглощения. Поиск и селекционныйотбор форм с эффективными системами поглощения и использования элементовминерального питания.
Биологическаяроль элементов минерального питания.
Классификацияэлементов минерального питания, основанная на их функциональной роли.
Калий. Содержаниеи распределение калия по органам растений; его циркуляция и реутилизация.Характеристика систем транспорта К+, их функции в растении. Роль К+ вподдержании потенциала на мембранах. Функции калия, связанные с поддержаниемгомеостаза внутриклеточной и тканевой среды (катионно/анионный баланс, рН,осморегуляция, гидратация и конформация клеточных структур). Механизм устьичныхдвижений. Калий, как активатор ферментных систем.
Кальций. Накопление,формы соединений, особенности поступления и перемещения Са2+ порастению, возможность его реутилизации. Концентрация и распределение Са2+ вструктурах клетки. Функции кальция в апопласте и вакуоли. Роль Са2+ врегуляции клеточных процессов и формировании ответных реакций на внешние ивнутренние воздействия. Характеристика мембранных систем транспорта Са2+,особенности их регуляции и роль в формировании Са2+-сигнала. Общаясхема путей передачи сигнала на мишени, в клетке, в связи с ответной реакциейна различные стимулы. Специфичность кодирования и передачи Са2+-сигналав зависимости от природы и характера стимула. Посредничество Са2+ вуправлении комплексными физиологическими процессами: устьичные движения; рост кончиком(пыльцевая трубка и корневой волосок); гравиотропизм; фототропизм;фотоморфогенез; адаптация к стрессу и др…
Магний. Содержаниеи соединения магния в тканях растений. Значение связи Mg2+ саденозинфосфатами и фосфорилированными сахарами. Роль в поддержании рН-стата идальнем транспорте веществ. Запасные формы Mg2+ , егореутилизация и перераспределение в растении. Функции магния в фотосинтезе.Магний — как активатор ферментных систем; роль в образовании функциональныхрибосом.
Азот. Смотрипрограмму спецкурса Азотныйобмен растений.
Фосфор. Доступностьфосфора в почве, особенности транспорта в корни и зависимость поглощения Pi отусловий среды. Формы Р-соединений (органические и неорганические) и ихраспределение в клеточных структурах, тканях и органах. Запасание фосфора.Особенности транспорта соединений фосфора. Метаболическая компартментация егосоединений в клетке. Функции роль фосфора в запасании и превращении энергии,структурной организации мембран, кодировании и реализации наследственнойинформации, обмене углеводов. Фосфор и метаболитная регуляция процессов.1,4,5-фосфоинозитол, как вторичный мессенжер. Контроль ферментной активностичерез обратимое фосфорилирование белков.
Сера. Циклсеры в природе, соединения, используемые растением. Пути восстановления серы врастении, связь с фотосинтезом. Соединения серы в тканях. Значение сульфидной идисульфидной связи; серосодержащие ферменты. Роль серы в энергетическом обмене.Значение глутатиона и фитохелатинов.
Микроэлементы.
Железо: доступностьв почве, валентность поглощаемой формы, роль микоризы. Особенности поступленияжелеза у двудольных и однодольных растений. Соединения железа; распределение покомпартментам клетки и в растении. Комплексы железа в белках редокс-цепей идругих ферментах. Железо и синтез хлорофилла. Медь: Содержание и распределениев клетке и тканях. Участие в окислительно-восстановительных процессах дыхания ифотосинтеза. Функции цитозольных оксидаз (аскорбат-, фенол- и диаминоксидаз).
Марганец: Активируемыеим ферментные системы, его специфичность, как кофактора. Роль Mn2+ вфункционировании ФС-2.
Молибден: Потребностьв элементе; его значение для процессов утилизации азота среды. Мо-птерин ифункционирование нитрогеназы и нитратредуктазы.
Цинк: Егоструктурная роль в поддержании ферментной активности и при синтезе белка.Метаболические функции ферментов, содержащих цинк.
Микроэлементыи изоформы супероксиддисмутазы, их локализация в клетке и роль в защите тканейот активных форм кислорода.
Бор: компартментацияв клетке; формы соединений. Механизмы участия в регуляции физиологическихпроцессов и метаболизма.
Нарушенияв метаболизме растений при недостатке микроэлементов. Токсичность тяжелыхметаллов для растений их накопление в тканях. Механизмы защиты.Видоспецифичность в чувствительности и устойчивости растений к избытку инедостатку тяжелых металлов в среде. Фиторемедиация.
Регуляцияпроцессов поступления, накопления и распределения элементов минеральногопитания в системе целого растения
Взаимоотношениеионов при их поглощении. Поступление, накопление и распределение по органамэлементов питания в зависимости от внешних и внутренних факторов (доступность,рН, температура, водообеспеченность, видоспецифичность, возраст и др.). Баланскатионов и анионов в тканях. Поддержание рН-стата растения. Осморегуляция врастительных тканях. Роль компартментации в регуляции транспорта, накопления иобмена ионов. Связь процессов минерального питания с водообменом, дыханием ифотосинтезом; их интеграция и взаиморегуляция на уровне клетки, органа и целогорастения. Донорно-акцепторные отношения, реутилизация и круговорот минеральныхэлементов в растении. Минеральное питание, рост и продуктивность растений.Использование показателей обмена минеральных элементов для оценки хозяйственнополезных качеств (эффективность использования удобрений, соле- изасухоустойчивость, качество с/х продукции и т.д.). Минеральное питание имоделирование продукционного процесса.