Предмет: биология Учитель МБОУГвардейская школа Хасанова Ф.Д.
6 класс
Дата _________
Урок № 16: «Фотосинтез»
Цель: раскрытьсущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле; познакомить спонятием «фотосинтез»; на основе опытов доказать, при каких условиях образуютсяорганические вещества; сформулировать понятие «фотосинтез»; развивать логическое мышление;навыки самостоятельной работы; умение делать выводы из анализа результатовэксперимента.
Оборудование: мультимедийный проектор,компьютер, интерактивная доска, электронное приложение учебника (презентация,видеоролик).
УУД:
ЛичностныеУУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
РегулятивныеУУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование,прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
ПознавательныеУУД: поиск и выделение необходимойинформации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия(анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные УУД:учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка икоррекция действий партнера
Планируемыерезультаты:
–Учащиеся должны знать: виды
–Учащиеся должны уметь: определять
–Учащиеся должны владеть: работа с парой, учебным материалом.
Типурока: изучение нового материала.
Ходработы:
1. Организационный материал
2. Проверка отсутствующих
3. Проверка готовности к уроку.
4. Изучение нового материала.
5. Ознакомление с целью и задачами сегодняшнего занятия. Постановкацели урока.
Без кислорода наша жизнь просто невозможна. Каждую секунду мыего потребляем, а вместо него выбрасывается углекислый газ. Но кислород в нашейатмосфере за столько лет еще не закончился. Да он и не закончится, пока естьрастения. Именно они перерабатывают углекислый газ в кислород. И, чтосамое удивительное, именно таким образом они и питаются. На этом уроке мыузнаем, как же у растений получается это делать.
При росте растения в почве его масса увеличивается сильнее,чем уменьшается масса почвы. Это объясняется тем, что растения самыспособны к синтезу органических веществ из углекислого газа иводы.
Фотосинтез – синтез органическихвеществ из углекислого газа и воды с использованием энергии света.Это одна из важнейших способностей растений. Благодаря фотосинтезу,растения обеспечивают энергией не только себя, но и другие организмы(животные, грибы). Это связано с тем, что растения находятся в началелюбой пищевой цепочки.
История открытия фотосинтеза
Но еще 300-400 лет назад ответ на вопрос «откударастения берут питательные вещества для строительства своих клеток?» занималумы ученых во всем мире.
Первым и очевидным ответом было предположение, чтоиз земли. Однако, в далеком 1600 году фламандский ученыйЯн Батист ван Гельмонт решил проверить влияние почвы на рост растенийи провел уникальный в своей простоте опыт. Естествоиспытатель взялветочку ивы и бочку с почвой.
Предварительно их взвесил. А затем посадил отростокивы в бочку с почвой. Долгие пять лет ван Гельмонт поливал молодоедеревце лишь дождевой водой. А через пять лет выкопал деревце,и вновь взвесил отдельно деревце и отдельно почву. Каково жебыло его удивление, когда весы показали, что деревце увеличило свой вес практическив тридцать раз, и совсем не походило на тот скромныйпрутик, что был посажен в кадку. А вес почвы уменьшился всегона 56 граммов.
Ученый сделал вывод. что почва практически не даетстроительного материала растениям, а все необходимые вещества растениеполучает из воды.
После ван Гельмонта различные ученые повторили его опыт,и сложилась так называемая «водная теория питания растений».
Одним из тех, кто попытался возразить этой теории был М.В.Ломоносов. И строил он свои возражения на том, чтона пустых, скудных северных землях с редкими дождями растут высокие,мощные деревья. Михаил Васильевич предположил, что часть питательных веществрастения впитывают через листья, но доказать свою теорию экспериментальноон не смог.
И как часто бывает в науке, помог его величествослучай.
Однажды нерадивая мышь, решившая поживиться церковными запасами,случайно перевернула банку и оказалась в ловушке. И черезнекоторое время погибла. К нашей удаче, эту мышь в банке обнаружилДжозеф Пристли, который был не просто священником, а по совместительствуученым-химиком, и очень интересовался химией газов и способамиочистки испорченного воздуха. И тут церковным мышам не повезло. Онистали участницами различных опытов английского ученого.
Джозеф Пристли ставил под одну банку горящую свечу,а в другую сажал мышь. Свеча тухла, грызун погибал. В наше времяего самого зоозащитники посадили бы в банку, но в далеком1771 году ученому никто не помешал продолжить свои опыты. Пристли посадилмышь в банку, где до этого потухла свеча. Животное погибло ещебыстрее.
И тогда Пристли сделал вывод, что раз все живоена Земле до сих пор не погибло, Бог (мы же помним, чтоПристли был священником), придумал некий процесс, чтобы воздух вновь былпригоден для жизни. И скорее всего, основная роль в нем принадлежитрастениям.
Чтобы доказать это, ученый взял воздух из банки где погибламышь, и разделил его на две части. В одну банку он поставилмяту в горшочке. А другая банка ждала своего часа. Через 8 днейрастение не только не погибло, а даже выпустило несколько новыхпобегов. И он опять посадил грызунов в банки. В той, гдеросла мята — мышь была бодра и закусывала листиками.А в той, где мяты не было — практически моментально лежаладохлая мышиная тушка.
Опыты Пристли вдохновили ученых, и во всем мире началиотлавливать мелких грызунов и пытаться повторить его эксперименты.
Но мы же помним, что Пристли был священникоми весь день, до вечерней службы мог заниматься исследованиями.
А Карл Шееле, аптекарь из Швейцарии, экспериментировалв домашней лаборатории в свободное от работы время,т.е. по ночам, и мыши дохли у него независимоот присутствия мяты в банке. В результате его экспериментовполучалось, что растения не улучшают воздух, а делают его непригоднымдля жизни. И Шееле обвинил Пристли в обмане научной общественности.Пристли не уступил, и в результате противостояния ученых былоустановлено, что для восстановления воздуха растениям необходим солнечный свет.
Именно эти опыты положили начало изучению фотосинтеза.
Исследование фотосинтеза стремительно продолжалось. Ужев 1782 году, спустя всего лишь 11 лет после исследованийПристли, швейцарский ботаник Жан Сенебье доказал, что органоиды растенийразлагают углекислый газ в присутствии солнечного света.И практически еще сто лет провальных и удачных экспериментовпонадобилась ученым разных специальностей, чтобы в 1864 году немецкийученый Юлиус Сакс смог доказать, что растения потребляют углекислый гази выделяют кислород в соотношении 1:1.
Значение фотосинтеза для жизни на Земле И теперьстановится понятна важность процесса фотосинтеза для жизни на земле.Именно благодаря этому сложному химическом процессу стало возможно зарождениежизни на земле и существование человека.
Кто-то может возразить, что на Земле есть места, гдене растут ни деревья ни кустарники, например, пустыни илиАрктические льды. Ученые доказали, что доля кислорода, выделяемого зеленоймассой лесов, кустарников и трав — т. е. растений, что обитаютна поверхности суши, составляет всего около 20% газообмена, а 80%кислорода приходится на мельчайшие морские и океанские водоросли,которые потоками воздуха переносятся по всей планете, позволяя дышатьживотным в экстремальных, практически лишенных растительности регионахнашей удивительной планеты.
Благодаря фотосинтезу вокруг нашей планеты сформировалсязащитный озоновый экран, защищающий все живое на земле от космическойи солнечной радиации, и живые организмы смогли выйти на сушуиз глубин океана.
К сожалению, в настоящее время кислород потребляютне только живые существа, но и промышленность. Уничтожаютсятропические леса, загрязняются океаны, что приводит к снижению газообменаи увеличению дефицита кислорода.
Организмы, способные к фотосинтезу. Помиморастений, к фотосинтезу способны и некоторые бактерии. Например,галобактерии используют примитивный путь фотосинтеза, при которомне выделяется кислорода.
То же самое происходит у зеленых и пурпурных бактерий.Цианобактерии в ходе фотосинтеза выделяют кислород.
Фазы фотосинтеза. К фотосинтезуспособны не только растения, но и многие одноклеточные животныеблагодаря специальным органоидам, которые называются хлоропласты.
Хлоропласты — это пластиды зеленого цвета фотосинтезирующихэукариот.
В состав хлоропластов входят: две мембраны; стопки гранов;диски тилакоидов; строма — внутреннее вещество хлоропласта; люмен —внутреннее вещество тилакоида.
Сложный процесс фотосинтеза состоит из двух фаз: световойи темновой. Как понятно из названия, световая (светозависимая) фазапроисходит с участием квантов света. Название темновая фаза вовсене означает, что процесс происходит в темноте. Более точноеопределение — светонезависимая. Т.е. для реакций, происходящих в этойэтой фазе, свет не нужен, а протекает она одновременносо световой, только в других отделах хлоропласта.
Многие делают ошибку, говоря, что в процессе фотосинтезапроисходит производство растениями такого необходимого человечеству кислорода.На самом деле фотосинтез — это синтез углеводов (например, глюкозы),а кислород — лишь побочный продукт реакции.
Если взять растение и поставить его на 3 суток в темноеместо, то из листков уйдут все питательные вещества. Далее это растениенеобходимо вынуть на свет и поместить один из листьев в черный конвертс отверстием определенной формы. Через 8-10 часов пребывания растенияна свету необходимо отрезать 2 листа, один из которых был в конверте.Поместить их в кипящую воду, а затем в спирт. Когда спирт окрасится в зеленыйцвет, а листья полностью обесцветятся, необходимо их вынуть и расправитьна тарелке. При обливании обоих листьев йодом на листе из конверта появитсясиняя фигура, соответствующая отверстию конверта. А обычный лист посинеетполностью.
Это произойдет по причине накопления крахмала, в виде которогорастительный организм накапливает глюкозу. Крахмал – сложная молекула,не растворимая в воде. При необходимости транспортировки в другиеорганы растения, крахмал снова превращается в глюкозу.
Образованиеорганических веществ
Если растение с пестрыми листьями поставить наяркий солнечный свет, и через несколько часов срезать, обесцветить и окраситьйодом несколько листьев, то белые полосы останутся белыми.
Это происходит потому, что клетки зеленых частей растениясодержат хлоропласты, содержащие зеленый пигмент хлорофилл. Хлорофиллпоглощает и запасает энергию солнечных лучей.
В пластидах белых частей растения нет хлорофилла, всвязи с чем крахмал там не образуется.
Опыт: необходимо взять стекло, на котором под стекляннымколпаком выставить веточку растения. Смазать края колпака вазелином,что предотвратит попадание воздуха. Рядом с растением под колпак поставитьсосуд с едкой щелочью (вещество, хорошо реагирующее с углекислымгазом, поглощая его). Таким образом, щелочь поглотит углекислый газ.Через 2 дня можно снять колпак с растения. И проверить наличиекрахмала в его листьях – он будет отсутствовать.
Таким образом, крахмал образуется в листьях только приналичии углекислого газа и только на свету. Для образования глюкозы(см. Рис. 5) растению необходимы углекислый газ, который оно получаетчерез устьицы, и вода, которую оно получает из почвы.
Рис. 5. Схема образованияглюкозы
Поглощение углекислого газа
Некоторые степные и пустынные растения днем держат все устьицызакрытыми (толстянки, кактусы), что связано с сильной жарой. Углекислыйгаз они поглощают ночью, и затем его запасают, чтобы днем использоватьдля синтеза глюкозы.
Зеленые растения – автотрофы, так как они синтезируюторганические вещества из неорганических с использованием энергиисолнечного света.
У растения существует 2 типа питания:
· Минеральное, обеспечивающее его неорганическими солями
· Фотосинтез, обеспечивающий его органическими веществами
Выделение кислорода в процессефотосинтеза
Опыт: необходимо взять 2 банки, в каждую из которых положитьсухой лед (замерзший углекислый газ). Закрыть банки. Когда они согреются,поместить в них по небольшому горшку с растением. Первую банку поставитьна яркий солнечный свет, вторую – в темное место. Через сутки открыть обебанки, и в каждую опустить по горящей лучинке. В банке, стоявшей насолнце, лучинка ярко горит – там есть кислород. В банке, стоящей в темноте,лучинка гаснет – там нет кислорода.
Таким образом, растения выделяют кислород только насвету – в процессе фотосинтеза.
Ежегоднорастения нашей планеты выделяют до 400 млрд тонн кислорода.
Опыт по теме «Фотосинтез»
Налейте в банку воду, насыщенную углекислым газом. Поместитев нее побег элодеи. Поставьте банку на яркий свет, наблюдайте за выделениемгаза веточками элодеи.
В результате фотосинтеза синтезируются глюкоза (котораязатем может запасаться в виде крахмала) и кислород, который черезустьица выходит в атмосферу.
Благодаря фотосинтезу запасается энергия солнечногосвета. Так, энергия, которую мы получаем, сжигая каменный уголь, – этоэнергия, в свое время запасенная в ходе фотосинтеза.
6. Закреплениенового материала. Работа с учебником.
7. Рефлексия.Выставление оценок.
8. Д/з§27 вопросы
-Чтотакое фотосинтез?
-Какиесуществуют типы питания у растений? Охарактеризуйте их.
— Узнайте,какой еще существует тип автотрофного питания, помимо фотосинтеза.Для каких организмов он характерен? По какой причине они используют нефотосинтез, а другой тип автотрофного питания?
Световая фаза фотосинтеза
Световая фаза фотосинтезапроисходит на мембранах тилакоидов. Фотон света, попадаяна хлорофилл, возбуждает его и происходит выделение электронови скопление отрицательно заряженных электронов на мембране. Послетого, как хлорофилл потерял все свои электроны, квант света продолжаетвоздействовать на воду, вызывая фотолиз
Н2О. Н2О → Н+ + ОН-
Положительно заряженные протоныводорода накапливаются на внутренней мембране тилакоида.
Получается такой бутерброд: содной стороны отрицательно заряженные электроны хлорофилла, с другой –положительно заряженные протоны водорода, а между ними – внутренняямембрана тилакоида.
Гидроксильные ионы идутна производство кислорода:
4ОН → О2 + 2Н2О
Когда количество протонов водородаи электронов достигает максимума, запускается специальныйпереносчик — АТФ-синтаза. АТФ-синтаза выталкивает протоны водородав строму, где их подхватывает специальный переносчикникотинамиддинуклеотидфосфат или сокращенно НАДФ. НАДФ — специфическийпереносчик протонов водорода в реакциях углеводов.
Прохождение протонов водорода черезАТФ-синтазу сопровождается синтезом молекул АТФ из АДФ и фосфата илифотофосфорилированием, в отличие от окислительного фосфорилирования.
На этом световая фазафотосинтеза заканчивается, а НАДФН+ и АТФ переходят в темновуюфазу.
Повторим ключевые процессы световойфазы фотосинтеза:
Фотон попадает на хлорофиллс выделением электронов.
Фотолиз воды.
Выделение кислорода.
Накопление НАДФН+. Накопление АТФ.
Темновая фаза фотосинтеза
Темновая фаза фотосинтеза — совокупностьферментативных реакций, которые происходят в строме хлоропласта.Результатом таких реакций является восстановление поглощенного СО2 при помощиНАДФН+ и АТФ из световой фазы, а еще – синтез сложных органическихвеществ.
В настоящее время ученымиоткрыто три различных варианта реакций, протекающих в темновую фазуфотосинтеза.
В зависимостиот метаболизма, СО2 растения делят на:
С3-растения — большинствосельскохозяйственных культур, произрастающих в умеренном климате,у которых в результате реакций СО2 превращаетсяв фосфоглицериновую кислоту.
С4-растения — растениятропиков и субтропиков, наиболее живучие сорняки. У этих растенийв результате реакций СО2 превращается в оксалоацетат.
САМ-растения — особый типС4-фотосинтеза у растений, испытывающих дефицит влаги.
Более подробно остановимсяна реакциях С3-фотосинтеза, присущих большинству растений и носящихназвание цикл Калвина.
Мелвин Калвин, американский химик,в 1961 году за определение последовательности реакций при усвоенииСО2 был удостоен Нобелевской премии в области химии.
В ходе реакций циклаобразуется глюкоза. Чтобы получилась всего лишь одну молекулу глюкозы,последовательные реакции цикла Кальвина одна за другой происходят целыхшесть раз и на ее построение тратится шесть молекул СО2,восемнадцать молекул АТФ, двенадцать НАДФН+ и двадцать четыре протона.В ходе дальнейших исследований с меченым радиоактивным углеродом былоустановлено, что у некоторых тропических и субтропических растений синтезуглеводов идет другим путем. И в 1966 году австралийские ученыеМ. Хетч и К. Слэк описали С4-фотосинтез, которыйв их честь называется циклом Хетча-Слэка.
Главное отличие этих путейфотосинтеза в том, что у С3-растений процесс фотосинтеза протекает лишьв клетках мезофилла, а у С4-растений как в клеткахмезофилла, так и в клетках обкладки сосудистых пучков.
На первый взгляд, увеличениеколичества реакций может показаться лишенным смысла. Однако в природене существует ничего бессмысленного или излишнего. И путьС4-фотосинтеза — эволюционное приспособление растений к более сухомуи жаркому климату. Произрастание в условиях ограниченноговодоснабжения привело к снижению транспирации для уменьшения потерь воды,что в свою очередь привело к дефициту диоксида углеродаи необходимости его концентрации в клетках обкладки.
Также существует еще одинуникальный механизм фотосинтеза, характерный для суккулентов. Он носитназвание САМ (crassulaceae acid metabolism)— «путь фотосинтеза».Химические реакции напоминают путь метаболизма С4, однако здесь химическиереакции разделены не в пространстве, а во времени. Диоксидуглерода накапливается в темное время суток.
Протекание фотосинтетическихреакций в таком варианте позволяет растениям осуществлять процесс фотосинтезав условиях значительного дефицита влаги. Считается, что данный путьфотосинтеза сформировался самым последним в ходе эволюции.
Изучая пути фотосинтеза,Вы могли заметить, что в ходе эволюции вырабатываются уникальныеприспособительные механизмы к различным условиям существования:от засушливых пустынь до морских глубин.