Урок №12.Темаурока: «Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов.Понятие модуля». 2 час Дата: 29.11.22
7 класс
Тип урока: изучениянового материала, закрепление предыдущего.
Цель урока: Закрепление навыков, полученныхна прошлом уроке. И составление композиции, усложнив форму, благодарясочетанию различных объёмов.
Обучающий компонент: учащиеся в концеурока должны
знать что такое конструкция, архитектура,и модуль.
Понимать, какую роль играетизобразительное искусство в жизни человека.
Уметь видеть в сложном простое,создавать из плоского объемное.
Развивающий компонент развитиеумения анализировать, сравнивать, обобщать, развивать умения применять новыезнания.
Воспитывающий компонент: воспитаниеинтереса к предмету, создание благоприятной атмосферы поддержки изаинтересованности.
Предметные УУД.
• применять модульные элементы в созданиимакета дома, достигая выразительности и целесообразности конструкции;
• использовать модуль как основуэстетической цельности постройки;
• понимать и объяснять структуру различныхтипов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы,входящие в них;
• развивать индивидуальные творческиеспособности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности
Метопредметные .
Регулятивные:
• планировать деятельность, излагать своёмнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своёмнение (в соответствии с мнением своих товарищей);
• определять цель и проблему в учебнойдеятельности, принимать учебную задачу.
Коммуникативные:
• излагать своё мнение о структуре архитектурныхсооружений; делать выводы;
• планировать деятельность в учебнойситуации, выполнять практическую работу по заданной теме;
• аргументированно оценивать свою работу;
Личностные.
• осознавать свои интересы (добиватьсяпоставленной цели), проявлять интерес к поставленной задаче;
• понимать значение знаний для человека,выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;
• осознавать свои эмоции;
• осознавать мировоззрение художников, анализируяпроизведения архитектуры и дизайна;
• формировать коммуникативнуюкомпетентность в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми в процессеобразовательной, творческой деятельности .
Оборудование. Компьютер,мультимедийный проектор, экран, презентация: «Зданиекак сочетание различных объемов. Понятие модуля» , иллюстративный материал,несколько макетов из бумаги.. Материалы: бумага, клей, ножницы геометрическиетела из бумаги.
Основные понятия и термины:Модуль, сооружение,рельеф.
План урока
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний. Мотивационно-организующий этап.
3. Изучение нового материала.
4.Творческая практическая деятельность.
5.Физкультминутка.
6. Итоги урока.Рефлексия.
Ход урока.
1.Организационный момент
Здравствуйте ребята! Скажите какое у васнастроение сегодня?-доброе, хорошее? Потрите свои ладошки друг об друга, тепло?Передайте это тепло ,хорошее настроение соседу по парте. Теперь давайтепосмотрим вашу готовность к уроку.
2.Актуализация знаний. Мотивационно-организующий этап.
На прошлом уроке мы с вами разобрали, что.В нашем мире сложные конструкции состоят из простых форм, т.е. рассматривая внимательно конструкцию, то сможем визуально «разобрать» любой предмет напростые составные геометрические тела. Давайте вспомним чем отличаетсягеометрическое тело от геометрической фигуры? Геометрическоетело имеет объем. Фигура – это плоское изображение. Какие вы знаете геометрическиефигуры? Квадрат, треугольник, прямоугольник.И назовите мне какие вы знаете геометрические тела.-Куб, пирамида, цилиндр.
Давайте теперьпосмотрим, у меня на столе ,что вы видите?-различные объекты. Из чего онисостоят? –из объёмных геометрических тел. Значит это что?-макеты. Вспоминаем: макет —это объемно-пространственноеизображение проектируемого или существующего сооружения, архитектурногокомплекса, ансамбля, выполненное в уменьшенном масштабе. Давайте рассмотримвот этот объект, он состоит из отдельных частей(допустим параллелепипеда,конуса, куба)Это устройство этого объекта, а значит это его –что?-конструкцияцелого здания. Конструкция– это устройство какого-либо предмета, составление целого из отдельных частей.А конструкцию чего мы изучаем?-зданий. А здания –это что?-архитектура–искусство создания, конструирования, построения зданий. Итакмы с вами подошли к теме нашего урока. Запишите тему сегодняшнего урока: Конструкция:часть и целое. Да не удивляйтесь, эту тему мырассматривали на прошлом уроке. Посмотрите как дальше тема называлась:
Здание каксочетание различных объёмов. Понятие модуля. Да,на эту тему отводится 2 часа. На уроке мы рассмотрим более сложные формыздания.
Каковы наши цели:Закрепление навыков, полученных на прошлом уроке. И мы составим композицию,усложнив форму, благодаря сочетанию различных объёмов.
3.Изучение новогоматериала.
Просмотрпрезентации.
В макетах куб и параллелепипед –изображает здание. Есть дома ,которые имеют простейший вид архитектуры, и естьдома со сложным видом.
В современном мире довольно часто встречаются постройки имеющие сложнуюкомпозицию. Большинство сооружений отличает то, что по форме это не один объем,а соединение различных объемов. Сооружение– это соединение различных объемов Сейчас это чаще всего соединение ,сочетаниеоригинальных объёмов- это МОДУЛИ. Модуль (от лат. modulus – мера) вархитектуре, условная единица, принимаемая для координации размеров частейздания или комплекса.
Какие это объемы и как они связаны вединое архитектурное целое, диктуется прежде всего назначением здания, егофункцией. Создавая объект,архитектор организует пространство, чтобы оно было удобно для деятельности. Архитектор ищет такую форму здания, гдеможно максимально выразить его функцию. Красота сооружения определяется точнымвыражением его функции. Красотаздания, гармоничность и пропорциональность составляющих его частей влияют насостояние людей, их настроение, работоспособность и здоровье.
Почему, ежедневно проходя мимо однихзданий, не обращаешь на них внимания, а другие радуют глаз и привлекаютвнимание? Это могут быть музеи, кинематограф. Пластическаявыразительность здания достигается за счет большего композиционногоразнообразия и гармонии форм. Посмотрите какое необычное здание. Атомиум -символ современного Брюсселя, былсоздан архитектором Андре Ватеркейном. Атомиум»– здание получило название неслучайно. В послевоенные годы проект должен былсимволизировать то, что будущее человечества – за физикой и, прежде всего, заядерной энергетикой. Тема мирного атома, подвластного человеку, тогда как развходила в моду.
Немаловажную роль играет в архитектуре иосвещение. Свет выявляет строго логичные или изысканно оригинальные сочетанияобъемов, усложнения и членения поверхностей, их фактуру и цвет.
Усложнить форму стены можно, придав ейрельеф, создавая горизонтали балконов и лоджий, вертикали наружных водостоковили шахт для лифта, а так же при помощи декора – объемных или цветных форм. Рельеф убирает монотонность , однообразиеи придает пластичную выразительность поверхностям сооружений.
Рельеф (франц.)[relief] — скульптурное изображение на плоскости, по отношению к которой ономожет быть выпуклым (барельеф и горельеф)) и углубленным.
Усложнение форм всего здания относятся к глубиннойкомпозиции и достигается благодаря сочетанию различных объемов.
Объемные элементы,соединенные по замыслу художника, являются выражением какой-либо пластическойидеи.
«Растянутость»,«Сжатие», «Стремление ввысь»…
Разнообразиезданий может достигаться уникальностью и неповторимостью конструкций .
4.Творческоезадание: Создать оригинальное здание, исходя из 3-4 модулей. Композицию сделатьиз параллелепипедов, кубов, шаров, пирамид, конусов, цилиндров и т.д. соединитеобъемные формы в единый архитектурный облик. Вы должны были сделать заготовкииз геометрических тел. Если нет ,то вот развёртки геометрических тел,определяйтесь в группу из 4 человек, сгибайте, склеивайте фигуры. Затем берётекартон, т.е. поле или площадь, на которой размещайте своё фантастическоездание. Помните: соединять объемные формы вединый архитектурный облик можно взаимосочетанием объемов, когда одна форма«обтекает», «захватывает», «пронзает» другую.Вы можете . посмотреть образцымакетных композиций в учебнике (с. 60-64)
5.Физкультминутка.
Ребята, давайте отвлечёмся на несколькоминут. Потянемся верх, опустимся ,потрясите пальчиками. Глазками посмотритевверх, вниз. А теперь приступайте к увлекательной работе. Задание понятно?
6.Итоги урока. Рефлексия. А как вы считаете, пригодятся ли вам полученные сегодня навыки вжизни? Где вы их можете применить?
Изобразительное искусство может играть второстепенную и основнуюроль в жизни человека. 1. Это может быть основной заработок человека, дляприбыли. 2. Это может для души, самовыражение. Для некоторых людей это какпросто выговориться, и полегчает.
Рефлексия. Давайте посмотрим чему вы сегодня научились? узнали? Понравилосьли вам на уроке работать?
Я научился……
Я узнал……..
Мне понравилось…..
Свою работу я оцениваю на «…..»
Я хотел бы поблагодарить за работу науроке………………… (кроме учителя).
Кто уже закончил, представьте своиработы. Объясните структуру своего макета здания, какова функция вашего здания.
Выставка работ. Какие оригинальные у васполучились здания. Самые оригинальные это у………Оценим работы ,я думаю работадостойна отличной оценки за оригинальность соединения ,строения и за ответ.
Вы сегодня хорошо поработали. Спасибоза урок.