Урок №18.
16.01.2023г
Класс 6-А,Б,В
Тема урока:«Фотосинтез. Дыхание растений и животных»
Цель: изучитьпроцессы фотосинтеза, дыхания растений и животных.
Планируемыерезультаты:
— предметные:показать взаимосвязь и различие этих процессов, продолжить развитиепредставлений об обмене веществ.
— метапредметные:продолжить развитие логического мышления, экспериментально-наблюдательскихнавыков, умения обобщать и делать выводы, систематизировать материал, работатьс учебником.
— личностные:формировать у учащихся культуру биологической речи, осознанное бережноеотношение к природе, формирование экологического мышления, развитиекоммуникативных учебных действий.
Ход урока.
1.Организационныймомент.
2.Актуализациязнаний, постановка проблемного вопроса
Болеечетырёхсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт сделалопыт: поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее.Растущему в горшке растению в течение пяти лет не давали ни какого питания, атолько поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив ивучерез пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение получило 64 кг 950 гр питательных веществ для Ван – Гельмонта осталось загадкой.
Откударастение из опыта Ван-Гельмонта получило питательные вещества?
Растениеприобрело 64 кг 950 гр питательных веществ за счёт образования органических веществ(например, глюкозы) на свету в зелёных листьях растений.
Следующимученым, который проводил исследование растений и открыл фотосинтез стал ДжозефПристли – английский ученый, родился в семье ткача. Он был хорошо образован длясвоего времени человеком, изучил 9 языков.
Учёныйвзял два стеклянных колпака, поместил под каждой по мыши. Со второй мышью онпоместил растение с мятой. Что произошло через 5 часов? И почему?
Ккакому выводу пришёл учёный?
Пристлитак сказал, что растения «исправляют» воздух
Этиученые открыли удивительное биологическое явление, которое обеспечивает жизньвсему живому на Земле.
3.Основная часть,изучение нового материала.
I. Чтотакое фотосинтез?
«Фотос»- от греческого «свет» и «синтез» — образование.
Фотосинтез– процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды приучастии энергии солнечного света в зелёных клетках растений.
Фотосинтезглавным образом происходит в зелёных листьях. Листовая пластинка плоская, у неёбольшая площадь поверхности, соприкасающейся с воздухом и поглощающейсолнечный свет.
Процессфотосинтеза протекает в хлоропластах.
Вопрос:вспомните строение листа. Где находится большое число хлоропластов? Встолбчатой и губчатой ткани (в мякоти листа). Немного хлоропластов находится вклетках устьиц.
Вхлоропластах находится зелёный пигмент – хлорофилл, который улавливаетсолнечную энергию и за счёт этой энергии из воды и углекислого газаобразуются органические вещества.
Фотосинтез —очень сложный многоступенчатый процесс, состоящий из двух основныхэтапов.
1 этап(световая фаза)
Обязательноеусловие — участие энергии солнечного света!
Началопроцессу задаёт свет. Он активирует хлорофилл (вещество, содержащееся вхлоропластах). А активированный хлорофилл разрушает молекулу воды на водород икислород. Кислород выделяется в воздух.
2 этап(темновая фаза)
Этафаза фотосинтеза называется темновой, потому что для её протекания свет ненужен.
Наэтом этапе в ходе множества химических превращений изуглекислого газа и веществ, образовавшихся в световойфазе, синтезируется глюкоза (сахар), которая относится куглеводам (одной из групп органических веществ). Из глюкозы в дальнейшемобразуется еще более сложное сахаристое вещество – крахмал, который запасаетсяклетками растений и необходим для роста, развития и запасания энергии.
Суммарноеуравнение фотосинтеза:
свет
Углекислый газ +вода = глюкоза + кислород
II.Дыхание — это процесс разложения органических веществ в живыхклетках под действием кислорода. В результате дыхания образуетсяуглекислый газ и вода, а также происходит выделение энергии, необходимой дляжизнедеятельности.
Как протекаетпроцесс дыхания
При дыханиирастения, как и другие живые существа, поглощают кислород извоздуха. А ещё они используют кислород, образующийся в ихклетках при фотосинтезе.
Дыханиерастений происходит постоянно.
Всветлое время суток в эпидермисе листьев и молодых стеблей открытыустьица, кислород из воздуха поступает к клеткам через них.
Втёмное время устьица закрываются. Клетки растений используют кислород, которыйобразовался при фотосинтезе и содержится в межклетниках.
Придыхании происходит распад органических веществ на воду иуглекислый газ. А энергия солнечного света, запасённая растениямив ходе фотосинтеза в органических веществах, выделяется.Растение может использовать эту энергию на жизненные процессы: натранспорт веществ, размножение, рост и т. д.
Образовавшийсяв клетках углекислый газ выходит наружу через устьицаи чечевички, или удаляется через оболочки клеток (в корнях).
Процессдыхания противоположен процессу фотосинтеза. Дыхание являетсяобязательным условием существования растений, так как оно обеспечиваетрастительный организм энергией, необходимой для жизнедеятельности.
Наиболее интенсивнодыхание происходит в молодых частях растения, так как дляделения и роста клеток, образования цветков и плодов требуется многокислорода.
Вхолодное время года, когда растения не растут и с них опали листья,интенсивность дыхания заметно снижается, но не прекращается.
4. Рефлексия.
На доскенеоконченные утверждения, которые необходимо продолжить:
1). На уроке яузнал……
2). На уроке мнебыло интересно…..
3). Я бы хотелузнать еще……
4). Мне не понравилось……..
5. Домашнеезадание.
§§31-32, читать,выучить особенности дыхания растений и фотосинтеза. Описать особенности дыханияживотных.
