X-PDF

Урок биологии Вид, его критерии и структура (9 класс)

Поделиться статьей

Технологическаякарта урока

Биология 9 класс

Ф.И.О. учителя

Дороган Галина Викторовна

Место работы

МБОУ СОШ № 3 п. Смидович

Должность

Учитель биологии и химии

Предмет

Биология

Продолжительность урока

45 мин

Дата проведения

3.03.2023 г

Класс

9

Тема урока

Вид, его критерии и структура

Базовый учебник

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова Биология 9 класс, «Просвещение», Москва, 2021 г

Оборудование

ПК, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями

Формы деятельности и обучения

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.  Деятельностный способ обучения.

Тип урока

Урок изучения нового учебного материала

Цель урока

обобщение и углубление знаний о виде как основной структурной единице в системе организмов и качественном этапе эволюции жизни.

Задачи урока

Личностные: формировать ответственное отношение к живому миру; проявление научного мировоззрения при ознакомлении с основными критериями вида; — умение оценивать вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира.

Предметные: формировать современное представление о виде как основном и качественном этапе эволюции .

Метапредметные: формировать умение наблюдать, анализировать и оценивать информацию, делать выводы и заключения, применять теоретические знания на практике

УУД

ЛУУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; устойчивых  познавательных интересов.

Предметные: Выявлять существенные признаки вида. Характеризовать структуру вида.

Сравнивать популяции одного вида, делать выводы.

ПУУД: формирование умений определять понятия, создавать обобщение; работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию в схемы , выбирать необходимую информацию для решения познавательных задач; смысловое чтение

РУУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки

КУУД: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре: находить общее решение; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей; владение письменной и устной и письменной речью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Приветствие учащихся, создание благоприятной атмосферы.

Добрый день, ребята!

Посмотрите на меня и улыбнитесь. Какое настроение?

Готовы окунуться в море знаний?

 

Организация рабочего места. Психологический настрой на учебную деятельность

Актуализация знаний

Цель: Контроль знаний о современной эволюционной теории,  подготовка к восприятию нового материала

Что узнали на предыдущем уроке?

 Выполните тест

1..Выберите положения, относящиеся к синтетической теории эволюции. Ответ запишите цифрами без пробелов. (три ответа)

 1) элементарной единицей эволюции является популяция

2) влияние внешней среды направлено на развитие полезных признаков

3) естественный отбор — главная причина видообразования и развития адаптаций

4) материалом для эволюции служит модификационная изменчивость

5) элементарной единицей эволюции является вид

6) материалом для эволюции служит мутационная и комбинационная изменчивость

2.Какие утверждения относят к теории Ч. Дарвина?( три ответа)

 1) Внутри вида расхождение признаков приводит к видообразованию.

2) Вид неоднороден и представлен множеством популяций.

3) Естественный отбор — направляющий фактор эволюции.

4) При создании сортов и пород направляющим фактором служит искусственный отбор.

5) Внутреннее стремление к совершенству — фактор эволюции.

6) Популяция — это единица эволюции.

3.Какие факторы являются движущими силами эволюции?(три ответа)

 1) модификационная изменчивость

2) мутационный процесс

3) естественный отбор

4) приспособленность организмов к среде обитания

5) популяционные волны

6) абиотические факторы среды

Проверьте себя

-Кто справился с заданием без ошибок?

-Кто допустил 1-2 ошибки?

— Остальным нужно больше времени уделять повторению изученного дома.

Отвечают на вопрос

 

Самостоятельно выполняют тест

 

 

Эталон ответа: 1) 1,3, 6

2) 1,3,4  3)2,3, 5

Критерии:

9- 8  — «5»

7 – 6 – «4»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка, самооценка

Этап выявления места затруднения

Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

Цель: постановка учебной задачи

— Что предложено вам в качестве раздаточного материала?

— Предположите, с каким биологическим понятием это может быть связано?

-Один или два вида вам предложены? Обоснуйте свой ответ.

-Что сегодня должны узнать?

Тема урока

Объясните, слова: структура, критерии

Какую задачу должны решить?

 

Высказывают предположения

 

 

Высказывают предположения

 

 

Определяют тему урока

Объясняют значение терминов

Ставят учебную задачу

Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: Осмысление, восприятие и первичное запоминание знаний. Развитие умения находить ответы на  проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельным выводам

 Первую концепцию вида создал Джон Рей

Развил концепцию вида К. Линней

Поддержал концепцию вида в эволюции Ч. Дарвин

Как изменились взгляды на вид со временем?

— Прочитайте текст п. 37 (до 2 обобщения включительно), выберите основные характеристики вида.

-Объясните, что значит:

 реально существующая единица

выразите другими вторую часть первого обобщения.

В начале 60-х г.г. ХХ века американский ученый – эволюционист Майр предложил новую «биологическую концепцию вида», давайте познакомимся с ней.

— Что нового узнали?

— Что значит политипическая система?

 

-Какова структура вида?

Сформулируйте вывод

-Чем отличаются виды растений, предложенные вам?

-Что перечислили?

-Как называются признаки вида в биологии?

-Прочитайте текст раздела «Критерии виды», выпишите название критериев в тетрадь, составьте устную краткую характеристику каждого критерия.

-Можно ли для определения вида, использовать только один критерий?

-Какой критерий вида можно считать важнейшим? Почему?

-Какими механизма обеспечивается репродуктивная изоляция?

-Найдите в тексте ответ на данный вопрос.

-Оцените значимость знаний критерий вида.

Слушают

 

 

 

Смысловое чтение, выбирают необходимую информацию, представляют продукт своей работы

Объясняют понимание   понятий

 

 

Фронтальное чтение

 

Анализируют текст, выбирают новое понятие, объясняют его значение

 

Обобщают

Формулируют вывод

Работа в паре, сравнивают, определяют признаки отличия

Характеризуют понятие критерий

 

Смысловое чтение, работают с текстом, выбирают необходимую информацию, представляют продукт своей работы

 

Высказывают свою точку зрения

 

 

Аргументируют информацией из текста

 

 

Обобщают, формулируют вывод

Этап первичного закрепления знаний с комментированием во внешней речи

Цель: установить осознанность восприятия материала; сформированности умений использовать полученные знания для решения практических задач

Определите примеры, какого критерия вида предложены ниже:

1.В генотипе мухи дрозофилы 8 хромосом.

2.Белый медведь обитает в Заполярье.

3.Черная смородина обитает в условиях значительного почвенного увлажнения.

4.Растения одного вида имеют цветки одинаковой окраски.

5.Яблоки разных видов яблони содержат специфические органические вещества.

6.Весенняя  и осенняя горбуша нерестятся в разное время.

7.Пятнистая саламандра распространена в Южной и Средней Европе.

8.У тутового шелкопряда 56 хромосом.

9.У серого гуся спина и надхвостье пепельно-серые.

10.Карликовая ива обитает в местах, где низкая температура воздуха, вечная мерзлота, короткое лето.

Групповая работа

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Башмачок настоящий. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Задание 2

1.Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Башмачок настоящий.

(1)Башмачок настоящий, или венерин башмачок – многолетнее травянистое растение семейства Орхидные. (2)Встречается в равнинных и горных лиственных, смешанных, реже хвойных лесах, на лесных опушках, лесных

лугах и в зарослях кустарников. (3)Предпочитает хорошо увлажнённые почвы, встречается в местах с умеренной освещённостью. (4)Корневище башмачка настоящего укороченное, листья сидячие, с заострёнными концами и ровным краем. (5)Раздельные лепестки цветков красновато- коричневые, а сросшиеся в губу – ярко-жёлтые. (6)Растение отличается морозостойкостью, побегообразование начинается в апреле, в начале мая появляются бутоны и происходит цветение.

2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида животного Электрический угорь.

(1)Электрический угорь – единственный вид рыбы рода Electophorus, несмотря на внешнее сходство, не родственен настоящим угрям. (2)Эти рыбы населяют реки северо-восточной части Южной Америки и притоки среднего и нижнего течения Амазонки. (3)Угорь генерирует разряд напряжением до 1300 В и с илой т ока д о 1 А . ( 4)Электроимпульсы п роводятся н ервными волокнами в нейроны головного мозга, именно так передаются различные сигналы, которые воспринимает организм. (5)Мощные силовые волны электрический угорь посылает до 150 раз в сутки. (6)Но самое странное то, что, несмотря на такое грозное оружие, питается угорь в основном мелкой рыбёшкой.

Работают фронтально, устные ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа, представляют результат с комментированием во внешней речи

 

Ответ: 1. 236

2. 3,4,5

 

Этап самостоятельной работы

Цель: контроль сформированности знаний  умений

3. Прочитайте текст

По внешнему виду тутовый шелкопряд – невзрачная бабочка с толстым, сильно волосистым телом и белыми крыльями, достигающими в размахе 4–6 см. Несмотря на наличие крыльев, бабочки в результате одомашнивания утратили способность летать. Родина шелкопряда, по всей вероятности, Китай, откуда, вместе с тутовым деревом, он распространился на север и на юг, но в дикой природе не встречается, раз­во­дят его в Южной Ев­ро­пе, Сред­ней Азии, на Кав­ка­зе и в дру­гих ре­ги­о­нах. Гусеницы питаются толь­ко листьями тутового дерева. Поэтому распространение шелководства связано с местами произрастания тутового дерева (шелковицы).

Какие кри­те­рия вида опи­са­ны в тек­сте? Ответ по­яс­ни­те.

 

Работают самостоятельно, самопроверка, самооценка

Эталон ответа:

 В тексты описаны следующие критерии вида:

1) Морфологический критерий (описывается внешнее строение): «… толстая бабочка с беловатыми крыльями; наличие крыльев».

2) Экологический критерий (говорится, чем питается: «Гусеницы шелкопряда питаются только листьями тутового дерева…»

3) Географический критерий (указывается ареал: «… родина — Китай; это насекомое разводят в Южной Европе, Средней Азии, на Кавказе и в других регионах»).

 

Итог урока

Домашнее задание

-Чему научились? Оцените значимость полученных знаний

П. 37 ( вопросы и задания)

Подводят итог

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет