Урок русского языка по теме«Словосочетание», 5 класс.
Типурока: Урок открытия нового знания.
Целиурока:
1) Дляучителя:
— организовать поисковую деятельность обучающихся иподвести их к самостоятельному открытию нового знания; сформировать умение отличатьсловосочетания от слова и предложения, сформировать умение вычленятьсловосочетания из предложений.
2) Дляобучающихся:
— вспомнитьпонятие словосочетание;
-научиться составлять словосочетания;
-узнать, что не является словосочетанием.
Планируемыерезультаты:
личностные |
предметные |
метапредметные |
— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
— формирование орфографической и грамматической зоркости; -овладение навыком находить словосочетания в предложении, определять в них главное и зависимое слова; — овладение навыком самостоятельно составлять словосочетания; — обогащение активного словарного запаса |
— познавательные: строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки — регулятивные: — ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; — формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; — коммуникативные: — строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности |
Ход урока
1.Организационныймомент. Мотивация к учебной деятельности (3м)
Ребята,добрый день. С каким настроением вы пришли сегодня на занятие? У меня тоже былохорошее, но одно событие немного огорчило меня.
Утромя на почту получила странное письмо. Разобрать его невозможно, тк оно всё запачканокляксами. Что-то пропало, а что не ясно. А вы сможете мне помочь прочитать его?А кто занимается пропажей вещей, людей?
Приступимк нашему расследованию? И направит нас на верный след первое дело.
2.Актуализация знаний. (5м)
Первое задание «Контекстная задача».
Науроке русского языка при подготовке к написанию сочинения по картинеКонстантина Фёдоровича Юона «Русская зима. Лигачево» учитель попросила двухучеников составить план для сочинения — описания. Вася предложил такой план:
1. Пейзажист
2.Зима
А)Снег
Б)Деревья
В)Дети
3.Картина
А Сашапредложил свой план:
1. Мастерпейзажа
2.Русскаязима
А)Искрящийсяснег
Б)Заснеженныедеревья
В)Детскиезабавы
3.Чудеснаякартина
Задача: Как вы думаете, чьим планом воспользовался класспри написании сочинения? Почему? Чем отличаются планы ребят?
3.Формулировка темы. Постановка цели.(7 мин)
Вернемсяк нашей анонимке. Может, мы что-то уже можем восстановить?
— Что же пропало?(сформулируйте тему) (Словосочетание).
-Асловосочетание нам уже известно?
Чтомы еще должны узнать в ходе нашего расследования?
-Научиться….
-Узнать…
-Молодцы! Продолжаем наше расследование.
4. Этап осмысления новых сведений, выведения способов ихпрактического применения. Исследовательскаяработа.
-Когдакто-то пропадает, чтобы его быстрее найти, что делают? Что составляют?
Дело 2 Составление фоторобота пропавшего.
— Какие признаки укажут нам, что перед нами словосочетание?Озвучьте вашу ГИПОТЕЗУ!!!
Чтобы дальше точно составить фоторобот и прочитать нашуанонимку, разделимся на три поисковых отдела. У каждого отдела будет своё минирасследование.
Но прежде чем отделы начнут работать, давайтевспомним правила работы в группе. Читают их вслух
1) Работа в группах.(5 мин.)
Задание для 1 группы «Наружное наблюдение»: « Найди пару»
Рассмотрите таблицу. Подберите к каждому слову из первогостолбика подходящую посмыслу пару из второгостолбика.
НОВОГОНЕЕ |
КОЛЮЧИЙ |
СКАЗКА |
НА КОНЬКАХ |
КАТАТЬСЯ |
НАСТРОЕНИЕ |
СНЕГ |
ЧУДЕСНАЯ |
Сделайте вывод: Как устанавливается смысловая связь между словами всловосочетании? Что надо сделать, чтобы верно найти пару?
Задание для 2 группы «Сбор досье на пропавшего»: «Лингвистический конструктор».
Прочитайте пары слов. Сконструируйте из каждой пары словсловосочетание.
РЕЗНАЯ, СНЕЖИНКИ
СНЕЖНЫЙ, БАХРОМА
МЧАТЬСЯ, ГОРКА
ПРОГУЛКА, ЛЕС
Сделайте вывод: Что необходимо сделать, чтобы сконструироватьсловосочетание? Как связаны слова в словосочетании?
Задание для 3 группы «Подготовка сыщиков»: «Наведи порядок»
Прочитайте пары слов. Подумайте, по какому признаку можноразделить эти пары слов на 2 столбика. Распределите их в два столбика.
ЗИМНЯЯ ВЬЮГА, СНЕГ ПАДАЕТ , ОЧЕНЬ МОРОЗНЫЙ, ПРИРОДА СПИТ.
По какому признаку вам удалось разделить сочетания на 2группы? Расскажите о своих выводах. Любые ли два слова являютсясловосочетанием?
2) Обсуждение полученных результатов
-Предлагаю нашим отделам рассказать, что у них получилось входе расследования. А те, кто слушает выступление, заполняют фотороботпропавшего (работа с таблицей).
Вывод 1 группы:
-Смысловая связь между словами в словосочетании устанавливается спомощью вопроса, который можно задать от одного слова к другому.
Вывод 2 группы:
-Чтобы сконструировать словосочетания, приходится менятьокончания, добавлять предлоги.
Дополнение учителя: То есть, мы используем для связи словопределенные грамматические правила, а значит, устанавливаем грамматическуюсвязь между словами.
Вывод 3 группы: в одной группе словосочетания, А В ДРУГОЙ –ГРАМ.ОСНОВА
ПРОВЕРИМ, какие признаки вы записали. Первый признак? Укого он записан, поставьте в этом столбике +.
Второй? Третий?
Мы выслушали все поисковые отделы, добыли много информации.Может, она поможет уже нам прочитать письмо.
Посмотрим на письмо.
ПО ГРУППАМ ПРОБУЮТ ВОССТАНОВИТЬ ПРИЗНАКИ
Пропало СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Особые приметы: состоит из двух самостоятельных слов , одно из них главное, другое– зависимое.
Смысловая связь устанавливается повопросам, которые задаются от главного слова к зависимому.
Слова в словосочетании связываются грамматически.
Грамматическая основа не являютсясловосочетанием.
Давайте посмотрим, правильно ли мысоставили фоторобот. А как мы можем проверить его правильность?
Сыщики проверяют информацию по достовернымисточникам, что для нас является достоверным источником?
НАДО СРАВНИВАТЬ С УЧЕБНИКОМ????стр.84(5б)
Правило разбито на 3 абзаца. Читаем 1 абзац, смотрим,верный признак мы записали?
Второй абзац…
ДАВАЙТЕ ВЕРНЕМСЯК ГИПОТЕЗЕ. ВСЕ ЛИ ПРИЗНАКИ МЫ НАЗВАЛИ В НАЧАЛЕ РАССЛЕДОВАНИЯ?
ЧТО МЫ НЕ ПРЕДПОЛОЖИЛИ?
5. Этап закрепления новых знаний ипервоначальной отработки способов действия с ними.
Итак,анонимное письмо прочитали, фоторобот составили.
А сами-то словосочетания не нашли. Сейчас мы посмотрим, кто из вас, лучше запомнилфоторобот и сумеет быстро по нему сориентироваться.
Перед вамиряды слов, вам надо определить, какие из них — словосочетания.
Для этого втаблице отметьте +/- под указанным критерием.
Работа в парах
|
Смысловая связь |
Грамматическая связь |
Не подлежащее и сказуемое |
Морозная дымка |
|
|
|
Наступила зима |
|
|
|
Пилить воду |
|
|
|
Ком снега |
|
|
|
|
Смысловая связь |
Грамматическая связь |
Не подлежащее и сказуемое |
Морозная дымка |
+ |
+ |
+ |
Наступила зима |
+ |
+ |
— |
Пилить воду |
— |
+ |
+ |
Ком снега |
+ |
+ |
+ |
Сколько жесловосочетаний получилось? Назовите их.Почему остальные пары не словосочетания? Докажите.
Что было трудным ? Над чем еще придётся поработать?
6.Контрольусвоения знаний.
В парах выхорошо работаете, а теперь посмотрим, кто из вас лучший сыщик. Перед вами четверостишиеиз стих-я Ивана Сурикова. Выпишите из него в таблицу все словосочетания.Отметьте необходимые критерии. У вас 2 минуты.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Время закончилось. Давайте проверим. Выназываете выписанное словосочетание, отмечаете его признаки. Остальные если этосочетание тоже выписали, ставьте в последнем столбике плюс.
Подпишите, пожалуйста, эти карточки
7.Рефлексия
-А теперь оцените работу нашего детективного агентства. Закончите одно изпредложений.
1. Мне понравилось …
2.Мне удалось …
3.Я порадовался за …
4.Мне надо ещё поработать над…
Агде нам в жизни потребуется найденная сегодня информация?
8.Домашнеезадание.
1.Составьтепо 3 словосочетания на каждый пункт плана по картине К.Ф.Юона
2.Выпишите из следующих двух четверостиший стих-я И.Сурикова все словосочетания,указав главное слово.
3.упр.444учебник
