X-PDF

Урок-детективное расследование Пропало словосочетание

Поделиться статьей

Урок русского языка по теме«Словосочетание», 5 класс.

Типурока: Урок открытия нового знания.

Целиурока:

1) Дляучителя:

— организовать поисковую деятельность обучающихся иподвести их к самостоятельному открытию нового знания; сформировать умение отличатьсловосочетания от слова и предложения, сформировать умение вычленятьсловосочетания из предложений.

 

2) Дляобучающихся:

— вспомнитьпонятие словосочетание;

-научиться составлять словосочетания;

-узнать, что не является словосочетанием.

 

Планируемыерезультаты:

личностные

предметные

метапредметные

 — формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

— формирование орфографической  и грамматической зоркости;

 -овладение навыком находить  словосочетания в предложении, определять в них главное и зависимое слова;

— овладение навыком самостоятельно составлять словосочетания;

 — обогащение активного словарного запаса

— познавательные:

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки

— регулятивные:

 — ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

 — формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

— коммуникативные:

 — строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности

Ход урока

1.Организационныймомент. Мотивация к учебной деятельности (3м)

Ребята,добрый день. С каким настроением вы пришли сегодня на занятие? У меня тоже былохорошее, но одно событие немного огорчило меня.

Утромя на почту получила странное письмо. Разобрать его невозможно, тк оно всё запачканокляксами. Что-то пропало, а что не ясно. А вы сможете мне помочь прочитать его?А кто занимается пропажей вещей, людей?

 

Приступимк нашему расследованию? И направит нас на верный след первое дело.

 

2.Актуализация знаний. (5м)

 Первое задание «Контекстная задача».

 

Науроке русского языка при подготовке к написанию сочинения по картинеКонстантина Фёдоровича Юона «Русская зима. Лигачево» учитель попросила двухучеников составить план  для сочинения — описания. Вася предложил такой план:

1. Пейзажист

2.Зима

А)Снег

Б)Деревья

В)Дети

3.Картина

 

А Сашапредложил свой план:

1. Мастерпейзажа

2.Русскаязима

А)Искрящийсяснег

Б)Заснеженныедеревья

В)Детскиезабавы

3.Чудеснаякартина

 

Задача: Как вы думаете, чьим планом воспользовался класспри написании сочинения? Почему? Чем отличаются планы ребят?

 

3.Формулировка темы. Постановка цели.(7 мин)

Вернемсяк нашей анонимке. Может, мы что-то уже можем восстановить?

— Что же пропало?(сформулируйте тему) (Словосочетание).

 

-Асловосочетание нам уже известно?

Чтомы еще должны  узнать в ходе нашего расследования?  

-Научиться….

-Узнать…

 

-Молодцы! Продолжаем наше расследование.

 

4. Этап осмысления новых сведений, выведения способов ихпрактического применения. Исследовательскаяработа.

 

-Когдакто-то пропадает, чтобы его быстрее найти, что делают? Что составляют?

 

Дело 2 Составление фоторобота пропавшего.

 

— Какие признаки укажут нам, что перед нами словосочетание?Озвучьте вашу ГИПОТЕЗУ!!!

 

 

Чтобы дальше точно составить фоторобот и прочитать нашуанонимку, разделимся на три поисковых отдела. У каждого отдела будет своё минирасследование.

 

Но прежде чем отделы начнут работать, давайтевспомним правила работы в группе. Читают их вслух

 

 

 

 

 

1) Работа в группах.(5 мин.)

 

Задание для 1 группы «Наружное наблюдение»: « Найди пару»

Рассмотрите таблицу. Подберите к каждому слову из первогостолбика подходящую посмыслу пару из второгостолбика.

 

НОВОГОНЕЕ

КОЛЮЧИЙ

СКАЗКА

НА КОНЬКАХ

КАТАТЬСЯ

НАСТРОЕНИЕ

СНЕГ

ЧУДЕСНАЯ

 

Сделайте вывод: Как устанавливается смысловая связь между словами всловосочетании? Что надо сделать, чтобы верно найти пару?

 

Задание для 2 группы «Сбор досье на пропавшего»: «Лингвистический конструктор».

Прочитайте пары слов. Сконструируйте из каждой пары словсловосочетание.

 

РЕЗНАЯ, СНЕЖИНКИ

СНЕЖНЫЙ, БАХРОМА

МЧАТЬСЯ, ГОРКА

ПРОГУЛКА, ЛЕС

 

Сделайте вывод: Что необходимо сделать, чтобы сконструироватьсловосочетание? Как связаны слова в словосочетании?

 

Задание для 3 группы «Подготовка сыщиков»: «Наведи порядок»

Прочитайте пары слов. Подумайте, по какому признаку можноразделить эти пары слов на 2 столбика.  Распределите их в два столбика.

 

ЗИМНЯЯ ВЬЮГА, СНЕГ ПАДАЕТ , ОЧЕНЬ МОРОЗНЫЙ, ПРИРОДА СПИТ.

 

По какому признаку вам удалось разделить сочетания на 2группы? Расскажите о своих выводах. Любые ли два слова являютсясловосочетанием?

Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

 

2) Обсуждение полученных результатов

-Предлагаю нашим отделам рассказать, что у них получилось входе расследования. А те, кто слушает выступление, заполняют фотороботпропавшего (работа с таблицей).

 

Вывод 1 группы:

-Смысловая связь между словами в словосочетании устанавливается спомощью вопроса, который можно задать от одного слова к другому.

 

Вывод 2 группы:

-Чтобы сконструировать словосочетания, приходится менятьокончания, добавлять предлоги.

Дополнение учителя: То есть, мы используем для связи словопределенные грамматические правила, а значит, устанавливаем грамматическуюсвязь между словами.

 

Вывод 3 группы: в одной группе словосочетания, А В ДРУГОЙ –ГРАМ.ОСНОВА

 

ПРОВЕРИМ, какие признаки вы записали. Первый признак? Укого он записан, поставьте в этом столбике +.

Второй? Третий?

Мы выслушали все поисковые отделы, добыли много информации.Может, она поможет уже нам прочитать письмо.

Посмотрим на письмо.

 

ПО ГРУППАМ ПРОБУЮТ ВОССТАНОВИТЬ ПРИЗНАКИ

 

Пропало                                       СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Особые приметы: состоит из двух  самостоятельных слов ,  одно из них   главное, другое– зависимое.

Смысловая  связь  устанавливается  повопросам, которые задаются от главного слова к зависимому.

Слова  в словосочетании   связываются  грамматически.

   Грамматическая основа не являютсясловосочетанием.

 

Давайте посмотрим, правильно ли мысоставили  фоторобот. А как мы можем проверить его правильность?

 

Сыщики проверяют информацию по достовернымисточникам, что для нас является достоверным источником?

НАДО СРАВНИВАТЬ С УЧЕБНИКОМ????стр.84(5б)

Правило разбито на 3 абзаца. Читаем 1 абзац, смотрим,верный признак мы записали?

Второй абзац…

 

ДАВАЙТЕ ВЕРНЕМСЯК ГИПОТЕЗЕ. ВСЕ ЛИ ПРИЗНАКИ МЫ НАЗВАЛИ В НАЧАЛЕ РАССЛЕДОВАНИЯ?
ЧТО МЫ НЕ ПРЕДПОЛОЖИЛИ?

 

5. Этап закрепления новых знаний ипервоначальной отработки способов действия с ними.

Итак,анонимное письмо прочитали, фоторобот составили.

А сами-то словосочетания не нашли. Сейчас мы посмотрим, кто из вас, лучше запомнилфоторобот и сумеет быстро по нему сориентироваться.

Перед вамиряды слов, вам надо определить, какие из них —  словосочетания.

Для этого втаблице отметьте +/- под указанным критерием.

Работа в парах

 

Смысловая связь

Грамматическая связь

Не подлежащее и сказуемое

Морозная  дымка

 

 

 

Наступила зима

 

 

 

Пилить воду

 

 

 

Ком снега

 

 

 

 

 

 

 

Смысловая связь

Грамматическая связь

Не подлежащее и сказуемое

Морозная дымка

+

+

+

Наступила зима

+

+

Пилить воду

+

+

Ком снега

+

+

+

 

Сколько жесловосочетаний получилось? Назовите их.Почему остальные пары не словосочетания? Докажите.

Что было трудным ? Над чем еще придётся поработать?

 

6.Контрольусвоения знаний.

 

 В парах выхорошо работаете, а теперь посмотрим, кто из вас лучший сыщик. Перед вами четверостишиеиз стих-я Ивана Сурикова. Выпишите из него в таблицу все словосочетания.Отметьте необходимые критерии. У вас 2 минуты.

 

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится
И на землю тихо

Падает, ложится.

 

Время закончилось. Давайте проверим. Выназываете выписанное словосочетание, отмечаете его признаки. Остальные если этосочетание тоже  выписали, ставьте в последнем столбике плюс.

 

Подпишите, пожалуйста, эти карточки

 

 7.Рефлексия       

-А теперь оцените работу нашего детективного агентства. Закончите одно изпредложений.

1. Мне понравилось …

2.Мне удалось …

3.Я порадовался за …

4.Мне надо ещё поработать над…

 

Агде нам в жизни потребуется найденная сегодня информация?

 

8.Домашнеезадание.

1.Составьтепо 3 словосочетания на каждый пункт плана по картине К.Ф.Юона

2.Выпишите из следующих двух четверостиший стих-я И.Сурикова все словосочетания,указав главное слово.

3.упр.444учебник


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет