Разработкаурока для детей с ОВЗ « Мир клеток. Строение».
Выполнила: Жирнова С.А.
2018г.
ЗадачФГОС нового поколения для работы с детьми находящихся на надомном обучении. Разработкаурока « Мир клеток. Строение».
Одной из задачФГОС нового поколения является обеспечение равных возможностей для полноценногоразвития каждого ребенка независимо от социального статуса,психофизиологических и личностных особенностей. Я работаю с ребенком,находящемся на надомном обучении с ОВЗ, она обучается в 6классе. Обучается поадаптированной индивидуальной программе. Занятия по предмету биология проходят1 час в неделю. Уровень обучаемости средний. Отмечаются нарушениявнимания, средний уровень концентрации, распределения. Назанятиях отвлекается на внешние раздражители. Речьтихая, разборчивая, в речи присутствуют смешения звукопроизношения. На вопросыпо картинке ответить может, но не всегда. Чтение слоговое, присутствуют ошибки,ответить на вопросы о прочитанном может не всегда. При выполнении учебныхзаданий переодически не способна переключаться с одного вида деятельности надругой и не всегда может спланировать свою работу и найти ошибки. Логическоемышление ч астично сформировано . На контакт с незнакомыми людьми идет хорошо.В учебной деятельности нуждается в организующей, планирующей помощи и одобрении.Ранееусвоенные знания в учебе применять может. Память скорее кратковременная, носитфрагментарный характер. Мелкая моторика развита хорошо. Слабо выполняет всеработы по раскрашиванию, штриховке и по ручному труду. Эмоционально уравновешена.Настороженно относится к новым людям. К конфликтам не склонна, добродушна.Старается соблюдать принятые правила и нормы. В социально-бытовом планепостоянно частично в помощи со стороны взрослых.
Разработка урока « Мир клеток. Строение».
Цельурока: Предметные:сформироватьу обучающихся представление о листе;познакомить с особенностями внешнегостроения листа; научить распознавать простые и сложные листья, типы жилкования.
Метапредметные:развиватьинтеллектуальные способности (умение обобщать, сравнивать, классифицировать,делать выводы), развивать умение коммуникативного общения, развивать речь.
Личностные:воспитывать бережноеотношение к растениям;налаживать контакт с другими людьми.
Планируемыерезультаты
Предметные:научиться давать определенияпонятиям: листовая пластинка, черешок, жилка
Личностные:формировать познавательногоинтереса к изучению природы; мотивировать учащихся на получение новых знаний.
Метапредметные:
Познавательные:сравнивать и делать выводы.Регулятивные: формулировать цель урока иставить задачи, необходимые для её достижения.
Коммуникативные:слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Типурока: урок открытиянового знания.
Оборудование:доска, учебник, раздаточный материал, мультимедийныйпроектор, компьютер, экран.
Формыорганизации учебной деятельности:
— фронтальная;-индивидуальная;- работа с учебником.
План урока:1.Организационный этап.2. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоениюзнаний.3. Изучение нового материала.4. Первичное закрепление знаний.5.Подведение итогов урока.6. Информация о домашнем задании.7. Рефлексия
Ход урока:
СЛАЙД № 1
1. Организационный этап (1 минута)
Учитель:
Добрый день, гости.
Здравствуйте, ребята.
Встаньте ровно и красиво
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
Искорей начнём урок.
Создаетпсихологический настрой на работу.
2.Подготовкаучащегося к активному сознательному усвоению знаний (3 минуты)
Учитель:Сегодня мы продолжим изучать строение растения. Обратитевнимание у вас на партах лежат конверты. Выложите содержимое конверта напарту. (обучающие выкладывают содержимое конверта) Послушайте задание:перед вам фрагменты рисунка, разрезанного на части. Сложите его, и вы узнаететему нашего урока.
Обучающийся:Лист.
Учитель: ВЫВОД –Сегодня мы изучаем только внешнее строение листа. Записываю тему урока надоске «Внешнее строении листа».
СЛАЙД № 2
Создаетпсихологический настрой на работу. Звучит музыка, демонстрируются картиныхудожников об осени, учитель зачитывает отрывок из романа «Евгений Онегин»А.С. Пушкина
Учитель:
Ужнебо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: Приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора. Учитель: Вот так красочно описалсвоё любимое время года великий русский поэт А.С. Пушкин.
2. Изучениенового материала
СЛАЙД № 3
Учитель: Посмотритена картину Елены Михайловны Самарской «Краски осени». Как вы думаете, почемулистья окрашиваются в разные цвета?
Обучающаяся высказывает свои предположения.
Учитель: ВЫВОД: Продолжительностьсветового дня становится короче, поэтому листья меняют окраску.
Учитель: Давайтеподумаем, почему в городах высаживают деревья?
Высказывает своемнение
Учитель: Какое значениеимеет лист для человека
Высказывает своемнение
Учитель: ВЫВОД: В листьяхпод действием солнечного света образуются питательные вещества, а при ихраспаде, которых образуется кислород, который выделяется в атмосферу. Этоткислород мы и вдыхает.
Учитель: Мысегодня на уроке попробуем ответить на вопросы-Что такое лист?
— Какое он имеет внешнее строение?
Учитель: Для этогооткройте учебник и в словаре найдём определение понятия «лист».
Обучающаясяя работают с учебником.
Учитель: Маша,прочитай определение вслух.-зачитывает определение
Лист – это один изосновных вегетативных органов высших растений, занимающий боковое положение настебле и выполняющий функции фотосинтеза, испарения, газообмена.
СЛАЙД № 4
Учитель: Сегоднябудем работать с опорной схемой или кластером. В течение урока мы будемзаполнять схему и в конце урока получим опорный конспект, который пригодитсявам при подготовке к следующему уроку или к обобщающему уроку по всей теме.
Положите передсобой схему (кластер). В верхней части схемы найдите слово «Лист». Запишем,что же такое лист. Лист – это боковая часть побега.
СЛАЙД№ 5
Машазаписывает в кластер определение листа.
Учитель: Чтобыпознакомиться с внешним строением листа просмотрим внимательно видеоролик. Включитьвидеоролик «Внешнее строение листа».
СЛАЙД№ 6
Учитель: Найдите вкластере изображение листа. Давайте сравним рисунок в нашем кластере иизображение на экране. Что изображено под №1 на нашем кластере?
Обучающийся: листоваяпластинка.
Учитель: Найдите слевой стороны от изображения листа прямоугольник, в котором написано словоСТРОЕНИЕ. Слева находятся прямоугольники с цифрами. Найдите их. Впрямоугольнике с № 1 запишите – ЛИСТОВАЯ ПЛАСТИНКА. Обратите внимание, чтоизображено под №2 на нашем кластере?
Обучающийся:основание.
Учитель: Впрямоугольнике с № 2 запишите – ОСНОВАНИЕ. Под №3 на нашем кластере изображены?
Обучающийся: жилки.
Учитель: Впрямоугольнике с № 3 запишите – ЖИЛКИ. Что изображено под №4 на нашем кластере?
Обучающийся:прилистники.
Учитель: Впрямоугольнике с № 4 запишите – ПРИЛИСТНИКИ. Под №5 на нашем кластере?
Обучающийся: черешок.
Учитель:В прямоугольнике с № 5 запишите – ЧЕРЕШОК. Осенью в листьях меньше поступаетпитательных веществ, проводящие сосуды перекрываются и листья опадают.
СЛАЙД№ 7
Ставитсяпроблемный вопрос
Учитель: Листья вприроде очень разнообразны. Они отличаются формой, размерами, окраской.Внимательно рассмотрите карточки и определите, что общего может быть у всехлистьев?
Обучающийся: черешок,листовая пластинка, жилки и основание.
Учитель: А теперьвнимательно рассмотрите карточки и определите, чем различаются листья?
Обучающийся: черешок,листовая пластинка, жилки, прилистниками.
Учитель:Внимание! Посмотрите на карточки. У всех ли листьев есть черешок
Обучающийся:нет.
СЛАЙД № 8
Учитель: ВЫВОД: Листьяделятся на черешковые и сидячие. Найдите в кластере прямоугольник, вкотором вы написали слово ЧЕРЕШОК. Он находится слева. Под ним найдите двапустых прямоугольника. В один пустой прямоугольник запишите ЧЕРЕШКОВЫЕ, а вдругой СИДЯЧИЕ.
Учитель:Внимательно посмотрите на карточки. У всех ли листьев есть одинаковоеколичество листовых пластинок?
Обучающийся:нет.
Учитель: Откройтеучебник на стр. 66, найдите рисунок № 47 «Разнообразие листьев». Рассмотритерисунок. На какие две группы разделили листья?
Обучающийся:простые и сложные.Учитель: Правильно. Зачитай,Маша , примеры простых листьев.
Обучающийся:сирень, яблоня, клён, одуванчик.
Учитель: Хорошо. Зачитай ,Маша, примеры сложных листьев.
Обучающийся:клевер, шиповник, малина, земляника, люпин.
СЛАЙД № 9
Учитель: ВЫВОД:Листьябывают простые и сложные. Найдите в кластере прямоугольник, в котором написанослово ПО ФОРМЕ. Он расположен внизу кластера. Под ним расположены два пустыхпрямоугольника. В один пустой прямоугольник запишите ПРОСТЫЕ, а в другой СЛОЖНЫЕ.Учитель: Чтобызакрепить строение листа, давайте выполним задание на карточках. ПравенькийНикита, прочитайте задание № 1.
Обучающийся:Рассмотрите листья сирени и каштана. Подпишите части листьев этихрастений.
СЛАЙД№ 10
Учитель: Подпишитечасти листьев. Для этого обратите внимание на наш кластер и найдите в центреизображение листа. При помощи этого изображения выполните задание.
Маша выполняетзадание
Учитель: Вниманиена экран! Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Если неправильновыполнили задание, то исправьте ошибки.
Обучающийяся сравнивает,правильно ли она выполнили задание. Если неправильно, то исправляет.
СЛАЙД№ 11
Учитель: Маша,прочти задание № 2.
Обучающийся: Подчеркнитецветным карандашом названия растений со сложными листьями.
Учитель: Возьми цветныекарандаши и подчеркните растения со сложными листьями. Выбирать нужно из всехлистьев, которые нарисованы на карточке.
Маша выполняетзадание .
Учитель: Обратитевнимание на экран и давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Еслинеправильно выполнили задание, то исправьте ошибки.
Сравнивает,правильно ли они выполнили задание. Если неправильно, то исправляют.
Учитель: Мы с тобой долго работали. Необходимо дать глазам отдых. Давай выполним гимнастику дляглаз. Ваша задача внимательно следить глазами за направлением движениялистьев.
СЛАЙД№ 12
Учитель: Отдохнула?Теперь еще раз посмотрим на карточки. Найдите на них жилки. Скажите, у всех лилистьев одинаковый рисунок жилок?
Обучающийся:нет.
Учитель: Рисунокжилок на листе называется жилкование. Какое же бывает жилкование? Чтобы узнатьэто мы будем работать с интерактивной схемой «Типы жилкования».
СЛАЙД№ 13
Демонстрируется интерактивнаясхема и учитель зачитываются типы жилкования.
Учитель: Найдите вкластере прямоугольник, в котором написано слово ЖИЛКОВАНИЕ. Этот прямоугольникнаходится с правой стороны. Слева находятся прямоугольники с цифрами. Найдитеих. В 1прямоугольнике запишите – ПЕРИСТОЕ. В 2 прямоугольнике запишите –ПАЛЬЧАТОЕ. В 3прямоугольнике запишите – ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ. В 4 прямоугольникезапишите – ДУГОВОЕ.
Ученица записывает типы жилкования в кластер.
Учитель: Рядом скаждым прямоугольником есть пустые изображения листьев. Давайте на пустыхлистиках зарисуем типы жилкования. Найдите изображение листа, который находитсярадом с прямоугольником, где написано ПЕРИСТОЕ. Возьмите карандаш, нарисуйтеглавную жилку, а от главной нарисуйте мелкие жилки. (учитель указкойпоказывает на схеме расположение центральной и мелких жилок).
Зарисовываетперистое жилкование.
Учитель: Найдитеизображение листа, который находится радом с прямоугольником, где написаноПАЛЬЧАТОЕ. Возьмите карандаш, нарисуйте главные жилки, которые отходят вразные стороны от основания листовой пластинки (учитель указкой показываетна схеме расположение главных жилок).
Зарисовываетпальчатое жилкование.
Учитель: Найдитеизображение листа, который находится радом с прямоугольником, где написаноПАРАЛЛЕЛЬНОЕ. Возьмите карандаш, нарисуйте жилки которые расположеныпараллельно друг другу (учитель указкой показывает на схеме расположение параллельных жилок).
Зарисовывает параллельноежилкование.
Учитель: Найдитеизображение листа, который находится радом с прямоугольником, где написаноДУГОВОЕ. Возьмите карандаш, нарисуйте жилки, которые расположены по дуге (учительуказкой показывает на схеме расположение жилок по дуге).
Рисует дуговоежилкование.
4. Первичное закрепление новогоматериала
СЛАЙД № 13 (тест)
Учитель: Теперьдавайте закрепим наши знания и выполним задание. Перед вами представлены листьяс разным жилкованием. Ваша задача определить у какого листа какое жилкование.
Верхний левый –дуговое жилкование
Нижний левый –перистое жилкование
Верхний правый –параллельное жилкование
Нижний правый –перистое жилкование
Учитель: Теперьпроверим, правильно ли мы выполнили задание? (нажать на интерактивной схемекнопку ГОТОВО)
СЛАЙД № 14
5. Подведениеитогов Учитель: Чемумы научились на этом уроке? Можем ли мы сегодня дать ответ, каково же внешнеестроение листа?
Маша отвечает навопросы
Учитель: Урокподошел к концу. Пришло время записать домашнее задание.
6. Домашнее задание и инструкция по еговыполнению
Учитель: откройдневник и запиши прочитать §18 и ответить на вопросы в конце параграфа.
Учитель: Кто хочетболее высокую оценку за домашнее задание, то выполните творческое задание.
Творческое задание. Приготовьте сообщение о листьях. Для этого найдите в Интернетеинформацию о растениях, у которых самые большие и самые маленькие листья. (Ктопожелал, тому выдаются задания на отдельных листочках)
На доске § 18, ответить на вопросы в конце параграфа.
7. Рефлексия
Учитель: Чтобызакончить наш урок, давайте составим синквейн по теме урока.На экранедемонстрируется листопад, звучит тихая музыка.
