Экология -наука будущего, и, возможно,само существованиечеловека на планете будет зависеть от ее прогресса.
Филипп Дрё
УРОК«ЭКОЛОГИЯ ВОКРУГ НАС»
Шпакова А.А., учительначальных классов МОУ «Школа № 82 города Донецка»
Цели: пробудитьинтерес к изучению мира природы через знакомство с наукой экологией
Задачи:узнать,что такое экология, познакомить с методами исследования окружающей среды, расширитьпредставления об экологической системе; развивать экологическую позицию,кругозор учащихся; воспитывать интерес к природе.
Продолжительность: 45 минут.Класс: 1.
Оборудование: компьютер, мультимедийныйпроектор, презентация «Экологическая система»
Методические рекомендации: использоватькак внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию.
ХОД УРОКА
Звучит музыкаприроды.
1.Организационныймомент
1.1.Проверкаготовности учащихся
Вкласс пришел
нехмурь лица,
Будьвеселым до конца.
Неленитесь, улыбайтесь,
Всемзаконам подчиняйтесь,
Азакон у нас такой:
Все,что надо под рукой.
Проверьтерабочее место. Все ли у вас готово к уроку?
2.Мотивацияучебной деятельности
2.1.Вводная беседа
Учитель:Ребятапослушайте звуки природы. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашемуроке?
Ученик: о природе
Учитель:Правильно,оказывается, природа возвышает нашу душу. И как иной раз становится обидно ибольно за тех людей, которые самым безжалостным образом губят природу. Поэтомусегодня на уроке мы поговорим не просто о природе, а о том, как ее нужноберечь, о ее охране, о том, как влияет человек на природу.
2.2.Пословицыи поговорки об экологии
Учитель:подумайтеи скажите, как вы понимаете пословицы?
Нетплохой земли, есть плохие хозяева.
Малаптица, а и та своё гнездо бережёт.
Земляласку любит.
3.Изучение нового материала
3.1..Ознакомительнаябеседа по теме
Учитель: Сегодняречь пойдёт об экологии. Что же такое экология? (ответы детей)
Учитель: Экология – наука о жизни всех живых организмов, вокружающей их среде, от которой зависит успешность их выживания, развития.
Учитель: Что же такое среда, от которой зависит успешность выживаниявсего живого на земле?
Среда – место обитания живых организмов.
Существует много наук, связанных с природой. Но среди них есть одна наука,которая сегодня очень актуальна. «Почему ей сегодня уделяется такое большоевнимание?» — На этот вопрос мы постараемся ответить в ходе нашего занятия. Апоможет нам в этом сказка.
3.2.Рассказ учителя
Существуетмного наук, связанных с природой. Но среди них есть одна наука, которая сегодняочень актуальна. «Почему ей сегодня уделяется такое большое внимание?» — На этотвопрос мы постараемся ответить в ходе нашего занятия. А поможет нам в этомсказка.
3.3.Сказка
Жило-былочистое, прозрачное, прекрасное озеро, в которое впадал только один маленькийРучеёк. И в озере много лет ничего не менялось. Однажды появился на озереРыбак. Рыбу поймал, обед сготовил, перекусил, а мусор оставил. Приехала наберег машина. Водитель помыл её в озере. И полились в озеро нефтепродукты.Затем Фермер решил обосноваться на берегу — деревья выкорчевал, землю распахал,удобрения добавил, чтобы быстрее урожай получить, а дождь пошел, и часть землис удобрениями в озеро смыл. А тут и Бизнесмен заводик недалеко решил поставить,по переработке молока. А рабочие завода сточные воды в озеро сливают. И вот вочто озеро превратилось. Вода мутная, грязная. Как такую воду пить, как рыбам втакой воде жить?
Учитель: Каждый годмногочисленные удобрения сельского хозяйства засоряют воду.
Загрязнены реки от отходов промышленности города Стоит сказать и о нефтяныхзагрязнениях водоёмов. Каждый год в воду попадает 6 – 10 млн. тонн нефти.Нефтяная плёнка покрывает огромные площади воды, препятствует доступу кислородаи солнечных лучей воде, что приводит к невозможности обитателей вод дышать, иони погибают.
3.3.Кластер ЭКОЛОГИЯ
Учитель:Сейчася предлагаю вам сложить кластер со словом экология.(составление на доске )
3.4. Экологическаяигра «Паутинка»
Учитель:детистановятся в круг, один игрок держит клубок ниток и начинает: «Я (например)дуб. На мне живет белочка». Держит конец нитки, а клубок бросает товарищу(белочке). «Белка» продолжает: «Я люблю орешки. Лещина, пожалуйста, ловиклубок». Клубок продолжает свой путь к червяку, жабе, аисту (по пищевой цепи)до тех пор, пока все не будут связаны, некоторые по несколько раз.
Учитель:Ачто произойдет, если придет лесоруб и срубит дуб? Он не только уничтожитдерево, но и окажет влияние на жизнь всех организмов, которые были с нимсвязаны.
4.Закрепление изученного материала
4.1.Просмотр видеоролика «Экологические проблемы»
4.2.Творческое задание
Учитель: Ребятапосле просмотра фильма я предлагаю вам разукрасить, экологические проблемымира. У каждого ряда своя проблема.
5.Итог урока
5.1.Рефлексия
Учитель: Трудно, чтобы такое не тронуло душу,
Если даже безчуственен ты
Почему – то выбрасываются на сушу
Повелители моря – киты.
Ударяются в камни могучей грудью,
Разбиваются, как корабли
И противятся добрым встревоженным людям,
Что спасать великанов пришли.
А сколько высыхает рек от загрязнения?
Не дайте же ей, родимой, умереть,-
Вам внуки будут, правнуки признательны
Поверьте, река станет обязательно
В глаза вам с благодарностью смотреть. Ю.В. Друнина
5.2. Беседа.
Учитель:— Что же такое экология?
— Что такое среда?
— Расскажи, почему лес нуждается в людях?
— Расскажи, почему реки нуждаются в помощи?
— Расскажи, как влияет человек на животный мир.
— Расскажи, как природа влияет на человека.
Молодцы!Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание!
Игра:Природа в моей жизни: Каждому участнику предлагается написать, закончитьвысказывание «Природа для меня…» («Природа в моей жизни…»). на доске
Списокиспользованных источников
1. Учебноепособие «Экология животных» 1 класс (авт. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П.Шаталова, А.О. Шубин); Вентана-Граф, 2017.
2. СеребряковаТ.А. Экологическое образование в школьном возрасте. М.: Издательский центр«Академия», 2006
3. КалининВ.Б Гуманистическая модель экологического образования// Вестник Бюллетень 2002№1
4. Курс«Окружающий мир» в системе развивающего обучения Занкова Л.В.
5. МоисеевН.Н Экология и образование М: ЮНИСАМ, 2000
Шпакова АннаАнатольевна, МОУ Школа №82, учитель начальных классов, 0713477577, aniuta-gurckow@yandex.ua, zosh82@mail.ru,
