X-PDF

Урок-экскурсия по окружающему миру для 4 класса на тему Мир древности: далекий и близкий

Поделиться статьей

Урок-экскурсия по окружающему миру для 4 класса на темуМир древности: далекий и близкий

 

Цели: ознакомить учащихся с древнимЕгиптом, Грецией и Римом, научить узнавать предметы данной эпохи, продолжитьформирование навыков работы с исторической картой, справочной литературой,развивать умение работать в парах и самостоятельно, воспитывать интерес кпредмету.

Учебные материалы: учебникА.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс, рабочие тетради, компьютерная Презентацияк уроку, историческая карта «Рост территориигосударств в древности», рисунки, фотографии, вещи, которые имеют отношение кизучаемым странам.

ХОД УРОКА

1.     Организационныймомент

Девизсегодняшнего урока:

Вмире много интересного,

Нампорою неизвестного

Мирузнаний нет предела,

Такскорей, ребята, за дело!

 

2.  Постановка учебной задачи

Учитель. Сегодня я приглашаю васна экскурсию в исторический музей.

   Онисвязаны с новой эпохой развития человечества – эпохой Древнего мира. Мыпредставляем Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим (звучит музыка).

2.   Работа с источниками информации и презентацией

 Делимсяна 3 группы. Работа в группах.

Сначала,ребята, смотрим презентацию, внимательно. И по плану готовим газету и защищаемсвою работу.

Апока, представьте себе, я ваш-экскурсовод.

   Древний Египет

Слайды 1-11: занятия египтян(земледелие и строительство), изображения богов (Ра, Себек, Тот), храм Луксор,фараон, пирамида Хеопса, саркофаг с мумией, папирус, иероглифы, карта звёздногонеба, солнечные и водяные часы.

Учитель-экскурсовод 1: 5.5тысяч лет тому назад в Африке в течении реки Нил зародилась цивилизацияДревнего Египта. (Показывает местоположение на исторической карте). Жизньегиптян зависела от реки. Они научились строить из тростника лодки, потомкорабли. По реке переправляли зерно, скот, строительные материалы. Египтянебыли очень трудолюбивыми: занимались земледелием, строительством.
Древние египтяне верили, что миром управляют боги. Их изображали в видечеловека с головой животного. Ра – бог солнца – с головой птицы. Себек – богводы – с головой крокодила. Тот – бог мудрости, счёта и письма – с головойптицы ибиса. Для богов египтяне строили храмы: Карнак и Луксор. Ворота в храмбыли в виде высоких стен. Внутри храма – дворы со статуями богов.
Древние египтяне почитали фараона как бога. Ему принадлежала земля Египта. Онприказывал соорудить для себя при жизни «дом вечности» (гробницу) в видекаменных пирамид.
Пирамида Хеопса – самая знаменитая, самая большая. Высота её 148 метров –размер современного 40 этажного дома. Это сооружение стоит уже пятое тысячелетиеи мало изменилось. Двадцать лет её строили. Потребовалось 2 миллиона 300 тысячкаменных глыб, весом по 2 с половиной тонны каждая. Внутри гробницы былапогребальная камера, а в ней саркофаг с мумией фараона.

Учитель-экскурсовод 2: Наберегах Нила росло удивительное растение – папирус. Из его стеблей людиполучали материал для письма, который тоже называли папирусом. Писали ирисовали на нём кисточками и палочками. У писца был мешочек с растворимымикрасками. Рукописи украшались рисунками, которые делали текст более понятным.Рисунки выполнялись минеральными красками, поэтому сохранили яркость до нашеговремени. Египтяне писали особыми знаками – иероглифами. Один знак могобозначать целое слово или отдельный согласный звук. Гласных у египтян не было(приводит примеры). Научиться такому письму было очень сложно.
Жители Египта занимались астрономией. Они составили карту звёздного неба,изобрели солнечные и водяные часы, календарь. Год состоял из 12 месяцев, в году365 дней. Медики хорошо разбирались в строении человеческого тела, умели лечитьтравами и даже делать операции с помощью бронзовых инструментов.

Учитель. Да, интересная страна Египет.Я уверена, что в любой стране можно встретить немало чудесных и живописныхмест, замечательных природных и архитектурных  памятников, таких, что духзахватывает…  Вы слышали, к примеру, о Парфеноне? Тогда давайте посетимследующий  зал «Древнюю Грецию».

3.2. Древняя Греция (звучитгреческая мелодия).

Слайды 12-22: занятия греков(мореплавание, земледелие, торговля),  глиняная посуда, мраморныескульптуры, греческий алфавит, учёный Пифагор, греческие боги, храм Парфенон,богиня Афина, изображение театра Греции, театральные маски, олимпийские игры.

Учитель-экскурсовод 3: ЖителиДревней Греции (показывает на исторической карте местоположение) называли своюстрану Элладой, а самих себя – эллинами. Греками их стали называть римляне.Греки были прекрасными мореплавателями. Море кормило их рыбой, устрицами,креветками, осьминогами.
Главным занятием греков было земледелие. Выращивали ячмень, виноград, немногопшеницы, оливки. Из них делали масло для еды и освещения жилища.
Красивую посуду делали из глины. Они наносили на сосуды рисунки  или фончёрным лаком. В Греции было много ценного мрамора. Из  него создавали прекрасныескульптуры.
Греческая письменность была основой многих алфавитов, в том числе и русского. Угреков был свой алфавит, где каждая буква обозначала звук гласный илисогласный. Писали на деревянных дощечках, покрытых воском. Развиваласьматематика: учёный Пифагор составил таблицу умножения. Умели составлятьгеографические карты, развивалась медицина и астрономия.

Учитель-экскурсовод 4: ВГреции возвышается гора – Олимп. Круглый год вершина Олимпа покрыта снегом. Вясные дни горит на солнце ослепительным блеском. Именно здесь, как думалигреки, обитали боги.
Греки верили во множество богов. Всегда спрашивали у них совета и приносили вжертву животное. Греки представляли богов в виде людей. Повелителем считалсяЗевс. Он царствовал над миром, вызывал дождь и низвергал  молнии.
В честь богов строили величественные храмы. Например, Парфенон. В храме царилполумрак. Солнечный свет проникал только через дверь. В центре зала стояламраморная статуя богини Афины. Её высота – 12 метров. Лицо и руки сделаны изслоновой кости. Одежда, вооружение и украшения – золотые.

Учитель-экскурсовод 5: Афинянеочень любили театр. Театральные представления продолжались три дня. Места длязрителей располагались полукругом. В первом ряду стояли мраморные кресла дляжрецов. Зрители брали с собой подушки, чтобы было мягче сидеть на каменныхлавках, и еду. Во время представления они шумели, кричали, выражая своёодобрение или негодование. Актёрами были только мужчины. Лица актёров закрывалираскрашенные маски с большим отрытым ртом, который усиливал голос. Актёр менялмаски во время представления.
Раз в 4 года все войны по всей Греции прекращались, проводились Олимпийскиеигры. Виды состязаний: бег, прыжки, метание диска, метание копья и борьба.Праздник проходил 5 дней, а сами спортивные состязания – 3 дня. Судьи следилиза тем, чтобы все правила игр соблюдались. Запрещались незаконные приёмы,убивать своего противника, спорить с судьями и подкупать их. За это наказывалиплетью. Женщинам входить в Олимпию запрещалось под страхом смертной казни.Бегуны достигали невероятной скорости. Один догнал зайца, другой обогналлошадь. Был случай, когда бегун после победы сбегал домой и вернулся обратно,чтобы принять участие в соревнованиях следующего дня. Всего он пробежал 100километров.

Физкультминутка

Учитель. Я предлагаю вам минуткуотдохнуть. Встаньте, пожалуйста, рядом со своими партами. Одна из олимпийскихдисциплин – ходьба на длинные дистанции. Давайте походим немного на месте. Атеперь прыжки в высоту: кто выше? Атлеты Древней Греции состязались в метаниикопья. Как мы это будем делать? Левую ногу выносим вперёд, правую рукуподнимаем вверх и отводим назад. Приготовились – выбрасываем руку с копьём. Высделали шаг на пути к олимпийской победе. Садитесь, пожалуйста.
Учитель. В Греции здорово. Спорт, искусство. Думаю,  в ДревнемРиме вам тоже понравится. Нам обязательно нужно там побывать. Это странаантичности с высокой культурой. Римская империя владела огромными территориями.Римляне были великими воинами. А какие они строили мосты! А римский Колизей! Онвызывал всеобщий восторг и восхищение! Я вас заинтересовала? Тогда добропожаловать в следующий зал.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

3.3. Древний Рим (звучититальянская  мелодия)

Слайды 23-31: изображение раба,император, легионеры, храм Пантеон, амфитеатр «Колизей», гладиаторские бои,латинский алфавит, руины города Помпей, картина К. Брюллова «Последний деньПомпей».

Учитель-экскурсовод 6: Датойоснования города Рима считается 753 год до нашей эры (показывает местоположениена исторической карте). Жители Древнего Рима создали самое могущественноегосударство древности и завоевали много стран. Из покорённых стран в Римдоставляли тысячи пленников, которые становились рабами. Вся хозяйственнаяжизнь в Риме  основывалась на рабском труде. Рабов жестоко эксплуатировали.
Главнокомандующий в Древнем  Риме назывался императором. Войско состоялоиз легионов. Легионеры совершали семичасовые переходы и проходили около 20километров в день.
Чтобы себя прославить и увековечить свои победы, императоры строили храмы. Досих пор в центре Рима возвышается Пантеон – храм всех богов. Это массивноездание, которое имело основание в форме круга, а вверху – купол. В центрекупола – круглое световое окно – око Пантеона. Впервые в римском храмемолящиеся находились внутри, а не снаружи.

Учитель-экскурсовод 7: Грандиознымсооружением стал амфитеатр «Колизей». Он был огромных размеров. Вмещал 50 тысячзрителей. Здесь были арены, под которыми находились сложные инженерныесооружения. С помощью этих механизмов на арену поднимались декорации, люди, животные,находящиеся в подземных помещениях. Арена была видна с любого места. ОткрытиеКолизея отпраздновали гладиаторскими боями, которые длились 100 дней.
В римской школе могли учиться те, кто платил за обучение. Школы для бедноголюда размещались при лавке или мастерской. Дети сидели на полу, учитель настуле.  У них не было учебников.  Ученики хором повторяли словаучителя. За невыученный урок или провинность ученика могли высечь розгами. Детибогатых обучались на дому, учителями были греки. Латинский язык, на которомговорили римляне, распространился далеко за пределами Римской империи. Отлатинских происходит третья часть русских имён: Татьяна, Сергей, Наталья,Валерий, Виктор и другие. В латинском алфавите каждая буква обозначает звук.
О том, как выглядели другие римские города, можно узнать, побывав в Помпеях. ВИталии возвышается вулкан Везувий.  В 79 году нашей эры произошло егоизвержение и на город Помпеи опустились клубы пара, пепла и потоки обжигающейлавы. Археологи, раскопали слой застывшей лавы, нашли этот погибший город. Ониполучили возможность представить, как жили древние римляне.

Учитель. Художник К.П. Брюллов писалкартину «Последний день Помпей» в течение шести лет в Италии, после посещенияразвалин города. Обречённые на гибель жители Помпеи, думали не столько о себе,сколько о близких. В правой части картины мы видим сына, уговаривающего своюстарую мать бежать с ним. Рядом воин и мальчик спешат вынести немощногостарика, а жених спасает потерявшую сознание невесту. Сейчас эта картина находитсяв Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Наша экскурсия подошла к концу. Мы познакомились только с тремягосударствами Древнего мира. История всей эпохи длилась несколько тысяч лет изакончилась в 5 веке нашей эры.

4. Сравнение цивилизаций (выполнение задания по группам)

Учитель. Теперь я попрошу васвыполнить задание:

Первая группа сравнивает занятия древних египтян, греков иримлян.
Вторая группа – письменность этих государств.
Третья группа – архитектуру (внешний вид храмов).
А группа экскурсоводов, выслушав представителей каждой группы, сделают общийвывод.

5. Итог урока

Учитель. Какие различия были вразвитии Древних государств?

Вывод учащихся. У каждого государстваДревнего мира была своя письменность, архитектура, научные знания.

Ребята, я всевозможные факты рассказала об истории Древнегомира.

Итак, приступаем сбор информации по плану.

6. Рефлексия

  • Мне особенно запомнилось, как…
  • Для меня на уроке было интересным…
  • Я ещё хотел узнать или прочитать о…

Дети заканчивают предложенные фразы.

5. Домашнее задание

Учебник стр. 8-14 (отвечать на вопросы)

Из дополнительной литературы найти интересные факты об одном изгосударств Древнего мира.

Ссылка на презентацию

https://infourok.ru/prezentaciyapookruzhayuschemumirunatemumirdrevnostidalekiyiblizkiyumkshkolarossiikla ss-3687391.html

Нашфотоотчёт

  

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет