Урокхимии в условиях перехода на ФГОС
Введение
В разныевремена, обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди,которые способны анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения;прогнозировать их возможные последствия; отличаться мобильностью; бытьспособным к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны,ее социально-экономическое процветание. Принятие нового ФГОС общегообразования- основа для построения содержания, форм и методов образовательногопроцесса.
1.Федеральный государственный стандарт общего образования. Федеральныйгосударственный стандарт общего образования определяет нормы и требованияобязательного минимума содержания основных образовательных программ общегообразования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровеньподготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требованияк обеспечению образовательного процесса.
2.Особенности преподавания химии в контексте новых ФГОС. Согласно федеральномугосударственному образовательному стандарту общего образования новогопоколения, предметными компетенциями по химии на базовом уровне являются:овладение правилами безопасного обращения с веществами, приемами оказанияпервой помощи при травмах и отравлениях; систематизация основных законов химиии химических теорий в пределах основной образовательной программы среднего(полного) общего образования; овладение химической терминологией и символикой;распознавание веществ и материалов на основании внешних признаков и важнейшиххарактерных реакций; составление химических уравнений реакций и проведение поним расчетов; способность пользоваться периодической системой химическихэлементов Д.И. Менделеева; понимание энергетических характеристик превращенийвеществ и их влияния на оптимальные условия протекания этих превращений;способность применять полученные знания при объяснении химических явлений вбыту, промышленности и сельском хозяйстве, а также в живой природе; осознание иразъяснение необходимости экологически грамотного поведения в окружающей среде;выявление и описание причин и последствий химического загрязнения окружающейсреды, его влияния на живые организмы и здоровья человека.
В ФГОСсреднего общего образования нового поколения особое внимание уделяется вопросамформирования универсальных учебных действий (УУД). УУД не могут бытьреализованы без сформированных соответствующих универсальных учебных умений(УУУ). Поэтому химик-педагог должен в своей образовательной практике стремитсяреализовать важнейший принцип: от УУУ к УУД, которые не могут быть реализованывне предметных результатов, представляющих «сплав» химических знаний,специфических умений –действий, творческого опыта и ценностных отношений вданной предметной области.
Универсальныеучебные действия
Личностные УУД |
Познавательные УУД |
Регулятивные УУД |
Коммуникативные УУД
|
Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. |
Обеспечивают самостоятельное эффективное приобретение учащимися новых знаний. Включают общеучебные логические действия, постановку и решение проблем. |
Обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. |
Обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
|
ФункцияУУД-обеспечить ключевую компетенцию учащегося — умение учиться.
3. Классификацияуроков и требования к ним в соответствии с ФГОС. Основной организационнойформой обучения остается урок, эффективность урока во многом зависит от умелоговыбора методов обучения и их структуры. Рождение любого урока очень сильнозависит от осознания и правильного определения его конечной цели.
«Урок — этозеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуальногобогатства, показатель его кругозора, эрудиции» (В.А. Сухомлинский).
Современный урок,основанный на требованиях ФГОС, имеет следующие особенности: он носитличностно-ориентированный характер, то есть теперь личностный, а не предметныйрезультат становится целью, потому что важно, какие изменения произойдут сличностью учащегося, а не какая сумма знаний будет у него в результате обученияв школе; методологической основой стандартов нового поколения являетсясистемно-деятельностный подход, а на основе универсальных способов действияразвивается личность ученика; в центре внимания современного урока стояткомпетенции ученика и его способность применять полученные знания на практике.Учитель химии, используя межпредметные и внутри предметные связи, поможетучащимся понять, что химия не является изолированным предметом.
Классификацияуроков в соответствии с требованиями ФГОС
Тип урока |
Этапы и краткая характеристика урока |
1.Урок усвоения нового материала |
1. Организационный этап. 2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3.Актуализация знаний. 4.Первичное усвоение новых знаний. 5.Первичная проверка понимания. 6.Первичное закрепление. 7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 8.Рефлексия (подведение итогов занятия). |
2.Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). |
1.Организационный этап. 2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые задания) и в измененной ситуации (конструктивные). 5.Творчесое применение и добывание знаний в измененной ситуации (проблемные задания). 6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 7.Рефлексия (подведение итогов занятия). |
3.Урок актуализации знаний и умений (урок повторения). |
1.Организационный этап. 2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4.Актуализация знаний (с целью подготовки к контрольному уроку или к изучению новой темы). 5. Применение знаний и умений в новой ситуации. 6.Обобщение и систематизация знаний. 7.Контроль усвоения, коррекция допущенных ошибок. 8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 9.Рефлексия (подведение итогов урока). |
4.Урок систематизации и обобщения знаний и умений. |
1.Организационный момент. 2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3.Актуализация знаний. 4.Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к этой деятельности. Воспроизведение на новом уровне. 5.Применение знаний, умений и навыков в новой ситуации. 6.Контроль усвоения. Коррекция допущенных ошибок. 7.Рефлексия (подведение итогов занятия). Формирование выводов по изученному материалу. |
5.Урок контроля знаний и умений. |
1.Организационный этап. 2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3.Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему и степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки могут быть уроками письменного контроля, сочетанием устного и письменного контроля. 4. Рефлексия (подведение итогов занятия). |
6.Урок коррекции знаний, умений и навыков. |
1.Организационный этап. 2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3.Актуализация знаний. 4.Первичное усвоение новых знаний. 5.Первичная проверка понимания. 6.Первичное закрепление. Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536 7.Контроль усвоения новых знаний, коррекция ошибок. 8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 9.Рефлексия. |
4. Понятие«современный учитель». В новых Стандартах сформулированы требования к современномуучителю. «Учитель – это профессионал, который:
1. демонстрируетуниверсальные и предметные способы действий;
2. инициируетдействия учащихся;
3. консультируети корректирует их действия;
4. находитспособы включения в работу каждого ученика;
5. создаетусловия для приобретения учащимися жизненного опыта.
Учитель,проектируя урок, должен уметь в современных условиях составлять технологическуюкарту урока. Она отличается от традиционного конспекта урока. Учитель, планируяурок, определяет не только свою деятельность на уроке, но и деятельностьучащихся на отдельных этапах урока и на уроке в целом. Главная задача учителяпоставить правильно проблемные вопросы для учащихся, с целью достичьрезультата. Учитель должен уметь сделать анализ успехов на уроке учащихся исвоих лично, но он не забывает и про коррекцию ошибок. Анализ и самооценкаурока нужна и для учителя, и дляучащихся.
Этапыконструирования урока: 1. Определение темы учебного материала. 2.Определение дидактической цели темы. 3. Определение типа урока. 4. Продумываниеструктуры урока. 5. Обеспеченность урока. 6. Отбор содержания учебногоматериала. 7. Выбор методов обучения. 8. Выбор форм организации обучения. 9.Оценка знаний, умений и навыков. 10. Контроль и самопроверка знаний. 11. Подведениеитогов: диагностика результатов урока, рефлексия.
5. Выводы. Работая по ФГОС, учитель анализирует свой предыдущий опыт, учителя не простоявляются источниками информации, а формируют умения самостоятельно добыватьзнания у учащихся. Современный урок должен быть уроком познания, ноодновременно и уроком открытия, уроком самопознания и уроком самореализации.
Сложностей привведении новых ФГОС достаточно много, однако большинство из них решаемы: 1)улучшение материально-технические возможности образовательных учреждений — этопозволяет организовывать урочную и внеурочную работу эффективно и мобильно; 2)учащиеся получают положительный коммуникативный опыт, они проявляют себяактивной, творческой личностью; 3) учащиеся самостоятельно активно работают синформацией, интерпретируют ее, создают презентации; активно вступают в диалог;рассуждают, делают выводы; анализируют и оценивают свою деятельность.
6. Разработка урока по теме:«Окислительно-восстановительные реакции», 9 класс.
Цель урока: организация продуктивной деятельностиучащихся, направленной на достижение ими результатов:
1). Предметных: формировать умение составлять уравненияхимических реакций, изучить применение окислительно-восстановительных реакций.
2). Метапредметных:
· в познавательной деятельности -использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решенияуравнений;
· в информационно-коммуникативнойдеятельности — умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге(понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); отражатьв устной и письменной форме результаты своей деятельности;
· формирование уменийвоспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной,символической формах;
· в рефлексивнойдеятельности — постановка целей, планирование, самоконтроль и оценкарезультатов своей деятельности; — формирование умений работать в группе,представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; — поиск иустранение причин возникших трудностей.
3). Личностных:
— организовать своюучебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план,выполнить его и оценить свои результаты;
— научиться аргументировано спорить, дискутировать в ходе изучения темы;
— научиться решать уравнения по теме.
Оборудование: ПСХЭ Д.И.Менделеева, мультимедийный проектор,ноутбук, карточки с заданиями.
Методы иметодические приемы: рассказ,беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная работа обучающихся сэкспериментами, выполнение тестовогозадания.
Формаурока: урок-исследование с элементами проблемного обучения (поклассификации в соответствии с требованиями ФГОС — уроккомплексного применения знаний и умений).
Ход урока:
I. Этаппостановки целей и задач урока
II. Этап изученияновых знаний (ребята, вы будетесебя оценивать на каждом этапе).
Этап урока |
самооценка |
Оценка учителя |
Постановка целей |
|
|
Этап изучения новых знаний |
|
|
Первичная проверка знаний |
|
|
Закрепления нового материала |
|
|
В качестве примеров ОВР учащиеся проводят следующие лабораторныеопыты:
CuSO4 +2NaOH=Na2SO4 +Cu(OH)2
CuSO4 +Fe(железный гвоздь) = Fe SO4 +Cu
Учащихся: формулируют определение ОВР.
Учитель: даны уравнения химических реакций, найдитесходства и различия в этих уравнениях.
а) C + O2 = CO2, б)C + 2H2 =CH4
Ответы учащихся: Кто-то теряет, а кто-то находит… Процесс отдачиэлектронов называется окислением, а принятия – восстановлением.В процессе окисления степень окисления повышается, в процессевосстановления – понижается. Составляем алгоритм для составленияокислительно-восстановительных реакций.
III.Этап первичнойпроверки понимания изученного материала. Вернемся крассмотренным ранее химическим реакциям и разберем овр /разбор реакций /.
IV.Этап закреплениянового материала
Выполнение тестовогозадания по вариантам.
V.Рефлексия: Оценка результатов своей деятельности
Учитель: Подведем итоги урока.Окислительно-восстановительные реакции многообразны, они лежат в основе оченьважнейших реакций: фотосинтез, дыхание, горение, брожение, коррозияметаллов.
Продолжите фразу: Я- понял, Я — узнал, Я — научился…..
8. Информационныематериалы:
1.А. А. Елизаров.Методическое пособие для учителя. Химия. УМК для основной школы. 8-9 классы.Издательство «Бином».
2.Методическоеписьмо «О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введениягосударственного стандарта общего образования».
3.С.И.Гильманшина, С.С. Космодемьянская. Методологические и методические основыпреподавания химии в контексте ФГОС ООО. Учебное пособие.
4.С.Х. Галимова.Статья на тему: «Особенности преподавания химии в условиях перехода на ФГОС».
5. Амирханян Ю.С. Особенностииспользования проблемного обучения на уроках химии. Ресурсы Интернет.
6. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Дидактика уверенности в себе: проектируемурок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование. – В.: Учитель,2015.
МОБУ СОШ №30 им.В.И.Кузьмина, г.Якутск РС(Я)
Учитель химии первой категории Михайлова Эльвира Андреевна.
