X-PDF

Урок-игра на тему Морфологическая война

Поделиться статьей

Игра«Морфологическая война!»

Правилаигры: весь класс разделён на 4 команды по 5человек с капитаном во главе.  Каждая команда – группа супергероев из ВселеннойМарвел. Каждому кадету заранее определяется роль героя. Команды готовятназвание, девиз и эмблему.

ХОДУРОКА

Звучитзаставка из фильма.

Вступительнаялегенда том, что сегодня собрали всех супергероев для того, чтобы в очереднойраз решить, кто же самый сильный во Вселенной Марвел.

Представлениежюри, каждому из которых тоже определяется роль супергероя, но из другойВселенной. Для красочности раздаются эмблемы со значками героев.

Представлениекоманд, приветствие, демонстрация эмблем.

Разминка:(подготовка перед решающим боем)

1тур.: В течение 2 минут написать наибольшееколичество пословиц и поговорок, употребив различные предлоги.  Например:Умный при неудаче винит себя, а глупый – винит товарища. За каждое правильно выполненное задание по 1 баллу.

2тур.: В течение одной минуты написатьнаибольшее количество предлогов, образованных от наречий.  (Вокруг, возле,около, вблизи, мимо, после, впереди, позади, вдоль, поперек, напротив, наперекор,внутри, свыше и т.д.).  За каждое правильно выполненное задание по 1баллу.

3тур.: Игра «Корректор». (Так называютработника редакции, который исправляет ошибки в текстах, предназначенных дляпечати). Сегодня вам предстоит исправить ошибки на употребление предлогов всочинении учащегося. Дается три минуты на правку текста. За каждую исправленнуюошибку вы получаете по 1 баллу.

«Летоммы с друзьями собрались в трехдневный поход. Что с собой взять? Об этомпродумал серьёзно каждый из нас.
И вот через несколько утомительных часов дороги мы на месте стоянки. Всем быловесело, интересно.
Но благодаря начавшемуся дождю нам пришлось уйти домой на деньраньше. Несмотря на это, мы вернулись с похода оживлённые,полные новых впечатлений. По возвращению обсудили наши удачи ипромахи».

Покажюри подсчитывает баллы за разминку, в класс заносятся черные конверты спометкой. Задача команд разгадать шифр, определить адресата.

Каждаякоманда по очереди читает свой кусок послания, затем все вместе определяем, чтоэто письмо от Морфологии, в чьей стране случилась Война между предлогами идругими частями речи. Задача  супергероев помочь Предлогам в этой войне.

 

 

Объявлениеитогов за разминку.

Схваткакапитанов.  Капитаны пишут диктант:

Ввидунедостатка времени, вследствие непогоды, болеть в продолжение недели, наподобиекувшина, несмотря на усталость, имеет в виду, в продолжение вечера, нечто вродепещеры, в течение дня, вышли навстречу гостям, беспокоился насчет поездки,вместо благодарности.

Вэто время оставшиеся члены команд сражаются в «Интеллектуальном штурме».

Вопросыпоочередно задаются каждой команде, за правильный ответ начисляется по 1 баллу.Если команда не отвечает, вопрос предлагается другим командам. В таком случае 1балл идёт в зачёт команде, давшей правильный ответ.

1. Какиепредлоги – производные или непроизводные – появились, на ваш взгляд, в русскомязыке раньше? Почему? Обоснуйте свой ответ. (Более древние попроисхождению непроизводные предлоги, т.к. связь со словами, от которых ониобразованы, потеряна. У производных предлогов ясно обнаруживается ихпроисхождение).

2. Почемупроизводные предлоги используются обычно с одним каким-либо падежом, а многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами? (Производныепредлоги сохраняют оттенки лексического значения самостоятельного слова, откоторого они образовались, а потому часто сохраняют и соответствующий видсвязи).

3. Врусском языке около 200 предлогов, по частоте употребления они занимаютчетвёртое место после существительного, глагола, местоимения. Эти предлогираспределяются между пятью падежами, т.к. И.п. всегда употребляется безпредлогов. Это распределение неравномерно. Итак, вопрос. Как вы думаете, скаким падежом больше всего употребляется предлогов и почему, если учесть, чтопредлоги пополняются за счёт существительных? (С Р.п., т.к. предлогипополняются за счёт существительных, а существительные, сочетаясь ссуществительным, обычно имеет форму Р.п.: во время  урока.  Поподсчётам учёных, с Р.п. употребляется около115 предлогов из 200. Большая частьиз них происходит от существительных. С  Т.п. употребляется 24 предлога, сВ.п. – 20, с Д.п. – 19, с П.п. – 7.)

4. Правильноли говорят и пишут: о ёлке, о яблоне, о юбилее и т.д. Обоснуйте свой ответ. (Правильно, т.к. эти слова начинаются согласным звуком [Й]. Еслисуществительное начинается с гласного звука, то будет употребляться предлог«ОБ»).

Покажюри подводит итоги, кадеты просматривают эпизод битвы из фильма.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

Схваткапродолжается битвой «Быстрее правильнее!»: (задача команд быстрееответить на вопрос)

1. Назовите предлог, в котором три «О»(синоним к слову «рядом»). (Около)

 

 

2. Назовите предлог, синоним к слову «для»,употребляющийся с Р.п. (Ради)

3.Какой из 6 падежей никогда не употребляется спредлогами, а какой, наоборот, никогда не бывает без предлогов? (И.п. –беспредложный, а П.п. употребляется только с предлогами.)

4. Скакой частью речи никогда не употребляются предлоги? (С глаголом. Слеваот предлога могут быть все знаменательные части речи, например: двое из группы,а справа – формально склоняемые слова)

5. «Четвёртыйлишний». В группе слов найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор.

Впоследствии, 
наперекор, 
включая,
напротив.

(Включая.Все данные производные предлоги образованы от наречий, а «включая» –от   деепричастия.)

6. «Четвёртыйлишний». В группе слов найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор.

Вдоль,
через, 
около,
вблизи.

(Через.Все слова, кроме «через», являются производными предлогами, образованными отнаречий, а «через» – непроизводный предлог.)

7. «Четвёртыйлишний». В группе слов найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор.

Из(под) скамьи
Из(под) варенья
Из(под) лобья
Из(под) стола

(Исподлобья.Это наречие, которое пишется слитно, все остальные – существительные с сложнымпредлогом, который пишется через дефис.)

8. Почемуперед одними собственными названиями мы пишем предлог «О», а перед другими –«ОБ», например, о Москве, но об Астрахани?Объясните.

9. Найтиответ к шараде: Ты найдёшь меня на дне
В синем море. И во мне
От начала до конца
Два предлога и три «ца».   (У-с-три-ца)

 

10. Изкаких трёх предлогов можно составить название домашнего животного? (К-о-за)

11. Изкаких четырёх предлогов можно составить название важной принадлежностивелосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку? (На-с-о-с)

12. Отгадайтешараду:

Местоимение,предлог,
Меж них – фамилия поэта,
А целое – известный плод, 
Что зреет на исходе лета. (Я-блок-о)

Жюриподводит итог игры. В это время команды помогают спутавшемуся войску предлоговразделиться на два лагеря:  нейтральные истилистически окрашенные: Благодаря, через, для, в силу, вокруг, ввиду,впереди, около, вопреки, напротив, возле, несмотря на.

Жюриобъявляет победителя, вручается приз и грамота команде победителю.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет