X-PDF

Урок-игра Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую 5 класс (тематический урок ко Дню космонавтики)

Поделиться статьей

Тема: Правописание гласных в падежных окончанияхприлагательных с основой на шипящую.

Класс:5 класс.

Тип урока: урок применения предметных умений.

Вид урока: урок-игра.

Цель:закрепить знания об имени прилагательном как части речи, способ выбора окончанийприлагательных.

Задачи:

§  закрепить навыки правописания окончанийприлагательных;

§  показать условия выбора букв о или е в окончанияхприлагательных после шипящих;

§  развивать навыки командной работы;

§  расширить знания о первом полете человека в космос;

§  развивать мотивацию познавательной деятельности.

Оборудование: карточки для жеребьевки, карточки с названием команд,аудиозаписи «Сообщения ТАСС», «Предстартовая речь Ю.А. Гагарина», бланки с заданиями,лист жюри, техника для воспроизведения музыки.

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч. 2. /Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.

Планируемый результат:

§  обучающиеся научатся применять правила правописания падежныхокончаний прилагательных;

§  писать буквы о и е в окончаниях прилагательных послешипящих;

§  научатся использовать методы проверки;

§  объяснять языковые явления;

§  научатся работать в команде.

 

Ход урока:

 

Структурный компонент

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учителя и обучающихся. Создание необходимого эмоционального настроя, подготовка к уроку.

2 мин.

2. Актуализация знаний.

 

Слова учителя: «Сегодня на уроке мы продолжим изучать имена прилагательные, но сам урок пройдет очень необычно. И связано это с тем, что сегодня, 12 апреля, мы отмечаем очень важный праздник. Кто-нибудь знает, что это за праздник? День космонавтики! Ровно 60 лет назад, 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире полёт в космос. Со всех радиостанций Советского Союза звучали слова…»

Сообщение ТАСС.

Ученики слушают учителя и аудиозапись.

7 мин.

3. Работа в группах.  

 

Слова учителя: «Поэтому сегодня вы не ученики, а члены космический экипажей. Мы разделимся на 6 команд по 4 человека. Три команды будут носить названия космических кораблей, а другие три команды – названия космических станций. После того как команды разделились: вам нужно будет пройти несколько испытаний».

Испытание №1 «Поехали!»

Выдать листки с заданиями. Послушайте предстартовую речь Юрия Гагарина и выпишите все прилагательные, обязательно напишите их правильно и выделите все окончания, проверьте, чтобы они были написаны правильно. А как нужно проверить правильное написание окончаний у прилагательных? Правильно, задать вопрос.

Предстартовая речь Гагарина

Прилагательные: дорогие, близкие, незнакомые, могучий, космический, далекие, последние, прекрасным, большое, небывалый, большем. (максимум 11 баллов, или 12 баллов, если выпишут первый).

Испытание №2. Стыковка.

Стыковка – это соединение космических аппаратов, например, космического корабля и станции. Очень важно, чтобы эта операция прошла благополучно, от этого зависит успешность всей миссии.

Я раздам вам бланки с заданием, не забудьте подписать название вашего экипажа. На бланке космический корабль – это прилагательное, станция – это существительное, вам нужно подобрать и написать правильное окончание. Чтобы стыковка прошла успешно.

Испытание №3. Исследовательская миссия.

Вы на космической станции, что делают космонавты в космосе. Как правило, они проводят различные исследования. Ваша задача понять, почему в предложенных вам словах в одних случаях в окончании прилагательных пишется О, а в других Е. Сформулируйте правило и докажите, что вы все поняли правильно.

Испытание №4. Возвращение на Землю.

Вам будет дан текст. Это воспоминания Юрия Гагарина о своем полете и возвращении на Землю. Ваша задача: прочитать текст, вставить окончания у прилагательных (не забываем, как это делать), вставить пропущенные буквы в тексте там, где это необходимо, и записать слова, в которых вы вставили буквы в нужно ячейку таблицы, в зависимости от правила, которым вы руководствовались. И последнее задание: расставить знаки препинания в предложении, отмеченном ракетой.

Ученики делятся на команды согласно жеребьевке.

Участники команд выполняют задания игры, сдают бланки с заданиями, за правильно выполненные задания получают баллы.

30 мин.

4. Подведение итогов.

Подведение итогов игры, объявление команды-победителя.

Что вы узнали на уроке? Расскажите, что нужно знать, чтобы правильно написать окончания в прилагательных (и после шипящих).

Ученики отвечают на вопросы учителя. Повторяют правило правописания окончаний прилагательных, в том числе правило правописание О и Е в окончаниях прилагательных после шипящих.

2 мин.

5. Рефлексия.

Поделитесь впечатлениями об уроке. Что вам понравилось? Что не понравилось? Что было трудным? Оцените урок.

Слова учителя: «Спасибо за внимание и активную работу. Поздравляю вас с праздником – Днем космонавтики».

Сергей Бобунец «Спасибо, Юра, Космос Наш»

Ученики делятся впечатлениями, оценивают свою работу на уроке.

2 мин.

6. Домашнее задание.

 

Параграф 102. Упр. 583. Упр. 571 (устно, прочитать текст, ответить на вопрос).

Записывают домашнее задание.

2 мин.

 

 


Приложение

 

Экипаж: _________________              Экипаж: _______________

 

Испытание № 1. «Поехали!»

Испытание № 1. «Поехали!»

Выпишите все прилагательные из предстартовой речи Юрия Гагарина. Выделите окончания в прилагательных, запишите вопрос к ним.

Выпишите все прилагательные из предстартовой речи Юрия Гагарина. Выделите окончания в прилагательных, запишите вопрос к ним.

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.52%
НЕТ
39.48%
Проголосовало: 1297

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Экипаж:____________________

Испытание№2. Стыковка.

среди

 

звёздн

 

неба

 

 

 

 

 



Экипаж: _________________________________

 

Испытание№3. Исследовательская миссия.

Почему в окончанияхимён прилагательных в одних случаях пишется О, а в других Е?

 

 

На большом расстоянии, на чужой земле, о хорошем друге, о свежем ветре.

 

 

Сформулируйте правило:

 

 

В окончаниях прилагательных после _______ пишется о __________,

пишется е ______________.

 

 

Докажите, что вы правы,вставьте в окончания нужные буквы:

 

 

О могуч…м корабле, с хорош..й песней, решиться на больш..е путешествие.

 

 

Возвращение на Землю

(из воспоминаний Ю.А.Гагарина)

 

Высота полёта все время уменьшалась.Убедившись, что к_рабль благополучно достигнет Земли, я приготовился к поса_ке.

Десять тысяч метров… Девять тысяч… Восемь…Семь…

Внизу блеснула лента Волги. Я сразу узнал велик русск реку и берега, над которыми меня учил летатьДмитрий Павлович Мартьянов. Всё было хорошо знакомо и широк окрес_ности и весен  поля и рощи и дороги и Саратов…

В 10 часов 55 минут «Восток», облетев земн шар, благополучно опустился взаданн районе на вспаханн под зябь поле колхоза«Ленинский путь» юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловка.Случилось, как в хорошромане, — мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где явпервые в жизни летал на самолете. Сколько времени прошло с той поры? Всеготолько шесть лет. Но как изм_нились мерила! В этот день я летел в двести разбыстрее, в двести раз выше. В двести раз выр_сли советск крылья!

 

 -расставь знаки препинания

Распредели слова с орфограммами, которые вы вставили вколонку с правилом:

 

Проверяемая безударная гласная в корне

Непроверяемая безударная гласная в корне

Корни с чередованием

Проверяемая согласная в корне

Непроизносимая согласная

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.52%
НЕТ
39.48%
Проголосовало: 1297

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет