Тема урока: Монгольскаяимперия изменение политической карты мира
Класс: 6
Предмет:история
Типурока:урок открытия нового знания
Цель урока:- создать условия для достижения образовательных результатов:
-Личностныйрезультат– формирование чувства гордости и уважения к истории предков.
-Метапредметныйрезультат– продолжить формирование умений анализировать исторические документы,исследовать причины событий.
— Предметный результат – формирование представлений о появлении государства Чингисхана, его особенностях, роли в мировой истории. |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
||||
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
|
|||||
— Добрый день, ребята! |
|
Самоопределение, Планирование учебного сотрудничества (К) |
||||
II. Актуализация знаний Цель этапа: «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
||||||
В избе у мужика росли три сына: Три крепкие, здоровые детины. От ссор и драк устал уже родитель, И как-то раз позвал: — Ко мне идите! Признаюсь вам сыны, что я старею. Хочу проверить, кто из вас сильнее. Сломайте веник, что стоит у двери! Что, не по силам? Вам я не поверю! Сюда подайте! Он порвал бечёвку, Сломал по прутику весь веник ловко И кинул вон. — Когда вы вместе, братья, Не страшен враг и все его заклятья. Поодиночке вас легко надломят. Надеюсь, что урок мой вами понят. Вопрос классу: — О чем эта притча? — Как вы думаете о чем мы будем говорить? — На какие вопросы нам продеться ответить?
Исходя из темы, скажите, что мы сегодня должны с вами узнать нового, каких целей достичь? Раздробленная на множество самостоятельных княжеств, страна жила в обстановке бесконечных усобиц. Князья ссорились из-за власти, совершали походы на соперников, разоряли их, мирились и снова враждовали. А тем временем из восточных стран стали приходить известия о появлении какого-то незнакомого воинственного народа. Из глубин Азии двинулись на запад новые завоеватели — кочевники монголы. К началу XIII века на курултае (съезде монгольской знати) Темучжина провозгласили Чингисханом, т.е. Великим ханом. Он поставил перед монголами задачу завоевать весь мир. Завоевывая один народ за другим, монголо-татары не могли не напасть на Русь. Основной вопрос, на который нам предстоит сегодня ответить, — почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития? |
Определяют тему и цель урока
Ответы детей, постановка целей: Кто такие монголы? Устройство их государства, ход монгольского нашествия, основные сражения русских и монгольских войск, последствия монгольского нашествия на Русь.
|
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
||||
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний |
||||||
1. Образование державы Чингисхана Прочитать пункт 1 пар.15, и ответить на вопрос: 1. Каково было главное занятие монголов? 2. Когда монголам удалось покорить и объединить соседние кочевые племена? 3. Когда полководец Темучин был провозглашена великим ханом? 4. Какова была главная задача нового правителя? 5. Какая система управления была принята в Монголии в начале 13 века7 6. Как называлась столица нового государства? Где она располагалась? ( Работа с картой стр. 8) 7. Какие законы регламентировали правила поведения и жизнь монголов?
2.Начало завоевательных походов Чингисхана
Причины успехов монголо-татар: Работа с документом. Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются: точно так же, если один или двое смело вступают в бой, десять других не следует, то их так же умерщвляют… Оружие же все по меньшей мере должно иметь такое: два или три лука, и три большие колчана, полные стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые… У некоторых из них есть копья, и на шейке копья они имеют крюк, которым, ели могут, стаскивают человека с седла… В ходе завоевания соседних стран монголы научились пользоваться осадными орудиями – таранами и метательными устройствами. Если встретится какая крепость, они окружат ее; мало того, они так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом он весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха, сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска, и одно сменяет в бою другое, так что они не утомляются. Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга (крыла). Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в предвкушении победы, теряя осторожность, то крылья наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву. Такая тактика называлась тактика полумесяца.
Задание 1 стр.11. ДСР
Завоевания монголов. Работа по карте. Просмотр видеоурока. История России 6 класс «Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана»
2. Битва на Калке Просмотр видеоролика Битва на Калке. Карамзин —Почему Русско-половетские войска потерпели поражение?
Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536
4.Историческое наследие Монгольской империи. Объяснение учителя о частях Монгольской империи Работа с учебником стр. 8-10. Выделите положительные и отрицательные последствия монгольского завоеваний |
Дети совместно с учителем делают выводы о преимуществах и силе монгольского войска: 1. Жетокость 2. Оружие 3. Осадные башни 4. Тактика полумесяца 5. Разведка
Китай Ср.Азия Кавказ Половецкие степи Битва на реке Калке Причины поражения русских войск. (запись в тетради) — разобщённость русских войск и сил; — умелое тактическое руководство и стратегический талант Чингисхана и его военачальников. Положительное значение: управление: — баскаки, почтовая служба, изобретения, терпимое отношение к церкви Отрицательное: людские потери и хозяйственное разорение, болезни- чума |
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
||||
IV. Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
||||||
Заполните пропуски в предложениях, используя выделенные слова в скобках. «_________ племена монголов объединил ___________ , получивший на __________, съезде монгольской знати, титул _____________, что означает «хан, _________ как океан». Его армия имела чѐткую ____________ и железную _____________. Самой крупной боевой единицей был___________ , равный десяти тысячам. Бегство с поля хотя бы одного воина влекло за собой казнь всего десятка. Монголы покорили _______________, Китай, Кавказ . (Чингисхан, тумен, организацию, Среднюю Азию, Темучин, божественный, кочевые, великий, курултае, дисциплину).
— почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития? -Кто возглавил монголов? (Чингисхан) -В чем была сила монгольского войска? (В организации и дисциплине) В чем был недостаток организации русского войска? (В дезорганизации) |
Работа по карточке
Ответ на проблемный вопрос (Ответ учащихся)
|
Анализ объектов, подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
||||
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
||||||
Интерес- что было интересно на уроке? Обучение- чему научились? Главное- что сегодняшний урок принёс для меня?
Сегодня все отлично поработали, молодцы.
|
Ребята дают оценку своим знаниям. |
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) |
||||
VI Инструкция по выполнению дом. задания |
|
|||||
Дома: прочитать параграф 15. Ответить на вопросы Задание 4. Последствия монгольских завоеваний и создание Монгольской империи для народов Евразии
|
Записывают дом. Задание. |
|
