Урок истории потеме:
«Первые люди наземле».
Тема урока:Первыелюди на земле.
Цель урока:
Подвестиучащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейшихлюдей в более выгодное сравнительно с остальными животным миром положение,помогла выжить.
Продолжитьформирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним,исторической картой и иллюстрациями. Правильно употреблять и объяснятьисторические термины.
Воспитыватькультуру учебного труда.
Учебное оборудование: карта мира, атласы по историиДревнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека отобезьяны, гипсовая копия головы древнего человека.
Ход урока
I .Организационный момент.
II. Актуализация опорныхзнаний учащихся по теме: «Что изучает история Древнего мира?»
1.Подготовкаустного ответа по карточке. Работа учащихся с терминами у доски.
КАРТОЧКА № 1
Подготовьразвернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в далекомпрошлом?» Для этого вспомни:
Кого называют археологами?
Как работают археологи?
Как находят археологические памятники?
Чтоназывают историческим источником? Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося:Для того, чтобы узнать как жили люди в далекомпрошлом, нужно использовать находки археологов. Археологи — это ученые,которые восстанавливают историю по вещественным памятникам. Прежде, чем выехатьна раскопки, они изучают литературу того района, где предполагаютсяисследования. Затем, они проводят разведку этой местности. После этого они начинаютраскопки. Они копают лопатами, снимая тонкие слои земли. Собранный материалобрабатывают и изучают. Находки археологов — это и есть вещественные памятникиистории или исторические источнику.
2. Фронтальная беседа с классом по вопросам.
Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая история». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до нашихдней называется Всеобщей историей.)
Как называется первая частьВсемирной истории? (ИсторияДревнего мира.)
Что изучает история Древнего мира? {История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей,цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)
3.Развернутыйответ учащегося по карточке № 1. Проверка работы у доски.
Переходк новой теме
Итак,мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников, ученыеполучают научную информацию о жизни людей и да леком прошлом. Со знакомства сжизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.
Задача для учащихся: Как жили древнейшие люди?
III. Изучение новой темы:
План
1.Облик далеких предков.
2.Первое орудие труда.
3.Охота и овладение огнем.
На доске записаны тема урока,новые слова: орудиятруда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.
1. Рассказ учителя.
Согласно научным данным первобытныелюди появились на Земле более 2 млн. лет назад. Люди произошли от обезьян (ноне от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымершихобезьян, кости которых находят в земле).
2.Работа по карте (с. 15учебника).
Где жили древнейшие люди? (В восточной и Северо-восточной Африке, Евразии кроме еёсеверной части.)
Гдеследы их жизни не обнаружены? (В Америке и в Австралии.)
Как вы думаете почему? (Люди в те далёкие времена могли жить только в теплых местахс богатой и разнообразной растительностью и животным миром.)
3.Самостоятельная работаучащихся с иллюстрациями учебника. Задание, рассмотрите рисунки (с. 13 учебника) иопишите облик древнейших людей.
4.Беседа по вопросам.
Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (Древнейшие люди сильно отличались от современных людей:они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широкимприплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Надглазами валик, под которым скрыты глаза.) Демонстрация на с. 12 , посбия,таблица. И.С. Неодерталец, корманьонец, петикантроп и т.д.
Чем древнейшие люди отличалисьот обезьян? (Умением изготовлять примитивныеорудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)
Что называется орудием труда? (Орудие труда — этото, чем человек работает.)
Этиопределение дается и записывается на доске, детьми — в тетради И.С.
Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (Расколоть орех, вырубать с помощью камня дубины, оттачиватьпалки- копалки, убить какого-то мелкого зверя, защититься от нападенияхищников…)
5.Работас текстом учебника (с. 18 учебника).
Задание: Выяснить, как охотились древнейшиелюди?
6. Работа с новыми терминами.
Человеческое стадо — древнейший коллектив людей, вкотором они трудились и свои умения передавали по наследству.
7.Рассказ учителя.
Подумайте,как люди могли овладеть огнем? (Выслушать доводы детей.) Попросить детейпотереть ладошки: «Что вы чувствуете? Тепло?». Что-то подобное испытал человек,когда долго тер друг об друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть ипостепенно появлялся огонь… Но этому человек научится еще не скоро, а покаему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный»не справлялся, происходило страшное…
8.Работа с художественной литературой.
Зачитатьотрывок из книги ДЭрвильи «Приключение доисторического мальчика». Остановитьпрочтение на одном из интересных мест и попросить рассказать продолжение наследующем уроке.
«… Крек рассказал все, что с ними случилось,почему они не могли во время вернуться в пещеру. Он пробовал разжалобитьстариков.
— Мынадеялись раздобыть много пищи для всех, — задыхаясь, закончил мальчик свойрассказ, — и только потому я покинул пещеру. Уходя, я позаботился о том, чтобыогонь не погас, а прожил бы до нашего возвращения.
—Огонь умер… — проворчал один начальник. — Ипусть он будет отомщен.
Крек и Ожо растерянно озирались кругом. Дикиекрики, взывавшие о мести,становились все громче и громче. Напрасно братьяискали проблеска жалости на лицах старейшин и охотников. Все лица были искаженыотчаянием и яростью, во всех взглядах светилась свирепая решимость.
Старейшийначальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и …»
VI.Закрепление изученного на уроке
а) Впишитенедостающие слова.
Древнейшиелюди жили на земле более___ лет назад
(двух миллионов лет назад).
Главнымотличием древнейших людей от животных было (умение трудиться).
Древнейшимиорудиями труда были:_________ (камень, палка-копалка).
У древнейших людей было дваглавных способа добывания пищи__________________ (собирательство, охота).
VII. Итог урока
Домашнеезадание: 1.Прочитать §1учебника
2. Подготовить развернутыйответ по вопросу «Как жили древнейшие люди?».
3. Знать определениетерминов.
*Подумать, что обозначаетвыражение «труд создал человека»?
Дополнительная информация
В ходе своего формирования человечество прошлотри этапа. Первый этап развития ископаемых предков человека представленавстралопитеками, ископаемые остатки которых впервые были найдены в ЮжнойАмерике, почему они получили название южных обезьян (от лат.australis— южный и греч. pitekos—обезьяна).
Ростом австралопитеки были примерно с современнуюшимпанзе, передвигались на двух ногах, причем их походка уже полностьюсбалансирована. От человекообразных обезьян австралопитеки отличались истроением кисти руки: у них большой палец был развит сильнее ипротивопоставлялся, как у человека, остальным пальцам. И, наконец, главноеотличие австралопитеков заключалось в их трудовой деятельности и изготовленииорудий груда. В качестве материала они использовали кости животных, дерево икамень. Дошедшие до нас древнейшие орудия из камня — грубые желваки с режущимкраем. Второй этап становления человечества — эпоха питекантропов (от греч.pitekos— обезьяна и anthropos —человек). Объем мозга у них достигает до 1000 см3 (уавстралопитеков он равен 600-650 см1). С увеличением объема мозга иразвитием его лобных долей уменьшилась покатость лба и надбровных дуг. Орудиягруда питекантропов отличались большим разнообразием. Они научились делатьручное рубило, разнообразные скребки, грубые рубящие орудия с одним рабочимкраем. С такими орудиями питекантропы могли загонять крупных животных. Они ужемогли пользоваться огнем. Третий этап связан с неандертальцами (от названиядолины Неандерталь в Германии). Первые неандертальцы появились, по-видимому,250-300 тыс. лет назад, и по своему строению они уже напоминали современногочеловека. Набор каменных орудий неандертальцев стал еще более разнообразным.Появились остроконечники, проколки, острия. Материалом служили дерево, костикрупных животных и шкуры. Шкуры употреблялись и в качестве примитивной одеждыдля защиты от холода.
Рассмотренные три стадии становления человечествапредшествовали появлению людей современного типа (кроманьонцев), с которымизаканчивается процесс становления человечества и начинается подлиннаячеловеческая история.
Энциклопедическийсловарь юного историка. — М., 1994. — С. 386—387.
А) Австралопитек |
1. Около 2-2,5 млн. лет назад |
Б) Homohabilis(«человек умелый») |
2. Около 250 тысяч лет |
В) Homoerectus(«человек прямоходящий», питекантроп) |
3. Около 4 млн. лет назад |
Г) Человек разумный — неандерталец |
4. Около 40 тысяч лет назад |
Д) Человек разумный — кроманьонец |
5. 1,5 млн. лет назад |